С искусством в сердце

 

Фуад Поладов: Мне всегда хотелось стать актером

 

Что побуждает человека посвятить себя той или иной профессии - родительский пример, эпизод из фильма, стремление руководить, спорт? Ясно одно: каков бы ни был мотив, нам необходимо время, чтобы осознать и выбрать определенный жизненный путь.

 

Как правило, процесс созревает уже в старших классах. Некоторым везет меньше, они раскрывают свой талант значительно позже. Но бывает и так, когда человек с раннего детства точно знает, чем займется в будущем. Один из таких примеров - народный артист Азербайджана Фуад Поладов.

 

Если вам доведется побеседовать с Фуад муаллимом, не утруждайтесь, задавая ему вопрос относительно того, когда он почувствовал тягу к искусству.

 

«Я сам этого не знаю. С тех пор как я себя помню, мне всегда хотелось стать актером».

 

Сей факт примечателен еще и тем, что в семье, где рос будущий народный артист, никто даже близко не имел отношения к творчеству.

 

Мальчик буквально родился с искусством в сердце. С самого раннего детства Фуада занимала литература и драматургия. Ему нравилось смотреть спектакли, художественные фильмы, а также собирать фотографии актеров. Талант Фуада раскрылся уже в младшие школьные годы, когда он стал посещать драматический кружок во Дворце пионеров и школьников им.Ю.Гагарина (ныне Дворец детского и юношеского творчества им.Т.Исмайлова). Руководил кружком народный артист Азербайджана Сулейман Алескеров, навсегда вписавший свое имя в историю отечественного кинематографа, сыграв главную роль в знаменитом фильме «Я помню тебя, учитель» («Bizim Cəbiş müəllim»). Обучаясь у него азам актерского мастерства, Фуад делал первые шаги на пути к большому будущему. Впервые он выступил на сцене драматического кружка, сыграв Эльшана в спектакле «Две жизни» («İki həyat»). Мальчик также справился с нелегкой ролью Ага Мухаммеда Гаджара в постановке исторической пьесы С.Вургуна «Вагиф».

 

Забегая вперед, отметим, что народный артист еще многократно будет олицетворять образ Гаджара на сцене Азербайджанского государственного академического национального драматического театра в одноименной постановке пьесы Али Амирли «Шах Гаджар» («Şah Qacar»), каждый раз собирая аншлаги и срывая оглушительные аплодисменты.

 

Параллельно с занятиями в драматическом кружке подросток также принимал участие в детских передачах, транслируемых национальным телевидением. В прямом эфире дети разыгрывали сценки и небольшие спектакли по мотивам известных драматических произведений. Юное дарование заметили, и спустя некоторое время Фуад продолжает участвовать в прямом эфире уже в качестве ведущего телепередач для пионеров и школьников.

 

Однажды, когда Фуад перешел в девятый класс, на глаза ему попалось объявление в газете, в котором говорилось об открытии двухгодичных актерских курсов при киностудии «Азербайджанфильм». Само собой разумеется, долго думать юноше не пришлось, он тут же поступил на эти курсы. В первый же год обучения он оказался в поле зрения тогдашнего директора киностудии, народного артиста СССР Адиля Искендерова, который как раз и являлся инициатором открытия актерских курсов. Поэтому когда режиссер Алисаттар Атакишиев подыскивал кандидатуру на роль Селима в детективном фильме «Следствие продолжается» («İstintaq davam edir»), Адиль Искендеров посоветовал ему пригласить Фуада на пробы.

 

Чем все закончилось, уважаемый читатель прекрасно знает и без нас. Это уже история. Упомянем лишь тот факт, что после выхода картины на экран в 1966 году Фуада стали узнавать на улице.

 

«Родители поначалу думали, что мое увлечение театром и кино не выйдет за грани самодеятельности. Им хотелось, чтобы я стал юристом или врачом. Но я был иного мнения, которое они не приветствовали. Поэтому когда я сообщил им, что твердо намерен подать документы в Институт искусств, они расстроились. Правда, ненадолго».

 

Итак, Фуад поступает на факультет драмы и кино. Будучи студентом второго курса, он получает приглашение от главного режиссера Азербайджанского академического драматического театра Тофика Кязимова сыграть роль в спектакле «Уничтоженные дневники» («Məhv olmuş gündəliklər») по одноименной пьесе Ильяса Эфендиева. Образ Савалана, олицетворенный второкурсником, позволил ему закрепиться в театре.

