Ильхам Алиев. Портрет Президента на фоне перемен

 

  ЛИЧНОСТЬ

 

От большой нефти к большой политике

 

В 1995 году Ильхам Алиев был избран в парламент страны от Гарадагского района Баку - одного из самых больших и, к сожалению, самых запущенных районов столицы. За несколько лет депутатства Ильхам Алиев успел многое сделать для своего округа: для инвалидов карабахской войны и семей шехидов было построено два 50-квартирных жилых дома, возведен целый городок для беженцев - более 100 домов, со всей сопутствующей инфраструктурой - школой, медпунктом, торговыми центрами и пр. С помощью созданного по инициативе Ильхама Алиева Фонда содействия социально-экономическому развитию Гарадагского района началось обновление дорог, мостов, водо- и газопроводных сетей. Тогда особых средств для развития регионов в государственной казне не было, поэтому Ильхам Гейдарович пошел другим путем: подключил гражданскую инициативу, встречался с деловыми людьми района, просил помочь с благоустройством Гарадага. Эта инициатива сработала, более того, через пару лет ее подхватили предприниматели в масштабах всей страны. Уютные скверы, аллеи памяти, памятники выдающимся личностям - все это и многое другое появилось в Гарадагском районе, а потом и в других регионах республики без единого маната бюджетных денег.

 

В 2000 году Алиев-младший баллотируется в парламент уже от партии «Ени Азербайджан». Более того, он возглавил список партии и, по существу, во время выборов стал, по его собственному выражению, «ее лицом». Многим запомнились его выступления по телевидению в качестве кандидата в депутаты. Перед избирателями предстал новый Ильхам Алиев - жесткий, напористый, прагматичный политик. Он тогда резко полемизировал с азербайджанской оппозицией:

 

«Я в целом не хотел занимать ваше время разговорами о сегодняшней оппозиции, я вообще не хотел говорить о них. Однако их «кампания», основанная на клевете, оскорблениях, злословии, заставляет меня говорить все это. Не мешайте нам! Мы создаем, строим, и все факты - перед глазами. А вы всей своей деятельностью стараетесь, чтобы в Азербайджане ситуация ухудшилась. Насколько ситуация в Азербайджане плоха, настолько вам становится лучше. У меня есть точная информация о том, что вы сожалели даже о золотых медалях, которые Азербайджан выиграл в Сиднее. Им не радовалась не только Армения, но и наша оппозиция. Почему? Потому что Ильхам Алиев являлся главой сборной команды. Это - победа не Ильхама Алиева, а всего азербайджанского народа. И конечно, такое отношение способствует тому, чтобы я сказал несколько слов о них…

 

Во время своего выступления Иса Гамбар заявил, что он придет к власти, и он это должен сделать, нынешнее правительство уйдет, потому что должно уйти. Мы никуда не уйдем, и вы никуда не придете! Говорит, что придет и будет исправлять ошибки нынешнего правительства. Я хочу задать вопрос: как человек, который проучился в аспирантуре одиннадцать лет и так и не смог написать диссертацию, придет к власти исправлять ошибки всемирно известного политика? Мы пытаемся исправить ваши ошибки в течение семи лет, однако до конца нам это пока не удается. Потому что вы все уничтожили…»

 

После проведения Ильхамом Алиевым успешной, в хорошем смысле слова агрессивной избирательной кампании, которая принесла правящей партии немалое количество дополнительных голосов, многие ожидали, что Алиев-младший будет рекомендован на пост главы Милли Меджлиса Азербайджана. Но не случилось, спикером вновь стал верный соратник Гейдара Алиева - Муртуз Алескеров. На все вопросы журналистов по поводу своей дальнейшей политической карьеры Ильхам Алиев отвечал достаточно уклончиво: сейчас он там, где страна больше всего нуждается в его опыте и знаниях. Ведь политика, по его мнению, заключается не в том, чтобы выступать по телевидению или привлекать к себе внимание на митингах. Надо что-то сделать для того, чтобы люди тебе поверили, пошли за тобой.

