Когда звучит аккордеон…

Пярвин Гусейноглу: Я всем сердцем полюбил этот инструмент

Аккордеонист Пярвин Гусейноглу - известный музыкант-виртуоз. Сын музыканта и преподавателя, он прославился, посвятив жизнь несколько забытому сегодня инструменту - аккордеону. Благодаря стильным сценическим костюмам и гламурному образу в его руках он вновь обрел популярность и из немодного «дедушкиного гаджета» превратился во вполне современный.

Его день расписан по минутам, с раннего утра и до позднего вечера он на съемках и концертах, а дома его ждут жена и двое сыновей. Причем старший уже проявляет интерес к музыке и, быть может, пойдет по стопам отца или деда.

Мы побеседовали с Пярвином о его творчестве, инструменте и планах на будущее.

- В вашей семье помимо вас были музыканты?

- Да, мой папа Гусейн Бакылы играл на гармони, а сейчас поет. А мой двоюродный дед - Гаджибаба Гусейнов - народный артист, ханенде, великолепный знаток и исполнитель народной музыки и мугамов. Думаю, любовь к музыке я унаследовал от них.

- Говорят, нет ничего хуже, чем родиться в семье музыкантов, - бытует мнение, у таких детей потерянное детство… Как вы к этому относитесь?

- Честно говоря, не согласен. Лично я от музыки ничего плохого не видел - занимался от большой любви к ней, а вовсе не потому, что заставляли. От занятий я получал только удовольствие, и когда кто-то из ребят прогуливал, всегда недоумевал и любую свободную минуту старался посвятить музыке.

- Вы с самого детства хотели стать музыкантом или, как многие дети, мечтали о более приземленных профессиях?

- Стать летчиком или милиционером, как многие мои сверстники, я никогда не хотел. С самого раннего детства меня привлекали именно мелодии. Я мог слушать часами понравившуюся композицию, а в пять-шесть лет и сам стал подбирать на фортепиано. Любил смотреть фильмы и мюзиклы, а потом наигрывал мелодию. Хорошо помню тот день, когда я, как обычно, музицировал, и тут в комнату вошел отец. Он увидел, что я сижу и играю самостоятельно подобранную мелодию двумя руками. Тогда он все и понял...

- Были ли у вас в детстве другие увлечения?

- Да, я серьезно увлекался спортом. Бодибилдинг, бокс, плаванье - все эти секции я посещал параллельно с музыкальными занятиями. Плаваньем я занимался довольно серьезно, участвовал в соревнованиях и чемпионатах, но мне пришлось оставить этот вид спорта.

- Помните, как вы впервые пришли на занятие в музыкальную школу?

- Да, конечно, это был самый волнительный день в моей жизни. На экзамен в музыкальную школу имени Бюль-Бюля меня привел папа. К этому дню я очень серьезно готовился. Хотел поступить в русский сектор и специально для этого выучил песню «Катюша». Экзамен принимали выдающиеся мастера - Васиф Адыгезалов и Шовкет Алекперова. Прослушав меня, они предложили начать обучение все-таки на азербайджанском языке, так как я хорошо воспринимал и передавал национальный колорит. Успешно выдержал экзамены и был зачислен. Я был неописуемо счастлив, даже сейчас помню то ощущение, и испытывал гордость от того, что прошел отбор и смогу заниматься любимым делом.

- Почему вы выбрали аккордеон?

- Любовь к этому инструменту у меня от папы. В музыкальную школу я поступил в класс фортепиано, а проучившись пять лет, параллельно занялся вокалом. Аккордеоном профессионально я не занимался, но всем сердцем полюбил этот инструмент и вначале освоил гармонь. С подачи папы я начал слушать хороших музыкантов-аккордеонистов, и это не оставило меня равнодушным. Кроме того, аккордеон очень похож на фортепиано и гармонь - инструменты, знакомые мне с детства.

- Не кажется ли вам, что сейчас этот инструмент несколько устарел?

- Не согласен. Есть очень много произведений, которые написаны именно для этого инструмента, и когда их исполняют их на чем-то другом, музыка теряет свое очарование. Я бы отнес сюда танго или босанова.

- Друзья часто просят сыграть?

