Хоть и маленькие, но с большой буквы
Музей миниатюрной
книги, которому нет аналогов в мире
НАСЛЕДИЕ
«...Я никогда не думал, что подобную коллекцию могла бы создать женщина-мусульманка, занимающаяся таким прекрасным и благородным делом, как собирание книг. Коллекция госпожи Салаховой достойна аукциона Сотби».
Сиддики, министр образования Бангладеш, профессор
Ее личная коллекция насчитывает более 6,5 тысячи миниатюрных книг, а в музее, в 35 витринах, их более 5 тысяч экземпляров, изданных в 65 странах мира - мало кого может оставить равнодушным такая коллекция!
Речь идет о Музее миниатюрной книги - первого и пока единственного в мире - который открылся в 2002 году, в исторической части Баку - в Ичери шехер. Учредителем и создателем музея является Зарифа Салахова.
За все время существования музей посетили порядка 150 тысяч человек, большинство - учащиеся и студенты, зарубежные гости. В книге отзывов оставлены тысячи откликов от посетителей.
В разные годы экспонаты музея выставлялись в разных странах мира - Афганистане (Кабул), Бангладеш (Дакка), России (Москва), Украине (Киев), Австралии (Сидней), Майн (Германия), Франции (Париж), Турции (Анкара), Китае (Пекин, Шанхай), Англии (Лондон)…
- Все началось в 1981 году, когда я перешла на работу в Добровольное общество любителей книги, - вспоминает Зарифа ханым Салахова. - Оно напрямую подчинялось Всесоюзному добровольному обществу любителей книги (ВОК).
Как-то в Москве мне предложили купить за 23 рубля факсимильное издание полного собрания басен Крылова 1835 года выпуска. В те годы это было дорогое удовольствие, но я решила рискнуть. И когда пошла забирать книгу со склада, то впервые увидела там миниатюрные издания. Позже я узнала, что при ВОК функционирует Московский Клуб любителей миниатюрной книги. Всякий раз, приезжая в командировку в Москву, я посещала заседания этого клуба, проходящие обычно два раза в неделю.
В то время максимальный тираж минииздания не превышал трех тысяч экземпляров, и они, как правило, не выставлялись в продажу, а распределялись между библиофильским и творческими организациями. Так что приходилось самому доставать их.
Вскоре при Республиканском обществе книголюбов я создала Клуб интересных встреч. Стала приглашать из разных городов союзных республик писателей, поэтов, художников, актеров. Покидая Баку с приятными впечатлениями, некоторые, в благодарность за чудесно проведенное время в нашем городе, преподносили в дар миниатюрные издания. А известная поэтесса Римма Казакова подарила мне аж 40 экземпляров таких книжечек. С ней вообще произошла интересная история.
Будучи на международной писательской конференции в Алжире, куда она полетела с переводчицей, улучив время, решила посетить восточный базар. Денег, которые им выдали в качестве командировочных, по 20 динаров каждой, не хватало ни на что… И вдруг на одной из витрин ее внимание привлек миниатюрный Коран в кожаном переплете, 1924 года, с лупой. Римма Федоровна сразу же предлагает своей попутчице приобрести его в складчину мне в подарок, за 40 динаров.
Так вот, возвращаются они с покупкой в гостиницу, а их там ждет сюрприз - вручают конверты, по 500 динаров в каждом. И Римма на весь холл кричит: «Велик и всемогущ Аллах!».
Когда в 90-х годах телекомпания «Мир» в Баку снимала обо мне передачу, организаторы, в Москве, решили связаться с Риммой Федоровной, и она подтвердила им мой рассказ.
Александр Дольский - известный российский бард из Санкт-Петербурга дважды прилетал в Баку с гастролями. А однажды, специально для меня, он приобрел в Ленинграде, в букинистическом магазине, несколько книжечек. Самая ценная из них - это «Евангелие» в 4-х томах, в кожаном переплете, с золотым обрезом, изданное в Санкт-Петербурге в 1907 году.
Зиновий Гердт подарил мне сорок миниатюр. Будучи со своей супругой у меня в гостях, он попросил, чтобы я пригласила в Баку народного художника СССР, графика Верейского Ореста Георгиевича, который всегда мечтал посетить наш город. Он один из иллюстраторов «Войны и мира», и эта его работа завоевала на международной выставке золотую медаль. И я его пригласила, с супругой, разумеется. После встречи с книголюбами в клубе показала им Баку и Лянкяран - они были в восторге. Спустя некоторое время, уже в Москве, будучи у них в гостях супруга Ореста Гердта сказала мне: «Зарифочка, у нас есть 18 малюток для вас, но все сразу мы вам не подарим, ведь тогда вы больше к нам не придете». И дарили их по 5 штук в каждый мой приезд.
По долгу службы я объездила многие страны мира, и первым делом, где бы я ни была, всегда посещала антикварные отделы букинистических магазинов и приобретала разные миниатюрные издания.