 

Впрочем, однажды Ильхам Алиев высказался более определенно. В интервью газете «Московский комсомолец» от 25 декабря 2000 года первый вице-президент ГНКАР заявил буквально следующее: «…В принципе, я готов к любой борьбе на любом уровне, потому что считаю, что те достижения, которых Азербайджан добился за эти годы, обязательно должны быть сохранены и приумножены. И тот курс, которым Азербайджан сегодня идет под руководством Президента, должен оставаться курсом Азербайджана на многие годы и десятилетия. И для этого я готов сделать все, что от меня зависит, и в любом качестве. Сейчас не существует такой необходимости, чтобы мне прямо рваться в публичную политику. Если такая необходимость возникнет - я готов. И все, кто голосовал за нашу партию, могут быть спокойны».

 

***

 

В 90-е годы ХХ - начале XXI века Ильхам Алиев выступал на многих бизнес-форумах и международных конференциях по энергетическим проблемам, общался с зарубежными политиками, деловыми людьми, представителями законодательной власти. Многим, к примеру, запомнилось его выступление в Вашингтоне на конференции по Каспийским трубопроводам в ноябре 1997 года. А после выступления Ильхама Алиева в Стэнфордском университете в Сан-Франциско (естественно, на блестящем английском), где он проанализировал путь, пройденный Азербайджаном, его политико-экономические достижения, экс-министр обороны США Уильям Перри заметил, что речь Ильхама Алиева произвела на него впечатление как высказывания готового к большой политике дипломата. А бывший государственный секретарь США Джордж Шульц сказал буквально следующее: «…Я был удостоен чести принять участие в конференции, проведенной в Стэнфордском университете, где выступил Ильхам Алиев, и его глубокий политический разбор происходящих в мире событий очаровал нас всех».

 

Во время некоторых официальных визитов, особенно в такие ведущие страны мира, как США, Великобритания, Франция, Гейдар Алиев включал в состав делегации первого вице-президента Государственной нефтяной компании Азербайджана. Ильхам Гейдарович участвовал в переговорах с руководителями государств и правительств, наблюдал за стилем общения великого политика, сопоставлял, анализировал, высказывал свои мнения и давал свои оценки. Так претворялись на практике приобретенные до этого блестящие теоретические познания в области международного права, так вырабатывался и оттачивался неповторимый стиль ведения переговоров, которому нельзя научиться ни в каких университетах.

 

После вступления Азербайджана в Совет Европы в 2001 году и утверждения Ильхама Алиева главой азербайджанской делегации в ПАСЕ Алиев-младший становится самостоятельной политической фигурой. К примеру, в марте 2003 года он был принят президентом Франции Жаком Шираком и провел с ним обмен мнениями по широкому спектру вопросов - от двухстороннего сотрудничества до перспектив урегулирования нагорно-карабахской проблемы. Поэтому, скажем, в отличие от Владимира Путина, которого до его президентства мало кто знал, Ильхам Алиев в мире большой политики был уже, как говорится, своим человеком, и его возможная кандидатура в качестве будущего преемника Гейдара Алиева к началу 2000-х годов практически ни у кого на Западе или в СНГ не вызывала идиосинкразии.

 

В отличие от большинства лидеров доморощенной оппозиции, которые все годы нахождения Гейдара Алиева у власти занимались исключительно лоббированием собственных интересов и умножали число недругов Азербайджана за рубежом, перманентно оповещая международную общественность о «массовых нарушениях прав человека» и «зажиме демократии», Ильхам Алиев предпочитал даже самых рьяных недругов и недоброжелателей превращать в друзей своей страны. Открытость и коммуникабельность, знание основ дипломатии, блестящий английский и французский языки (умение объясниться с деловым партнером без переводчика высоко ценится как на Западе, так и на Востоке) позволили ему завязать множество личных контактов, дружеских связей в среде делового и финансового истеблишмента влиятельнейших держав мира. А в результате все эти контакты и связи способствовали притоку инвестиций в различные сферы национальной экономики.

