Как много хочется сказать…
Творческое кредо Гюльджахан Гюльахмедовой-Мартыновой
МАСТЕР
Жизнь первой в истории Азербайджана женщины - театрального режиссера, народной артистки, лауреата Государственной премии, президентского стипендиата, профессора Гюльджахан Гюльахмедовой-Мартыновой могла бы лечь в основу яркого и многособытийного художественного фильма о человеке, который, преодолев за свои 90 лет немало потрясений и преград, сумел не только достичь безусловного успеха, но в чем-то даже превзойти тех, кто учил ее азам и секретам избранной профессии, став режиссером с неповторимым творческим почерком.
Исторический фон, на котором разворачивались события жизни безмерно талантливой женщины, также мог бы дать богатую пищу для творческого воображения создателя.
Примечательно, что изданная к юбилею роскошная и богато иллюстрированная, небольшая книга под названием «Как хорошо, что она есть», вызвав невероятный и непредсказуемый ажиотаж в среде азербайджанской диаспоры, коллег, друзей, учеников и почитателей таланта, разбросанных судьбой и временем по городам и весям мира, успела за короткий срок стать бестселлером. И вот уже несколько месяцев в квартире Гюльджахан ханым не смолкают телефонные звонки, а на Facebook ее дочери поступают письма с горячими просьбами и вопросами: как получить книгу? Люди также делятся своими воспоминаниями, горячо благодарят за подаренную им в свое время радость приобщения к высокому искусству.
Вот, например, пришедшее из Израиля письмо руководителя Азербайджанского культурного центра при ассоциации «Израиль - Азербайджан» Егяны Сальман: «...Всматриваясь в каждую фотографию, я будто заново проживаю жизнь в нашем городе. Хочется сказать большое спасибо за ощущение воздуха, которое исходит со страниц книги. Она трогает до глубины души. Мы, бакинцы, бесконечно благодарны Гюльджахан ханым за то, что она сделала для родного города, Азербайджана, бакинцев. Мы только теперь поняли, в каком театральном раю мы жили. Ведь наш театр дарил нам праздник, а мы думали, что это просто жизнь. Передайте от бакинцев Израиля Гюльджахан ханым, что мы всегда будем ей благодарны за то счастье, что она нам дарила».
Не уступает по накалу эмоций письмо одной из бывших актрис Русского драмтеатра им.С.Вургуна Майи Штейнберг. Она пишет о том счастье, которое охватывало ее каждый раз, когда на доске распределения ролей она находила свою фамилию. Это означало, признается она, быть вовлеченной в интересную, дружную и добрую атмосферу работы и принимать участие в спектакле, который несет в себе добрые чувства. «Все спектакли Гюли ханым несут доброту, милосердие, сострадание!!! И за это ей - низкий поклон», - пишет актриса. «Книга-эпоха» - так оценила она издание.
Примечательная особенность и достоинство этой книги в том, что в ней текст автора гармонично переплетается с заключенной в небольшие новеллы прямой речью самой героини. В них раскрывается таившийся до поры литературный дар Гюльджахан ханым, ее умение ярким, живым языком воскрешать события давно минувших дней, образы повстречавшихся на жизненном пути людей, и в первую очередь родных - матери и отца, вернувшегося из соловецкой ссылки больным человеком. Он вскоре после возвращения повел ее в тогдашний парк имени Кирова и сказал: «Здесь когда-то было кладбище, здесь лежат останки наших предков, давай, поклонимся им».
В памяти Гюльджахан ханым, как она вспоминает «многострадальный Баку 1937 года, когда в одну ночь опустела Колодезная улица - забрали самых лучших, талантливых, молодых, и моего отчима тоже, и когда мы остались с клеймом семьи «врагов народа». С горечью вспоминает дядю Гасана, погибшего в Сабирабаде, когда он спасал людей во время эпидемии холеры, дядю Инаята, расстрелянного в 1937-м, и единственного оставшегося в живых дядю Гасыма - знаменитого ученого, академика, исследователя Каспия - Гасыма Гюля, деда - кербалаи Кязыма...
