Зеркало реальности
Руфат Исмаилов: Азербайджанские модельеры
существуют, и они ничем не хуже других
ART
Он широко известен в Европе и Турции как основатель собственного бренда, который за считанные месяцы стал самым востребованным в мире. Почитаем и уважаем среди законодателей моды уровня Пако Рабана и Дольче и Габбаны. Мы встретились с ним во время его краткосрочного пребывания в Баку, расспросили о новых коллекциях, планах и взглядах на моду.
Сегодня модельер Руфат Исмаилов - гость газеты «Каспiй».
- Насколько мы знаем, модельером вы стали не сразу: вначале - вполне успешная модель, а потом вдруг - дипломатический университет. Отчего такой разброс интересов?
- Дело в том, что мои родители не восприняли всерьез мое увлечение модой. Даже когда я уже стал «Мистером Азербайджан» и отправился на конкурс «Мистер мира». Моя мама - врач, папа служил в полиции, и они хотели видеть меня только дипломатом. Я окончил в Амстердаме дипломатический университет с семью языками и торжественно вручил диплом маме. Должен был пойти работать в Министерство иностранных дел, но отказался: никогда себя не представлял себя работником какого-то офиса. Моя арт-душа всегда давала о себе знать.
- А как решили стать модельером?
- Семь лет назад я переехал в Турцию, где окончил школу Esmod. Основана она была во Франции в 1841 году и считается одной из старейших дизайнерских школ. Ее открыл главный портной жены Наполеона III Эжени - Алексис Герр-Лавинь. Он придумал портновский метр и манекен, а также подарил миру моды разнообразные образцы для выкройки. После его смерти члены его семьи продолжали обучать желающих по тем же методам, а в 1970-х годах школа создала международную сеть филиалов. Именно в филиале этой школы в Стамбуле я и прошел обучение. А полтора года тому назад решил открыть свой бренд Afffair.
- Главный ваш офис находится в Турции?
- В Турции наряду с такими магазинами, как Prada, Dolce & Gabbana, занял свое место и Afffair. Находится он в Стамбуле, и я говорю об этом с гордостью, так как сегодня он стоит в одном ряду с мировыми брендами.
- Вы достигли всего, о чем мечтали, или еще есть к чему стремиться?
- Конечно, стремиться еще есть к чему. Я хочу, чтобы сеть моих магазинов распространилась по всему миру. Но, как говорится, человек предполагает, а Бог располагает.
- В Баку уже есть ваш магазин?
- Мы планируем его открытие в ближайшем будущем. Сейчас мои коллекции представлены тут в мультибрендовом магазине Harvey Nichols, а также в Дубае, Кувейте, и так далее. Но этот будет мой собственный, только из наших коллекций. Один такой магазин сегодня есть только в Турции. За полтора года я стал единственным дизайнером Азербайджана и Турции, который попал на Миланскую неделю моды. Никто ранее такого не удостаивался. Турция 17 лет посылает свои заявки, но их пока не принимают.
- Столь стремительный успех не вскружил вам голову, не заболели ли вы звездной болезнью?
- Нет, абсолютно, я воспринимаю все как должное - что все так и должно было случиться. Мое отношение к друзьям и знакомым не изменилось, я так же общаюсь с ними, как и раньше, правда, иногда замечаю, что некоторые люди стали относиться ко мне иначе.
- Вы сказали об открытии в Баку своего магазина - когда примерно ждать этого события?
- Через месяц, сейчас я занят созданием коллекции «Я горжусь, что я азербайджанец».
- Расскажите немного об этой коллекции.
- Это очень красивая спортивная коллекция, состоящая из трех частей: брюки, кофточка и «капюшонка». Причем капюшон с внутренней стороны повторяет цвета нашего флага.
- На какой одежде вы делаете основной акцент?
- У меня всегда три линии одежды - спортивная, вечерняя и дневная, а летом добавляется еще и коллекция для моря - плавки и купальники.
- Сколько человек трудится над созданием ваших коллекций?
- У меня штат работников из 28 человек, но они, как правило, шьют и кроят, дизайном занимаюсь исключительно сам и никого не подпускаю к этому процессу. К критике я отношусь нормально и прислушиваюсь к советам, но решающее слово при создании любой коллекции остается за мной. Считаю, что путь к успеху открыт людям самокритичным, которые воспринимают здоровую критику в свой адрес.
- Первый ваш показ проходил в Милане. Это как-то сказалось на вашем имидже модельера?
- Конечно. Когда одни десятки лет трудятся в поте лица, создают и отправляют свои коллекции в Милан, а там их не принимают, они продолжают стремиться к этой планке. Я же - молодой, начинающий модельер, создаю первую коллекцию и отправляю ее в Милан, и сразу получаю добро. Конечно, представлять свою коллекцию в Милане ответственно и почетно одновременно. После того показа меня узнали в Турции и Азербайджане, обо мне заговорили во всем мире, ведь Милан - законодатель мужской моды. Я выступал на Неделе с такими корифеями моды, как Версаче, Дольче и Габбана. Меня уже признали в Милане как дизайнера высокой моды, и именно оттуда я начал свои показы.
