Неугасимый свет братства

 

Вечно живое творчество Мовлана Джалаладдина Мухаммеда Руми

 

НАСЛЕДИЕ

 

В милости, милосердии будь как солнце ты!

В простоте и скромности будь как земля ты!

В добронравии, добродетели будь как море ты!

В гневе, ярости будь как покойник ты!

В сокрытии пороков других будь как ночь ты!

Иль будь таким, каким представляешься ты!

Иль кажись таким, каким являешься ты!

 

Представитель восточно-исламского Ренессанса, мощью света своего гуманистического идеала озаривший мрак церковно-схоластического средневековья Запада, Мухаммед Джалаладдин уже в 15 лет благодаря глубоким познаниям, широкой образованности и таланту был удостоен почетного тахаллуса (псевдоним) Мовлана.

 

От отца, Бахатдина Веледа, «султана ученых» - «Султан-ул-Улема», и матери - Момине Хатун, наследницы славного рода Хорезмшахов и дочери Рукнеддина, эмира Балха - Мовлана Джалаладдин унаследовал неподкупный свободный дух, непокорное сердце, несгибаемую волю, неисчерпаемую, всепобеждающую любовь к человеческой личности.

 

Переехав с семьей отца по приглашению сельджукского султана Алаэддина Кейкубада I в 1228 году в Анатолию, в город Конья, 25-летний Мухаммед Джалаладдин продолжает совершенствоваться в науках под руководством отца, вокруг научно-философского общества которого собрались известный государственный деятель, воин и поэт Сейид Бурханеддин, сельджукский правитель, великий ученый и мыслитель Шамс Тебризи, а также сотни мюридов, братьев по убеждению. Великий мыслитель прожил в Конье - замечательном уголке Анатолии - 45 лет, справедливо получил псевдоним-геоним «Руми», но он перешагнул далеко за пределы «Дияри-Рума» - Анатолии, преодолел 800-летнюю историческую даль времен, стал не только нашим современником, но и грядущих поколений, гениальным поэтом, мыслителем, мастером-устадом по всем видам искусства, великим учителем.

 

Школа Устада Джалаладдина Руми активно пропагандировала общечеловеческие гуманистические идеи. Философская, этико-эстетическая мысль Мовланы не знала географических, расовых, национальных, религиозных ограничений. Школа Мовланы рассматривала каждую личность, каждого индивида украшением человечества, его органической составной частью, идеальным существом. В связи с этим изучение литературы, музыки, пластики, танца, изобразительного и прикладного искусства, архитектуры, каллиграфии входило в ее программу как обязательные дисциплины. Все это способствовало достижению абсолютного совершенства человеческой личности, достойной возвышенной, божественной любви. Не случайно, что последний день жизни человека, достигшего высшего совершенства и вознесшегося до абсолютной божественной любви - день его кончины - Мовлана называет днем воссоединения с Богом, с величественной любовью - «Шаби Арус» («Ночь невесты»).

 

Ежегодно 17 декабря город Конья и вся Турция принимает гостей из разных стран, разных уголков земного шара, представителей разных религиозных конфессий, собравшихся на неугасимый свет братства, зажженный гением Мовланы. Этот день является днем вознесения Мовланы в вечность в 1273 году. Как мудро предвидел он будущее, говоря такие пророческие слова: «...После смерти не ищите наши могилы на земле! Наши могилы в сердцах мудрецов!».

 

В «Шаби Арус» учителя, 800 лет назад призывающего человечество к любви, дружбе, братству, толерантности, на его свет, в его дом, в его «Даргях спасения» собираются люди доброй воли в поисках мира, радости, братского единения для сопротивления молоху войны, ненависти, зависти, эгоизма, бездуховности. Великий учитель, открывая настежь двери своего даргяха всем страждущим, уже восемь столетий учит нас человечности:

 

Приди, приди, еще раз приди!

Кто бы ни был, приди.

Кем бы ни был, гяуром, или

Огнепоклонником, буддистом,

Хоть сто раз покаявшимся, или

Сто раз раскаявшимся,

Врата надежды обитель эта,

Каков ты есть, таким и ты приди!

Приди! Приди! Приди!        