Баку для Гюльджахан ханым - это сторож, который гонял палкой игравших в футбол мальчишек, а когда они не вернулись с фронта, горько рыдал, что не дал им вдоволь наиграться. Для нее Баку - это доктор Абульфас Гараев, который прописывал детям необычные «лекарства», это и одноклассники - азербайджанцы, украинцы, немцы, евреи; школьный учитель физики Далин... В своих новеллах Гюльджахан ханым воссоздает их портреты, образы так, что они предстают перед читателем как живые. В этих новеллах, а также в текстах автора этой книги, заслуженного журналиста Азербайджана Надежды Исмайловой, предстает образ и самой Гюльджахан ханым - бакинского интеллигента, одаренного не только режиссерским талантом, но и особым душевным настроем, тонкостью чувств, наблюдательностью, благодарной памятью.
В своих новеллах она воссоздает и неповторимую атмосферу Баку 30-70-х годов прошлого века, его размеренные ритмы, неслышимую музыку, гармонию мирной жизни. Ну у кого не вызовут особую эмоцию и настроение следующие строки «У бакинской осени свой, особый запах. Это запах пахнущих дымком баклажанов и пьянящий аромат инжирового варенья - бакинцы делают запасы на зиму». Или такое описание Баку: «Мой Баку - это Колодезная улица (ныне ул.Ростроповичей - Ф.Х.), это два тополя у ворот... это соседи, которых помнишь по именам...» В лаконичных фразах - богатство чувств, глубина души, все, что не всегда передашь многословием. Вот так же она ставила спектакли, которые до сих пор живут в памяти счастливцев как драгоценный подарок жизни, как пережитое прикосновение к прекрасному, к чему-то очень и очень высокому.
За 30 лет работы Гюльджахан ханым осуществила постановки более 60 спектаклей, о которых до сих пор помнят, с восторгом и с грустью вспоминают. Взять то же письмо Майи Штейнберг: «Я - бакинка, я помню все Ваши спектакли и актеров. В театр я пришла на Ваш спектакль в 1953 году и с тех пор, с 9-го класса - я ваша поклонница, влюбленная ученица, я-– ВАША, и так на всю жизнь. Очень люблю Ваши спектакли: «В поисках радости», «Барабанщица», «Миллион за улыбку», «Зачем ты живешь?». Это все я видела, этим я жила. А последующие «Лунная соната», «Двое на качелях», «104 страницы про любовь», «Сирано де Бержерак», «Ты всегда со мной», «Варшавская мелодия», «Тощий приз», «Валентин и Валентина», «Мария Тюдор», «А зори здесь тихие», «Шаги Командора», «Мария Стюарт», «Отелло», «С легким паром», «Где Чарли?», «Загнанная лошадь»… Все не перечислить. В них я принимала участие, и какое это было СЧАСТЬЕ!!! Было даже так, что в спектакле не было роли для меня - Вы ее создавали. Не было ни одной работы, которая не воспринималась как подарок судьбы… Во всех спектаклях Ваших главное - любовь, доброта, сострадание, милосердие!!! В этом Вы вся, большое Вам спасибо!.. Господи, как много хочется сказать… Я помню каждую улицу, трамваи, школу, все описанное в книге - так много о Баку и бакинцах».
Спектакли Гюльджахан ханым и ее уникального творческого коллектива, куда входили Анатолий Фалькович, Константин Адамов, Рахиль Гинзбург, Дина Тумаркина, Вера Ширье, Сергей Якушев, Мурад Ягизаров, Расим Балаев, Людмила Духовная и многие другие, никогда и никого не оставляли равнодушными. И не случайно 60-70-е годы прошлого века сохранились в памяти людей и в истории культуры Азербайджана как золотой век Государственного русского драматического театра им.С.Вургуна, который в эти годы был настоящей меккой для бакинских театралов. Вступая в храм искусства, люди знали, что время не будет потеряно зря. Нередко бакинцы первыми в Союзе знакомились с новыми пьесами драматургов. Не только потому, что Гюльджахан ханым сама была в постоянном поиске интересного и актуального материала, но и потому, что авторы, знакомые с ней по ее талантливым, неординарным постановкам, сами приезжали к ней в Баку, предлагая ее вниманию свою новую работу.
Мало кто знает, что задолго до появления на экранах знаменитого фильма Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром» постановка написанной им в соавторстве с Эмилем Брагинским пьесы впервые была осуществлена азербайджанским режиссером Гюльахмедовой-Мартыновой. Оба автора лично приехали в Баку и передали тогда еще молодому, но уже известному за пределами Азербайджана режиссеру свою новую пьесу. Спектакль имел огромный успех, 400 раз проходил с аншлагом и много лет подряд включался в гастрольный репертуар театра. «Режиссер Гюльахмедова поставила искрометный, непобедимо смешной спектакль. Она обладает неординарным сценическим мышлением, хорошим вкусом, чувством правды. Она - подлинный мастер, яркий режиссер» - таков был отзыв обоих авторов, доверивших позже Гюльахмедовой-Мартыновой для постановки другую свою пьесу - «Игры воображения».
