Согретый теплом человеческих рук

 

Отечественная марка «Азерчай» уже 20 лет в рейтинге лучших

 

БРЕНД

 

Вчера на Первом канале российского телевидения в программе «Контрольная закупка» эксперты проверяли качество крупнолистового черного чая. В соревновании за звание лучшего продукта приняли участие торговые марки «Akbar», «Кубань чай», «Майский», «Принцесса Нури», «Азерчай», который и стал победителем конкурса.

 

А двумя днями ранее очередной пятничный выпуск (от 23.12.2016) телепередачи «Поле чудес» на том же Первом канале был посвящен юбилею компании «Азерчай» и шире - азербайджанской культуре. «Сегодня день рождения любимого «Азерчая», - такими словами открыл выпуск бессменный ведущий «Поля чудес» Леонид Якубович. - И в зрительном зале, и за барабаном те самые люди, кто выращивает, собирает, готовит и доставляет вам настоящий азербайджанский чай, чтобы мы с вами получали истинное наслаждение».

 

Наиболее перспективная зона

 

Чай - неотъемлемая и очень важная часть культуры нашей страны, ее национальных традиций. В Азербайджане все самые важные события в жизни человека непременно сопровождает этот ароматный напиток. Примечательно, что не существует каких-либо четких предписаний или особых церемоний потребления чая. Его пьют из армуду, из современных бокалов-кружек, изысканных фарфоровых чашек, стаканов с серебряными или мельхиоровыми подстаканниками. Даже в самой глухой деревне непременно найдется чайхана, где ароматный чай подают не только с традиционным кусковым сахаром, но и с вареньем, выпечкой, лимоном и т.д.

 

Специалисты уверены, что в Азербайджане есть все условия для возрождения былой славы отечественного чаеводства. Ведь этот напиток - самый, пожалуй, распространенный и популярный на нашей планете, и объемы потребления его во многих странах растут из года в год. Бывший в начальном периоде своего распространения только китайским национальным брендом, вот уже многие десятилетия этот удивительный напиток, способный утолять жажду и поддерживать высокий тонус организма, превратился в международный промышленный, торговый и потребительский продукт.

 

В Азербайджане вопрос о возможности создания чайного хозяйства впервые обсуждался в 80-90-х годах XIX столетия, когда передовые агрономы того времени заинтересовались перспективой развития и возделывания этой культуры на Кавказе. В 90-х годах XIX века были организованы специальные экспедиции в страны разведения чая (Индия, Китай) с целью изучения ареала обитания этой культуры, заготовки посевного и посадочного материала. Со временем была доказана возможность успешного выращивания его в зоне влажных субтропиков Черноморского побережья Грузии.

 

Однако широкое развитие культура чая в СССР получила только в годы советской власти. В Азербайджане, в основном в Лянкяранской влажно-субтропической зоне, вопрос о возможности создания чайного хозяйства впервые обсуждался в конце XIX века. Прикаспийское побережье, так же как и Черноморское, рассматривалось и расценивалось в этом плане как наиболее перспективное. Однако некоторые специалисты отнеслись к этой идее скептически.

 

К примеру, известный ученый В.А.Даниельштадт на совещании Российского общества сельского хозяйства в марте 1887 года утверждал, что серьезного успеха развитие культуры чая в Закавказье иметь не может. Против выращивания чая в этой зоне выступил также известный на Кавказе агроном Тимофеев. А другой специалист-аграрий Фон-Климан после детального анализа климатических особенностей чаеводческих районов Индии, Китая, Японии и других стран, с одной стороны, и районов Закавказья - с другой, пришел к заключению, что к районам разведения чая должны быть отнесены также левый берег Алазани (до Загаталы включительно) и затем - Лянкяранский уезд.