- Да, и родные, и друзья всегда просят, чтобы я брал с собой инструмент. В любой компании благодаря аккордеону я всегда в центре внимания.

- Расскажите немного об аккордеоне…

- У меня было много инструментов - и классических, и электронных. В свой инструмент я впервые добавил акустику и микрофоны, чтобы он стал более привычным для слушателя. В эфире благодаря этому мелодии звучат более живо и интересно.

- Какую музыку вы предпочитаете играть?

- Танго, босанова, фокстрот, а последнее время и нашу национальную музыку, создавая синтез народных мелодий с европейскими ритмами.

- Конкуренция большая?

- Честно говоря, сейчас появляется все больше владеющих этим инструментом, молодежь проявляет интерес. Своим старшим братом и наставником я считаю Энвера Садыхова.

- В какой стране самая сильная школа аккордеонного искусства?

- Думаю, в Австрии, Германии, Италии. Я планирую посетить одну из этих стран и пройти там мастер-класс. У нас, к сожалению, пока нет профессиональной школы.

- А как насчет слушателя - пользуется ли ваш инструмент популярностью у бакинцев?

 

- Сейчас я работаю с несколькими звездами нашей эстрады, которые очень довольны инструментом. Помимо этого, я частый гость на свадьбах и торжествах. Нередко просто физически не успеваю посещать все мероприятия.

- Вы неразлучны со своим аккордеоном?

- Да, у нас взаимная любовь - мы не можем друг без друга.

- Но это ведь довольно тяжелый инструмент… или вы специально для этого посещаете тренажерный зал?

- (смеется) Нет, на тренажерный зал у меня сейчас не хватает времени. Но в прошлом я спортсмен, так что, думаю, мои тренировки не прошли зря. А если серьезно, то благодаря друзьям я особо не утруждаюсь - спасибо им, они всегда мне помогают в этом.

- Как, по-вашему, это мужской или женский инструмент?

- Безусловно, мужской. Женщина с аккордеоном смотрится не очень эстетично. На мой взгляд, он слишком громоздкий для прекрасной половины человечества.

- Есть ли у вас ученики?

- Честно говоря, ко мне часто подходят и просят об этом, но я физически не могу сейчас себе этого позволить. Мой день расписан по минутам. Пока я молод, стараюсь как можно больше быть в движении. Для занятий с учениками должно быть время, которого пока у меня просто нет. Думаю, в будущем непременно займусь этим.

- Есть ли номер или концерт, который особенно дорог вам?

- Да, это мой дуэт с папой. Кроме того, выступление в Норвегии и Швеции очень запомнились.

- А как вы отдыхаете?

- Отдых нужен всем, и я не исключение. По возможности стараюсь в конце недели выезжать за город, на природу и отдохнуть от музыки. Во время моего отдыха не должна звучать никакая музыка, мои уши ее не воспринимают. Я прихожу в себя в полной тишине.

- Как вы относитесь к критике и кто для вас непререкаемый авторитет?

- К критике я отношусь вполне нормально, как и любой здравомыслящий человек. А авторитетом для меня всегда был и остается мой папа. Все, что бы я ни делал, касающееся творчества, первым делом показываю ему. Он очень строгий критик и любит, чтобы все было на профессиональном уровне. Если я знаю, что выступление будет смотреть папа, всегда волнуюсь, как ученик на экзамене.

- Что, на ваш взгляд, самое главное для хорошего аккордеониста?

- Стиль, вкус и трудолюбие. Для хорошей игры нужны долгие и упорные занятия.

- Вам и сейчас нужна тренировка?

- Несмотря на то, что я играю каждый день, репетиции и тренировки мне все равно нужны. Есть дни, когда я отключаю телефон и ухожу в студию, где занимаюсь репетициями. В отличие от тех, кто считает, что если можешь играть, тренировка уже не нужна, я думаю иначе. На мой взгляд, это необходимо постоянно и всем без исключения.

- Не задумывались о выпуске своего альбома?

- Думал и, честно говоря, уже собрал материал, который ждет своего часа в студии. Просто нет времени заняться этим вплотную. Но очень надеюсь, что смогу осуществить все свои планы, в том числе и выпустить альбом.

Виктория ТРЕТЬЯКОВА

Каспiй.- 2015.- 14 января.- С.- 13