 

За те двадцать лет, что Фуад Поладов проработал в Аздраме, он сыграл множество ролей, навсегда завоевав симпатии зрителей. Кого только он не играл: Низами («Меч и перо»), Барон («На дне»), ЗаурТахмина и Заур»), Мирза Шафи («Мирза Шафи»), Бенедикт («Много шума из ничего»)...

 

В 1971 году Фуад вновь снимается в кино. Второй картиной с его участием стала драма Эльдара Гулиева «Главное интервью» («Ən vacib müsahibə»). А еще через три года молодой артист был удостоен премии Ленинского комсомола Азербайджанской ССР.         

 

На сегодняшний день фильмография актера насчитывает более 40 ролей, большинство из которых стали культовыми. Например, Аяз в бессмертной комедии «Свекровь» («Qayınana»), Хан в криминальной драме «Расстрел переносится» («Güllələnmə təxirə salınır») и многие другие. Несмотря на это, он не устает повторять в своих интервью, что сцена театра ему ближе, нежели съемочная площадка.

 

«Кинематограф занимает одно из важных мест в моей жизни. Но если мне предложат интересную роль в кино и одновременно с этим роль в театре, я всегда отдам предпочтение второму. Театр мне ближе. Именно здесь по-настоящему проявляется профессионализм актера. Я не перестаю наслаждаться процессом, происходящим на сцене, когда в течение двух часов проживаешь жизнь своего героя от начала и до конца. Эти ощущения ни с чем не сравнишь. В театре есть лишь один дубль и никаких спецэффектов. Все открыто. Ты перед зрителями как на ладони. Ничем не прикроешься. Ничем! Как говорится, «bu meydan, bu da şeytan». Покажи, на что ты способен»

 

20 марта 1987 года Фуаду Поладову присвоено почетное звание народного артиста Азербайджана. Спустя два года после этого он уходит из Азербайджанского академического драматического театра в Русский драматический театр имамеда Вургуна, где работает до сих пор. Первым испытанием героя повествования на новом поприще стал спектакль «Ловушка для одинокого мужчины», поставленный по пьесе Робера Тома «Ловушка», в котором Поладов сыграл главную роль - Даниэля Корбана.

 

«Поначалу было очень сложно. Двадцать лет я исполнял роли исключительно на родном языке. Теперь же необходимо было перейти на русский. Все было новым для меня: репертуар, драматургия, партнеры, роли. Я начал практически с нуля и мне приходилось работать вдвойне»

 

Но трудности для того и существуют, чтобы их преодолевать. В дальнейшем Поладов будет удостоен ряда премий и призов, среди которых «Апофегей», «Золотой дервиш» (за заслуги в театре), «Золотая лампа», «Золотая фея» (за заслуги в кино), а также «Хумай». Но именно приз зрительских симпатий, обладателем которого он стал на третий год работы в Русском драматическом театре, для него особенно дорог.

 

В 2004 году руководство Азербайджанского академического драматического театра пригласило Фуада Поладова сыграть роль Гамлета, а позже - Гаджара.

 

Творческая деятельность народного артиста насчитывает полвека, и до сих пор чувствуется, как он востребован. В ближайшем будущем он собирается порадовать искушенного зрителя двумя новыми ролями: Хаджи Мурат в одноименной пьесе по мотивам произведения Льва Толстого, которая пройдет на сцене Азербайджанского академического драматического театра, а также чеховский Иванов в Русской драме.

 

«Слава Богу, мне до сих пор удавалось сыграть роли, о которых я мечтал: Тимон Афинский, Гаджар, Гамлет… На данный момент, я подумываю о том, чтобы по достижении 70 лет завершить актерскую карьеру. Но до того хочется попробовать себя в образе короля Лира»

 

Завершая беседу с замечательным актером, напоследок я попросил Фуад муаллима поделиться наставлениями в адрес начинающих артистов. Понятно, что человек, чем бы он ни занимался, должен любить свое дело, учиться и неустанно трудиться. Но достаточно ли этого, чтобы, выйдя на сцену, суметь перевоплотиться в совершенно иного человека и завоевать симпатии зала?

 

«Самое главное - научиться прочувствовать своего персонажа. Прожить его жизнь, ощутить характер. Искать и увидеть своего героя в себе. И если найдешь, это будет неописуемым чувством! Александр Блок сказал, что театр - нежное чудовище, которое берет всего человека, если он призван, и грубо выкидывает, если он не призван. Это нежное чудовище в своих грубых лапах то убаюкивает, то треплет человека. И надо быть воистину призванным, чтобы не уставать от его нежной грубости… Отлично сказано

 

Мамед МАМЕДОВ

Каспiй.-2016. - 20 февраля  - С.17.