 

Самая богатая и красивая невеста

 

Практическим разведением чайного растения в Лянкяране впервые занялся земледелец М.О.Новоселов. Было это в 1896 году. В общей сложности у него было до двух тысяч кустов чая и других субтропических растений: гранаты, цитрусовые, маслины, восточная хурма, золотистый и японский бамбук, новозеландский лен, пекан и другие экзотические растения, которые он высадил на своем участке. Об этом упоминается в русском императорском земледельческом журнале «Вести из Ленкорани» за 1912 год. Кстати, участок, где был высажен тот первый чайный куст, нынче находится на территории Лянкяранского филиала АзНИИ садоводства и субтропических культур, который по старинке все еще называют «Азфилиалом». Новое название поселка - Ханбулан только и есть географическое название. У любого местного мальчишки спроси, как проехать в Ханбулан, и он задумается. А скажешь «Азфилиал», махнет рукой: «Вам туда».

 

Дороги к нему от райцентра - всего 15 километров. Здесь на территории 67 гектаров растут реликтовые растения доледникового периода - знаменитое железное дерево, лянкяранская акация, вечнозеленые кусты данаи, каштанолистный дуб, фикус гирканика, дикий гранат и т.д. Здесь же размещается двухэтажное здание научно-исследовательского института, построенного в 1929 году его первым директором Эдуардом Шмидтом.

 

А организатором Лянкяранского филиала НИИ в начале 30-х был выдающийся русский генетик академик Вавилов в бытность свою президентом Академии наук СССР. Знаменитый ученый организовал в Азербайджане два опорных пункта прикладной ботаники и новых культур: один - в Мардакяне, другой - в южной зоне, на Гирканском опытном участке Всесоюзного института растениеводства. Головной институт находился в тогдашнем Ленинграде, и в нем была собрана уникальная коллекция редчайших растений мира. Рассказывают, что во время блокады ученые умирали от голода, но отказывались употреблять в пищу эти семена и растения. В 1936 году, когда Вавилов в очередной раз приезжал в нашу республику, на одном из своих выступлений перед коллегами он и произнес свои знаменитые слова, ставшие впоследствии крылатыми: «Азербайджан является всемирным банком эндемичных растений, а Талышская зона - самая красивая и богатая невеста».

 

Made in Azerbaijan

 

В последние годы в нашей стране прикладывается немало усилий для стимулирования конкурентоспособных отраслей промышленности и продвижения отечественной продукции на мировые рынки. Весомую роль в этом процессе играют активные формы промоушна и рекламы местной продукции, а также продвижения наиболее раскрученных местных торговых марок посредством формирования в сознании потребителей представления об отечественных брендах. Этой задаче служит и недавний указ главы государства о продвижении бренда Made in Azerbaijan на зарубежные рынки, получение местными компаниями сертификатов и патентов в зарубежных странах в связи с экспортом, на исследовательские программы и проекты по развитию экспорта.

 

Многие нефтезависимые страны в свете нынешнего кризиса ищут альтернативные источники для пополнения бюджета. По мнению экспертов, развивающиеся государства отталкиваются от беспроигрышной формулы «чем богаты, тем и рады», эксплуатируя запасы кладовых природы. Наша же страна пошла другим путем, сделав ставку на диверсификацию экономики, что оправдывает его высокий реформаторский статус, признанный во всем мире.

 

Наряду с экспортными овощами и фруктами свое достойное место, бесспорно, занимает чай. Какой чай рождается в Азербайджане? Московские эксперты доказали, что азербайджанский чай - один из лучших в мире, отвечающий всем международным стандартам. Вы любите индийский, цейлонский, кенийский чай? Специалисты уверяют: азербайджанский ничуть не хуже, а по некоторым показателям даже лучше. Например, «Букет Азербайджана», получивший в 1981 году в Лейпциге золотую медаль - за изысканный аромат, настой и вкусовые качества. В чем секрет? Самое главное, как говорил заслуженный агроном республики, президент Международной ассоциации кавказского чая доктор сельскохозяйственных наук, профессор Фарман Гулиев, чай любит тепло человеческих рук.

