Годы в профессии

Увидела свет книга заслуженного журналиста Азербайджана Эльмиры Алиевой «О себе и о времени»

Заслуженный журналист Азербайджана, президентский стипендиат Эльмира Алиева в эти дни отмечает свой славный юбилей - 28 августа ей исполнится 85.

Юбилей - это дата особая, это всегда роскошный возраст: есть что рассказать, о чем вспомнить, чем поделиться… Этот возраст, яркий и прекрасный, открывает новый в жизни путь… Эльмира ханым, Вы всегда мила, чудесна, и любая дата Вам идет.

Коллективу газеты «Каспiй» выпало огромное счастье сотрудничать с такими мастерами слова, каждая публикация которых всегда ожидаема и высоко ценима многочисленной аудиторией читателей. И в этом почетном списке особая роль принадлежит признанному корифею азербайджанской журналистики, нашей многоуважаемой Эльмире ханым Алиевой, творчество которой с полным правом можно считать украшением национального публицистического искусства.

Мы присоединяемся к многочисленным поздравлениям, которые звучат в Ваш адрес по случаю юбилея, желаем крепкого здоровья, много счастья в наступивший юбилейный год! И чтобы впредь Вы продолжали радовать наших читателей своими замечательными статьями.

К юбилейной дате Эльмира ханым подготовила очередную свою книгу-признание в любви к делу, которому посвятила жизнь. Она так и называется - «О себе и о времени».

Выход книги - всегда большое событие прежде всего для автора, тем более, когда речь идет об «Автобиографии в расширенном формате». Когда как бы отдаешь себя на суд широкого читателя, не скрывая своего отношения к себе, событиям и окружающим. К фактам жизнеописания и вехам времени. Когда не просто делишься, но и волей-неволей - пусть подспудно - винишься… может быть, более всего - перед собой.

Скажу сразу: эту искреннюю, исповедальную книгу я бы назвала иначе. По мне, ее значимость - признание автора в любви к делу, которому посвятил жизнь. К возможности и необходимости быть в курсе всего сущего. К тому, что неизбежно и обыкновенно, и к тому, что радует, удивляет. Что именно он преподносит в препарированном виде тем, кто этого не разглядел сам. И потому для меня содержание этой книги - «Годы в профессии». Даже при том, что тут комфортно чувствуют себя упоминания о времени и месте рождения, о пронзительных чувствах к родителям, членам семьи, родстве душ с одноклассниками, друзьями, коллегами и, подчеркнуто, с соседями. Посторонними только формально, но жившими и за стенкой в унисон, ставшими родными в самые трудные судьбоносные годы, когда закладывались основы мировоззрения…

В этой густонаселенной книге никто и ничто не забыто. Не связывая себя хронологическими рамками, Эльмира использует метод свободного рассказа о людях и событиях так, как ведет ее мысль. Вроде от случая к случаю, чтобы как можно полнее представить тех, с кем связывала жизнь, кого считала достойным собеседником или героями своих публикаций, число которых не счесть. И потому, думается, ее жизнь - признание в любви к своей профессии, а книга - горячее желание сказать об этом вслух. Не только тем, кто давно знает об этом, но еще и как можно большему кругу читающей публики. Тем, кто высоко ценит прессу и ее достойных мастеров - мало ли тому замечательных и убедительных доказательств…

Автор откровенно гордится своей судьбой - выбором профессии, которая обострила врожденный интерес к тому, что происходит в обществе, позволила на правах обличенного доверием представителя прессы входить в кабинеты представителей властных структур и в частный дом - крепость каждого соотечественника, изучать государственные архивы и дотрагиваться до документов и предметов, нередко становившихся раритетами, открывавшими тайны о значимых событиях, правду о событиях государственной значимости и мирового масштаба…

Надо ли удивляться тому, что готовящий публикации по таким поводам обретает право на гордость патриота, имеющего заслуги перед родиной, перед своим народом - как было в годы обретения Азербайджаном государственной независимости с ее возможностями, воодушевлявшими журналистов на подлинные гражданские подвиги.

Не ожидая наград, кроме одной - собственного удовлетворения, которое росло по мере того, как эти поступки высоко оценивало общество, Эльмира многое сделала для того, чтобы люди радовались тому, что успели узнать правду о репрессированных родственниках, о злодеяниях настоящих врагов народа и истинных подвижниках, радетелях расцвета государства.

