Стаккато
Джейла Сеидова: Я полюбила скрипку за ее нежный звук
Стакка́то (итал. staccato - «оторванный, отделенный») - музыкальный штрих, предписывающий исполнять звуки отрывисто, отделяя один от другого паузами. Далеко не каждому скрипачу дано обладать им, ибо стаккато невозможно выработать кропотливым трудом. Это природный дар. И даже такие великие музыканты, как Ойстрах и Коган, несмотря на свой талант и высокий уровень профессионализма, старались избегать нот с обозначением «стаккато». В отличие от них, студентка третьего курса Бакинской музыкальной академии Джейла Сеидова смело берется за дело. Ведь это ей под силу.
Приход Джейлы в музыку если и не был закономерным, то, во всяком случае, не стал удивительным, особенно для тех, кто знаком с семьей Сеидовых. Судите сами: отец - народный артист Азербайджана Уран Сеидов, скрипач, концертмейстер Азербайджанского государственного камерного оркестра; мать - заслуженная артистка Самира Ашумова, пианистка, профессор Бакинской музыкальной академии; старший брат Анар - победитель республиканских и международных конкурсов и фестивалей скрипачей, президентский стипендиат, вошедший в «Золотую книгу молодых талантов Азербайджана».
Девочка с самого рождения была окружена атмосферой прекрасного и уже в четыре года изъявила желание играть на скрипке, наперекор ожиданиям Самиры ханым, которая думала, что дочь пойдет по ее стопам.
«Мама всегда хотела, чтобы я стала пианисткой и, когда вырасту, буду аккомпанировать Анару во время наших совместных с ним выступлений. Кроме того, она слегка ревновала к тому, что и сын, и дочь выбрали отцовскую стезю. Но игра на фортепиано никогда не привлекала меня. Я полюбила скрипку за ее нежный звук. Каждый раз, когда брат репетировал дома, я вслушивалась в звучание струн, желая заниматься тем же»
В шесть лет Джейла требует отвести ее в музыкальную школу, не желая ждать исполнения положенного семилетнего возраста. Самира ханым беспомощно пожимает плечами и ведет маленькую дочь в среднюю специальную музыкальную школу имени Бюль-Бюля, где их встречает заместитель директора и с улыбкой спрашивает Джейлу: «Хочешь играть на фортепиано, как мама?». «Нет, - отвечает девочка. - Хочу скрипку, как папа и братик». «Может, еще подумаешь? Знаешь, как много у меня дома нот», - обращается Самира ханым к дочке, делая последнее усилие ее подкупить. Однако ее посулы ни к чему не привели. Джейла настаивала на своем. Отрицательно покачав головкой, она повторила: «Хочу скрипку».
Итак, жребий брошен. Джейла посещает уроки, с рвением углубляясь в любимое занятие, что не ускользает от внимания педагогов, и спустя два года она впервые выступает перед широкой публикой на сцене филармонии в составе Азербайджанского государственного камерного оркестра имени Гара Гараева под руководством Т.Гейчаева. Зритель очарован юным дарованием в пышном розовом платье, проникновенно исполнившим «Марш оловянных солдатиков».
Этот концерт стал толчком к будущей карьере. Джейлу начинают приглашать на различные мероприятия государственного значения. Едва ей исполнилось девять лет, как она стала участвовать в зарубежных гастролях. Однажды в Вашингтоне, во время концерта, посвященного Дням Азербайджана в США, организованного Фондом Гейдара Алиева, Джейла почувствовала недомогание. Оказывается, еще в самолете у нее поднялась температура. Самира ханым, сопровождавшая свою дочь, настаивала не выходить на сцену, опасаясь за ее здоровье, ведь хорошо известно, что игра на скрипке в столь тяжелом состоянии сопряжена с риском повреждения мышц и суставов. Невзирая на уговоры матери, Джейла поступила по-своему, сорвав овации зала. Восторженная публика даже не заметила, что юная скрипачка с трудом стоит на ногах.
«Впервые переступив порог школы, я остановилась у стены, на которой висели фотографии президентских стипендиатов. Глядя на них, я пообещала самой себе, что когда-нибудь окажусь в их числе»
Джейла выполнила обещание спустя шесть лет, став победителем международного музыкального конкурса, проходившего в итальянском городе Фасано в марте 2008 года. Конкурс проводился в различных музыкальных направлениях для нескольких возрастных категорий. Свое мастерство показывали музыканты из России, Италии, Франции, Германии и других стран. В поездке, как всегда, юную скрипачку сопровождала Самира ханым, которая аккомпанировала дочери во время ее выступлений. Таким образом стенд музыкальной школы пополнился фотографией еще одного стипендиата. В том же году Джейла в составе молодежного симфонического оркестра под руководством Теймура Гейчаева едет в Париж, где особо запоминается зрителю, чувственно исполнив на сцене концертного зала UNESCO известное произведение Джона Уильямса «Список Шиндлера».
