Высочайший интеллект, профессионализм, вдохновенный труд

 

В преддверии 100-летия выдающегося азербайджанского композитора Джевдета Гаджиева

 

МЭТР

 

Его произведения звучали и звучат по сей день в исполнении лучших музыкантов мира. Счастье окунуться в созданный им, нашим знаменитым соотечественником, мир звуков дарят ценителям его творчества, устремленного к вершинам искусства, завоевавшие высокое признание оркестры. Да, имя Джевдета Гаджиева уже очень давно заняло достойное место на музыкальном Олимпе…

 

Вот и ныне, в связи с наступающим юбилеем, сочинения этого выдающегося симфониста - так охарактеризовал его когда-то великий Шостакович - прозвучат, как стало известно, в лучших концертных залах мира - в Нью-Йорке, в Карнеги-холл, в России, где они также состоятся, в частности, в домах-музеях Чайковского в Клину и Скрябина в Москве, в Доме-музее Рериха. Естественно, концертами из произведений Джевдета Гаджиева будет отмечен юбилей и в нашей стране…

 

В связи с этим большим музыкальным праздником, который ждет нас впереди и обещает радость еще одной встречи с неординарным талантом, я и решила обратиться к отдельным моментам жизни и творчества Джевдета Гаджиева: ведь, к величайшему сожалению, далеко не очень широкому кругу представителей нынешних поколений даже просто известно имя этого нашего выдающегося соотечественника, не говоря уже о его подаренных миру замечательных опусах

 

А рассказать о нем мне помогли посвященные мэтру и его творчеству книги и статьи специалистов, высказывания о нем его коллег, друзей, учеников и мои собственные, пусть даже и не очень богатые, воспоминания: я счастлива, что судьба и мне предоставила однажды возможность общения с ним…

 

Одним из недавних изданий, посвященных этому оставившему глубокий след в музыкальной культуре Азербайджана композитору, стала книга известного музыковеда Аиды Тагизаде. Хотя выпущена она главным образом в качестве учебного пособия для профессиональных музыкантов и студентов, однако не меньший интерес представляет и для более широкой читательской аудитории - именно эту цель и преследовал автор, не в первый раз обращавшийся к жизненному пути и творчеству Джевдета Гаджиева, с чьим именем связана история становления и развития такого важного в музыкальной культуре Азербайджана жанра, как симфония. Жанра, располагающего, по мнению музыковеда, к обобщению существенных явлений жизни и потому ставшего «главной магистралью в творчестве Джевдета Гаджиева, чью музыку характеризует ярко выраженная интеллектуальная направленность мышления, строгий отбор средств»...

 

Требовательным к себе творцом, истинным художником, каждое новое произведение которого становилось событием в культурной жизни республики, предстает композитор перед нами. Создатель книги подчеркивает характерные музыке мастера оптимизм, гуманизм, героическое начало, которые он черпал как в недрах народного искусства, продолжая традиции основоположника профессиональной музыки в Азербайджане Узеира Гаджибейли, так и в активном использовании в своем творчестве практического опыта мировой музыкальной культуры.

 

С удовольствием и гордостью перечитываю также приведенные в изданной еще раньше, в 2013 году, ученицей композитора Адилей Юсифовой Хронике его жизни добрые слова великих музыкантов, адресованные в разное время нашему, несомненно, наделенному даром свыше соотечественнику:

 

«Джевдет Гаджиев является очень талантливым композитором, профессионально сильным и культурным… Самобытно дарование Джевдета Гаджиева, симфониста по всему складу своего мышления, художника, тяготеющего к большим темам, философским размышлениям…» - это Дмитрий Шостакович, назвавший нашего соотечественника своим творческим наследником.

 

«Своеобразное дарование композитора Джевдета Гаджиева… говорит о том, что автор обладает хорошим знанием техники, стремится к оригинальным средствам музыкального выражения…» - а это Рейнгольд Глиэр.