Восторженные отзывы о публикациях хоть кому могли вскружить голову, но не Эльмире Алиевой. Они лишь вдохновляли ее на новые поиски. Ибо требовали не только убежденности, но и смелости в условиях, когда жили глубоко вбитые прежде постулаты и даже очевидные злодеяния многие называли случайными заблуждениями и шалостями недальновидных идеологов, «по ошибке» чинивших агрессивное беззаконие, равное терроризму и геноциду.

Эльмира с честью откликнулась на новые для периодики темы и потребность осваивать новые литературные жанры. При том, что газета «Бакинский рабочий» славилась и гордилась своей школой, свято оберегая традиции стилистики, логики, следования принципам художественных достоинств, и скептически относилась к тому, что скоро назвали оскорбляющим словом «читабельности», само название которой коробило талантливых эстетов от литературы, тех, кстати, кого с благоговением Эльмира называет в своей книге.

Говоря, что у нее «никто не забыт и ничто не забыто», прежде всего имеешь в виду ставшую москвичкой известного писателя любимую Нелли Хасбулатовну Исмайлову, покинувших этот мир Раису Леопольдовну Видгоп (Раеву), Ирину Новинскую, Татьяну Ганелину, Владимира Синицына, Льва Полонского… Тех, при ком свято чтили традицию, при которой никто не осмеливался называть свои материалы очерками. Прерогативой права произнести сокровенные слова: «У вас получился настоящий очерк, поздравляю!» пользовались самые маститые журналисты, чей авторитет был в высшей степени непререкаем. Лишь после такого «вердикта» только и мог вслед за заголовком появиться вожделенное слово «очерк» - высшая похвала образно-художественного изложения по содержанию и форме. Испытать такое доводилось и нам с Эльмирой. И запомнилось это как счастье, за которым следовало особое отношение коллег и читателей, вера в свои силы и такой стимул, что… честно говоря, навсегда.

Не так давно, когда один из руководителей известной ныне газеты скептически отозвался о моем выражении «школа «Бакинского рабочего», я застенчиво промолчала - где ему до того журналистского духа, когда газету украшали эстетика слова и мысли, работа над собой и высокая требовательность к себе, исключающая необходимость угождать недоразвитому обывательскому вкусу. Эльмира, и сегодня неравнодушная к новым событиям, явлениям и персонам, ему бы, уверена, не смолчала. Потому что все то для нее свято. Школа - она и в каждом большом, значимом деле - база, мировоззренческая школа.

И ныне, согретые чувством признательности, восхищения талантами, успехами, гражданскими заслугами соотечественников, ее материалы с любовью посвящены Таиру Салахову, Джовдету Гаджиеву, Магсуду Ибрагимбекову, Омару Эльдарову, Исмаилу Дагестанлы, Амине Дильбази, Гюльрух Алибейли, Мохсуну Санани, Рауфу Гаджиеву, крупным ученым, многим выдающимся нашим соотечественникам, проникновенно теплы и правдивы.

Неутомимо она ищет и способна возрадоваться новым именам, персонам и явлениям, не замечая того, что другие с легкостью скачивают из интернета, «сообщают» и «описывают» то, что лежит на поверхности. Ее материалы, активно публикуемые сегодня прессой, - всегда эксклюзивны, личностны, а потому бесценны личной информацией о том, что она знает из первоисточника и стремится донести до читателей, словно спешит позаботиться и об их кругозоре и эрудиции, отдавая дань нынешним подвижникам культуры. Часто тем, кто в непростых условиях остается верен традициям собственного народа, стремится к творческой состоятельности. Чтобы естественным образом вольно или невольно обретать все новых друзей в самых разных областях активнейшей общественной жизни Азербайджана, взаимному уважению с которыми нет предела.

О ней пишут…

Вот и в новой книге писатель-публицист депутат Милли Меджлиса Эльмира Ахундова, основательница единственного в мире уникального Музея миниатюрной книги, коллекция которого занесена в Книгу рекордов Гиннесса Зарифа Салахова, генеральный директор Государственного информационного агентства АзерТАдж Аслан Асланов, представитель знатного рода азербайджанской интеллигенции преподаватель Халида Мамедбейли и другие уважаемые личности с гордостью говорят о счастье дружить с ней, о ее деловых качествах, редком трудолюбии, готовности делать добро.