 

Стартовало азербайджанское чаеводство непросто. К началу 80-х годов века двадцатого азербайджанское чаеводство уже имело достаточно развитую инфраструктуру, кадры, чайные фабрики, а на смену грузинскому и индийскому чаю (памятные всем желтые пачки со слоником) стал приходить хороший азербайджанский чай. Но окончательно вытеснить своих конкурентов он не мог, и главное, до больших, промышленных объемов его производства дело не доходило. Многим казалось, что гораздо выгоднее выращивать в южной зоне плодоовощную продукцию - баклажаны, перец, помидоры-огурцы и т.д. А некоторые талантливые специалисты (среди них как раз и был Фарман Гулиев), работавшие в различных НИИ чаеводства, доказывали, что выращивать чай в этих краях гораздо прибыльнее.

 

Фарман муаллим всегда был неудобным для начальства человеком - дерзким, ершистым, прямолинейным. Когда «компетентные» специалисты районного масштаба утверждали, что чай здесь расти не будет, условия, мол, не те, молодой агроном спорил с ними: «Если человек хочет работать, он ищет способы, а если нет - отговорки». Принимался доказывать: во всем Советском Союзе нет такого места, где так детально была бы исследована почва, как в Лянкяранской зоне. Кто только не изучал ее - сотрудники Института почвоведения Академии наук СССР, Института почвоведения и агрохимии НАНА, при Совете министров СССР была организована специальная комиссия по изучению возможностей края под субтропические культуры, и в частности - чая. Аргументы молодого агронома не возымели действия.

 

Наш всесоюзный огород

 

Однажды - было это в 1982 году - в Лянкяране ожидалось зональное отчетное совещание о выполнении семилетней программы (в СССР были не только пятилетки, но однажды и семилетка). Кстати, именно за ее успешное выполнение южную зону Азербайджана назвали тогда всесоюзным огородом «Мы отправляли ранние овощи, фрукты, зелень в 650 городов Союза, - вспоминает Фарман Гулиев. - Из Мурманска и Владивостока рефрижераторы приезжали еще с марта-апреля и стояли в железнодорожных тупиках в ожидании продукции.

 

В совещании предполагалось участие первого секретаря ЦК Компартии Азербайджана Гейдара Алиева. Районное начальство предложило Фарману Гулиеву выступить на том совещании - в тайной надежде, что он провалится и можно будет избавиться от неугодного специалиста, предлагающего утопические, на взгляд руководства, проекты по крупномасштабному промышленному производству чая. Гулиев собрался с духом и начал свою речь с цифр. Если на 20 тыс. га посадить помидоры, рассуждал он, получится 20 тонн, в рублях - три с половиной тысячи, капусты - вдвое больше, а в деньгах - те же три тысячи. А вот если эту же площадь засадить чаем, на выходе получим 6-8 тонн зеленого листа, или порядка 2 тонн сухого чая, который принесет прибыль в 4 тыс. 500 рублей с одного гектара. Фейхоа, по расчетам Гулиева, даст порядка 5 тыс. рублей, лимон - 7 тыс.

 

«Вот что такое один гектар, и мы должны исходить именно из этого показателя, - начал он свое выступление и продолжил: - Мы должны более разумно использовать наши потенциальные возможности, должны знать тот максимум, который дает 1 га». И дальше стал аргументировать: ежегодно СССР (по данным журнала Внешторга СССР) импортирует из Индии и Шри-Ланки до 115 тыс. тонн чая, затрачивая на это 280-290 млн инвалюты. В Грузии нет потенциальных возможностей развивать чаеводство в промышленном масштабе, поскольку большая часть ее территории занята цитрусовыми, в Краснодарском крае пригодных для выращивания чая всего около 3 тыс. га (Адлер, Сочи, Дагомыс, Лазоревка). В Лянкяранской же низменности, доказывал ученый, выявлено около 25 тыс. га свободных площадей, которые он и рекомендовал засадить чаем. Ежегодно государство тратит порядка $300 млн на его покупку за границей, а здесь столько земли! Заложив новые плантации, можно будет значительно увеличить объемы производства отечественного чая. А в конце выступления Фарман Гулиев воскликнул: «Почему мы принижаем свой статус? Это для Москвы мы всесоюзный огород, а на мировой карте наша зона испокон века - субтропическая зона мира!»

