Кнутом и пряником

 

 Эмин Гахраманов: В каждом ребенке я вижу художника

 

Сегодня в столице функционирует более ста различных детских центров, кружков и студий, где профессиональные педагоги обучают малышей петь, танцевать, рисовать... Родителям остается лишь сделать правильный выбор, не запутавшись в таком изобилии образовательных учреждений.

Газета «Каспiй» решила прийти им на помощь. Мы будем регулярно знакомить наших читателей с творческими кружками и центрами города, с педагогами и руководителями, методиками и программами, чтобы родители знали, на что следует обратить внимание, кому можно доверить свое чадо и чего ожидать от тех или иных занятий. А начнем мы с Детской художественной студии Эмина Гахраманова.

Студия эта существует уже более восьми лет. Находится она в самом центре столицы, на бывшей Торговой, прямо над супермаркетом «Континенталь». Занятия здесь ведут несколько профессиональных педагогов, костяк которых составляют четыре художника - Шахла Зейналова, Эльчин Буниятов, Зохраб Джаббаров и Тахмина Гахраманова. Двери для своих воспитанников студия открывает рано утром и закрывает поздно ночью, шесть дней в неделю. Потому и часы занятий дети могут выбирать на свой вкус. По той же причине может варьироваться число уроков в неделю. Что интересно, в студии вполне демократичные цены, а для учащихся из малообеспеченных семей руководство делает существенную скидку.

Сама студия представляет собой огромное помещение, разделенное на несколько уютных залов. Во-первых, это холл, где родители проводят время, пока их дети познают азы искусства. Затем - зал для занятий старшей группы. Здесь по кругу стоят мольберты с работами учащихся. Старшая группа рассчитана на детей от 10 лет, а также на взрослых любого возраста, проявивших интерес к искусству. Второй зал отдан в распоряжение самых маленьких учеников студии, возраст которых начинается с четырех и не превышает 10 лет. Тут они делают свои первые творческие шаги, раскрываются, познают живопись и графику, учатся держать кисть и стоять у мольберта. Как и в соседнем зале, здесь повсюду стоят мольберты, а стены увешены многочисленными работами. Тут же сохнут выполненные из пластилина и глины творения юных скульпторов. В обоих залах в момент нашего визита было тихо, и лишь запах краски свидетельствовал о недавней бурной деятельности в этих стенах.

Как рассказывает Эмин Гахраманов, по понедельникам студия отдыхает, но во все остальные дни недели такой тишины тут не бывает.

- Дети постоянно общаются: одни приходят, другие уходят, постоянные потоки энергии и мыслей, постоянная работа, творчество и жизнь. У нас свой мир - мир искусства, в который невозможно не окунуться с головой. Бывает, ребенок в самом начале занятий не проявляет к искусству особого интереса, но, посетив несколько уроков, настолько проникается этой атмосферой, что мы его порой не узнаем, - рассказывает директор студии.

Кстати, сам Эмин - профессиональный художник, у него регулярно проходят выставки, а творит он тут же, в своем небольшом кабинете в самой глубине студии. У Эмина Гахраманова двое детей, и он с детства обучает их рисованию, так как считает, что художниками они могут и не быть, но вот уметь хорошо рисовать и выражать свои мысли на листе бумаги просто обязаны. Этот опыт, видимо, очень помогает ему: он умеет найти язык с самыми сложными детьми. Сегодня число учащихся в студии колеблется от 120 до 150 человек, и каждого из них педагоги знают не только по имени, но и «по руке». Они безошибочно могут выделить работы своих воспитанников из тысячи детских рисунков, так как проникаются их духом, чувствами, жизнью.

 

Об этом и многом другом мы побеседовали с директором студии Эмином Гахрамановым.

- Вы принимаете детишек с четырех лет - не слишком ли ранний возраст для познания искусства?

- Вовсе нет. Это нормальный возраст для начала обучения, у нас бывали случаи, когда приводили даже трехлетних, и они трудились наравне с остальными.

- Чему вы обучаете детей в самой младшей группе вашей студии?

- К каждому ребенку, неважно какого он возраста, я отношусь как к человеку и художнику. Ребенок лучше взрослых понимает, что ему интересно. Он пишет то, что считает нужным, а наша задача - выявить его индивидуальность и направить в верное русло.

- Нужно ли в этом возрасте «ставить руку»?

