Пиршество вдохновения и духовного богатства
Национальный музей
искусств отмечает 80-летие
ДОСТОЯНИЕ
Национальный музей искусств Азербайджана презентовал посвященный его 80-летию логотип, объявив таким образом о начале юбилейных торжеств. В соответствии со специальной программой общественность Азербайджана и гости его столицы получат возможность узнать много интересного об истории этого собрания, предметно познакомиться с творчеством выдающихся мастеров живописи, графики и скульптуры, исследованиями искусствоведов и открытиями в области музейного дела.
А еще - познакомиться с воспоминаниями старейших сотрудников о судьбе уникальных, бесценных произведений, которые здесь по-деловому называют «единицами хранения», и теми знаменательными и занимательными эпизодами из жизни музея, что наполнили его ауру редкой атмосферой возвышающей человека судьбоносности и причастности к вечности.
С рассказа преданных музею старожилов после небольшого экскурса в его историю мы и начнем знакомить читателей с собранием, которым гордится азербайджанский народ.
Из истории музея
Национальный музей искусств Азербайджана основан в 1936 году. Ныне это крупнейший в нашей стране музей произведений искусств, в котором хранится более 20 тысяч экспонатов. Первоначально это был отдел изобразительного искусства Музея истории Азербайджана, тогда размещавшегося в особняке нефтепромышленника и мецената Гаджи Зейналабдина Тагиева, где он расположен и ныне.
В последующие годы отдел получил статус музея, которому сначала был выделен пятый этаж Музея литературы имени Низами Гянджеви, а в последующем, вплоть до начала 1950-х годов, он поочередно получал в пользование несколько небольших исторических особняков, где устраивали экспозиции и проводили временные выставки. В то время в музее работали молодые искусствоведы Расим Эфендиев, Нураддин Габибов, Мурсал Наджафов, погибший во время Великой Отечественной войны Мехти Гусейнзаде и другие ученые, заложившие основы азербайджанского искусствоведения.
В 1943 году музею было присвоено имя безвременно скончавшегося видного азербайджанского театрального художника Рустама Мустафаева - одного из основоположников театрально-декорационного искусства Азербайджана. В 1951 году секретарь ЦК КП Азербайджана Мирджафар Багиров распорядился о передаче Музею искусств здания, известного как «Особняк Ротшильдов», построенного семьей Ротшильдов в Баку, на бывшей Садовой улице, которое чаще называли «Дебуровским дворцом».
Музей и сегодня располагается в том же особняке по адресу: ул.Ниязи, 9, где в разное время поочередно размещались контора АО «Каспийское товарищество», Азербайджанский революционный комитет и Совнарком Азербайджана. После распада СССР решением правительства и президента Азербайджанской Республики Музею искусств было передано еще и здание построенной в 1885 году архитектором Фон дер Нонне по проекту Ботова Мариинской гимназии, где ранее располагались Мариинская женская гимназия, а потом и Бакинский городской комитет компартии.
В новом здании создана новая экспозиция, а в ней представлены лучшие образцы произведений искусства из богатой коллекции музея, за последние годы превратившегося в центр искусствоведческой науки. Здесь проводились и проводятся различные мероприятия: юбилейные выставки художников, музыкальные вечера, встречи с интеллигенцией.
Стоит вспомнить, что в 1992-1993 гг. «правители» так называемого Народного фронта решили выселить музей из «Дебуровского дворца» и перевести его в здание МИД Азербайджана. Тогда, по словам известного журналиста Азада Шарифа, несколько авторитетных деятелей культуры Азербайджана, среди которых были Эльмира Шахтахтинская, Микаил Абдуллаев, Токай Мамедов и др., встретились с президентом Абульфазом Эльчибеем. Отмечается, что возымел свое действие их довод о том, что «даже Багиров выделял для культуры лучшие здания города», и здание осталось за музеем.