 

***

 

Кстати, про английский и французский языки. Наблюдая за тем, как Ильхам Гейдарович свободно, без переводчика, общается с многочисленной и многоязыкой армией журналистов, часто посещающей Баку, я всегда испытывала чувство гордости «за державу». По-моему, подобного феномена президента, блестяще говорящего на пяти языках, в ближнем (скорее всего, и в дальнем) зарубежье больше нет.

 

Зато оппозиционная печать и ее лидеры в первые годы пребывания Ильхама Алиева во власти любили поиронизировать и на эту тему: подумаешь, невидаль какая - Ильхам Алиев хорошо знает английский. Мало ли у нас в стране людей, неплохо владеющих английским, французским или иным иностранным языком. Чем здесь особенно гордиться? По этому поводу хотелось бы заметить: людей, может, и много, а вот политиков, которые могли бы достойно свою страну за рубежом представлять и на «их» языке объясняться как на своем родном, - у нас до сих пор можно по пальцам пересчитать. И потом, странная логика: если иностранный язык так легко выучить, то почему лидеры оппозиции, которые многие годы пребывают не у власти и имеют массу свободного времени для повышения самообразования, не смогли освоить хотя бы один из этих языков? Ведь это весьма пригодилось бы им в зарубежных вояжах, да и престижа на Западе поприбавило. Поэтому ирония оппозиционных СМИ более напоминает афоризм из басни Крылова: «Зелен виноград!».

 

Еще несколько позднейших наблюдений, связанных с лингвистическими способностями Ильхама Алиева. 10 октября 2011 года 600 участников Бакинского международного гуманитарного форума стали свидетелями того, как Президент Азербайджана произносит речь на азербайджанском, русском и английском языках, переводя сам себя. Причем это был не просто перевод с одного языка на другой: в каждом из выступлений выделялась та составляющая, которая именно на этом языке звучала наиболее естественно. Это был прекрасный образец органического существования в разных языковых средах, о котором может только мечтать каждый человек, желающий хорошо знать языки.

 

О другом эпизоде рассказал в интервью журналу «Баку» первый заместитель генерального директора ИТАР-ТАСС Михаил Гусман: «Во время съемок программы «Формула власти», встречаясь с ее героями - главами государств (а их за одиннадцать лет было без малого двести), у меня, как правило, оставалось время пообщаться с героями без телекамер. Хорошо помню, как президент США Барак Обама, видимо, зная, откуда я родом, тепло рассказывал о своей поездке в Баку в бытность еще сенатором от штата Иллинойс. Вспоминая встречу с Президентом Азербайджана, Обама сказал об Ильхаме Алиеве: «Он очень умный человек и сильный лидер» и добавил: «И у него прекрасный английский». По мнению Михаила Гусмана, блестящее владение русским и английским языками, равно как и родным азербайджанским, составляет важный компонент фирменного стиля азербайджанского Президента.

 

***

 

От правительства Эльчибея новой власти досталось тяжелое наследство: истекающая кровью, наводненная беженцами и уголовными бандформированиями республика. Почти полностью разрушенная вертикаль исполнительной власти, экономическая разруха и политическая нестабильность. Оккупированный армянскими вооруженными формированиями Нагорный Карабах и прилегающие к нему районы.

 

На столь же критически низкой отметке находился и процесс политико-экономической интеграции Азербайджана в цивилизованное международное сообщество. Не следует забывать о том, что в отличие от Армении, имевшей за спиной мощную зарубежную диаспору, а также от христианской Грузии, которую в то время возглавлял Эдуард Шеварднадзе, снискавший любовь Запада как один из «разрушителей» Берлинской стены, Азербайджан начал свое сближение с Европой с нулевой и отчасти даже негативной базой. Нас воспринимали в мире как политически нестабильную страну, своего рода «банановую» республику с преимущественно мусульманским населением, с частой сменой власти путем государственных переворотов, а главное - с наличием на территории затяжного конфликта вокруг Нагорного Карабаха.

