Мир глазами кинодокументалиста
К 75-летию Назима Рзы, режиссера,
сценариста, писателя-публициста
ПАМЯТЬ
С героем предлагаемого сегодня читателям газеты «Каспiй» рассказа я познакомилась лично гораздо позже, нежели с его многогранным творчеством. И это вполне объяснимо: ведь почти полвека своей жизни Назим Рза Исрафилоглу, чье 75-летие отметила недавно азербайджанская общественность, посвятил искусству кино и телевидения…
Помню, что еще в 1969 году собственный корреспондент по Прибалтике союзной газеты «Известия», которую мне в 60-70-е годы прошлого столетия довелось представлять в Азербайджане, поздравлял меня, своего коллегу, с победой нашего соотечественника, в то время еще начинающего режиссера Назима Рзаева, на проходившем в Клайпеде под девизом «Человек и море» Всесоюзном кинофестивале: его демонстрировавшийся там телефильм «Человек спасает Каспий», посвященный тяжелым экологическим проблемам, получил тогда специальный диплом.
Фильм имел огромный успех, о нем писали центральная и республиканская пресса. А спустя год телевидение Советского Союза рекомендовало эту телевизионную ленту для участия в конкурсном показе на Международном кинофестивале в Риге, где он также был отмечен специальным дипломом международного жюри и награжден «Трезубцем Нептуна» за высокую публицистичность.
Потом у молодого режиссера, к тому времени уже выпускника отделения телевидения Ленинградского государственного института театра, музыки и кино, куда он поступил, завершив учебу в Азербайджанском театральном институте имени М.А.Алиева (ныне Университет культуры и искусства), были фильмы «Сын Каспия», лирический рассказ о знатном нефтянике и его бригаде, несущей вахту в открытом море, который был отмечен как лучший фильм о рабочем классе, «Три плюс миллион», повествующий о людях разных профессий и тоже удостоенный награды, посвященный композитору Асафу Зейналлы «Романс жизни» и многие-многие другие, где режиссер предстает уже как зрелый мастер, умеющий с помощью незначительных на первый взгляд кинематографических приемов донести до зрителя суть произведения, помочь ему понять и полюбить его героев, обладающих богатым духовным миром и щедрым сердцем.
Словом, Назим Рза, уже в первые же годы вступления на стезю служения искусству кино сумел завоевать славу одного из лучших создателей фильмов-портретов. И тут трудно не согласиться с весьма авторитетным мнением известного киноведа Айдына Кязимова, объяснившего приверженность кино-и телережиссера к этому далеко не легкому жанру его любовью к жизни, к людям, его стремлением раскрыть душу своего персонажа, показать ее красоту, побудить зрителя подражать ему. И действительно, именно такими, вызывающими желание быть похожими на героев, стали, пожалуй, все фильмы Назима Рзы, посвященные нашим замечательным современникам, о которых он рассказывает с гордостью и трепетом.
Особо хотелось бы отметить кинотрилогию «Выше неба - только небо», состоящую из трех фильмов: «Лейла», «Зулейха», «Небесные братья». В этом произведении, рассказывающем о первых женщинах-азербайджанках, ставших летчиками, и азербайджанских летчиках - участниках Второй мировой войны, Назим Рза выступал и как режиссер, и как сценарист, был и музыкальным оформителем, и ведущим в кадре и за кадром. Это было его, авторское кино, родоначальником которого в азербайджанском кинематографе по праву признан Назим Рза.
Однако признание пришло к моему герою в не меньшей степени и благодаря его научно-популярным фильмам, всегда вызывавшим зрительский интерес. Одним из таких, к примеру, считается снятая творческим объединением «Азтелефильм» картина «Азербайджанские вулканы», режиссером которой выступил Назим Рза Исрафилоглу. Кто видел эту ленту, показанную по азербайджанскому телевидению в начале нового столетия, тот наверняка помнит то буквально завораживающее зрелище, когда казалось, что попавшие в кинокамеру вулканы словно дышат, напоминая биение сердца, словно подают свой манящий голос.