В помещении бывшей женской гимназии уже сделан капитальный ремонт, а 7 июня 2013 года состоялось открытие нового корпуса, объединившего его с бывшим «Дебуровским дворцом». Теперь и здесь размещаются интересные экспонаты, проводятся выставки и другие разнообразные интеллектуальные мероприятия, закладываются новые традиции массовой работы, позволяющие активнее знакомить широкую общественность с богатствами национальной культуры.
Слово - служителям храма искусств
Наиля Рагимова, главный хранитель музея, заслуженный работник культуры:
- Национальный музей искусств Азербайджана, как известно, располагается в помещениях охраняемых государством особняков по ул.Ниязи, бывшей Садовой, которая в конце XIX века одной из первых застраивалась по генеральному плану города Баку. Понятно, что здесь, как и во всех старинных особняках, хранятся тайны, а именно те очень малоизвестные исторические факты, которые играли и играют большую роль в сегодняшней жизни нашей культуры.
Вывеска на особняке Ротшильдов по адресу: Ниязи, 9 - свидетельствует о том, что в 20-е годы прошлого века здесь был расположен Совет народных комиссаров Азербайджана, который возглавлял выдающийся гос6ударственный деятель, писатель, врач, драматург Нариман Нариманов. Его кабинет находился на 2-м этаже здания. По свидетельству племянницы Н.Нариманова - Ильтифат ханым, которая, можно сказать, всю свою сознательную жизнь прожила рядом с дядей, в первые годы советской власти, когда 90% населения было неграмотным, когда было большое количество сирот и бездомных, жена Н.Нариманова, Гюльсум ханым, в большом итальянском зале организовала новогодний праздник для детей-сирот.
По ее распоряжению сюда были приглашены портнихи и швеи, которые из роскошных оконных занавесей сшили красивые платья для девочек и сорочки для мальчиков. Новогодний праздник завершился застольем: были поданы национальные блюда - плов, дюшбяря, кутабы. Дети, конечно, были в восторге, потому что 20-е годы оказались наиболее тяжелыми в становлении Азербайджанской Республики. Традиция устраивать праздник в этом особняке продолжалась и в дни Новруз байрамы - национального новогоднего праздника азербайджанцев.
Есть и другая история, связанная с восточным залом, где находился рабочий кабинет Н.Нариманова. Высеченные на стене зала, декорированного в типично восточном, характерном для азербайджанской культуры стиле, слова «Ла илаха иллаллах» («Нет бога, кроме Аллаха») в то время были заклеены обоями. Эти слова были высечены в конце XIX века, то есть в особняке, принадлежащем французу, а построенном обрусевшим немцем. Это свидетельствует о том, что хозяева этого здания знали и уважали традиции народа и потому для гостей, среди которых было много мусульман, построили вот эту отдельную комнату. В 1951 году, когда решением правительства Азербайджана здание Совнаркома было передано Азербайджанскому государственному музею искусств им.Рустама Мустафаева, интерьер и декор здания, в том числе и Восточного зала, были полностью обновлены.
Вторым малоизвестным фактом в истории нашего музея является то, что переданное ему здание бывшей Мариинской гимназии было построено на деньги азербайджанских нефтепромышленников во главе с Гаджи Зейналабдином Тагиевым. Ее открытие намеревались приурочить к приезду императрицы Александры Федоровны, но, к сожалению, визит ее не состоялся, а здание получило название Мариинской гимназии, где учились девочки-азербайджанки. Интересно, что когда на одном из собраний Гаджи Зейналабдина Тагиева спросили о том, почему все школьные заведения, которые строит на свои деньги, он называет именами русских императриц: Мариинская гимназия, школа святой Нины (в настоящее время комплекс школ №№132 и 134), а не дает им азербайджанские названия, скажем, Захра, Фатима, которые характерны для нашего менталитета, он ответил: «Вы представьте, что я пишу наместнику Российской империи на Кавказе Воронцову-Дашкову, который сидит в Тифлисе, письмо о том, что хочу построить школу для азербайджанских девочек и назвать ее Фатима и Захра. Какой резонанс был бы? Сразу сказали бы, что мы пропагандируем ислам и его традиции и т.д. В общем, это имело бы тогда не сказать, чтобы отрицательный, но нерешаемый результат. А когда я пишу, что (говорю со слов Гаджи Зейналабдина Тагиева на этой встрече) хочу дать школам для девочек имя императрицы или святой Нины, то получаю положительный ответ».
