Эксцентрическая комедия для Риты Амирбековой

 

РДТ празднует юбилей заслуженной артистки Азербайджана

 

ПРЕМЬЕРА

 

В Русском драматическом театре в честь юбилея заслуженной артистки Азербайджана состоялся премьерный показ спектакля «Семейка Блисс» по пьесе английского драматурга Ноэля Кауарда «Сенная лихорадка».

 

Давно уже, очень давно не смеялась в театре, как в тот вечер, а еще долго потом старалась понять: почему? То ли театр вообще на огромном пространстве замкнулся в репертуарном круге общеизвестного, где зрителей приглашают напрячь глубокомыслие и самим в очередной раз достойно дойти до вечных истин… Ну когда, следуя бытописаниям классиков и современников, положено разбираться, какой нравственный посыл несет драматургия той или иной постановки, с чем вышли на сцену актеры, чтобы зрители напряженно ждали хоть какую-нибудь реплику, над которой уместно хихикнуть, раз уж пришел в зрительный зал…

 

А может, дело в угощающей нас раскрученными именами ныне активной, торопливой и вездесущей антрепризе, изрядно попортившей вкус? И в том еще, что в поле нашего зрения ситуация с комедийными пьесами, эксплуатирующими человеческие слабости и пошлость, приглашая залы смеяться над собственными пороками и недостатками, и в самом деле аховая?

 

А тут… Традиция устраивать на публике праздники своим корифеям в связи с круглыми датами в РДТ сложилась давно, а бенефисные спектакли, встречи, капустники неизменно проходят здесь ярко, достойно, запоминаясь как вехи театральной жизни, хотя, что греха таить, находить драматургический материал для таких случаев все труднее. Выходит, сегодняшний успех бенефисного для Риты Амирбековой спектакля определила удачная пьеса, написанная в Англии в 1925 году, а в России прозвучавшая со сцены в 2004-м? Увы… Разве что отчасти. Хотя бы потому, что сюжет этой комедии вовсе не из тех, что интригуют и, увлекая к кульминации, приводят к восхищающей развязке. Но и этого нет - даже наоборот!

 

Если на бумаге, то это Англия. 1925 год. Живущая в пригороде Лондона в своем поместье Кокхэм и совершенно обособленном собственном мире семейная пара - имеющие дочь Сорель (артистка Натаван Гаджиева) и сына Саймона (Олег Амирбеков) то ли незаурядный драматург, то ли чванливый графоман Дэвид (народный артист Азербайджана Фуад Поладов) и его супруга - блистательная актриса Джудит Блисс (Рита Амирбекова) периодически в угоду своеобразной богемности приглашают в особняк любопытных поклонников. Из тех, кому хочется заглянуть в замочную скважину чужой жизни, чтобы потом долго судачить об увиденном, заполняя время себе подобных пустобрехов пустопорожней «светской» болтовней о том, кто, что и как.

 

Данная конкретная постановка о том, как на один из уик-эндов каждый член семейства, не сговариваясь с домочадцами, пригласил своего гостя в апартаменты, уже обещанные ими другим, и какие за этим последовали лишенные смысла споры и диалоги, также импровизации игр гостей с хозяевами. Мало понятные даже участникам.

 

А если на сцене? …Заморочив зрителей в том, кто в этом спектакле есть кто, запутав нас в том, кто, как и с кем предпочитает отдыхать и общаться, драматург сделал все, чтобы публику перестала интересовать сюжетная линия, оставив в сухом остатке единственно важное. И это, конечно же, режиссерское решение. Мастерски примерив всю ситуацию на нас сегодняшних, народный артист Азербайджана, главный режиссер РДТ Александр Шаровский привел занятый в спектакле ансамбль солистов к тому, что в ответ на их работу из зрительного зала на сцену своеобразным бумерангом устремляется несмолкаемый хохот. Та более чем адекватная реакция благодарных поклонников театра на отношение к их запросам, на уважение к ним. Умеющим почувствовать и восхититься невозмутимым английским юмором (в переводе Дины Додиной), в разных тональностях сценического диалога распознать характеры персонажей, все-таки вызывающих эмоции и провоцирующих в той или иной мере на глубокомысленные идеи-выводы.