Творчество Назима Рзы, на первый взгляд человека угрюмого, суховатого, а вернее, сурового, полностью опровергает это мнение. Ведь только тот, кто умеет удивляться и восторгаться, способен услышать «голоса» вулканов, почувствовать притягательную силу вырывавшегося из-под земли огня, что мы увидели в посвященном эпосу «Авеста» фильме «Атешгях», рассказавшем о священном храме и его неразгаданных тайнах (кстати, эта работа режиссера, как и ряд других, была особо отмечена в Финляндии, на фестивале азербайджанского кино и музыки), наконец, только тот может с изумлением и восхищением «вглядываться» в древнюю историю родного края, чтобы потом заявить о своем «открытии» с экрана, как это сделал Назим Рза в документальной ленте «Хачбулаг», повествующей о древних албанских строениях на территории Азербайджана.
Да, именно таким предстает перед нами автор научно-популярных фильмов, в первом ряду которых - и принесший ему, известному кинодокументалисту, широкую популярность документально-публицистический фильм «Страна огней» в 12 сериях, посвященный истории азербайджанской нефти от древнейших времен до подписания «Контракта века» и ставший, можно сказать, явлением в азербайджанском документальном кино. Эту картину показывали на АзТВ и на одном из турецких телеканалов. И именно во время его съемок в конце 1996 года режиссер получил приглашение участвовать в церемонии вручения Нобелевской премии в Осло. В результате очень скоро ценители творчества Назима Рзы получили возможность познакомиться с его двухсерийным фильмом «Норвежские эскизы». А сделать его широкомасштабно, по собственной задумке съемочной группе и прежде всего режиссеру помогли их настойчивость и решительность: они сумели убедить строгих распорядителей церемонии в том, что у бакинцев - особые права на съемки, так как в Нобелевских премиях солидную часть составляют прибыли от бакинской нефти…
Вернусь, однако, к «Стране огней», в которой мастер документального кино последовательно раскрывает историю азербайджанской нефтедобычи, приводит документы далекого прошлого, исторические материалы, представляющие особую ценность. И все это с огромной публицистической силой, с гордостью за свою землю, с восхищением о тех, кто смог сделать подземные богатства достоянием человечества…
Следует, думаю, непременно отметить и то, что мой герой, кино- и телережиссер, кинодраматург Назим Рза Исрафилоглу в последние десять, а то и более лет успешно занимался также литературной деятельностью, выступая в качестве писателя-публициста. На страницах нашей газеты мы уже рассказывали о его публицистических, насыщенных интересной информацией произведениях, посвященных Ее Величеству Нефти, давней привязанности автора. Первое из них - «Огненная земля» - было написано на основе научно-публицистического сценария кинодраматурга и являет собой экскурс в историю бакинской нефти, знакомиться с которой невозможно без волнения.
Несколькими годами позже в свет вышли две другие книги Назима Рзы о главном богатстве азербайджанского народа - его «черном золоте»: «Нефть и мировая война», а также «Нефть. Источник глобальных конфликтов». Исследуя и анализируя историю Второй мировой войны, в основе которой по большому счету лежала борьба за нефть, автор, по его же признанию, пришел к выводу, что нефть по сути своей является не разрушительной, а созидательной силой. И она непременно должна служить этой высокой цели!..
Свой интерес к истории азербайджанской нефти Назим Рза объясняет так: чтобы заглянуть в далекое и близкое прошлое азербайджанского народа, считает он, следует глубоко знать историю азербайджанской нефти, этой данной нам свыше чудотворной силы…
Особое место в творчестве режиссера-документалиста Назима Рзы Исрафилоглу, человека неравнодушного, любящего свой народ и Родину, занимает, естественно, явление, которое вот уже 200 лет преподносится миру как «армянский вопрос». Несколько лет назад он завершил работу над циклом документальных кинолент, разоблачающих истинное лицо армянских националистов. Состоит этот цикл из двухсерийного фильма «Армяне: анатомия лицемерия», первая часть которого называется «Операция «Форпост», а вторая - «Политическая авантюра века». Спустя два года, в 2009-м, тема была продолжена в картинах «1915 год. Начало армянской фальсификации» и «Крокодиловы слезы».
Отмечу, что все, кому довелось посмотреть эти работы Назима Рзы, подчеркивают, что автору, несомненно, удалось дать глубокий анализ истории возникновения так называемого армянского вопроса, берущего начало еще со времен Петра I, когда армяне появились на Кавказе и когда произошло их внедрение в российские структуры. Однако своих далеко идущих целей армяне смогли добиться лишь в период правления Николая I, после войны между Россией, Ираном и Турцией, когда и состоялось массовое переселение армян в Закавказье, в частности в Азербайджан.
