Две профессии Рафика Салманова

 

 Фотокорреспондент не может без музыки, это - его жизнь, душа, счастье

 

СУДЬБА

 

Заслуженный работник культуры, лауреат премий «Золотое перо» и UNICEF, в прошлом музыкант, а ныне фотожурналист «Хalq qəzeti», автор нескольких энциклопедических книг о деятелях искусства Азербайджана, а также вошедших в историю важных музыкальных событиях республики, Рафик Салманов широко известен как в музыкальной, так и в журналистской сфере страны. Тому виной особые повороты его судьбы, неординарного жизненного пути, на котором он рулил, подчиняясь зову сердца и души, ведомый стремлением наиболее полно раскрыть свою индивидуальность. Но это уже в зрелом возрасте, а в детстве...

 

У него была страсть к футболу, которая уже с десяти лет заполняла все его существо, все мысли. Ее зарождению немало способствовали успехи и громкая слава футбольной команды «Нефтчи», за победы которой горячо болел весь Азербайджан. «Нефтчи» отличался поистине звездным составом. Имена Анатолия Банишевского, Сергея Крамаренко, Валерия Гаджиева, Вячеслава Семиглазова, братьев Яшара и Адиля Бабаевых, Владимира Брухтия и других членов команды были у всех на устах, а мальчишки просто боготворили их.

 

В Баку 60-70-х годов прошлого века не было, пожалуй, ни одного двора или спортивной площадки, где бы они ежедневно не гоняли мячи, ведя жаркие футбольные сражения и пытаясь повторить какие-то интересные профессиональные финты своих кумиров. Этому способствовали и всесоюзные соревнования на призы клуба «Кожаный мяч», проводимые во всех школах с целью организации физкультурно-оздоровительной и воспитательной работы, а также выявления способных юных футболистов для дальнейшего спортивного совершенствования в детских спортивных школах.

 

Ученик 7-го класса Рафик Салманов играл азартно, все дни пропадая на спортплощадках и видя себя в будущем не иначе как профессиональным футболистом, пока во время одного из межшкольных соревнований не получил серьезнейшую травму - упал и ударился тазобедренным суставом о камень. Он не помнил, как это случилось, потому что от запредельной боли потерял сознание. Когда очнулся, боль немного отступила, и казалось, все быстро пройдет, но через неделю он уже не мог ходить. После исследования в больнице выяснилось, что полученная травма спровоцировала возникновение тяжелой болезни - костный туберкулез.

 

- Для лечения этой болезни в те годы в Мардакане действовал костно-туберкулезный санаторий №2, где дети лечились минимум 4-5 лет, причем без отрыва от учебы в школе, - вспоминает Рафик муаллим. - Поскольку режим постельный, все кровати были на роликах, что позволяло сотрудникам санатория легко перевозить нас по расположенным на этаже классам. Таким образом мы осваивали программу, как и дети, посещающие обычную школу.

 

Не было бы счастья, да несчастье помогло, гласит известная поговорка. Может, она и не к этому случаю, но все же именно в больнице мальчик встретился с будущими своими профессиями, хотя одна из них приходила к нему, оставив глубокий след, еще в те годы, когда он гонял мяч, но об этом позже.

 

Стоит сказать, что государство, заботясь о досуге детей, их общем культурном развитии, своевременном раскрытии творческих способностей, о том, чтобы после выздоровления они не испытывали проблем с выбором профессии, устройством на работу, держало в подобных больницах в штате учителей рисования, фотографии, музыки... Рафик, вместе с другими детьми по палате, проявил интерес к фотографии. Конечно, больница небогата сюжетами, но было бы желание. А у мальчика оно было.

 

Прямо напротив его кровати располагалось окно, за которым он изо дня в день наблюдал одну и ту же картину: берег моря, небо и скалы. Долгие месяцы эту панораму ничто не оживляло, но однажды, глянув в окно, мальчик неожиданно увидел на берегу два силуэта - девушки и парня. Не мешкая, он схватил аппарат и поспешил сфотографировать их. Силуэты людей оживили пейзаж, и снимок получился неплохим. Рафик муаллим до сих пор помнит его. «Так красиво смотрелось: небо, море, скалы и два силуэта, я так радовался этому, попросил маму купить мне фотоаппарат и с тех пор стал снимать более активно - друзей, сотрудников санатория... - говорит он. - Наш учитель два раза в неделю закрывал в палате шторы, и все дети дружно занимались проявкой пленки, а на следующий день мы уже печатали фотографии. Было так интересно наблюдать, как оживает бумага, хотелось поскорее посмотреть, как все получилось, насколько смог усвоить полученные уроки».