 

Как «умного, интеллигентного музыканта, в произведениях которого традиции классической и современной музыки органически сочетаются с истоками народной музыки, в частности с мудрым искусством мугама», охарактеризовал яркого представителя музыкальной культуры нашей страны грузинский композитор Андрей Баланчивадзе…

 

В публикациях, посвященных талантливому сыну азербайджанского народа, признанному художником глубокой поэтической мысли, подчеркивается его умение творчески использовать старинные музыкальные традиции своего народа, элементы азербайджанских народных ладов для выражения образов, рожденных действительностью…

 

Яркую индивидуальность творческого облика этого замечательного композитора подчеркивают также его друзья, единомышленники и коллеги - соотечественники.

 

«Композитором, не знающим компромиссов и уступок в творчестве» считал Джевдета Гаджиева Гара Гараев, который очень ценил их дружбу, называя ее одной из не многих отпущенных ему судьбой радостей.

 

Очень гордился своим коллегой и другом Фикрет Амиров, охарактеризовавший его как большого художника эпического склада, художника, степень дарования и широта творческих поисков которого определяется его глубокой индивидуальностью…

 

Завершает этот очень интересный сборник музыкальное приношение «Ithaf», которое составитель Хроники - Адиля Юсифова называет долгом памяти Джевдету Гаджиеву, ее незабвенному Учителю, большому музыканту, человеку огромного сердца…

 

Не могу не сказать и о том, какое почтение и восхищение испытывали к этому большому музыканту и представители последующих поколений, многие из которых с гордостью называют себя его учениками. Помнится, какие теплые, идущие из глубин души слова произнесли на церемонии прощания с ним Ариф Меликов, Васиф Адыгезалов, Хайям Мирзазаде, Акшин Ализаде и другие: ведь в самом деле Джевдет Гаджиев был последним из той плеяды азербайджанских композиторов, которые составляли основу нашей национальной культуры. Последним из могикан…

 

Джевдета Гаджиева по праву называют композитором-новатором, привнесшим свежее дыхание в азербайджанскую музыку. Подтверждением тому служат все его оставленные нам в наследие произведения - восемь симфоний, три симфонические поэмы, опера «Вэтэн», созданная совместно с единомышленником и другом Гара Гараевым, Оратория, Баллада для фортепиано, соната, струнные квартеты, сольные и хоровые песни.

 

А ведь совсем не простым был путь, пройденный Джевдетом Исмаил оглу Гаджиевым по жизни.

 

Родился он в Шеки (в то время - город Нуха) в семье ремесленника, позже переехавшего в Баку. С раннего детства проявлявшего интерес к музыке Джевдета решили определить на учебу к известному педагогу по скрипке С.Бретаницкому. Почему именно скрипка? Тут, пожалуй, можно согласиться с Лейлой Абдуллаевой, автором опубликованной несколько лет назад в журнале «YOL» и посвященной Джевдету Гаджиеву и спутнице его жизни, блистательной танцовщице Амине Дильбази, статьи, - она весьма убедительно объясняет этот факт «установкой на европейские ценности», утвердившейся в то время, и не без влияния на процесс встречи Востока и Запада Узеира Гаджибейли, много сделавшего для того, «чтобы в цепи национальное - европейское обе составляющие имели равные права».

В 1935 году восемнадцатилетний Джевдет поступил на теоретико-композиторский факультет Бакинской консерватории, стал студентом класса профессора Рудольфа, ученика известного в мире русского музыканта С.Танеева, у которого проходили обучение также Гара Гараев и Тофик Гулиев. В те же 30-е Джевдет Гаджиев после публикации двух симфонических поэм, получивших высокую оценку, был принят в Союз композиторов СССР. Этому знаменательному в жизни молодого музыканта - а было ему в то время всего лишь 20 лет - событию не помешало и то, что за два года до него он совершил, можно сказать, гражданский подвиг, смело и громко выступив в защиту обвиненного в формализме Шостаковича, назвав его сочинение «Леди Макбет Мценского уезда» уникальным явлением эпохи.