Насыщенной убедительными кадрами, разоблачающими армянскую ложь, получилась документальная лента о 1915 годе, ставшим началом страшного явления под названием «геноцид». Съемочная группа под руководством режиссера сумела обнаружить на территории Турции, где и велись основные съемки, новые, ранее неизвестные факты геноцида, чинимого против турков армянскими националистами. А для того чтобы иметь их, автору пришлось внимательно изучить документы Государственного исторического архива Азербайджана, из которых была почерпнута информация о создании в 1918 году комиссии по расследованию антиазербайджанской деятельности Степана Шаумяна в Баку, Губе, Шамахе и других городах Бакинской губернии. Много материалов было обнаружено также в турецких архивах и во время поездок в ряд населенных пунктов Турции, где кинематографистам предоставлялись фотодокументы, свидетельствующие о зверствах армян.
Естественно, невозможно даже просто перечислить факты, подтверждающие нечеловеческую сущность организаторов той кровопролитной вакханалии. Но об одном из них, рассказанном Назимом Рзой, хотелось бы вспомнить. Речь о беспощадном расстреле 3000 мирных жителей Эрзерума, собранных якобы для строительства железной дороги. В найденном азербайджанским кинорежиссером дневнике одного российского полковника было написано, что на вопрос, заданный им армянскому организатору этой кровавой акции: «Как же можно было стрелять в ни в чем неповинных, безоружных людей?», тот нагло ответил: «Вы - русский, и потому никогда не поймете, что значит для армян уничтожать турков». И таких доказательств членами съемочной группой было собрано не один, не два…
По мнению самого режиссера, автора исторической эпопеи, рассказывающей об истории возникновения так называемого «армянского вопроса», особенно тяжелым получился четвертый фильм - «Крокодиловы слезы». Человеку, психологически неподготовленному к его просмотру, приходится нелегко…
И эта, и все другие картины цикла документальных лент, вскрывающих истинное лицо армянских националистов, как, впрочем, все работы кино- и телережиссера Назима Рзы Исрафилоглу, которых у него более 70, сняты творческим объединением «Азербайджантелефильм»…
Как-то в беседе с корреспондентом одного из азербайджанских информационных агентств на вопрос, как реагирует на его весьма убедительно разоблачающие армянское лицемерие фильмы современная Армения, Назим Рза ответил так: «Работая над фильмами, я умышленно не ссылался на мнение азербайджанских ученых, избавляя их таким образом от обвинений в предвзятости. Главным материалом служили мне неопровержимые данные Государственного архива страны и научные труды серьезных зарубежных исследователей… Что же касается резонанса, то на армянских сайтах в мой адрес не раз обрушивался шквал нецензурной брани… Меня это не удивляет и не пугает, поскольку такой, независимо от географии проживания, и бывает всегда реакция армянских националистов на разоблачение их бредовых идей…»
Да, к счастью, мой герой - действительно не из пугливых. И в планах на будущее у него значатся и новые исследования по истории мировой нефтяной политики и стратегии, и издание книги, посвященной работе над созданием фильмов, посвященных так называемому «армянскому вопросу», и еще многое другое…
Думается, жажду творчества Назим Рза унаследовал от деда своего, Мирзы Мухаммеда Ахундзаде, одного из руководителей действовавшей в Гяндже в 1916-1917 годах организации «Дифаи» («Защита»), пробившей, как считается, брешь в многолетнем безропотном подчинении царскому режиму. Будучи поэтом, писателем, драматургом, одним из сподвижников создателя журнала «Молла Насреддин», Мирза Мухаммед Ахундзаде первым в Азербайджане написал в 1909 году книгу о поэзии великого Низами под названием «Шейх Низами» - она заложила основы низамиведения в нашей стране. В том же году был издан его труд «Что такое театр?», ставший, можно сказать, началом азербайджанского театроведения. В созданных им многочисленных пьесах, которые ставились в Баку, Тбилиси, Гяндже, выступали корифеи азербайджанской сцены, такие как Араблинский, Шарифзаде и другие. А его сатирические стихи, статьи, фельетоны часто печатались на страницах «Моллы Насреддина»…
…Почему-то мне кажется, что оставивший добрый след в жизни Мирза Мухаммед Ахундзаде, дед моего, несомненно, талантливого героя, преданного избранному делу Назима Рзы Исрафилоглу, и стал для него той путеводной звездой, что всегда нацеливает на жизнь и труд во имя блага родного народа.
Эльмира АЛИЕВА,
заслуженный журналист
Каспiй.-2016.- 13 февраля.- S.9-10.