 

Обыкновенную земную любовь, человеческую страсть Мовлана обогатил божественной беспорочной любовью ко всему человечеству, к красоте, созидательному труду и благодаря гармонии этих составляющих добился рождения нового, совершенного мира, в центре которого венец мироздания - Человек. Философско-этические, эстетические взгляды Мовланы оставили глубокий след не только в литературе Востока, но и в словесном искусстве всего мира. Его «Месневи», состоящие из 25 618 бейтов-двустиший (51 236 строк), в образной форме, в жанре поэтических рассказов наглядно и доходчиво доводят до читателя сложные, глубокие философские истины. Само по себе «Месневи» увековечили имя Мовлана в мировой поэзии. Но великий устад подарил человечеству такие бессмертные творения, как «Дивани Кебир», «Фихи Ма Фих», «Письма», «Меджалиси Себа».

 

Мудрость, чувства, философия Мовланы нашли свое отражение не только в его словесном искусстве, но и в музыкальном, танцевальном, изобразительном творениях. Кусочек тростника, превратившийся в свирель, своим раздирающим душу стоном оглашает людям горечь разлуки, жажду свидания, любовь Меджнуна. Эта музыка, прекрасная мелодия, исполнение - плод гения Мовланы.

 

«Сяма» - синтез традиций пластики танца народного искусства и философии Мовланы - вращение по часовой стрелке вокруг оси по направлению ввысь, в небесную бесконечность означает возвышение к Всевышнему, к Абсолюту. Под руководством мюршида мюриды, перекрестившие на груди руки, в почтении склонившие свои головы, начинают движение плечом к плечу, в кружении раскрывая руки и воодушевляясь, возвышаются, возносятся до высшей, идеальной вершины. Каждое движение мюридов полно символов, носящих глубокое философское значение. Головы, склоненные к груди, символизируют не покорность и послушание, а уважение и преклонение перед старшими, друзьями, братством, а движение плечом к плечу - объединение в неразрывное целое, поддержка друг друга, укрепление братства. Отвод рук в сторону во время танца-вращения означает объятие Вселенной, открытость и готовность к общению, помощи. Обращение ладони правой руки к небу, а левой - к земле, также носит глубокое, символическое значение. Правая рука, обращенная ввысь, символизирует дух, божественные чувства, чистоту помыслов, веру, достижение жизненных благ, а левая, обращенная к земле, означает связь с жизнью, материальным миром, земным существованием, выражает стремление поделиться с людьми всем достигнутым. Связь земли с небом, гармония духа и материи, единение ума и сердца - лейтмотив философии Мовланы - находит свое подтверждение и претворение в жизнь посредством этого танца. Богатейшая библиотека Мовланы, широко эрудированного ученого и мыслителя, содержащая книги, манускрипты, рукописи самого разного профиля, сыграла большую роль в развитии и расцвете различных видов искусства: каллиграфия, инкрустация, миниатюра, живопись, орнамент.

 

Особый, совершенный образ жизни мевлевизма требовал особой организации творческой среды, быта, обстановки и оказал на архитектуру существенное влияние. Многие бытовые стороны жизни, которыми страны Европы овладели в более поздние эпохи, еще в XIII веке удовлетворяли ежедневные потребности людей в комплексе-кюллийе Мовланы. Образ жизни, специальные обряды и особые традиции его даргяха живут и сегодня. Этот кюллийе, являющийся центром науки, культуры и просвещения, объединяет в себе школу, медресе, даргях, библиотеку, больницу (шафа эви), баню, гостиницу, жилище (худжре) мюридов и многих других построек разного назначения. Все это стало новым словом, шагом вперед в градостроительстве, в искусстве архитектуры и зодчества не только XIII века, но и в последующие времена. В особом, специфическом оформлении интерьера, внутренних структур, разных по назначению помещений также проявилось новаторское начало, одухотворенность в прикладном искусстве того времени.

 

Сегодня, бесспорно, комплекс-кюллийе Мовланы является мощным экономическим центром города Конья. Но несомненно, что комплекс Мовланы здесь является мощным храмом нравственного очищения, совершенствования человека вообще, невзирая ни на расовую, ни на религиозную и геополитическую принадлежность.

 

Малахат КАЛАНТАРЛЫ

Каспiй.-2016.- 4 июня.- С.19.