Отмечая заслуги Эльмиры Алиевой в годы работы в одной из главных в Азербайджане газет - «Бакинский рабочий», сформировавшей ее как известного, уважаемого профессионала, в лучшей из всесоюзных газет «Известия», авторы отзывов подчеркивают такие личностные качества заслуженного журналиста республики, обладателя ряда журналистских наград, подчеркивают ее чутье на важную тему, умение ценить достойные проявления в жизни общества, заслуги лучших личностей и коллективов и критический настрой там, где писать об этом было особенно трудно, подчеркивают ее неравнодушие, высоченное чувство ответственности.

Довелось высказать в этой книге свои чувства к Эльмире - коллеге, а главное - другу с юности - и мне.

Мои друзья - мое богатство

Напечатанная в 2000 году в газете «Gadın və cəmiyyət» заметка под названием «Мои друзья - мое богатство», написанная в самые кризисные годы, когда на изломе времен (сколько их было на нашем веку!) мне захотелось публично признаться в любви самым близким подругам Наиле Фарадовой, Эльмире Алиевой, Тамаре Сафаровой и Светлане Медведевой, с которыми у нас все было единым - и мысли, и дела, и чувства, начиналась так: «С Эльмирой мы познакомились в поезде, увозившем нас в Москву из родного Баку, где я, Эльмира, Наиля (тогда Кадымова) и наши сверстники в числе других абитуриентов после сдачи вступительных экзаменов были здесь зачислены в столичные вузы.

Мы с большим уважением поглядывали на эту девочку с перевязанным из-за ангины горлом, зная, что она - золотая медалистка - без экзаменов зачислена на факультет журналистики МГУ. А потом, уже в общежитии университета, на знаменитой Стромынке все ближе узнавали ее».

Вот у кого надо было учиться собранности и ответственности - Эльмира больше других проводила времени в библиотеках и читальных залах, всегда была готова к семинарам и нелегким экзаменам перед педагогами, не знавшими, что такое снисхождение или послабление, предъявлявшими подчас повышенную требовательность к нам, кавказцам. Детям, которые, кстати, тогда могли дать фору в знании литературного русского языка и грамматики иным коренным москвичам. Но мы за требовательность были им особенно благодарны - заслуженный диплом МГУ (не корочки, естественно) обеспечивал нам истинное уважение многоопытных коллег-журналистов, и в весьма солидной газете «Бакинский рабочий» тоже. В «Бакинском рабочем» мы, как видно, отличились настолько, что довольно скоро нас заприметили руководители московских изданий, пригласив в свой аппарат, чтобы на долгие годы утвердить на собкоровские должности.

Более 15 лет Эльмира Алиева работала собственным корреспондентом по Азербайджану газеты Верховного Совета СССР «Известия», и почти все ее публикации становились событиями: им была присуща четкая гражданская позиция и принципиальность, а главное - умение, разоблачая недостатки, оставаться принципиальной и убежденной патриоткой. Хотя все это требовало пытливого поиска, огромной ответственности, умения не щадить себя ради даже нескольких строк в газете - «Известия» всегда старались быть впереди планеты всей и требовали от своих собкоров на местах оперативно освещать все заметные события, происходившие в регионе… И она, хлопотливая мама, с честью выполняла эту не совсем женскую работу, пользуясь авторитетом среди сотрудников редакции и читателей.

Благо, большую часть забот о маленькой Лале взяла на себя удивительно мудрая и теплая свекровь – Лейла nənə.

Кто еще, как не мы, расскажет сегодня, чего стоила работа в этой престижной должности в подробностях, за которыми таились негласное указание критиковать конкретные недостатки и отдельных лиц, не выходя на пороки системные! Совсем нелегкое, трудом и постоянной неуспокоенностью дававшееся умение быть в курсе всех общественно значимых событий, повсюду успевать и оперативно обо всем сообщать в московскую редакцию, для чего у Эльмиры в квартире был установлен громоздкий телетайп…

Много времени, сил и внимания занимала так называемая массовая работа - расследования, проверка многочисленных писем и жалоб, прием посетителей, а подчас и организация в регионе подписки на выходившую миллионными тиражами газету.

