Шершавый язык карикатуры
Байрам Гасымханлы:
Искусство должно быть свободным, но не до такой степени
Наш сегодняшний гость - известный карикатурист Байрам Гасымханлы. О специфике своей работы, популярности этого сатирического жанра за рубежом, а также своем мнении в отношении резонансной карикатуры французского художника он рассказал в беседе с корреспондентом газеты «Каспiй».
- Всегда интересно узнавать, как зародилось то или иное увлечение и каким образом оно перерастает в смысл жизни. Когда вы решили стать художником?
- Думаю, за меня все решила судьба. Еще в шестом классе я подружился с ребятами из нашего поселка, которые занимались в художественном кружке. Их увлечение меня заинтересовало, и я решил тоже начать посещать его. До сих пор помню, как волновался, когда переступил порог этого заведения в первый раз. Никогда так не переживал, даже сдавая экзамены в художественное училище имени А.Азимзаде. Меня приняли в кружок, и я влюбился в искусство. Как и раньше, я живу в небольшом поселке Балаханы и думаю, что если бы не связал свою жизнь с тем кружком, неизвестно, как сложилась бы моя судьба. Я рос сиротой, соблазнов для подростка было слишком много, но я вовремя попал в студию, которой руководил замечательный педагог Хайам Рзаев. Он был для нас больше чем другом, стал отцом, старшим братом, учителем и наставником одновременно. Он не являлся профессиональным художником, но был отличным педагогам, сумевшим объединить нас и передать свою любовь к искусству. Мы жили и дышали творчеством. Даже став студентом художественного училища, а затем Тбилисской государственной академии, я не забывал посещать своего первого учителя и советовался с ним по разным вопросам.
- Значит, благодаря учителю вы выбрали для себя путь художника?
- Да, именно благодаря ему я состоялся в творчестве. Он воспитал в нас любовь к рисованию, и мы могли заниматься этим днями напролет. Кстати, не я один из его воспитанников стал художником. Из Балаханы вышло немало известных мастеров кисти - Октай Муртузаров, Акиф Алекперов и другие, всего около сорока профессиональных художников, и почти все изначально занимались именно у Хайам маллима. Я проникся творчеством, и даже когда моя сестра отвела меня учиться играть на таре, я забросил музыку и вернулся в художественный кружок.
- А как вы нашли свой стиль в искусстве и какой жанр особенно привлекает вас?
- Сейчас я в основном работаю в графике, но сам этот стиль очень обширный - сюда входит и карикатура, и стан, и плакат, и реклама... Для себя я иногда пишу и в других жанрах, но в большей степени я, конечно, график.
- Когда вы создали свою первую карикатуру?
- Карикатурой я увлекся еще будучи студентом, в 70-е годы публиковал свои работы на страницах журнала «Кирпи». Тогда это было студенческое увлечение. А первую свою карикатуру я посвятил плохим дорогам нашего поселка. Более серьезно я обратился к этому направлению уже после училища. В 90-е активно работал в этом направлении, и в 1998 году у нас сложилась группа активных карикатуристов, в числе которых был и я. Мы создали свое общество во главе с моим бывшим студентом Байрамом Гаджизаде. Сейчас наше оно является членом Международного объединения карикатуристов ФЕКО.
- Чем вас привлекает карикатура?
- В жизни есть немало вещей, которые хочется передать на холсте, но графикой не все выразишь, как и реализмом, а вот карикатуре это под силу. Посредством ее можно показать серьезные проблемы, заставить задуматься, а иногда просто рассмешить.
- Бытует мнение, что жанр карикатуры слишком легкий, вы с этим согласны?
- Нет, не согласен. Не каждый художник может создать карикатуру, это намного сложнее, чем кажется на первый взгляд. Самое главное, что у карикатуры должна быть идея, оформление и техника. Ее должен уметь прочесть любой человек в любой точке мира. Сейчас карикатура обычно выходит без названия и без комментария - именно для того, чтобы ее любой мог понять. Художник должен суметь передать свою мысль остроумно и с сарказмом - только в этом случае его работа станет интересной.
- То есть в любой карикатуре первична идея, а уже потом техника и механизм передачи?
- Совершенно верно. Главное - найти нужную тему, вложить в нее идею, а затем все это суметь воплотить в работе.
- Где вы черпаете темы для своих работ?
- Темы - они повсюду, главное научиться видеть их вокруг себя. Я, как правило, изображаю то, что меня волнует в тот или иной момент или к чему я не могу остаться равнодушным.
- Раньше карикатуры были достаточно популярны, мы могли видеть их на страницах газет и журналов, даже были специальные юмористические приложения. Где сегодня можно увидеть карикатуры, за исключением изредка проходящих выставок?