Долгие годы Гюльджахан ханым работала также и с Генрихом Боровиком, Ильясом Эфендиевым, Анаром. В ее спектаклях играли такие корифеи советского театра и кино, как народные артисты СССР Вера Марецкая, Ангелина Степанова, Ростислав Плятт…
Показателен для творческого потенциала и режиссерского мастерства Гюльджахан ханым спектакль «Тощий след» («Канатоходцы») по пьесе Эктора Кинтеро о жизни Кубы времен правления диктатора Батисты. Стремясь в своих постановках к максимальному приближению к правде жизни, характеров героев, тонкому психологизму, режиссер не сочла зазорным обратиться за советом к представителю кубинского землячества, обучавшимся в Баку, в АзИИ, студентам с Острова Свободы, как тогда называли Кубу. Они показали, как кубинцы одеваются, танцуют, поют. Спектакль получился настолько живым, динамичным, правдивым, что присутствовавшие на премьере кубинские студенты, поднявшись на сцену, подарили театру знамя Кубы. «Вдали от родины мы встретились с Кубой», - признались они. А вскоре с далекого острова в адрес режиссера Гюльахмедовой-Мартыновой пришло письмо от драматурга Эктора Кинтеро, в котором он благодарил азербайджанского режиссера за «верность духу его произведения».
Но главной была оценка Учителя - народного артиста СССР Мехти Мамедова: «Гюльджахан уверенно чувствует себя в любой стихии: в бытовой прозе, в психологической драме и насыщенной высоким эмоциональным накалом атмосфере трагедии, и в звонкой эксцентрической комедии. И это не всеядность, а щедрость таланта, которому подвластны все стили... Меня восхищает атмосфера доверительности, сердечности, царящей между участниками творческого процесса. Это обстоятельство - одно из объяснений удивительной прочности спектаклей Гюльджахан, их хорошей ансамблевости».
Пройдет несколько лет, и интриги разрушат эту ансамблевость, выдающийся режиссер уйдет из театра, следом за ней - актеры, и начнется новая история. А пока...
Яркой иллюстрацией оценки Учителя явился знаменитый спектакль «Шаги Командора», где атмосфера трагедии талантливого человека, великого поэта, была воспроизведена настолько реалистично и пронзительно, что спектакль долгие годы не сходил со сцены бакинского театра и тепло принимался театралами многих городов Союза. И в этом случае Гюльджахан ханым первой из советских режиссеров взялась за постановку пьесы о последних днях А.С.Пушкина. Пьесы, главным содержанием которой стала тема противостояния характеров, духовного поединка - сложных отношений царя и Поэта. Спектакль имел огромную прессу. «Бакинский театр сумел сказать о великом поэте нечто новое, волнующее и увлекательное», - писала российская пресса. «Литовский зритель глубоко благодарен бакинскому театру им Самеда Вургуна, воссоздавшему в дни юбилея светлый облик классика русской поэзии, равно дорогого всем народам, которые... «в единую семью соединятся»,- писала газета «Советская Литва».
Гейдар Алиев, видевший этот спектакль и высоко оценивший его лично, внес фамилию режиссера Гюльахмедовой-Мартыновой в уже подготовленный список представленных к Государственной премии Азербайджана.
Премьера этого спектакля состоялась в феврале 1971 года, а еще до него одной из первых в СССР Гюльджахан ханым осуществила постановку ставшей очень популярной в те годы пьесы американского драматурга Гибсона «Двое на качелях», на которую Ильяс Эфендиев отозвался хвалебной статьей. В ней он особо отметил те качества молодого режиссера, которые изначально проявились в ее творчестве - острое ощущение времени, «точное понимание того, как надо говорить со зрителем сегодня, сейчас». Это качество вкупе с другими, присущими Гюльджахан ханым, навсегда осталось «фирменным знаком» ее режиссерского искусства. Оно помогало ей всегда держать руку на пульсе времени и находить пути к сердцу зрителя.
