Это гордое имя - нефтяник
Выдающийся
азербайджанский ученый был посмертно награжден орденом Ocean
Star
ДАТА
Профессия нефтяника очень почетная.
Нефтяники всегда высоко ценятся государством - так будет и впредь.
Ильхам Алиев
В истории мировой нефтяной индустрии немало ярких страниц связано с достижениями азербайджанских нефтяников, чей профессиональный праздник, по сложившейся традиции, отмечается в нашей стране 20 сентября. В преддверии его мы отдаем дань памяти одной из знаковых фигур этой важной области - Юсифу Алигулу оглу Сафарову, широкомасштабная деятельность которого отмечена высокими званиями, почетными национальными и международными наградами.
Истоки
Жизненный путь Юсифа Сафарова - путь патриота, благородных порывов души, посвящения себя любимому делу. Родился он 15 октября 1907 года в Шамахе. Его отец был просвещенным человеком: знал несколько языков, обладал тонким художественным вкусом, что серьезно помогало ему в фамильном ремесленном производстве. Среди прочего здесь изготовлялись оригинальные свечи, изысканность которых давала возможность использовать их не только в качестве источника света, но и как оригинальную деталь интерьера.
Великий шелковый путь - грандиозный торговый маршрут, соединивший Восток и Запад, - никогда не был единой магистралью. В его систему входило несколько ветвей караванных дорог, ведущих в том числе и к Шамахе. Многие приезжие купцы знали об искусстве Алигулу и закупали у него большие партии необычных по дизайну свечей для дальнейшей перепродажи.
Спутница жизни Алигулу - Мина Солтан, воспитанная в добрых традициях, обладала великим даром «хранительницы семейного очага». Все шестеро детей четы Сафаровых (три сына и три дочери) с детства проявляли огромный интерес к образованию и стали успешными специалистами, избрав профессию по зову сердца и души.
После сильнейшего землетрясения, повлекшего за собой серьезные разрушения, глава семьи решает переехать в Баку, но по некоторым обстоятельствам вскоре обосновывается в Ашгабате. Будучи мудрым от природы человеком, Алигулу понимал, что после установления советской власти без знания русского языка не обойтись. Он приглашает одного из школьных педагогов русского сектора поселиться у себя в доме и вместо платы за жилье предлагает ему заниматься с детьми русским языком.
Семья
Юсиф - первенец Сафаровых - обращал на себя внимание особой любознательностью, проявлял серьезный интерес как к гуманитарным, так и к техническим предметам. Именно ему в будущем выпала почетная миссия внести неоценимый вклад в развитие мировой нефтяной промышленности.
После окончания школы юноша вернулся в Баку и поступил на нефтепромысловый факультет Азербайджанского индустриального института, учебу в котором завершил в 1931 году. По распределению он попадает в разведочную контору в Лок-Батане, где первая же скважина, пробуренная под его руководством, дает нефть.
Спустя два года - новый громкий успех: повидавших многое на своем веку нефтяников поражает небывалый по своей мощности напор нефти из скважины №45, пробуренной разведочной конторой, руководимой молодым специалистом Юсифом Сафаровым. В 30-летнем возрасте этот талантливый нефтяник становится директором бурового треста «Гарачухур», а спустя несколько лет - главой треста на «Сталиннефть» (1940-1941 гг.).
В 1933 году ЦК КПСС Азербайджана возглавил Мир Джафар Багиров. Не ставя перед собой цель анализировать «плюсы» и «минусы» того периода, приведем лишь выдержку из статьи Й.Баберовского «Враг есть везде. Сталинизм на Кавказе» (Российская политическая энциклопедия, 2010, стр. 775-776), в которой цитируется отрывок из выступления М.Дж.Багирова на заседании Бакинского комитета АзКП(б): «Руководитель отвечает за кадры. Если руководитель окружил себя вредителями, гнильем и всякой другой сволочью и не видит этого, он не руководитель, он не большевик, он «шляпа», а может быть, и враг. Много ли наши руководители нефтяного хозяйства выявили вредителей?».
«Выявить вредителей» - означало в каждом ближнем распознать вражеский элемент. Такая позиция усложняла и без того нелегкий труд руководителей-производственников.