 

В том числе и на то, как все это тактично и по-театральному талантливо сделано там, где есть не просто причина, желание и возможность «оторваться по полной». Где есть бенефис коллеги - не скрывающей, что ей… шестьдесят - вот рядом на сцене в роли одного из главных героев и сын Олег, которому тридцать и у которого уже двое детей… Как и партнеры по сцене, смело занявшие не пустяшные места в спектакле, в ходе которого зрители смеются, практически не зная чему. Интуитивно понимая, что, как сказал великий Гоголь, с особенно большим энтузиазмом… мы хохочем над собой. Не случайно же и в нашу повседневность с полвека назад вошла строка из модной песни о том, что счастливчиками называют тех, кто может первым посмеяться… над собой. Это когда высоко чувство юмора и прямо-таки высший пилотаж для режиссера и участников сценической комедии. Увидевших в английской пьесе наших - взахлеб обсуждающими ближайших соседей, сослуживцев, родственников, представителей шоу-бизнеса и даже вчера еще близких друзей. Особенно «вдруг» удостоившихся высоких похвал, признания или успеха. Жалуют же у нас глубокомысленные пересуды в длительных посиделках или на ходу на абшеронских дачах и в хрущевках, по телефону или с глазу на глаз в офисах, где еще не успели поставить во главу удачливости такое «ограничение», как дисциплина, - чем не актуальный для сегодняшнего театра материал…

 

Сказал же мне однажды Александр Яковлевич, что театр - не просто зеркало общества, а наставленное на него увеличительное стекло! И многое становится понятным в том, почему публике так нравится подобный стиль постановок и их - с позволения сказать - содержание. И почему ключевым в этой истории уверенно называю режиссерское решение Александра Яковлевича…

 

Героине юбилейного торжества на сей раз, как часто бывает при бенефисах, выпало играть актрису. Героиню, будто специально выписанную драматургом в традициях жанра познавшей успех капризной дамой, какой трудно расстаться со статусом избалованной звезды и какая в обмен на особое почитание со стороны домочадцев злоупотребляет теперь уже мнимой, эфемерной властью.

 

Да вот незадача: талантливая и успешная артистка Рита Амирбекова - человек камерного темперамента. Та, кого прославили роли женственных и даже жертвенных героинь, а на значимые поступки воодушевила внутренняя сила, что совсем иной стиль прочтения данной партитуры. И если проект состоялся, значит, спасибо режиссеру. Как минимум за то, что из «полномочий» он оставляет Джудит Блисс единственную заботу - по-хозяйски занять приехавших в поместье на выходные, в общем-то, случайных гостей. По идее, счастливых возможностью испытать внимание членов такой (!) светской тусовки - то-то будет поводов для сплетен и хвастовства у них. И - если органично покажет пару-другую коронных номеров из прошлого репертуара - у нее тоже. Оправдывало же имидж и в самом деле успешной актрисы ее звездное амплуа в той, театральной жизни…

 

За два часа развлекающего гостей «домашнего представления» Рита Амирбекова в лице Джудит Блисс вполне ненавязчиво, в положении центральной в юбилейном спектакле фигуры, не педалируя собственное присутствие, успевает, стремительно меняя трагические и лирические маски, устраивая мизансцены, одна эффектнее другой, где грань между реальностью и творческой фантазией иногда не видна, побывать обманутой любовницей, брошенной женой и неотразимой невестой дипломата, друга ее дочери. Невозмутимо уверенная в том, что публика в этом месте засмеется, она демонстрирует мягкую пластику и невероятную психологическую гибкость. А еще - способность ненавязчиво, но железно подчинять своей воле тех, кого сама зачисляет в поклонники. То есть очаровательной леди, раскованной цыганки, удивительно милой японочки и в других «героических» ипостасях. Невероятно обаятельная в молодящих паричках и роскошных нарядах от Ольги Аббасовой.

