Духовной жаждою томимая
Гюльрух Алибейли
посвящается
ПАМЯТЬ
Ушла из жизни Гюльрух Алибейли - талантливый писатель, доктор филологических наук, профессор, известный автор сотен литературоведческих исследований, оставившая глубокий след в науке, а также в публицистике, которой увлеченно посвятила последние десятилетия. Тогда, когда пришло время от всей души делиться с соотечественниками особенно бередившими раздумьями о мироздании, вообще и судьбах отдельных представителей человечества. Когда аналитический ум и неравнодушное сердце подвигли человека с ее жизненным опытом не просто на осмысление конкретных ситуаций, но и удивительно логично интерпретируя их, поддерживать тех, кому стало невыносимо трудно переносить кризисные годы, оставаясь добропорядочным человеком.
Умея быть деловой и непримиримой к злу, лирично-нежной к тем, кто импонировал ее тонкой натуре и оправдывал надежды на лучшее, она всегда оставалась на стороне тех, кто был рядом по существу. И тех, кому была виртуальным защитником как умная личность, лишенная эгоцентризма и меркантильности. И в дни тяжелого недуга выстраивая судьбоносные планы. Как без них человеку мыслящему, натуре беспокойной и неугомонной, оставившей незавершенными многие замыслы - один интереснее другого, полномочия, которые имеют лишь мудрецы, которыми Гюльрух ханым Алибейли давно уже наделили соотечественники и зарубежные читатели.
Помню, восприняв вышедшую из печати в 2009 году новую книгу Гюльрух Алибейли «Духовной жаждою томим» как некое обращение к соотечественникам, собравшиеся в клубе «Натаван» при Союзе писателей
поклонники ее творчества подчеркивали, что Гюльрух ханым после 1990 года ощутила потребность говорить с читателями не только о теоретических основах эстетики и философии, которые долгие годы волновали ее, становились главами и параграфами писавшихся ею многих ее книг. Теперь с позиций философа и исследователя литературы, постоянно анализировавшего эстетические аспекты, она делится с читателями собственными наблюдениями и выводами о делах житейских, к раздумьям о которых привели богатство знаний, обогащенных постоянными раздумьями обо всем сущем в мире.
Исторические процессы, взрыхлившие почву и обновившие общественно-политическую жизнь, а вместе с ними - мироощущение и обыденное сознание, подтолкнули ее к диалогам о времени, к максимальному сближению творчества с жизнью, с тем, что волнует людей и может помочь им хоть в какой-то мере ответить на вопросы, поставленные в те кризисные годы перед днем сегодняшним перед всеми нами.
Все четыре появившиеся одна за другой книги Гюльрух Алибейли стали криком души живущего в постоянных раздумьях человека, к тому времени познавшего и сомнения в правомерности перемен, и горечь расставания с устоявшимися взглядами на приоритеты, и даже страх перед надвигавшимся будущим с его неизвестностью, новизной, неопределенностью и неуверенностью.
Эти чувства легко угадываются даже в названиях написанных Гюльрух ханым в 90-е годы книг - «Мир размышляет», «Мир тревожится», «Мир меняется», «Мир разрушается»…
Ответив на многие, волновавшие тогда читателей вопросы, в том числе, и те, по которым пришлось вести споры и дискуссии с читателями, Гюльрух ханым, думается, вольно или невольно в определенной степени успокоила и свою мятущуюся душу. Чем? Хотя бы тем, что в качестве формы своих творческих исследований избрала литературные портреты лучших с ее точки зрения людей. Личностей, в самые трудные времена нашедших силы понять и даже принять происходящие глобальные перемены и даже активно добиваться победы лучшего над хорошим, чем в определенной степени продемонстрировали и готовность к переменам, и умение пробуждать заложенные в человеке возможности, а уж тем более не сеять вокруг уныние и неверие.
Ее герои - в основном женщины, цельные люди, способные стать лучшими в своих профессиях, найти себя в изменившихся условиях, испытать успех и уже этим стать примером, образцом для подражания тем, кто в сетях сомнений мог утратить веру в добро, в светлость будущего и в себя.
Гюльрух ханым, пожалуй, не рассчитывала на такую реакцию читающей публики, которая назвала ее труд гражданским подвигом. Но устремленные в лучшее люди быстро забывают невзгоды, и это так гуманно по отношению к тем, кого сама природа нацелила на постоянную борьбу за выживание.
Слава Богу, время, когда кровопролитие на карабахском фронте поселило в наших сердцах печать уныния и, казалось, навсегда стерло улыбки с лиц, ушло от нас на дистанцию огромного размера. На расстояние и временное пространство, которое вселяет уверенность в то, что борьба за торжество справедливости может быть особенно долгой и трудной, когда она ведется цивилизованным путем.
Тонкий наблюдательный психолог, неравнодушный исследователь Гюльрух ханым Алибейди по-прежнему пишет о жизни, о людях, но пишет уже иначе. Умея порадоваться тому, что вокруг слышится добрый смех, что хорошеет и благоустраивается родной город, принявший тысячи новых граждан, что модно одеты наши сограждане, что посветлели их лица, что испытывают счастья творческого труда ее дети и растут внучки, она позволяет себе приглашать своих читателей в путешествия за знаниями в древность. Туда, где рождались выстраданные мудрецами афоризмы, занявшие умы философов на тысячелетия, и сама формулирует собственные изречения, порожденные опытом осмысления высказываний кумиров, которым поверила на заре взросления. И еще предлагает окружающим правду о себе - возможно как личный и весьма поучительный опыт. Право слово, и у самой Гюльрух ханым достаточно житейского опыта, уже с детства питавшего ее воображение отнюдь не радужными впечатлениями, а собственным взглядом на окружающий мир, на свое место среди себе подобных.
Честность, правдивость, яркое слово и на редкость тонко подмеченные характеристики персонажей помогают Гюльрух Алибейли лепить не просто узнаваемые литературные образы соотечественниц, но обобщенные до символа национальные характеры людей, которых подчас она поздно узнавала, но которыми призывает всех нас любоваться и гордиться.
Лишенная самодовольства, она явно не удовлетворена собой, особенно тем, что иногда приходилось идти на компромиссы, но не изменила чувству справедливости.
Недавно вышла из печати моя книга «Миссия женщины», объединившая написанные за последние 20 лет очерки, в числе которых большинство посвящено выдающимся нашим азербайджанским женщинам, которыми гордится нация. Увы, за последние годы ушли из жизни многие и с кем много и интересно общалась я сама. Нет с нами Нэрмин Таирзаде, Сары Назировой (Огуз), Гамер Алмасзаде, Лейлы Векиловой, Шафиги Ахундовой, Франгиз Шарифовой, Эльзы Ибрагимовой, Земфиры Вердиевой, Светланы Мирзоевой… Теперь к этому грустному и печальному списку придется добавить имя Гюльрух Алибейли, чей портрет будет напоминать нам о счастье былого общения с той, общение с которой обогащало нас и будет обогащать тех потомков, которым она оставила прекрасное наследие.
Аllah rəhmət еləsin
Галина МИКЕЛАДЗЕ
Каспiй.-2016.- 19 февраля.- С.10.