Из воспоминаний Земфиры ханым, дочери Ю.Сафарова: «Известно, что Мир Джафар Багиров работал по ночам, поэтому никто из руководящих работников не осмеливался оставить свое рабочее место, зная, что в любой момент может раздаться звонок «сверху». Напряжение было огромным. Отец уставал не только физически, но и морально, что и подорвало его здоровье».
Годы войны. Новаторство
Об угрозе войны говорили уже открыто. Нефть имела важное стратегическое значение, поэтому было ясно, что в случае развязывания войны с СССР взоры фашистских захватчиков будут обращены к Баку. Именно в эти годы сформировалась сильнейшая команда профессионалов нефтяного дела: Н.К.Байбаков, С.А.Оруджев, С.А.Везиров, А.А.Ализаде, Ю.А.Сафаров и многие другие ученые-нефтяники своим самоотверженным трудом внесли достойный вклад в общее дело победы над фашистскими агрессорами.
К началу Великой Отечественной войны Юсиф муаллим возглавил отдел бурения в объединении «Азнефтекомбинат». Под его руководством впервые в Азербайджане была пробурена наклонно направленная скважина №1385 из бухты Ильича под ЦЭС им.Красина. А год победы над фашистской Германией ознаменовался применением метода кустового бурения на море. В 1944 году талантливый инженер-практик защищает кандидатскую диссертацию на тему «Глубокое бурение на море».
Позже будет опубликован ряд его научных книг, каждая из которых по сей день имеет практическое значение. Важно, что теоретические исследования Ю.Сафарова не шли вразрез с практикой, а, подытоживая достигнутые успехи, являли собой своеобразную презентацию реальных перспектив азербайджанской нефтедобывающей промышленности.
Талантливый ученый-нефтяник стремился передать свои энциклопедические профессиональные знания молодому поколению специалистов. Возглавляя кафедру «Бурение нефтяных и газовых скважин» АзИИ (ныне АГНА), он воспитал целую плеяду молодых инженеров, многие из которых продолжили дело своего учителя, внося свой вклад в национальную нефтяную индустрию.
Новый этап
В 1945 году по распоряжению Государственного комитета обороны СССР с целью развертывания разведочно-буровых работ на Каспии в Баку создается Специальный трест по разведочно-бурильным работам в море. Руководство новой организацией доверяют уже заслуженному инженеру Азербайджана, 38-летнему Ю.Сафарову, который на следующий же год разрабатывает новый метод, позволивший впервые пробурить турбинным способом самую глубокую по тем временам скважину (4000 м).
С целью внедрения в производство нового оборудования правительство командирует Юсиф муаллима в Германию, откуда он привозит несколько эшелонов передового трофейного нефтяного оборудования, разрешение на вывоз которого получает лично от Г.К.Жукова (в то время коменданта Берлина).
Через несколько лет в соответствии с Постановлением Совета министров СССР от 31 октября 1949 года «О развитии морской нефтедобычи на Каспии» в Баку создается крупнейшее нефтяное объединение «Азморнефть» и Ю.Сафарова назначают заместителем начальника этого объединения по буровым работам. В том же году в соавторстве с С.А.Оруджевым (в будущем - министр нефтегазовой промышленности СССР) разрабатывается крупноблочное индивидуальное морское основание (МОС) для бурения скважин на недосягаемых доселе морских глубинах. Актуальность и совершенство предложенной технической новации были отмечены Сталинской (Государственной) премией.
Нефтяные Камни
История гласит, что некогда в Каспийском море был замечен отрезок акватории с покрытыми нефтяной пленкой скалами. Отсюда и название - Нефтяные Камни. Необычность этих скал рождала много интересных историй, которые рассказывали бывалые моряки. Почти во всех повествованиях звучало предупреждение об опасности этого гиблого места, названного «кладбищем кораблей».
В начале 1946 года известный геолог Ага Гурбан оглу Алиев обратил внимание на запись в судовом журнале некогда затонувшей у Черных скал старой каспийской шхуны «Мария»: «...Ежели ветер дует с норда, то моряки даже на большом расстоянии могут по запаху (нефти) определить, что прямо по курсу их подстерегает опасная гряда подводных и надводных камней».