 

Однажды по телевизору показывали выступление ансамбля народных инструментов Дома культуры имени Абилова. Эта передача всколыхнула память юноши. Слушая музыкантов, он вспоминал, как и его пальцы когда-то бегали по клавишам аккордеона, рождая приятную слуху мелодию. Он очень любил и чувствовал музыку, обладал хорошим музыкальным слухом, что позволило ему в детстве освоить игру на аккордеоне и пианино. Нет, не в музыкальной школе. Просто однажды, зайдя к жившему по соседству другу-ровеснику, он застал его старательно подбирающим на аккордеоне мелодию.

 

Вскоре пришел нанятый отцом друга учитель музыки и начался урок. Рафик пристроился рядом и, заинтересовавшись, тоже стал слушать педагога, а после его ухода тут же проверил усвоенное на практике. Друг явно не имел способностей к музыке, был равнодушен к ней и тяготился занятиями, а Рафик, наоборот, очень хорошо запоминал объяснения учителя музыки и уже недурно играл на аккордеоне. Однако отца друга это обстоятельство явно нервировало, и он запретил мальчику приходить к ним, когда сын занимается с учителем. «Ты отвлекаешь его от занятий», - сказал он. Так Рафик лишился возможности играть на аккордеоне. И вот спустя шесть лет, в восемнадцатилетнем уже возрасте, он понял, что не может без музыки, что это - его жизнь, душа, счастье. Поэтому, когда мама в очередной раз навестила его, он попросил купить гармонь и одновременно с этим послал в Дом культуры письмо.

 

- Я написал, что нахожусь сейчас в больнице, но скоро выпишусь, а еще что у меня большая мечта - играть в их ансамбле, - вспоминает Рафик муаллим.

 

Вскоре в больницу на имя Рафика Салманова пришло письмо, под которым стояла подпись художественного руководителя клуба Мирахмеда Аскерова и директора. Они сочли нужным подбодрить больного юношу и написали, что с нетерпением ждут его.

 

- Я представить себе не мог, что они окажутся такими чуткими людьми, - рассказывает сегодня Рафик Салманов. - Те чувства, которые я пережил тогда, не передать словами.

 

Как он рассказывает, письмо обошло всю больницу - вдохновляя детей, вселяя надежду, что и они не останутся за бортом жизни, найдут себя в ней.

 

Через несколько месяцев, выписавшись из больницы, юноша поехал в клуб. Его тепло встретили. Ансамблем тогда руководил народный артист Азербайджана, композитор Адиль Герай. Проверив у «новобранца» слух и то, как он играет, он настолько впечатлился, что, не раздумывая, доверил ему сыграть сольную партию своей сюиты «İşıqlı yol» («Светлый путь»). На состоявшемся вскоре концерте композитор сделал Рафику знак руками, что он доволен его исполнением.

 

Есть некая мистика в том, что название первого серьезного произведения, которое было исполнено Рафиком Салмановым на сцене, как бы обозначило, запрограммировало дальнейшую его концертную деятельность, сложившуюся успешно. В ансамбле народных инструментов «Шелале» Клуба имени Абилова он проработал около шести лет, выезжая с коллективом в районы республики, выступая на всех праздничных мероприятиях.

 

Следующей ступенью его карьеры стала работа в ансамбле песни и пляски в Азгосфилармонии имени М.Магомаева. Также было много выступлений, но уже с именитыми певцами и музыкантами, воспоминания о которых позже войдут в написанные им книги. В тот период вместе с другими известными музыкантами приходилось играть и на свадьбах. Однажды, когда Салманов вместе с группой музыкантов стоял возле филармонии, он заметил парня, который явно искал кого-то глазами. «Кого ты ищешь?» - пришел он ему на помощь. «Да вот, у меня свадьба, ищу, кто бы согласился прийти», - ответил тот.

 

В молодом человеке Рафик муаллим узнал своего друга детства, того самого, в доме которого он учился игре на аккордеоне. Тот вспомнил Рафика, только когда он сам представился. Салманов пообещал прийти к нему на свадьбу с музыкантами.

 

Он и предположить не мог, чем для него самого обернется эта, казалось бы, рядовая свадьба.

