Мосты цвета
Нагия Рзаева: Вся жизнь - в поиске
Сегодняшний гость газеты «Каспiй» - член международного объединения художников-активистов, член Союза художников Азербайджана, лауреат премии «Деде Горгуд» - Нагия Рзаева.
Каждый свой шаг Нагия ханым продумывает до мелочей, и несмотря на творческий склад натуры, она больше все же прагматик, хотя не лишена романтики. Работает в детской студии «Гюнеш» при Бакинском центре внешкольной работы, а в свободное от занятий время пишет по шелку. Она - педагог от бога и в своих воспитанниках души не чает, а совсем недавно была назначена представителем Femin-Art в Азербайджане... Впрочем, обо всем по порядку.
- При встрече меня в первую очередь обычно спрашивают, как я познакомилась с живописью, - рассказывает Нагия ханым. - Наверное, это случилось в детстве. И хотя в нашей семье профессиональных художников не было, рисовали все. Папа по природе своей был человеком одаренным, он украшал все вокруг, делал мебель, чинил домашнюю утварь, хорошо рисовал. Думаю, любовь к прекрасному передалась мне именно от него. Я любила рисовать, но никогда не думала, что займусь этим профессионально, однако волею судьбы поступила в художественный вуз. Дело в том, что в школе я продолжительное время болела, почти год пролежала в больнице, и там на свое увлечение взглянула с другой стороны. Я поняла, что рисование поддерживает меня, придает сил. Рисовала врачей, знакомых и успокаивалась, а окружающим нравились мои работы. Я прониклась этим занятием до глубины души, и когда пришло время поступать, подала документы в пединститут имени Ленина на факультет художественной графики, поскольку у нас не было русского сектора художественного факультета. Поступила легко и училась так же. Пять лет пролетели незаметно, вуз я окончила с красным дипломом.
- И все же, в профессию вы пришли по велению сердца или по стечению обстоятельств?
- Думаю, по велению сердца. Конечно, стечение обстоятельств тоже сыграло свою роль, но без сердца и души ничего бы не вышло. В школе я училась на круглые пятерки и готовилась к поступлению на мехмат МГУ. Жили мы тогда в Сумгайыте, и я была в числе пятерых талантливых детей, которые после окончания школы должны были продолжить обучение в этом московском вузе. Я прекрасно знала математику, в перспективе открывались большие возможности. Но тут болезнь… и я вдруг поняла, что искусство это то, что мне надо, от чего я получаю истинное удовольствие. Я всегда была человеком творческим: рисовала стенгазету, любила литературу, а все прочитанное представляла образно. У меня с детства была очень развита фантазия.
- А родители не возражали против столь радикальных перемен в вашей жизни?
- Честно говоря, папа был против, но мы его уговорили. Он не верил, что я смогу поступить, и только потому разрешил сдавать экзамены. Ну а когда я прошла, ему оставалось лишь порадоваться.
- Не жалеете, что связали свою жизнь с искусством?
- Нет, не жалею. Вообще-то не считаю себя художником, а когда спрашивают о профессии, говорю, что педагог. Я очень люблю детей, работать с ними и находить что-то новое: все мое творчество проходит через них.
- Какому жанру вы отдаете предпочтение?
- Начинала я как график. Делала очень удачные гравюры, которые не раз принимали участие в конкурсах и даже занимали призовые места, в том числе в России, Украине, Польше. Моя первая персональная выставка состоялась в 1988 году, я представила 77 графических работ. Сегодня графика в моем творчестве отошла на задний план, уступив место батику и живописи.
- Что вас в них привлекло?
- Мне кажется, сколько человек живет, столько и ищет себя. Мне всегда было интересно познавать что-то новое. Понравилось что-то - сразу пытаюсь повторить. И с батиком так получилось. Подруга показала мне картинку, которую привезла из Японии. На шелковом полотне золотыми красками был сделан рисунок, и мне это так понравилось, что я сразу купила ткань и начала пробовать. Я не знала технологии, но, ознакомившись с инструкцией на красках, натянула шелк на пяльцы и стала писать. Всю ночь просидела, а наутро у меня получилась работа, очень похожая на оригинал. Потом пошла дальше, глубже изучала это искусство, и оно становилось мне все интереснее. Вначале я работала исключительно на черном фоне и только золотыми красками. У нас я таких работ не встречала, потому что на черном шелке работать намного труднее. Сейчас я пишу и на цветном, но излюбленным по-прежнему остается черный.
- А на холсте пишете?
- Я ведь педагог и должна уметь все.
- Но и это, я так понимаю, не окончательный вариант?
- Нет, надо постоянно искать себя. Я и детей так учу: поставили палитру - ищите цвета в ней, не ждите, пока кто-то поможет. Всю жизнь надо быть в поиске.
- Недавно вы вернулись с одного фестиваля…
- Да, он был организован объединением Femin-Art и проходил в нескольких городах Турции и Грузии. Это VIII международный фестиваль женского творчества, в котором мы принимали участие впервые. Там присутствовало около 40 художников из 15 стран. От нашей страны почетным гостем был Наваи Метин, председатель азербайджанского представительства Международного объединения художников-активистов, а также принимали участие Севиндж Алескерова, Таира Алиева, и я. Этим летом у меня было желание поучаствовать в каком-нибудь мероприятии за пределами страны, и приглашение от Femin-Art пришлось как нельзя более кстати.
- Судя по названию, в фестивале участвовали только женщины?
- Большую часть, конечно, составляли представительницы прекрасной половины. Но в этом году они подготовили расширенную программу и для участия в ней пригласили нескольких мужчин - к примеру, были представители из Ирана, Турции, России.
- Какова главная идея этого фестиваля?
- Цель его - сохранение, развитие и пропаганда художественной культуры, изобразительного искусства, традиционной культуры, декоративно-прикладного творчества, народных художественных промыслов, ремесел, творческих инициатив, составляющих основу культуры, а также укрепление международных творческих связей между художниками и мастерами различных арт-направлений. Ведь сегодня именно рукотворное творчество объединяет города, страны и континенты. Существуют разные традиции, объединяющие людей, и благодаря миру без границ на наших глазах рождается синтез культур, направлений, тенденций. Даже тема фестиваля звучала так: «Пятна краски на руках наводят мосты цвета».
- Какие впечатления и эмоции вы привезли на родину?
- Мне все очень понравилось, я до сих пор под впечатлением. За семь дней фестиваля мы сдружились со многими участниками, увидели немало интересного, участвовали в насыщенной программе, общались, творили, создавали, а потом снова общались, обсуждали и вновь творили… Это был процесс творчества, в который мы погрузились с головой. Я очень благодарна президенту объединения Femin-Art Шюкран Янгин Уст за возможность принять участие в фестивале и получить массу положительных эмоций.
- Насколько я знаю, представительства Femin-Art в Азербайджане нет?
- Его действительно до недавнего времени не было, но на этом фестивале принято решение назначить меня официальным представителем объединения в нашей стране. Теперь мы стали одним из многочисленных его членов.
- Примите наши поздравления.
- Спасибо. Я до конца еще не осознала происшедшего, но намереваюсь подойти к этому делу со всей ответственностью - четко, грамотно и на уровне, а не ради галочки.
- С чего начнете?
- В первую очередь собираюсь объединить всех женщин-художниц страны, которые теперь смогут самовыражаться и общаться со своими коллегами из нашей организации по всему свету. Со дня на день я должна получить устав и правила объединения, а когда все будет на руках, приступлю к исполнению своих новых обязанностей.
Виктория ТРЕТЬЯКОВА
Каспiй.—2015.- 3 сентября.- С.- 12