«С первого класса и по сегодняшний день у меня один ведущий педагог - Фатима Идиатулина, у которой я научилась многому, за что очень ей признательна»
Прошли годы. Джейла заканчивала школу. Настала пора готовиться к вступительным тестам в консерваторию, и девушка уже готовится проводить бессонные ночи за зубрежкой материала, как вдруг узнает о решении Кабинета министров Азербайджана, где говорится об освобождении от вступительных тестов и автоматическом зачислении на курс лиц, победивших в определенных музыкальных конкурсах.
Подобный шанс упускать было нельзя. Забыв об учебниках, Джейла принимается за дело и решает принять участие в IV международном конкурсе скрипачей «Браво» в Намюре (Бельгия), где свои силы будут пробовать представители 50 стран. Вот тут-то Джейла и обнаружила, что владеет стаккато.
Она получила задание сыграть каприс Г.Венявского, где присутствовал этот элемент. Репетируя дома по нотам, она как ни в чем не бывало делала смычком соответствующие отрывистые движения по струнам с необходимой остановкой. Внезапно в комнату вбегает ее старший брат Анар и с нескрываемым удивлением спрашивает: «У тебя сейчас стаккато так получалось?». «Я просто играла по нотам», - искренне ответила сестра, не понимая причину столь бурного интереса. Анар вышел из комнаты и вскоре вернулся в сопровождении родителей. Все уселись. «Сыграй еще раз», - попросил брат. Джейла повернулась к нотам и повторила тот самый штрих, благодаря которому она и станет победителем конкурса «Браво». Аккомпанировала ей, конечно же, мама.
Ставя под сомнение одаренность нашей соотечественницы, скептики решили, что причина такого идеального стаккато заключается в смычке. Но внимательно осмотрев его, убедились, что все их подозрения беспочвенны. Более того, смычок, которым играет Джейла, даже слегка тяжеловат для хрупкой исполнительницы.
В июле 2014 года Джейла в третий раз порадовала нас, став победителем VII Международного музыкального фестиваля, проходившего в Греции, на острове Родос.
«Мы с Анаром приехали на Родос ради мастер-класса. Поначалу все так и было. В течение десяти дней нам давали мастер-класс, и вдруг учителя сообщают, что все участники (40 человек) будут задействованы на международном фестивале»
Стоит отметить, что Джейле пришлось разделить первое место с другим участником фестиваля - собственным братом.
Воистину Азербайджан рождает настоящие таланты. 8 декабря в Дрездене на концерте, организованном по инициативе Фонда Гейдара Алиева в рамках Дней культуры Азербайджана в Германии, Джейла вновь порадовала истинного ценителя своей игрой, выступив вместе с Азербайджанским государственным камерным оркестром имени Гара Гараева под руководством Фуада Ибрагимова. Зал аплодировал стоя, выкрикивая «бис!».
Вернувшись на родину, Джейла Сеидова выходит на сцену Большого зала консерватории вместе с молодым камерным оркестром «Мирвариляр» под руководством дирижера Тофига Асланова. Отметим, что героиня сегодняшнего повествования является концертмейстером данного коллектива, состоящего исключительно из представительниц прекрасного пола. Имя молодой скрипачки заняло свое место рядом с именем старшего брата в «Золотой книге молодых талантов Азербайджана». Неудивительно. Все концерты с участием Джейлы Сеидовой проходят в незабываемо теплой атмосфере, и музыкальные гурманы с интересом ждут следующего. Когда же он будет?
«На данный момент в мои планы входит лишь одно: успешно
сдать сессию и перейти на четвертый курс. Поэтому выступления я пока отложила
на второй план. Знаете, мне бы еще хотелось в будущем попробовать себя в
качестве певицы. Ведь я с детства мечтала петь и даже занималась вокалом.
Однако учителя посоветовали не петь до 18 лет, чтобы переждать мутацию голоса,
- опасно напрягать связки в детстве. Мне уже 19. Не знаю, получится из этого
что-то или нет, но я безумно хочу спеть наши прекрасные народные песни».
Мамедов Мамед
Каспiй.- 2015.-10 января.- С.- 19