Несмотря на многочисленные сложности, 14 ноября 1948 года на скалистую поверхность этих островков высадилась группа ученых: геолог А.Алиев, специалист по буровым работам Ю.Сафаров и начальник созданного в 1947 году объединения «Азнефтеразведка» С.Оруджев. Этот день можно считать началом зарождения уникального города, первой жилой постройкой которого стал небольшой домик площадью в 14 кв.м, в котором и проживали первопроходцы.
7 ноября 1949 года мощный фонтан нефти из скважины №1 возвестил всему миру об открытии новой перспективной нефтеносной площадки на Каспии - Нефтяные Камни. Впервые в мировой истории в открытом море, в 25 милях от берега, была пробурена скважина и открыто нефтяное месторождение. Важно, что именно на азербайджанской акватории Каспийского моря были созданы уникальные возможности, впервые позволившие вести весь многоступенчатый комплекс работ на море: от поиска нефти и газа до сдачи готовой продукции, от экспериментов в области морской техники до ее массового освоения и внедрения.
В 1960 году первый секретарь ЦК КПСС Н.С.Хрущев, посетив Азербайджан, побывал на легендарном месторождении. Увидев воочию чудо, сотворенное нефтяниками Азербайджана, он дал распоряжение доставлять вахты с берега на месторождение вертолетами (до этого указания все перевозки осуществлялись исключительно морским путем). А ознакомившись с условиями жизни нефтяников, которые еще до недавнего времени жили в каютах старых кораблей, наполовину затопленных около островков, руководитель страны Советов дал еще одно ценное распоряжение: вместо одно-двухэтажных домов на сваях строить пяти-девятиэтажные, на насыпных основаниях, что серьезно облегчило пребывание нефтяников-вахтовиков на Нефтяных Камнях.
В 1951 году группе специалистов-нефтяников за открытие и освоение морских месторождений присуждается Сталинская премия. Таким образом, деятельность Юсифа Сафарова уже второй раз отмечена столь высокой и престижной для своего времени правительственной наградой.
О личном
Юсиф Сафаров воспринимал жизнь лишь в тандеме «семья-работа». Ему повезло встретить умную, талантливую красавицу Джаваир Фиридунбейли, в которую он влюбился практически с первого взгляда. Она была обладательницей красивого звонкого голоса, пела в хоре, созданном выдающимся азербайджанским композитором, педагогом, ученым и общественным деятелем Узеиром Гаджибейли, посвятившим своей талантливой ученице песню «Гарагез» («Черноокая»). После замужества Джаваир покинула сцену, окончила Институт иностранных языков.
В семье Сафаровых подрастало трое детей: дочери-красавицы Эльмира и Земфира, сын Чингиз. Родителей радовало, что дети росли трудолюбивыми, блестяще учились в школе. А иначе и быть не могло: Юсиф муаллим не терпел никакого безделья. Пришло время, когда девочки начали заниматься музыкой, но в доме было лишь одно пианино «Красный Октябрь», что создавало определенные неудобства. Каково же было счастье, когда появился еще и рояль знаменитой марки «Беккер»! Теперь звуки музыки в квартире Сафаровых доносились одновременно из двух комнат. Приходя с работы, глава семьи шутил: «Не дом, а филиал консерватории». Эта шутка в некотором смысле оказалась пророческой: обе девочки поступили в консерваторию и успешно завершили ее.
Деятельность Эльмиры ханым была отмечена званием заслуженного деятеля искусств. Она стала профессором консерватории, блестящим педагогом, воспитавшим немало талантливых пианистов. Земфира ханым Сафарова - авторитетный ученый-музыковед, член-корреспондент НАН Азербайджана, заслуженный деятель искусств и заслуженный деятель науки, автор большого количества научных изданий, рассматривающих проблемы музыкознания и музыкальной науки с эпохи средневековья до наших дней.