 

Рассказывают, что только огромный талант молодого композитора, получивший признание и высочайшую оценку Узеира Гаджибейли, спасли Гаджиева от высшего гнева. Джевдет завершил учебу в Баку, продолжил ее в Москве. И только после Великой Отечественной войны попал и успешно окончил класс Шостаковича.

 

Надо сказать, что всемирно известный музыкант высоко ценил своего ученика, радовался его успехам. Забегая вперед, скажу, что его Четвертую симфонию считал лучшей в нашей большой тогда стране симфонией - ею когда-то открывался в Москве очередной съезд композиторов СССР, и оркестром Московской государственной филармонии управлял народный артист Советского Союза маэстро Ниязи.

 

Тут, думаю, уместно вспомнить и о том, что в честь Дмитрия Шостаковича Джевдет Гаджиев написал свою Третью симфонию, назвав ее «Памяти учителя». Правда, в первый и единственный раз она была исполнена в 1947 году, после чего ее сняли из репертуара, обвинив автора в формализме. Однако это воспевающее духовную красоту человека, его гуманизм талантливое произведение все-таки прозвучало десять лет назад в концерте, посвященном 90-летию нашего соотечественника, став фактически его второй премьерой. И управлял оркестром сын автора сочинения Исмаил Гаджиев.

 

Все созданное Джевдетом Гаджиевым за его жизнь, начиная от его первого значительного произведения - «Азербайджанской сюиты» - и чуть позже оперы «Вэтэн», рожденной, как уже отмечалось, в соавторстве с Гара Гараевым, за которую они были удостоены Государственной премии СССР, и кончая последней, Восьмой симфонией «Его избрало время», посвященной общенациональному лидеру Гейдару Алиеву, буквально пронизано высокой гражданственностью и всегда отвечало событиям дня. Достаточно вспомнить его Пятую, написанную в 70-х годах, симфонию «Человек. Земля. Космос», которую известный музыковед Н.Дмитриев назвал новым словом не только в азербайджанском, но и в мировом симфоническом искусстве, его последующие, связанные с карабахской трагедией симфонии. Возможно, как пишут искусствоведы, они и не столь часто звучат с концертной сцены, как, к примеру, Баллада композитора, ставшая одним из популярных опусов, исполняемых пианистами, но они являют собой яркое свидетельство того, что Джевдету Гаджиеву, способному искренне, с воодушевлением откликаться на все происходящее в жизни, присущи такие замечательные качества, как вера и надежда.

 

Значительный отрезок времени - с 1957 по 1969 год - Джевдет Гаджиев, снискавший славу одного из авторитетных музыкантов, глубоко заинтересованного в судьбах родного искусства, бескомпромиссного в вопросах творчества, человека широкой эрудиции, серьезного и требовательного к себе и к другим, был ректором Азербайджанской государственной консерватории имени Узаджибейли. Это был период ряда новшеств, осуществляемых ректором в тесном сотрудничестве со старейшими преподавателями этого учебного заведения. Период, когда на самые ответственные участки стали смело выдвигаться молодые преподавательские силы.

 

Ректор выступил инициатором возобновления работы кафедры азербайджанской народной музыки, открытия кафедры камерного ансамбля, создания органного класса, для чего были приглашены специалисты из Германии. Именно при Джевдете Гаджиеве, которого активно поддерживали все видные представители музыкальной культуры республики, в Азербайджане начала свою деятельность Национальная консерватория.