В 1985 году, в Чехии, где я пребывала в командировке с целью ознакомления с издательской деятельностью этой страны, с одним из чешских коллег мы вышли прогуляться по Праге. В те времена советские туристы скупали здесь разве что хрусталь и богемское стекло. А я попросила моего гида отвести меня в букинистический магазин, где приобрела два католических молитвенника - один на чешском языке, в кожаном переплете, изданный в 1887 году в Нью-Йорке, другой - на немецком, изданный там же, но в 1878 году. Коллеги, узнав о моем увлечении, были очень удивлены, дескать, как это я, мусульманка, могла потратиться на такие книги. Я же ответила, что являюсь коллекционером и эти книги пополнят мою коллекцию. Узнав о моем увлечении, директор издательства, где проходило заседание книголюбов, пригласил меня в свой кабинет и, открыв сейф, и достав из него мини книги, преподнес их мне (издательство выпускало в миниатюрном формате мировую классику). Затем, позвонив в Братиславу, предупредил коллег о моем приезде, и попросил, чтобы они подготовили свои издания мини книг. Сегодня у нас в музее целая витрина тех книг, а сама-то я купила всего пару…
Немало книг подарили музею мой брат Таир Салахов, его друзья и знакомые. Здесь хранится раритетное издание Корана (XVII в.), подаренное музею одним из близких друзей моего брата.
«Персидские мотивы» С.Есенина - первая миниатюрная книга, которую в 1985 году издала я сама. Так получилось, что выход книги совпал с началом I Всесоюзной конференции любителей миниатюрной книги в Перми, куда я ее повезла. Участники мероприятия были удивлены, что я, помимо коллекционирования, занялась еще и издательской деятельностью. В ответ на мой подарок они собрали целую коробку книг, которые только у них в Перми были изданы. На обратном пути, решив навестить брата, заехала в Москву. Увидев мое «приданое», он сказал: «Я-то думал, твое собирательство просто увлечение, месяц-два - и забудешь. Но вижу, ты серьезно этим заболела».
Сейчас у меня целая витрина книг, изданных в Перми. Среди них - «Афоризмы» Козьмы Пруткова - уникальное рукописное издание.
Я много раз бывала в Париже и, не поверите, ни разу даже не купила себе флакон французских духов. Зато купила «Похождения молодого ловеласа в Грецию» в пяти томах (Париж, 1817 г.).
В октябре 1993 года, на церемонии инаугурации наш общенациональный лидер Гейдар Алиев произнес блестящую программную речь. Я не могла остаться безучастной к его речи и, решила непременно издать речь Гейдара Алиева в миниатюрном формате.
К тому времени в моей коллекции уже хранилось мини издание с инаугурационной речью Дж.Кеннеди, выпущенное в Голландии после его смерти. Нашла спонсоров и выпустила «Клятву на верность Родине, Государству и Народу» на азербайджанском, русском и английском языках. Презентация книги состоялась в Баку, в зале зарубежной литературы Национальной библиотеки имени М.Ф.Ахундзаде, где я выставила 2 тысячи книг из своей коллекции.
Было много народу и, конечно же, сам Президент Азербайджана Гейдар Алиев. В своем выступлении я набралась храбрости и обратилась к руководителю страны со словами: «Гейдар Алиевич, если мне дадут помещение, или место, то я создам Музей миниатюрной книги и всю коллекцию завещаю городу».
Гейдар Алиев в своем выступлении подробно остановился на значении книги и литературы в жизни человека, говорил о писательском труде, о полиграфии, дважды сослался на меня, но ни слова не сказал о музее. Чуть позже, внимательно рассматривая экспозицию, он спросил меня: «Зарифа, эти все книги твои?», на что я ответила, что это только половина моей коллекции - тогда она насчитывала 4 тыс. экземпляров. Очень ему понравилась книга «Фархад и Ширин» Алишера Навои, и я ему ее подарила. Человек, никогда не принимавший никаких подарков, с удовольствием взял книгу. Я подарила ему и Н.К.Рериха. Когда же очередь дошла до третьей книжки, также очень заинтересовавшей его, - «Евгений Онегин» 1837 года издания, Гейдар Алиев сказал: «Зарифа, ты две книги уже подарила», на что я сказала: «Гейдар Алиевич, пусть будет три - Бог троицу любит».
Спустя пять месяцев после презентации я обратилась в столичную мэрию с просьбой выделить место под строительство музея. И через какое-то время звонит мне один из ответственных работников мэрии и говорит: «Зарифа Теймуровна, мне поручено пройтись с вами по Ичери шехер и подобрать место для строительства вашего музея».
Выбрали пустующее место около Дворца ширваншахов и потихоньку начали строиться. Музей возводился по нашему проекту, работы заняли три года. На нас без конца жаловался посол Италии, дескать, чего они тут строят. Следовали одна за другой проверки, но так как с документами у нас все было в порядке, проверяющие быстро уходили. И когда, наконец, музей распахнул свои двери перед посетителями, итальянский посол в числе первых посетил выставку. Он не мог скрыть своего восторга от увиденного: «Это фантастика, Зарифа ханым! - сказал он. - Я поражен! Не думал увидеть такое. Я влюбился в вашу коллекцию и музей!».
Виктория Третьякова
Каспiй.-2016. - 3 февраля.- С. 9.