Последний генерал рода Кенгерли

Джамшид хан Нахчыванский: Я ни в чем не виноват…

 

Если Азербайджан заботится о своем суверенитете, полной свободе, он в первую очередь должен думать о собственной национальной армии, национальных офицерах. Обо всем этом я думал. Двадцать пять лет назад я высказал мысль о создании не имеющей аналога специализированной военной школы. Мы создали эту школу. Действительно, спустя двадцать пять лет с того времени в числе прочих дел я сам высоко оцениваю этот шаг, эту инициативу.

Гейдар АЛИЕВ  1990 год

ЛЕТОПИСЬ

Все, что свершается впервые, обычно бывает красивым и запоминающимся. Первый учитель, первая любовь, первый космонавт, первый генерал… Сегодня, когда речь заходит об офицерском составе нашей славной военной истории, невольно вспоминаются выпускники Военного лицея имени Джамшид хана Нахчыванского.

ЧАСТЬ I

Мы должны гордиться тем, что эти офицеры в рядах Национальной армии Азербайджана с честью воевали за освобождение наших земель от захватчиков.

Известный полководец Алиага Шихлинский в июне 1918 года заложил основу юнкерской школы в Гяндже. Создание в тисках тоталитарного режима такой школы второй раз удалось Гейдару Алиеву в 1971 году.

Джамшид Нахчыванский - последний генерал из рода Кенгерли. Его предки - Эхсан хан, Калбалы хан, Гусейн хан и Исмаил хан - умерли своей смертью в преклонном возрасте. Судьба определила Джамшид хану жизнь в сорок три года. Двадцать три из них пришлись на военную деятельность. В расцвете сил и таланта он стал одной из невинных жертв 30-х годов. Против Джамшид хана было выдвинуто обвинение в организации и руководстве «группой диверсантов», которая якобы наладила тесную связь с братьями Давуд ханом и Калбалы ханом, служившими в шахской гвардии Ирана. После установления советской власти в Азербайджане оба получили официальное разрешение и уехали в Иран, а вскоре завоевали популярность там и получили высокие должности. Но в 30-е годы шах потерял доверие к ним. Причина - их брат Джамшид хан Нахчыванский служит командиром бригады в Красной армии. Некогда их отцы-деды воевали против Ирана в составе русских войск. Видимо, об этом доложили шаху и он приказал расстрелять братьев. А в Азербайджане в мае 1938 года арестовали Джамшид хана. 26 августа он был расстрелян. Произошло это через четыре года после убийства братьев в Иране. В то время Джахчыванский был начальником кафедры общей тактики Военно-политической академии имени М.Фрунзе в Москве.

Из обвинения 12 августа 1938 года «злостного врага советской власти» Джамшид хана Нахчыванского:

«первое - активный участник азербайджанской антисоветской националистической организации Азербайджанский национальный центр. Привлечен в организацию Гараевым;

 

второе - принимал активное участие в разработке плана свержения советской власти в Азербайджане и отторжении Азербайджана от Советского Союза, лично подготовил план военного восстания в Азербайджане;

 

третье - установил связь со служившим в армии Ирана братом, иммигрантом Калбалы ханом. Поручил брату при начале восстания в Азербайджане направить на помощь военные отряды из числа иммигрантов;

 

четвертое - после освобождения из-под ареста в 1931 году (в качестве активного участника антисоветской националистической организации Джамшид хан был арестован 22 февраля 1931 года Особым отделом Главного политического управления Закавказья - Авт.) прибыл в Москву и вновь установил связь с Гараевым. Усилил свою антисоветскую деятельность в Азербайджанском национальном центре и принимал активное участие в делах центра;

 

пятое - оказывал конкретную помощь Азербайджанскому национальному центру;

 

шестое - занимался шпионажем с 1921 по 1926 год, через бывшего председателя «Азерхлопка» Мамеда Гаджиева передавал брату - Калбалы хану - секретные сведения об армии (РККА).