 

В 1991-1993 годах симпатии европейского и всего западного сообщества были явно на стороне армян. Об этом, в частности, свидетельствует одна из первых деклараций по Нагорному Карабаху, которая была принята Комитетом по отношениям с европейскими странами - не членами ПАСЕ 5 февраля 1992 года. В ней говорится об угрозе геноцида, содержится призыв к сторонам начать мирные переговоры на принципах правовой защиты нацменьшинств, торжества законов, самоопределения народов. О принципе территориальной целостности Азербайджана в этой декларации не сказано ни слова. Кроме того, в декларации поддерживается требование Армении о введении сил ООН в Нагорный Карабах.

 

Разительно отличается от этой первой декларации резолюция №1119, принятая 22 апреля 1997 года на XI сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы и посвященная конфликтам в Закавказье. В рекомендательной ее части перечислены принципы, на которых должно базироваться политическое урегулирование нагорно-карабахского и абхазского конфликтов. Это «неприкосновенность границ, гарантии безопасности для всего населения в зонах конфликта, статус широкой автономии для Абхазии и Нагорного Карабаха, право беженцев и перемещенных лиц на возвращение и их реинтеграция при соблюдении прав человека».

 

Как видим, принципы, провозглашенные Парламентской ассамблеей Совета Европы, почти в точности совпадают с принципами Лиссабонского саммита ОБСЕ 1996 года. В своем выступлении на втором саммите СЕ в Страсбурге Президент Азербайджана Гейдар Алиев дал высокую оценку этой резолюции, заявив, что она является «хорошей основой для урегулирования карабахского конфликта».

 

Между этими двумя документами Совета Европы пролегает огромная дистанция, которая как в зеркале отразила путь, пройденный Азербайджанской Республикой всего за несколько лет: укрепление порядка и стабильности, начало крупномасштабных политических и экономических реформ, подписание нефтяных контрактов, в которых задействованы практически все ведущие страны мира, а главное - неустанная созидательная работа азербайджанской дипломатии по интеграции во все международные структуры.

 

Одной из приоритетных задач для Азербайджана являлось вступление в Совет Европы. Мощным стимулом для сближения Азербайджана с Советом Европы послужило прекращение огня в зоне армяно-азербайджанского конфликта. Приверженность принципам мирного урегулирования всех конфликтных проблем является одним из главных условий для успешного сотрудничества европейских стран с СЕ. В период 1994-2000 годов Азербайджан не раз посещали делегации Совета Европы, представители Парламентской ассамблеи СЕ, которые имели возможность встретиться с руководством страны, членами Милли Меджлиса, правительством, лидерами политических партий и оппозиции. По итогам встреч была составлена расширенная индивидуальная программа сотрудничества между Советом Европы и Азербайджаном. Параллельно эксперты Совета Европы оказывали помощь азербайджанским коллегам, которые работали над приведением ряда национальных законов в соответствие с европейскими конвенциями и соглашениями.

 

В июне 1996 года Азербайджану был предоставлен статус «специального приглашенного», а в октябре 1997-го Гейдар Алиев принял участие во второй встрече глав государств и правительств Совета Европы на высшем уровне.

 

После поездки Гейдара Алиева в Страсбург стало ясно, что процесс интеграции Азербайджана в европейское сообщество необратим. С трибуны саммита президент пообещал сделать все, чтобы его страна соответствовала высоким стандартам Совета Европы. Азербайджан выразил готовность присоединиться к Европейской конвенции по правам человека и признать обязательность юрисдикции Европейского суда по правам человека.