 

Магия героини и магия театра здесь настолько искренни, что, поздравляя актрису с успехом, не раздумывая называю новую роль лучшей в ее творческой биографии… Вроде как бы забыв, что, по идее, лучшая роль у каждого актера всегда впереди. И что прежние работы Риты Амирбековой, как говорится, не лыком шиты.

 

Помню состояние заполнившей зал публики, когда ее Бланш Дебуа - героиня поставленного Ираной Тагизаде в РДТ спектакля «Трамвай «Желание» по пьесе выдающегося американского драматурга Теннесси Уильямса произносит последнюю фразу: «Я всегда зависела от доброты первого встречного». Зала, где зрители, затаив дыхание, ощущают весь драматизм происходящего. Понимают, что чаще всего именно в театре и именно эмоциональный накал актрисы и актера вслед за откровениями драматургов и режиссеров доводят общество до умения сопереживать и с открытым сердцем с большой пользой для мира лицезреть перевоплощение самых талантливых и целеустремленных. Исподволь помогающих всем нам как бы со стороны смотреть на себя и окружающих.

 

Как рассказала сама актриса, до Бланш Дебуа у нее случилась постановка «Три жизни Айседоры Дункан».

 

- Айседора Дункан, которую вы подготовили для показа на Первом республиканском фестивале моноспектаклей...

 

- Да, благодаря которой я стала лауреатом этого фестиваля.

 

Придуманный и выстроенный режиссером З.Гусейновой спектакль погружал ее в особую атмосферу: открывался занавес, и словно божественная сила подхватывала и уносила меня в неведомое доселе состояние парения. Пустая сцена, я в черном купальнике и черной летящей юбочке. Два шарфа и танцы, танцы... На гастролях в Тбилиси зрители, пришедшие после спектакля выразить мне свое восхищение, удивлялись, узнав, что у меня нет хореографического образования...

 

А я еще о поставленном А.Шаровским прежде спектакле «Звезда, любовь и шампанское» по пьесе Эльчина «Убийца», где Рите Амиобековой довелось сыграть сложный характер, где актрисе приходится подводить публику к раздумьям о том, что, что остается «за кадром» сценического пространства, но есть в груди каждого из нас. Потому что в жизни каждого была или есть учительница, которой приходится прожить в статусе эрудированного, щедрого на отдачу бессребреника с одними только обязанностями, на женскую суть которого общество накладывает множество ограничений и непосильных тяжестей.

 

Актрисе надо было в самом деле совершить творческий подвиг, чтобы как никто другой в этом театре воплотить на сцене чувства тонкой, неординарной женщины, одолеваемой накопившимися отрицательными эмоциями, приводящими ее к психологическому срыву. Амирбекова сделала это так, что никакой рассказ не передаст накал той драмы. Такое надо смотреть сердцем, а увидев, запомнить на всю жизнь как потрясение. Потрясение театром.

 

Специального интервью мы с заслуженной артисткой Азербайджана Ритой Амирбековой в честь нынешнего юбилея не устраивали, хотя вспомнили, как она шла к нынешнему статусу... И как ощущала себя в разных ипостасях - студентки, начинающей актрисы, мастера - на выбор: о метких замечаниях наставников, о важных лишь для себя самой находках, озарениях, иногда - об огорчениях, но более всего - о пути к мастерству. А еще - торопливого перечисления спектаклей и сыгранных в них ролей. Из тех, что запомнились естественностью, искренностью и доверительностью.

 

- Я поспешила с «высшим баллом» за роль Джудит Блисс, забыв о серьезных ваших победах? - спрашиваю актрису.