- Что значит - «ставить руку»? Заставлять их рисовать, как я или какой-то другой художник? Я считаю это неправильным. Знаете, сколько таких с «поставленной рукой», рисующих сегодня на улицах… Они умеют это делать, но у них напрочь отсутствует фантазия. Поэтому я считаю, что в детском возрасте очень важно развивать именно воображение. Нужно уметь развить в ребенке художника, а не рисовальщика. Рисовальщик может срисовать картинку, а художник способен сам придумать сюжет и изобразить его. Художник должен уметь деформировать, лепить, растягивать. Дети - они ведь как чистый лист. Когда ко мне приводят ребенка и просят, чтобы я сделал его похожим на кого-то или научил рисовать «по правилам», получается, что они хотят, чтобы я отсек все «ненужные» его стороны и сделал похожим на куб...

- Какие же цели вы ставите перед собой?

- Развиваем фантазию и воображение у детей. В младшей группе дети еще не знают, что такое авангард, но они уже понимают, что такая форма рисунка тоже имеет право на жизнь, что так тоже можно изображать. Я всегда говорю родителям, которые приводят детей: не нужно искать в них художников. Ван Гог, к примеру, начал писать после 40, а до того ему не раз говорили, что он вообще лишен дарования. У нас в студии были случаи, когда дети ходили месяцами и даже годами, но никаких подвижек в их творчестве не наблюдалось, и вдруг в какой-то момент они начинали выдавать такое, что все были просто в шоке. Во время занятий на подсознательном уровне формируется база, и если они даже не вникают и не понимают происходящего, все равно это остается где-то внутри. Не надо гнаться за быстрым результатом: любому человеку нужно время, чтобы раскрыться, - просто кому-то его нужно чуть больше. В ребенка надо верить и помогать ему. Я сейчас говорю об учителях, но и родители должны принимать в этом посильное участие. Дети нуждаются в постоянной подпитке, а если ломать их, они никем не станут. Тут надо действовать очень аккуратно, используя принцип кнута и пряника. Очень мало людей, приветствующих давление на себя, но все мы любим поддержку.

И еще: в детях очень важно развивать целенаправленность, умение непременно завершить начатое. Иногда я замечаю, что родители выбрасывают рисунки своих детей или просто оставляют их здесь. Но если они поступают так, то и дети будут относиться к своей работе аналогично. Основная цель моих педагогов - найти общий язык с любым учеником. У каждого из них своя методика, но все - гибкие. У нас нет определенного плана работы. Надо подстраиваться под индивидуальность ребенка, отталкиваться от его характера, интересов и предпочтений - и только исходя из этого преподносить знания. Художник - удивительная личность, он должен отличаться от всех. Если бы все рисовали как академики, это было бы очень скучно…

- Давайте подробнее остановимся на роли родителей в процессе обучения.

- От родителей зависит очень многое. Первое, и самое, пожалуй, важное, - они должны привить интерес к достижению цели. Ребенок должен закончить начатую работу, плохо это будет или хорошо - не важно, главное - результат. У нас часто бывают случаи, когда мы показываем родителю картину, которую нарисовал его ребенок - хорошую с точки зрения художественного искусства, - а он недоволен. Я прекрасно понимаю, почему: человек просто «не в теме». Ведь чтобы понять экспрессионизм, о нем надо как минимум знать, и минус родителя в том, что он этого не понимает. Иногда приводят детей на занятия просто так - в последнее время стало модно заниматься живописью. Но раз уж ты его привел, должен доверять нам. Я не хочу хвастать, но у нас одна из сильнейших студий в городе, за последнее время мы добились больших успехов в плане преподавания. Я так и говорю родителям: если вы можете научить лучше нас, забирайте свое чадо и учите его дома. А есть родители, которые тоже постепенно начинают разбираться в искусстве. Ведь живопись многогранна, и, вращаясь в этой среде, проникаешься, пропитываешься этим. Иногда приходят родители и спрашивают: у вас есть методика преподавания? «А у вас в жизни есть методика?», - отвечаю я. Искусство - это жизнь, какие методики и планы тут могут быть? Наша студия работает по принципу: лучше, чем у остальных.

- А встречались ли вам дети, с которыми невозможно работать - нет отдачи, не проявились способности?

- По правде говоря, за время работы студии такого случая еще не было. Бывали родители, которые не верили в своих детей, - один даже обзывал своего сына бестолковым. Меня это очень раздражало, и я пытался объяснить ему, что ставить подобное клеймо на ребенке ни в коем случае нельзя. Еще раз повторюсь: начал - работай, со временем все придет!

 

Виктория ТРЕТЬЯКОВА

Каспiй.-2015. - 17 сентября.- С.- 12.