 

Гейдар Алиевич слушал молча, и только когда молодой ученый стал извиняться, что нарушает регламент, поднял руку: «Продолжайте, продолжайте…» Гулиев подумал: «Что я теряю? В крайнем случае, уволят, буду заниматься теорией».

 

Когда закончились все доклады и выступления, на трибуну поднялся сам первый секретарь. Он говорил, как всегда, дельно и по существу, а потом неожиданно произнес: «Вот тут молодой агроном выступал, Гулиев, кажется. Очень хорошее выступление». Затем повернулся к своему помощнику Арифу Мустафаеву: «Пригласите его в Баку. Надо готовить новое постановление Совмина о развитии чаеводства».

 

Так Фарман Гулиев был включен в состав комиссии по подготовке нового постановления, которое вышло в свет через несколько месяцев. И в том же 1982 году были заложены первые 13 тыс. 433 га, а на уровне союзного руководства благодаря настойчивости Гейдара Алиева было принято еще одно постановление о развитии чаеводства. Спустя шесть лет в Лянкяране заложили фундамент 15-й чайной фабрики, строительство которой вскоре было благополучно законсервировано (благодаря известным событиям начала 90-х).

 

Номинирован как самый лучший

 

Хотя первые опыты по промышленному разведению чая в Азербайджане, как мы уже упомянули, были начаты в 1928 году на Гирканском опытном участке, а само производство стартовало в 1931 году соответствующим распоряжением Закавказского филиала партии большевиков о развитии в Азербайджанской ССР субтропических культур, в том числе и чая. Положительные результаты послужили предпосылкой для организации в том же 31-м году первого опытно-показательного чайного совхоза (впоследствии колхоз имени Кирова). Началось широкое внедрение культуры чая в колхозах Лянкяранского, Астаринского, Масаллинского, Загатальского, Балакенского и Гахского районов - в более чем 80 специализированных хозяйствах. Со временем под чайные плантации было отведено свыше 13 тыс. га земель, а в 1987 году планировалось засадить еще дополнительно 7 тыс. га. Рекордным для азербайджанских чаеводов стал 1988 год - урожай тогда составил более 34 тыс. тонн.

 

Что требуется, чтобы вырастить хороший чай? Соблюдение агроклиматических и биоэкологических требований - много солнца, почвенная среда, богатая элементами питания (кислотная или нейтральная), обильная влага. Все это в Лянкяранской зоне есть: средняя общегодовая температура - +14,2 градуса, в самом морозном январе здесь - не ниже 3-4 градусов. Потому именно в южной зоне Азербайджана, с его влажным субтропическим климатом, в былые времена 14 мощнейших фабрик перерабатывали до 3 тыс. тонн зеленого листа в год. Впрочем, чай и поныне остается ведущей отраслью сельского хозяйства этого региона.

 

В 1996 году на азербайджанский рынок вышел первый отечественный бренд - «Азерчай», который производится действующей при «Азерсун Холдинг» чаеразвесочной фабрикой Sun-Tea. Вскоре эта марка с высококачественным ассортиментом черного и зеленого чая стала популярной и на мировом рынке. В 2005 и 2007 гг. на III и V Всемирном чайном и кофейном фестивалях «Азерчай» был удостоен Золотой медали и дипломов в номинации «черный ароматный чай», через четыре года на конкурсе Brand Award был удостоен премии «Марка года номер один». А в 2013 году в Москве на выставке World Food 2013 в номинации «Высококачественный чай» наша марка была удостоена премии «Продукт года» и высшей награды в конкурсе «Выбор народа» в номинации «самый популярный чай», высшей награды.

 

Примерно в те же годы «Азерчай» получил несколько международных сертификатов (İSO 9001:2000 и HACCP) - за полное соответствие мировым стандартам и высокий уровень качества, а также за гигиенические показатели и показатели безопасности.

 

Галия АЛИЕВА

Каспiй.-2016.- 27 декабря.- С. 8-9.