 

Активизировалась и исполнительская жизнь. И возглавлял этот процесс ректор Джевдет Гаджиев, с огромной заинтересованностью и знанием дела участвовавший в организации в 60-е годы прошлого столетия трех закавказских конкурсов, выдвинувших целый ряд талантливых исполнителей…

 

За Джевдетом Гаджиевым прочно утвердилась слава замечательного педагога - с 1963 года он был профессором кафедры композиции, на которой продолжал самозабвенно работать и после ухода с поста ректора. Его ученики с благоговением говорили и говорят поныне о своем Учителе. Да, он был строг и требователен, но всегда справедлив, тактичен и доброжелателен. О нем никогда и никто не говорил плохо. Он сумел взрастить таких музыкантов, как известные нам Н.Аливердибеков, Ф.Гулиева, Н.Мамедов, А.Ализаде, Р.Миришли и многие-многие другие, завоевавшие широкое признание. Учеников в их Учителе, которого они всегда воспринимали как Человека с большой буквы, привлекали не только его разносторонность и глубина мышления, но и интерес ко всему новому в мировой музыкальной культуре.

 

Однако ни руководство консерваторией, ни преподавательская деятельность не мешали, а напротив, словно воодушевляли Джевдета Гаджиева, вдохновляя его на творчество. Он продолжал писать музыку, обогащая мировую культуру новыми сочинениями, которые вошли в ее золотой фонд, вписывая все более яркие страницы в сокровищницу музыкального искусства.

 

Заслуги этого выдающегося деятеля искусства, конечно же, всегда получали высокую оценку родины. У него было много наград, почетных званий. Но особо гордился он тем, что стал кавалером ордена «Шохрат» независимого Азербайджана, ордена, который вручал ему сам Гейдар Алиев.

 

Джевдет муаллим был очень скромным и, по-моему, очень доступным для всех, кто хотел встретиться с ним, человеком. Довелось убедиться в этом и мне.

 

Помню, готовя для союзной газеты «Известия», в которой мне посчастливилось работать в 60-70-е годы прошлого столетия, статью о музыкальном образовании детей я, по настоятельному совету друзей, тогда еще молодых музыкантов, решила поговорить на эту тему с ректором консерватории, которым в то время был Джевдет Гаджиев. Я, конечно, знала, что он - талантливый представитель современной композиторской школы, является любимым учеником Шостаковича и верным последователем традиций великого Узеир бека, а еще, что он - великолепный педагог. О лучшем собеседнике я, пожалуй, и не мечтала.

 

…На мой вопрос, стоит ли учить музыке ребенка, если у него не особо выдающиеся способности, Джевдет муаллим ответил однозначно: конечно, стоит. Обязательно по возможности следует делать это. Музыка ведь еще и характер человека формирует, не говоря уже о том, что обогащает его внутренний мир, делает его образованнее. А чтобы непременно убедить меня, автора будущей статьи на эту важную, с его точки зрения, тему, он подчеркнул и то, что ведь музыкальная одаренность ребенка выявляется совсем не сразу, и вспомнил в качестве примера о том, что великий Верди в свое время не был поначалу принят в музыкальное учебное заведение по причине…отсутствия способностей…

 

В день моей первой встречи с этим большим композитором и великодушным человеком он раскрылся для меня еще и с какой-то очень человеческой стороны. И я безмерно рада, что моя журналистская профессия подарила мне такую возможность.

 

Много позже мне довелось познакомиться со всеми членами его большой и талантливой семьи. Рада, что успела лично узнать ее главную хозяйку - выдающуюся танцовщицу Амину Дильбази, его сыновей Исмаила и Микаила, прекрасных музыкантов, много делающих для пропаганды родной азербайджанской музыки в мире, его достойных имени родителей дочерей - Нармин и Парвин

 

…Стремительно летят годы… Вот уже почти пятнадцать лет нет с нами Джевдета Гаджиева. Но всякий раз, слушая созданную его могучим, недюжинным талантом музыку, я думаю, какое же это великое счастье, что 100 лет назад он пришел в этот мир, что, живя в нем, приносил людям несказанную радость, а покинув его, оставил им в наследство свои не похожие ни на чьи другие изумительные творения!

 

Эльмира АЛИЕВА,

заслуженный журналист Азербайджана

Каспiй.-2016.- 16 июля.- С.14-15.