Младший сын Сафаровых - Чингиз продолжил дело отца. Он окончил Институт нефти и химии, получив, как и отец, квалификацию «горный инженер по бурению». В определенный период безвременно ушедший из жизни Чингиз муаллим работал на руководящих постах в национальной нефтяной сфере, принимал активное участие в открытии таких крупных нефтяных месторождений, как «Чираг», «Азери», «Кяпаз». Его профессионализм и практический опыт были с благодарностью восприняты в период его работы в нефтяном секторе Ирана и Алжира, а позже - в отделе бурения ГНКАР.
Издержки времени
Из воспоминаний З.Сафаровой: «В 1952 году, когда мой отец работал заместителем генерального директора по буровым работам «Азморнефти», его освободили от занимаемой должности и сослали в Сибирь. Причиной тому послужил довольно смелый поступок отца: на одном из банкетов он не присоединился к здравице в честь Мир Джафара Багирова».
Ю.Сафаров был сослан в Сибирь, где возглавил Борисовскую нефтеразведку (1952-1953) в Кемеровской области. Под руководством талантливого азербайджанского нефтяника здесь открывается несколько богатых нефтяных месторождений. Спустя год Юсиф муаллим вернулся домой. По иронии судьбы ему было предложено выступить в качестве свидетеля на судебном процессе над Мир Джафаром Багировым, но он отказался, сказав, что «упавшего многие будут пинать»...
С сентября 1953 года Ю.Сафаров возглавляет Экспериментальную контору электробурения. Здесь, на 20-м участке, под его руководством создается мощная электромеханическая база, строится здание конторы бурения, стендовая буровая и т.д. А с 1961 года он возглавил лабораторию новых методов бурения в институте «АзНИИбурнефть».
Казалось бы, все плохое осталось позади, но этого неутомимого труженика ждало новое испытание. Знаменитый азербайджанский нефтяник получает приглашение из Грузии принять участие в научной конференции, а также с группой специалистов проконсультировать процесс монтажа телевизионной вышки в Тбилиси.
Будучи истинным интеллигентом, человеком высокой культуры, в поезде он уступает нижнюю полку женщине с маленьким ребенком. В результате резкого торможения состава Юсиф муаллим получает серьезную травму, последствие которой - паралич. Серьезное лечение не помогло полностью восстановить двигательные функции. С достоинством перенося превратности судьбы, этот мужественный человек не подозревал, что ждет его впереди.
Трудно представить, что личности такого масштаба, прошедшей столь сложный путь становления, было суждено погибнуть… от неудачно проведенной операции по удалению аппендикса. 30 декабря 1963 года Юсиф муаллим настоял, чтобы его забрали из больницы домой. В тот же день его не стало.
Кто знает, сколько важных открытий предстояло еще сделать этому талантливому человеку, но жизнь его оборвалась так внезапно - в возрасте всего лишь 56 лет…
Послесловие
Спустя немногим более полувека после ухода из жизни Ю.Сафарова его деятельность продолжает восхищать смелостью идей и необычайной результативностью. Слава о выдающемся азербайджанском нефтянике распространилась далеко за пределами его родины.
На противоположной стороне Земного шара, на острове Галвестон штата Техас, расположенном в часе езды от центра нефтяной столицы мира - города Хьюстон, функционирует Музейно-просветительский и образовательный центр Ocean Star. В Зале славы этого уникального музея установлена мемориальная доска выдающемуся азербайджанскому ученому-нефтянику Юсифу Алигулу оглу Сафарову, которого город Хьюстон посмертно наградил орденом Ocean Star за разведку и разработку морских месторождений на Каспии в 1945-1952 годах.
Чтут память героя-нефтяника и у него на родине. Именем Юсифа Сафарова названа одна из центральных улиц столицы Азербайджана, судно Каспнефтефлота, а на доме, где он жил, установлена мемориальная доска. О нем пишут книги, статьи, имя Ю.Сафарова внесено в энциклопедические издания, в список капитального труда под названием «Профессионалы нефтегазовой отрасли».
Люди приходят в этот мир и в свое время покидают его, но память об истинных героях, их дело продолжают жить в летописи мировой истории, являя собой достойный пример жизненного подвига во имя счастья и процветания человечества.
Рая АББАСОВА
Каспiй.-2015. - 19 сентября.- С. 10-11.