 

- Сегодня и мне эта роль милее остальных. Потому что в памяти живы детали каждодневной кропотливой работы, поиска, коллективных находок… Пройдет время, и наверняка по-иному буду воспринимать даже сегодняшний успех. Сейчас живо все, что связано с ансамблем, - в нашем деле, знаете, многое решает. Фуад Поладов, сложившийся дуэт Натаван Гаджиевой и Олега, Эльмира Рагимова, Милана Соколенко, Тима Рагимов, Максуд Мамедов…

 

- А Медина Моллаева!

 

- Это особый разговор. Из эпизодической роли служанки-костюмерши Клары в несколько реплик Шаровский сотворил для актрисы шедевр, от которого балдеет публика.

 

- Большой удачей видится музыкальное оформление спектакля. Владимир Неверов - наше чудо.

 

- Кто бы возразил!

 

- Ну а вы…

 

- Для меня, как всегда, особенно интересной и комфортной получилась работа с Александром Яковлевичем. Актер-режиссер, он прекрасно понимает актерскую природу и умеет донести основную мысль своего решения, в рамках которой актер движется сам. Помню, в драме «Убийца» он предложил мне сыграть трансформацию характера героини, образно говоря, показать, как из гусеницы рождается бабочка.

 

- И вы поняли, что это значит?

 

- Конечно! Мне предстояло прожить эту непростую жизнь на сцене в подробностях, которые обычно приходят на ум, когда готовишь роль, находишься наедине с собой.

 

- Как и с Джудит Блисс

 

- А вот здесь все было иначе. Мне очень хотелось придумывать нечто новое, а Александр Яковлевич так технично и творчески все… отвергал, предлагая нечто другое. Как оказалось более удачное по всем параметрам. Шаровский вычищал мои штампы и дорожил тем, что во мне личного, естественного.

 

- Естественность… Что может быть ценнее…

 

Да, надо бы спросить и о сыне:

 

- Олег ведь уже несколько лет работает в РДТ, сыграл много сложных ролей… Это обговаривалось в семье?

 

- На этот вопрос отвечу стихами: «...Хотела медом, а вспоила ядом...».

 

- Он пошел по вашим стопам...

 

- Именно это и хочу констатировать. Олег окончил режиссерский факультет нашего института. Работает на телевидении и у нас в РДТ актером. Окончив первый курс института, сыграл главную роль в сказке «Кот Леопольд», поставленной в РДТ Борисом Лукинским. Мысль встретиться с ним на сцене казалась несбыточной, но это произошло: когда за плечами у Олега был один Леопольд, мы встретились в поставленном А.Шаровским спектакле «Эти свободные бабочки», чтобы сыграть сына и маму. Оказалось, это уютно. Как и в жизни. В спектакле «Братья Карамазовы» Ирана Тагизаде доверила Олегу сложную роль Алексея - это школа. В свой спектакль «Сон в летнюю ночь» по У.Шекспиру пригласил его режиссер Сакаев.

 

И вот, возвращаясь к премьере, задаю себе вопрос об оставшемся после нее послевкусии. Хорошее, конечно. От талантливой игры героини и актерского ансамбля, от замечательного режиссерского решения. И от того, что с ярким юмором многое рассказано о нас. При том, что нет лучшего материала для бенефиса и нашей актрисы, чем пьеса о бывшей примадонне, показывающей в спектакле отрывки из прежнего репертуара, проживая свои молодые годы с помощью накопившегося опыта и диапазона.

 

В лице героини «Семейки Блисс» Джудит Блисс Рита Амирбекова получила роскошную возможность прожить на сцене если и не собственную творческую историю, то сыграть новые роли, какие прежде ей делать не доводилось. А что может быть большим подарком в юбилейный год лицедею, для которого новые роли, новые сладкие муки и встречи с новыми зрителями и есть образ жизни, образ счастья.

 

С юбилеем вас, Рита. И новых творческих успехов!

 

Галина МИКЕЛАДЗЕ

Каспiй.-2016.- 18 июня.- С.16-17.