- Многие, пожалуй, решат, что у вас в Милане хорошие друзья, которые и замолвили за вас словечко...
- В Милане это невозможно. Даже если у тебя очень много друзей, а твоя коллекция не нравится (Camera Nazionale della Moda Italiana), тебя никогда не примут и не позволят сделать показ. Со своей первой коллекцией я вошел в двадцатку лучших модельеров мира. В том-то сейчас и проблема: теперь можно только улучшать результат или хотя бы поддерживать ту планку, на которой нахожусь. Мы стараемся, и вам судить о нашей работе по новой коллекции, которая выйдет через десять дней и будет показана в Милане.
- Как по-вашему, это - судьба?
- Да, это судьба, которая дала мне такой шанс.
- А в начале пути вам не было страшно?
- Честно говоря, я очень переживал перед первым показом. Многие в Милане даже не знали, где находится Азербайджан, и было трудно предположить, как они воспримут меня и мою коллекцию. Но, видимо, такова наша судьба - показать всему миру, что азербайджанские модельеры существуют, и они ничем не хуже других, а может, и лучше.
- Должна ли высокая мода спускаться с олимпа к обычным людям, или все это глянец, который для обычной жизни не подходит?
- Ну почему же не подходит? Человек, разумеется, не ходит на работу в вечерних нарядах, но бывают особые случаи, когда он должен соответствовать высокой моде. Мода - это всегда красиво, а если одеться «от кутюр», это вообще круто.
- А у вас есть любимые модельеры?
- Кристиан Диор.
- И одеваетесь вы в наряды от Christian Dior?
- Нет, я одеваюсь от Afffair, потому что в Christian Dior я никогда не могу найти своего размера. Сейчас тенденция на женоподобных мужчин размера XS. Для меня же в моих коллекциях мужчины - это размеры XL или L. Потому я и одеваюсь у Afffair, так как здесь спокойно могу найти одежду на себя.
- Ваш прежний опыт работы помогает находить общий язык с моделями, работающими на вас?
- Конечно. Раньше я никогда не мог понять, почему на меня кричат модельеры, не разрешая сидеть в их костюмах, и так боятся, что мы испортим их вещи. Только сейчас начал понимать: ведь каждая вещь для нас - как ребенок, которого мы создали и хотим представить зрителю в наилучшем виде. С моделями легко нахожу общий язык, так как я сам еще каких-то 10 лет назад дефилировал на показах.
- Вы требовательны к своим сотрудникам?
- Очень. Им и повезло, что они работают со мной, и нет. Повезло в том, что это Afffair, а нет - в том, что я никогда не бываю доволен. Мне кажется, что все всегда можно сделать лучше. А еще я не терплю несамокритичных людей. Всегда нужно оставаться профессионалом, признавать свои ошибки и уметь исправлять их. В модельном бизнесе очень важно держать марку и всегда стремиться к лучшему. Я начал этот путь, а фэшн-индустрия - такой огромный мир, в нем нет ни конца, ни края, просто нужно знать, чего хочешь добиться.
- К вам наверняка обращаются коллеги с просьбой подсказать, научить… Какова ваша реакция - помогаете или считаете, что учиться лучше на собственных ошибках?
- Я всегда с радостью помогаю и подсказываю, но придерживаюсь как раз той позиции, что все нужно постигать самостоятельно. Человек должен сам понять, что хорошо, а что плохо, и только когда он поймет свои ошибки, сможет добиться успеха.
- Многие модельеры утверждают, что в Азербайджане фэшн-индустрии еще нет, она только зарождается...
- Полностью с этим согласен.
- А вы не хотели бы внести свою лепту в это дело?
- Я бы с удовольствием, и даже занялся бы проведением фэшн-уик. Я слежу за модой в Азербайджане и мне бы хотелось многое исправить, но ко мне пока никто по этому поводу не обращался.
- Как у модельера мирового масштаба не могу не спросить: какие тенденции будут актуальны в предстоящем сезоне весна-лето 2016?
- Для девушек будут очень актуальны юбки-брюки. В моде - минимализм. Материалы и ткани - очень легкие, воздушные: шифон, сатин, ничего тяжелого. Старайтесь держаться подальше от темных цветов, оставим их для зимы. Естественно, тем, у кого лишний вес, не советую надевать белое и обтягивающее, но это можно сделать в другом цвете и фасоне, прикрыв свой жирок и демонстрируя преимущества. Например, если у дамы красивые руки - их не надо прятать, а если кривые ноги - не стоит выставлять их напоказ. Я не люблю, когда женщина одевается исключительно по моде, не зная своего тела и не чувствуя себя. Я тоже не идеален, но могу спрятать все, что нужно скрыть. Нужно смотреть в зеркало и видеть реальность. Азербайджанские женщины чересчур увлекаются косметикой, что их совершенно не красит. Азербайджанки сами по себе очень красивы: выразительные глаза, брови - поэтому перебарщивать с макияжем не стоит. Я предпочитаю естественность и минимализм.
Виктория ТРЕТЬЯКОВА
Каспiй.-2016. - 3 февраля.- С. 13.