 

В назначенное время с группой музыкантов он стоял у дома невесты. И вот уже она появилась и стала спускаться в окружении сопровождающих, которые как-то странно ее спускали, не помещаясь на узкой лестнице. Салманов рассмеялся. «Почему ты смеешься? - с угадываемым в голосе укором спросила его одна из родственниц семьи. «Ну как не смеяться, ведь достаточно взять ее под руки, а они окружили со всех сторон и мешают и ей, и самим себе», - пояснил он. «Так она же слепая...» - услышал он. Вмиг прочувствовав трагичность ситуации, он прослезился.

 

Свадьба прошла замечательно. Жених ни на шаг не отходил от невесты, веселил ее. Только потом Рафик муаллим узнал историю любви своего друга. Оказалось, девушка, с детства имевшая проблемы со зрением, незадолго до свадьбы окончательно его потеряла, и семье друга глазной врач посоветовал на время отложить это событие. Его мама сообщила об этом матери невесты. Узнав об этом и решив, что все дело лишь в том, что она, слепая и никому не нужна, невеста попыталась перерезать себе вены, но ее спасли. Жених, опасаясь за жизнь любимой, поспешил сыграть свадьбу.

 

Прошел год, и вновь друг детства приходит к дверям филармонии с той же просьбой. Решив, что тот бросил свою слепую жену, Салманов сказал неприязненно: «Нам твоя свадьба показалась настоящей сказкой, мы так радовались, что у нас есть такие благородные люди, как ты… А сейчас ты на ком женишься?». Подоспевшая к этому моменту мама жениха, лицо которой буквально излучало радость, сказала: «Сынок, это та же самая невеста, которую ты видел. В Одессе ей сделали удачную операцию, она прозрела, и теперь мы хотим повторить для нее свадьбу, чтобы она все увидела своими глазами...»

 

Трудно передать эмоции, которые испытал Салманов, узнав финал этой необычной свадьбы, но в нем проснулся литератор. Находясь под сильным впечатлением, он за несколько дней написал от имени старого ашыга статью, которая была опубликована в выходившей в те годы газете «Аzərbaycan gəncləri». Ни сам автор, ни журналисты и представить не могли, какой шквал писем обрушится на редакцию от читателей. Люди интересовались и личностью самого ашыга, и дальнейшей судьбой героев рассказа... Кончилось тем, что на основе газетной публикации на Азербайджанском государственном телевидении была осуществлена постановка телевизионного спектакля «Вторая свадьба», роли родителей в которой сыграли народные артисты Азербайджана Азизага Гасымов и Наджиба Меликова.

 

В Азгосфилармонии Р.Салманов проработал около 12 лет. К концу этого срока, в 1979 году, в Баку приехали представители Всесоюзной фирмы грамзаписи «Мелодия». Это была их плановая командировка. В советское время раз в год они приезжали в Баку, чтобы сделать записи лучших музыкантов и ханенде. В тот раз по рекомендации Министерства культуры они записали исполнение на гармони Рафиком Салмановым народной песни «Сары гялин». Пластинка с фотографией музыканта вышла в 1981 году. Информация об этом под заголовком «Грампластинка журналиста» была опубликована в республиканской газете «Вышка», где к тому времени Салманов работал фотокорреспондентом, параллельно сотрудничая в газете «Azərbaycan pioneri». Эта пластинка стала самой высокой и завершающей нотой в его музыкальной карьере.

 

Поворот в судьбе произошел не столь неожиданно, как может показаться со стороны. Работая в Азгосфилармонии, Салманов нередко принимал приглашения на свадебные мероприятия и участвовал в них в сложившейся группе известных музыкантов - любимцев народа, но с какого-то времени стал тяготиться этим. Все дело было в наблюдающейся порой на таких праздничных мероприятиях низкой культуре отдельных гостей, позволяющих себе, мягко говоря, недостойное поведение. Играть с душой, наблюдая это, было тяжело. Была и другая причина: хотелось утвердиться как независимая творческая личность. И случай представился.

 

В ту пору Салманов преподавал игру на гармони в районном Дворце пионеров, а поскольку фотографию он никогда не забрасывал, то нет-нет брал в руки фотокамеру, чтобы запечатлеть интересные кадры и на работе. Так было и в день празднования 10-летнего юбилея ансамбля нагаристов «Ритм», руководимого лауреатом VI Международного фестиваля молодежи и студентов Чингизом Мехтиевым. Салманов с удовольствием запечатлел на пленку многие моменты этого праздничного события. Присутствовавший на мероприятии журналист газеты «Azərbaycan pioneri» попросил его отпечатать один снимок для его газеты. Салманову не приходило в голову, что этот снимок окажется для него волшебным ключом в другую жизнь, откроет дверь в беспокойный мир фотокорреспондента.