Радовать собкоров возможностью видеть опубликованными свои в самом деле с творческим задором написанные материалы москвичи не спешили - освещавшая жизнь огромной страны 4-страничная газета «Известия» со своим официозом приучила радоваться и заметкам, вышедшим в подборке или информационном блоке - что греха таить. Не потому ли и сегодня, спустя 60 лет, как праздничное событие воспринимаем каждую публикацию - к такому невозможно относиться равнодушно, коль тем и живешь.

 

А что грело, воодушевляло? Конечно же, то, что все это читалось, вызывало ответную реакцию, доверие, признание и безоговорочный авторитет… Кто скажет, что этого мало, чтобы ощущать себя состоявшимся профессионалом и быть настроенным на все новые поиски…

В альма-матер - «Бакинский рабочий» - Эльмира вернулась после 15 лет собкорства, чтобы подробно и пышно освещать хорошо знакомые проблемы социума. А еще в конце 70-х на волне наступившей в обществе открытости она затеяла серию материалов под рубрикой «Белые пятна истории», чтобы, получив доступ к хранившимся до этого за семью замками в архивах НКВД документам, шаг за шагом спустя десятилетия публично возвращать в своих очерках честное имя многим реабилитированным узникам ГУЛАГа - лучшим представителям национальной интеллигенции. Выступая еще и поборником лучших преобразований в Азербайджане, который наконец обрел долгожданную независимость.

Все это было глотком свежего воздуха для всех, но для меня собенно: Эльмира стала первой, кто спустя годы держала в руках протоколы допросов моего отца Алекпера Алиева, сосланного на смерть в Магадан, и написала подробности о том, как его пытали в подвалах…

Профессия одарила Эльмиру неизбывной любознательностью, а собкорство усугубило врожденное чувство ответственности и наградило творческим долголетием. Не случайно же годы после ухода, как говорят, на заслуженный отдых, стали для нее естественным продолжением службы в условиях привычного для нас ненормированного рабочего дня. Когда по-прежнему все вокруг важно и интересно, обо всем хочется размышлять, всем делиться, хорошо зная цену времени и согласованному с редакцией сроку сдачи материала.

Сегодня особенно хочется подчеркнуть, что навсегда у нас много общего: год и место рождения, профессия, диплом одного вуза, даже газета «Бакинской рабочий», куда, кстати, после пяти лет издательской работы по своей основной специальности редактора я была принята по рекомендации Эльмиры. Даже разведя по собкоровским путям, судьба объединила нас в статусе доверенных лиц разных изданий, но в одном регионе, и, естественно, не могла изменить круг нашего общения. Коллеги, друзья, герои публикаций… десятилетиями мы шли к одной цели «в одной упряжке», по сути, одними дорогами, исповедуя одни ценности - что может больше притягивать и обогащать, чем общая история, житейские трудности и любимая работа… И выбор сердца, необъяснимое притяжение - то, о чем специально не задумываешься…

Право, словами не расскажешь, что есть любовь и судьба. Что сводило до ежедневной потребности общаться вживую или по телефону, а подчас разводило на недели и месяцы, чтобы вновь и вновь, фигурально выражаясь, броситься в объятия друг друга, дабы снова и снова неистово делиться сокровенным в горе и радости… когда притяжение исключает равнодушие.

Обаятельная женщина, коммуникабельная личность, она всегда в кругу друзей. Как и прежде, готовая идти на помощь, находит смысл в удовольствии открывать новые, достойные внимания и восхищения черты в тех, кого давно и близко знает. И приручать-приваживать новых знакомых, особенно молодых, чьими подвигами буквально гордится, которых почему-то называет своими героями. Наверное, это лучшее проявление интереса к окружающим и неистовая потребность радовать своей благосклонностью лучших и достойнейших. Тех, кто, став по-родственному близкими, и сам дорожит дружбой с ней…

Ты знаешь, Элла, что без общения у нас не проходил ни один день, ибо потребность делиться откровениями стала не просто привычкой, но и частью образа существования.

Мой рассказ будет неполным, если не скажу, каким любимым и уважаемым человеком стала Эльмира для членов моей семьи - Кобы, Гоги и Нугзара, самыми светлыми и искренними людьми, с какими меня свела жизнь. В общем-то не знавшие ее творческих заслуг, они любили ее за то, что она есть - близкая и родная. Но тут добавить что-либо к тому, что она знает сама, мне просто нечего.

С юбилеем тебя, мой друг!

 

Галина МИКЕЛАДЗЕ,

Каспiй.- 2016.- 27-30 августа.- С.12-13.