Мудрость Годжи

Судите народ по поэту

 

Сейчас мне кажется, что еще до того, как познакомился с Фикретом, я видел его портрет, написанный Тогрулом Нариманбековым: изумрудные глаза на пол-лица и ощущение какой-то детской наивности (ему на портрете лет 25), так вот сочетание детской наивности и мудрости старца. Он же не случайно взял псевдоним Годжа - Старик.

Я немало мотался по белому свету,

Но о турках сужу по Назыму Хикмету...

Борис Слуцкий

Убейте, не помню, где познакомились. Начну с того, что помню лучше всего: как мужественно вел себя Фикрет, когда у него неожиданно обнаружилась страшная болезнь. Он ни в чем и никогда не показал слабины, паники, да просто дурного расположения духа, которое в этом состоянии неизбежно. Я совершенно уверен, что мужество Фикрета сыграло огромную роль в том, что он преодолел смертельный недуг. Многие окружающие тогда (а дело было около 30 лет назад) с ним уже попрощались.

Помню, как сокрушенно покачивали головами, ничего не говоря вслух, редактора издательства «Советский писатель» в Москве, где тогда выходила в моих переводах его книга. Считалось, что это как бы прощальное издание. Какое счастье, что это оказалось не так. А Фикрет был в своем репертуаре.

«Врач мне говорит, - рассказывал он, - не сиди на сквозняке! Наивный человек. Он думает, у меня есть, что застуживать!» (он лишился тогда легкого).

Фикрет Годжа много лет имеет звание народного поэта, он - заслуженный деятель, он - лауреат, он - первый секретарь Союза писателей. Не могу сказать, что ему это не нужно, наверное, это не так. Но главное для тех, кто его знает, не ранги и не звания, а то, что он - Фикрет Годжа. И этим все сказано. А потому позволю себе вместо юбилейной статьи предложить читателю выдержки из афоризмов Фикрета. Что-то я слышал от него сам, что-то прочитал в интервью, которые он давал в разные годы... Мне кажется, что эти короткие строки больше расскажут об их авторе, чем иные научные работы.

 

О возрасте. Я уже тот человек, который понимает, что, молясь Богу, все равно, в какую сторону смотреть. Необязательно смотреть в сторону Каабы. Если я молюсь Богу, я стою лицом к нему, куда бы ни смотрел.

 

Об Израиле. Мне очень понравился Израиль. Особенно Иерусалим. Эта земля - святая, она - под ногами Создателя. Три главные мировые религии имеют здесь начало - это не случайно. Святая земля... И конечно, для меня будет большим подарком, если там состоится мой вечер.

 

О популярности. Громкие имена поднимаются как пыль, а потом пыль оседает... Вы думаете, что Физули в XV веке знали лучше, чем сейчас? Тогда его, наверное, вообще не знали. А сейчас его знает весь мир. Поэзия - марафон, а не стометровка. Тут надо рассчитать дыхание, а это не всем удается. Может, сейчас мы не знаем имени какого-то поэта, а через сто лет о нем будут говорить все и считать классиком.

 

О состоянии современной литературы. Как после потопа. Прилавки завалены новыми книгами, чуть ли не все много пишут. И это хорошо. Каждого нужно уважать. И не надо ограничивать. Пусть пишут. Пройдет время, муть осядет, но главное останется. Останется картина нашего времени.

 

О себе. Вы видели у причалов старые суда? Они еще могут вновь выйти в море. Они повидали на своем веку и ураганы, и одичавшие, вздыбленные волны... Глядите, и я похож на такое старое судно. Чего только в моей жизни не было! Но эти штормы и девятые валы необходимы. Без них океан был бы озером...

 

О почетных званиях. Я против субординации в литературе. Ум и талант - от Бога. Пушкин не имел литературных регалий, но разве от этого он стал менее народным? Звания народных поэтов были приняты при советской власти. Это было выгодно государству - иметь при себе отряд «прикормленных творцов». При истинно демократическом строе надобность в народных поэтах, писателях постепенно отпадает.

 

Язык истинной поэзии - язык таланта. А талант может быть и молодым, и старым, и народным, и не народным. Таланты распределяет Бог.

О современном мире. Если мы такие замечательные, то почему наша цивилизация так жестока? Известный путешественник Тур Хейердал когда-то задал представителю какого-то дикого племени вопрос о причинах людоедства. Тот в ответ спросил: «Вы не едите людей? Нет? Тогда зачем же вы их убиваете?». Сознание голого, первобытного человека учит логике нашу цивилизацию. Этот человек не может понять, почему надо уничтожать людей и целые страны. Почему?

...Войдя в кабинет первого секретаря Союза писателей Азербайджана, я увидел на стене портрет Назыма Хикмета. Фикрет любит его стихи, он знал поэта при жизни, слушал его выступления. А я подумал – как все в мире связано. Я только за день до этого вспоминал в связи с Фикретом стихи Бориса Слуцкого, посвященные Назыму. Как наверняка знают наши читатели, в Израиле благодаря поддержке народного поэта Азербайджана Фикрета Годжи и председателя Союза писателей Азербайджана, народного писателя Анара создано и успешно функционирует Израильское отделение Союза писателей Азербайджана, что говорит и о мудрой дальновидности Анара и Фикрета, и об отношении к нашей стране.

 

Закончить сегодняшние заметки о Фикрете Годже хочу перефразированным финалом того самого любимого мной стихотворения:

 

Только так и судите народ –

по поэту,

Только так и учите язык -

по стихам.

Пожелаем здоровья и счастья

Фикрету,

Чтобы голос его никогда

не стихал!

Г. Александр

Каспiй.- 2015.- 5 сентября.- С.- 16