 

25 января 2001 года на флагштоке перед штаб-квартирой Совета Европы был поднят азербайджанский флаг, и наша республика стала 43-м по счету членом этой престижной европейской организации. Гейдар Алиев выступил в тот день на сессии ПАСЕ с очень емкой и яркой речью, выразив надежду, что вступление теперь уже всего региона Южного Кавказа в Совет Европы явится важным фактором, который послужит делу урегулирования конфликтов и нормализации отношений между государствами региона и в целом укреплению безопасности на Южном Кавказе и в Европе.

 

Парламентскую делегацию Азербайджана в Совете Европы с 2001 по 2003 год возглавлял депутат Милли Меджлиса, первый вице-президент ГНКАР Ильхам Алиев. В январе 2003 года Ильхам Алиев был избран заместителем председателя и членом бюро Парламентской ассамблеи Совета Европы. Работавшая в ПАСЕ под его руководством азербайджанская парламентская делегация была одной из самых сплоченных и активных, все ее члены, принадлежащие к разным политическим силам, всегда демонстрировали готовность к конструктивному сотрудничеству во имя общенациональных интересов.

 

Многим запомнились логичные, взвешенные, очень обоснованные выступления главы азербайджанской делегации на сессиях ПАСЕ - например, при обсуждении вопроса о политических заключенных. В июне 2003 года депутат из Бельгии Джордж Клерфайд представил Парламентской ассамблее Совета Европы доклад о так называемых политических заключенных в Азербайджане. В своих выступлениях - на заседании Бюро, на заседании Политического комитета, наконец, на пленарной сессии ПАСЕ - Ильхам Алиев пункт за пунктом опроверг все основные постулаты доклада, на фактах доказав, во-первых, их голословность, во-вторых, предвзятость и наличие пресловутых двойных стандартов. Доводы Ильхама Алиева сумели убедить европейских парламентариев, в результате чего этот сырой, построенный на эмоциях документ был возвращен в комитет для повторного рассмотрения и доработки. А все принципиальные поправки, предложенные азербайджанской стороной, были в итоге приняты.

 

Кстати, на одной из первых сессий ПАСЕ, где в качестве полноправного члена присутствовала азербайджанская делегация, а именно 24 сентября 2001 года, был принят важный документ - «О признании территориальной целостности Азербайджана со стороны Армении». Суть его заключалась в том, что земли, оккупированные армянскими вооруженными формированиями, захвачены насильственным путем. Поэтому они никогда не смогут перейти под юрисдикцию захватчика и никогда не будут признаны независимыми. Что же касается принципа права наций на самоопределение, которым, как жупелом, размахивала армянская делегация, то армянский народ уже самоопределился, создав (кстати, на азербайджанских землях) независимую Армянскую Республику. Этот документ явился хорошим заделом на будущее. И уже в период президентства Ильхама Алиева, спустя всего лишь четыре года после приема Азербайджана в Совет Европы, в январе 2005 года, нашей делегации удалось добиться большого успеха - принятия резолюции ПАСЕ №1416 в связи с нагорно-карабахским конфликтом.

 

Это был, конечно, момент истины и зримое доказательство авторитета Ильхама Алиева, завоеванного им во время трехлетнего членства в ПАСЕ. В апреле 2004 года за активное участие в работе Парламентской ассамблеи и приверженность европейским идеалам Ильхам Алиев был награжден дипломом почетного члена и медалью ПАСЕ. Вручая Президенту Азербайджана эти знаки, председатель ПАСЕ Питер Шидер в частности сказал: «Мы испытываем чувство радости, видя вновь вместе с нами Президента Азербайджана Ильхама Алиева, которого мы ценим как самого активного депутата и руководителя делегации, а также одного из активнейших руководителей ПАСЕ, наконец, как самого активного руководителя государства».

 

Продолжение следует. Начало в предыдущих номерах

 

Эльмира АХУНДОВА,

депутат Милли Меджлиса,

заслуженный журналист

Каспiй.-2016.- 3 декабря.- С. 8-9.