Народный артист Азербайджана режиссер Азерпаша Нейматов вспоминает о тех, как он сказал, счастливых часах, что он провел на театральных премьерах Гюльджахан ханым. «Помню все спектакли, всех ее актеров: Фальковича в «Отелло», Чинкина - в «Поисках радости», незабываемую Рахиль Гинзбург в «Варшавской мелодии»... Хотя эти актеры уже давно были известны, но в спектаклях Гюльджахан они стали другими, вышли на новый уровень профессии и популярности...»
И вдруг на пике невероятной популярности, вершины режиссерского мастерства - уход из театра по собственному желанию в начале 80-х. Не захотела мириться с интригами, начавшимися с приходом нового руководства, изменением нравственной и творческой атмосферой театра. Увольняясь по собственному желанию, она, по сути, уходила в неизвестность, в никуда, потому что решение было принято ею спонтанно, в один миг, без предварительного обдумывания - в особом эмоциональном состоянии. Но депрессия не успела полновластно завладеть ею. Судя по всему, шокирующая весть о неожиданном уходе знаменитого режиссера из театра мгновенно распространилась среди творческой интеллигенции Баку, и уже вечером в доме Гюльахмедовой-Мартыновой зазвонил телефон: ее приглашали на прием к тогдашнему ректору консерватории Эльмире Аббасовой.
Догадываясь о причине звонка, Гюльджахан ханым пошла просто из вежливости, не собираясь принимать никакого предложения. Но все сложилось так, как она не могла себе представить: с первых же минут Эльмира ханым так расположила ее к себе всем своим обликом, душевностью, что она неожиданно для самой себя полностью доверилась ей, рассказав о том, что творится в ее душе после ухода из театра, без которого не представляет себе жизни. После долгой беседы Эльмира ханым сказала: «Театра вашего мы вам не заменим, но работой загрузим, не волнуйтесь...»
В лице Гюльджахан ханым оперная студия обрела Мастера, который за 30 лет работы обучил актерскому искусству - без которого полноценно не может состояться ни один оперный певец, - не одно поколение молодых вокалистов. Сегодня они украшают сцену не только местного оперного театра, но и многих стран мира. Среди них народный артист республики Азер Зейналов, солист многих европейских театров Эльдар Алиев, солистка Бакинского оперного театра Фарида Мамедова, солистка миланской оперы Рена Гарниери. На три года вперед расписаны выступления на европейских сценах солистки Большого театра Динары Алиевой, которая часто звонит любимому педагогу и просит у нее благословения, как и Авез Абдулла, выступающий на лучших сценах мира: в Германии, Австрии, Чехии, Греции, Испании. Его гастроли также расписаны на три года вперед. Гюльджахан ханым он называет своим гуру, а, например, Азер Зейналов - истинным аристократом духа. А сама Гюльджахан ханым говорит: «К ученикам нельзя относиться как к работе, ими надо жить, отдавать всю себя, все свои силы, душу, мозги, чувства и принимать со всеми их плюсами и минусами...»
Гюльджахан ханым проработала в оперной студии почти столько же, сколько в РДТ, - чуть более 30 лет, и ушла всего за четыре месяца до 90-летия. Не потому ушла, что устала (ее деятельный ум - на десятерых), не потому, что тяжелее стало подниматься на шестой этаж дома без лифта. Просто стало неинтересно, потому что с уходом опытных специалистов и приходом новых людей изменилась энергетика студии, и не всегда в лучшую сторону, «климат» стал умеренным, а для творческого здоровья выдающегося режиссера он никогда не подходил. Это было одной из причин ее ухода из РДТ, повторилось и на новом витке времени. И она написала об этом в своем заявлении об уходе по собственному желанию на имя ректора БМА Фархада Бадалбейли.
Но покой ей только снится. Она не отказывает поступающим время от времени просьбам учеников позаниматься с ними по актерскому мастерству. Потому что это - ее жизнь…
Летом этого года в культурном центре Международной ассоциации «Израиль - Азербайджан» (АзИз) города Афула народная артистка Азербайджана Дина Тумаркина представила книгу о жизни и творчестве Гюльджахан ханым собравшимся бакинцам. «Эта чудесная книга должна найти своего читателя и в нашей маленькой стране, где любят и помнят Гюлю ханым и ее великолепные спектакли в Бакинском русском драматическом театре имени С.Вургуна», - высказала она свое пожелание.
Франгиз ХАНДЖАНБЕКОВА
Каспiй.-2016.- 3 декабря.- С.
18-19.