 

Спустя четырнадцать дней после предъявления обвинения Военная коллегия Верховного суда СССР провела закрытое заседание. Заседание под председательством В.Ульриха с участием трех свидетелей длилось всего 15 минут и завершилось в 12.50 вынесением смертного приговора. После оглашения приговора ему было предоставлено последнее слово. Получивший тяжелые раны в результате избиения, Джамшид хан отказался что-либо говорить. Да и какой смысл…

 

В ту же ночь генерал был расстрелян в Москве.

 

***

 

«За ним пришли ночью. Для проведения обыска нужны были понятые. Дворник отказался быть свидетелем: «Будь любой - пойду, только не Нахчыванский. Как я ему в глаза смотреть буду?». Один из тех, кто прибыл на черной «эмке» с ордером на арест, поспешно поднялся по лестнице.

 

Запыхавшись, сказал открывшей дверь хозяйке: «Прячьте ценное, что есть». Командир бригады Красной армии из ханской династии не был человеком жадным. Прощаясь, он поцеловал дочь Алию в сонные глаза, обнял жену и сказал: «Береги себя и детей. Я ни в чем не виноват. Скоро вернусь».

 

Он вернулся спустя многие годы. Вернулся, чтобы навечно остаться в памяти народа». (Григорий Аксельрод. Командир бригады ханского происхождения. Газета «Неделя», №17, 1988 год).

 

Кровь стынет в жилах, когда знакомишься с документами расстрелянных в годы репрессий командира бригады Джамшид хана Нахчыванского, командира дивизии Гамбая Везирова, полковника Джалиля Алиева, Сейфуллы Мехдиева, Галиб бека Векилова и Солтангамида Пашаева, слушаешь воспоминания членов семей и выживших их современников - генерал-майора Акима Аббасова, профессора Эйюба Аскерова. Обидно, что в деятельности этих героев-командиров нет ни толики недоверия к новому строю, нет ошибок и недостатков. Так почему пролита невинная кровь, почему семьи подверглись тысячам невзгод в ссылках? Почему Сталин и его подручные - Берия, Багиров уничтожали выдающихся полководцев при «чистке»? Вопросы, вопросы… Так трудно найти ответы на них.

В 30-е годы уничтожались сады, ибо их разбили беки, а потому плоды нельзя было есть. Сносились здания, так как они строились ханами. Закрывались мечети и учреждались союзы безбожников. Вырезали сыновей, потому что они были представителями бекских и ханских родов. Служили мусаватистскому правительству.

Сегодня эти ошибки истории признаются, жертвы репрессий 30-40-х годов, а также начала 50-х реабилитированы. В их честь возвышаются памятники, их имена присваивают улицам и площадям. И, наконец, молодежь, хоть и с опозданием, выполняет свой нравственный долг перед памятью отцов и дедов.

 

Не имевший никакой «шпионско-диверсинной группы» (такой организации вообще не существовало), не поддерживавший отношений с братьями в Иране, Джамшид хан также стал жертвой страшного беззакония.

Тревога смутных лет

 

15 августа 1895 года род ханов Кенгерли подарил миру вписавшего золотые страницы в военную летопись Азербайджана Джамшид хана. К семи годам мальчик от матери - Фярянтадж ханым научился писать по-азербайджански, а от няни Анны Ивановны Николаевой - говорить по-русски и по-французски. Отец, офицер царской армии Джафаргулу хан, отдал восьмилетнего Джамшида в юнкерскую школу в Тифлисе. 8 ноября 1914-го его направили в гвардейскую школу в городе Елизаветград (ныне Кировоград) в Восточной Украине. В том же году окончил школу в звании прапорщика. В годы первой мировой войны Джамшид хана назначают командиром татарского конного эскадрона, сформированного из мусульманского населения империи. В ходе боевых действий он проявил лучшие качества военачальника. За участие в Брусиловском прорыве Джамшид хан удостоен ордена Святого Георгия IV степени. Он трижды был ранен на австрийском и румынском фронтах, за боевые заслуги в период с февраля 1916 года по январь 1917 года награжден серебряным Георгиевским оружием, орденами Святой Анны II, III, IV степеней, Святого Станислава II и III степеней. После распада юго-восточного фронта штаб-ротмистр Нахчыванский со своим конным полком вернулся в родной Азербайджан.

Шамистан НАЗИРЛИ

Каспiй.- 2015.- 4 сентября.- С.- 10