 

Снимок получился очень удачным и был опубликован, а следом Салманов получил официальное приглашение работать в редакции. Когда редактор газеты «Спорт», известный журналист Акшин Кязимзаде, узнал об удачном «приобретении» своих коллег, не раздумывая долго, пригласил Салманова на работу по совместительству и сразу же дал «боевое задание» - сделать снимки участниц женской сборной Азербайджана по гандболу. Излишне говорить, что они удовлетворили художественный вкус замредактора. Нередко газеты публиковали снимки Рафика Салманова, посвященные Баку. У него несколько циклов таких фотографий - «Баку строится», «Баку вчера и сегодня» и другие.

 

- Я очень любил фотографию и целыми днями снимал, а больше всего - ночной Баку. Особенно после дождя. После него асфальт мокрый и в нем отражаются свет от машин, фонарей, иллюминация бакинских окон - настоящая огненная симфония.

 

Работа в газете привила Салманову вкус и к литературному творчеству. Он пишет заметки, статьи, в том числе критические, но фотография становится главным делом его жизни, второй профессией, в которой он так же, как в музыкальной деятельности, добивается весомых результатов, становясь лауреатом многих республиканских фотовыставок. В середине 90-х он стал лауреатом организованной Союзом журналистов Азербайджана и UNICEF международной фотовыставки «Карабах глазами детей», за которую удостоился также специальной награды посольства - десятидневной поездки в ФРГ. Творческие люди никогда не отдыхают в полном смысле этого слова. Отзываясь сердцем на увиденную красоту, Салманов сделал в Германии около сотни снимков: архитектура, пейзажи, портреты, - часть из которых была представлена на организованной посольством в помещении Аздрамы выставке «Германия глазами азербайджанского фотожурналиста», которую посетили не только представители азербайджанской общественности, но и дипломаты.

 

Вот уже около 30 лет Рафик Салманов работает в «Xalq qəzeti». Когда входишь в его рабочий кабинет, в глаза бросаются развешанные на стенах фотографии известных деятелей искусства Азербайджана - народных артистов Азербайджана Тофика Гулиева, Арифа Меликова, Рашида Бейбутова, Габиля Алиева, Алибаба Мамедова, Шовкет Алекперовой, Сары Гадимовой, Насибы Зейналовой, Рамиза Гулиева, народного поэта Сулеймана Рустама, писателя Мирзы Ибрагимова, маэстро Ниязи, Таира Салахова и многих других. С кем-то ему довелось выступать на одной сцене, у кого-то брать интервью, о ком-то писать статьи, с кем-то подружиться. И всех - фотографировать, запечатлевая живые образы для истории. Эти публикации всегда находили отклик у читателей «Xalq qəzeti». Так же тепло были приняты и книги Рафика Салманова - «Sizi məndən soruşsalar», «El sevsə sənətkarı» и особенно третья - «Mənim könlüm deyirki». Это, по сути, энциклопедическая книга о музыкантах и ханенде, представляющих мугамное искусство, народную музыку Азербайджана.

 

Предисловие к ней написал ректор Азербайджанской национальной консерватории, народный артист Азербайджана, кавалер ордена «Шохрат» Сиявуш Керими. Один из героев книги - народный артист Азербайджана ханенде Алибаба Мамедов, высказывая свое впечатление, сказал автору: «Ты сам музыкант, у тебя душа музыкальная, а еще важно, что ты знаешь жизнь музыкантов, их способности, репертуар изнутри, это чувствуется по твоим статьям и очень ценно». Стоит сказать, что заслуженный работник культуры Рафик Салманов - фотокорреспондент, обладающий ярким литературным даром, не случайно он удостоен премии «Золотое перо».

 

Важной частью работы Рафика Салманова стало освещение им на протяжении нескольких лет телевизионных конкурсов «Мугам». Эти его статьи и интервью, подготовленные со знанием дела и опубликованные на страницах «Xalq qəzeti», также находили горячий отклик и одобрение у музыкантов. Все они войдут в готовящуюся им к изданию очередную, четвертую книгу, посвященную деятелям мугамного искусства Азербайджана.

 

Франгиз ХАНДЖАНБЕКОВА

Каспiй.-2016.- 24 декабря.- С. 17-18.