Да, здесь уместно подчеркнуть, что миллионеры-нефтепромышленники, сыграв очень большую роль в становлении азербайджанской культуры и ее признании в мировом масштабе, постройкой школ, семинарий, реальных училищ, где дети - и мальчики, и девочки - могли учиться, внесли значительный вклад в развитие систематического да и всеобщего образования. Многие из окончивших эти и другие школы не без помощи меценатов продолжили образование не только в России - Москве и Санкт-Петербурге, но и в Европе. А еще хочу сказать, что культурным, художественным центром Азербайджана Национальный музей искусств делает не только богатейшая коллекция шедевров, которые хранятся у нас, и не только наш потенциал, но и те особняки со своеобразнейшей историей. Те, что сами по себе красноречиво рассказывают о нашем прошлом, о нас самих, знающих цену художественному наследию и активно пропагандирующих лучшие его образцы.
Мехрибан Нуриева, заведующая фондом «Живопись» музея:
- Хочу рассказать об одной очень интересной картине, хранящейся в фонде живописи, - «Похищение Ганимеда», точнее о том, как в мировом искусстве отражена легенда о Ганимеде.
Согласно древнегреческой легенде, Зевс, повелитель богов и смертных, восхищенный красотой сына царя Троса, юного Ганимеда, повелел похитить его, находя, что земля - недостойное место для пребывания на ней прекрасного юноши.
Когда Ганимед пас отцовские стада на склонах Иды, появился орел, посланный Зевсом, схватил когтями молодого пастуха и унес его в небо. На Олимпе Зевс огласил Ганимеду волю великих богов - быть у них виночерпием. С тех пор Ганимед, получивший от Зевса бессмертие, подносит богам амброзию и нектар - пищу и напиток богов, дарующих вечную жизнь и вечную молодость.
Миф о Ганимеде был популярен в Древней Греции и в Римской империи. Ганимед являлся одним из популярнейших персонажей изобразительного искусства как в античную эпоху, так и в последующие века.
В европейском изобразительном искусстве миф был воплощен во многих произведениях. В их числе бронзовый рельеф Филарете на дверях Собора святого Петра в Риме, рисунок Микеланджело, две скульптуры Б.Челлини, фрески Я.Тинторетто и Аннибале Карраччи, картины Корреджо, Рембрандта, П.Рубенса, Эсташа ле Сюера, К.В.Аллерса и многие другие.
Миф нашел отражение и в работе русского художника XIX века Ореста Тимашевского «Похищение Ганимеда» (1858), в настоящее время входящей в коллекцию русского искусства Музея искусств. Представитель академического направления, все еще доминировавшего в то время в русской живописи, художник и в этой работе не вышел за рамки ее канонов. Красиво выписанная фигура обнаженного юноши, прикрытого ярко-красной и белой тканью, обвивающей его и орла, уносящего его высоко в небо, на фоне исчезающей внизу полоски пейзажа делает картину зрелищной и интересной.
Орест Тимашевский - академик живописи, исторический живописец и жанрист - происходил из крестьян, был вольноотпущенным помещика Булгакова. Обучался в Академии художеств, которую окончил в 1850 году с малой золотой медалью, полученной за картину «Возвращение блудного сына в отеческий дом», благодаря которой автор был удостоен чести называться классным художником. Уже через год за картину «Первые христианские мученики в Киеве» Тимашевский получает большую золотую медаль и отправляется в пенсионерскую командировку за границу, в том числе и в Италию, где знакомится ближе с шедеврами итальянского и западноевропейского искусства. Именно во время этой поездки была задумана и написана картина «Похищение Ганимеда».
Продолжение следует
Галина МИКЕЛАДЗЕ
Каспiй.-2015.- 13 февраля.- С. 8-9.