- В нашей стране с карикатурой дело обстоит довольно сложно. У нас этот жанр не популярен. Дело в том, что никто не хочет видеть себя героем карикатуры, в то время как посмеяться над другим любят все. Интеллигенция не воспринимает шаржи, даже если это не критика, а просто добрая карикатура, которую так и называют - дружеский шарж. Стоит нарисовать шарж и показать его герою, как он тут же перестает с тобой общаться. В Европе с этим обстоит иначе, там этот жанр очень ценится. Я показывал свои работы в Америке, и там они пользовались большой популярностью, в то время как здесь их не воспринимают. Думаю, интерес к этому направлению зависит и от менталитета. Наш народ не любит критики.
- Не думаете ли вы, что лет через десять этот стиль может вообще исчезнуть?
- Конечно, если он не будет востребован, исчезнет. Но если обратиться к истокам и истории азербайджанской карикатуры, то мы заметим, что опубликованные еще в 1906 году в журнале «Молла Насреддин» карикатуры актуальны по сей день. Мы словно не шагнули вперед, а продолжаем жить в XIX веке, совершая те же грехи и поступки. Карикатура и тогда была интересна, ибо только в этом жанре можно четко и емко очертить проблемы, волнующие многих. Знаете, ведь жизнь состоит из постоянных ошибок, которые и дают повод для очередной карикатуры.
- Хорошо, но если карикатуры не востребованы у зрителя, что же заставляет вас заниматься этим?
- Я не имею никакой материальной прибыли от карикатур, но это веление сердца. Я не могу перестать создавать их только потому, что мне за это не платят, и я уверен, что таких художников, как я, много. Мы говорим свое слово и получаем удовлетворение от этого. Я делаю свое дело, а плохо это или хорошо - покажет история. Пока мои работы - лишь самовыражение.
- Где можно познакомиться с вашими карикатурами?
- Иногда я выставляю их на своей странице в Facebook, чтобы оценить реакцию людей. Мне интересно их мнение - как положительное, так и негативное.
- И что чаще - положительные или отрицательные отклики?
- Если смотрит человек нейтральный и никак не относящийся к проблеме, то ему, конечно, нравится, но если он как-то касается темы или является героем карикатуры, сразу возникает недовольство и сыплются упреки. Кроме того, у нас бывают выставки и конкурсы, где также можно познакомиться с работами карикатуристов. Правда, в последнее время они проходят не часто.
- Если к вам обратится молодой карикатурист, желающий сколотить состояние на своих работах, что вы ему посоветуете?
- Скажу, чтобы он в первую очередь все хорошо взвесил и не строил далеко идущих планов. Заработать, а тем более разбогатеть на этом деле невозможно. Нужно быть реалистом и здраво смотреть на вещи, на данный момент карикатура у нас не приносит прибыли. Если уж на то пошло, выгоднее заниматься живописью.
- Как, по-вашему, что нужно для привлечения в ряды карикатуристов молодого поколения?
- Главное - нужно их как-то стимулировать. Проводить больше
выставок, конкурсов… Сегодня карикатуристы работают вхолостую, и единственное,
откуда мы можем получить прибыль, это выиграть какой-то международный конкурс,
где бывают очень хорошие гонорары. Но даже если диплом или поощрительный приз
для многих весом в плане стимула, далеко не каждый готов заниматься этим в
надежде на то, что, возможно, лет этак через двадцать или тридцать о нем
вспомнят и он прославится.
- А как же амбиции?
- Мы работаем на чистом энтузиазме. Поэтому и амбиции свои мы давно уже спрятали подальше.
- В свете сегодняшних событий, разгоревшихся вокруг карикатуриста из Франции, я не могу не поинтересоваться вашим мнением в отношении сложившейся ситуации.
- Тема религии очень щепетильна, и шутить о вещах, способных затронуть чувства людей, нельзя. Вы никогда не увидите в карикатурах мусульманина высмеивания христианских святынь. Насмехаться и унижать святыни недопустимо. Прежде чем сделать такой шаг, следует задуматься о его последствиях. Уверен, художник, изобразивший карикатуру на Пророка Махаммеда, знал, что из этого может разрастись настоящая война. И он своего добился. Знаете, есть вещи, которые очень важны для человека, и касаться их не стоит. Можно критиковать конкретно меня, но мою веру или, скажем, жену и детей - нельзя. Они затронули слишком болезненную тему. Многие хотят выделиться, но не могут ничего придумать - вот и спекулируют на чувствах людей. Мне кажется, это была хорошо подготовленная провокация, чтобы поднять мусульманский мир, а затем подавить его. Я читал отзыв редактора этого журнала, опубликовавшего карикатуру. Они не собираются останавливаться и намерены продолжать публиковать подобные карикатуры. Это в корне неправильно и недопустимо. Самое страшное в том, что ответом мусульманского мира послужат не картинки, а действия. Пророк для нас - слишком серьезная тема и затрагивать ее нельзя, мусульмане не будут молча рисовать, для них это не станет достойным ответом. Искусство должно быть свободным, но не до такой же степени!
Каспiй.- 2015.- 15 января.-
С.- 12
Виктория ТРЕТЬЯКОВА