Многоликая скрипка

 

Анар Юсифов: Мечтаю познакомить бакинскую публику со своим новым проектом

 

СОБЕСЕДНИК

 

Он родился в Баку, но вот уже более 20 лет живет в России. Его творчество отличается своеобразием и оригинальностью. Он умело синтезирует произведения классики с элементами джаза, поп и других музыкальных направлений. Он автор двух проектов - «Золотая скрипка» и «Времена года - времена джаза», с которыми успешно гастролирует по городам России и зарубежья. Сегодня в гостях у газеты «Каспiй» - скрипач-виртуоз Анар Юсифов.

 

- Скрипка увлекла вас в раннем детстве. Вы уже тогда представляли себя профессиональным музыкантом?

 

- В раннем детстве скрипка больше увлекала мою маму, чем меня. Ей очень нравилось звучание этого инструмента. И когда я жил в Баку, по телевизору часто звучала музыка известного азербайджанского скрипача Натика Нуриева. Мама была без ума от его творчества и очень хотела, чтобы я поступил в музыкальную школу по классу скрипки. Я не был против. Меня отвели в музыкальную школу, я сдал вступительные экзамены. К тому времени неплохо пел, у меня было хорошо развито чувство ритма, и я легко поступил в музыкальную школу. И уже спустя три года стал подавать серьезные надежды.

 

- Вы сами это поняли или подсказали учителя?

 

- Тогда я многого еще не понимал. Процесс обучения детей достаточно сложный. Обычно они делают то, что им подсказывают родители или учителя. В более осознанном возрасте, лет в 13-14, я стал понимать, насколько увлекает этот инструмент. А до того я, как и все дети, разучивал этюды, гаммы, пьесы. Мне нравилось ходить по улицам со скрипкой, выделяться среди сверстников. Но осознание пришло уже в подростковом возрасте. Меня перевели в детскую музыкальную школу имени Бюль-Бюля где я получил профессиональное музыкальное образование. Занятия были многочасовые, трудные. Школа Бюль-Бюля - профильная, воспитывает профессиональных музыкантов. Я влюбился в скрипку. Мой преподаватель - знаменитый скрипач, народный артист, ныне покойный Азад Гамзаевич Алиев - привил мне любовь не только к инструменту, но и к музыке, что очень важно.

 

- Ваши первые сольные концерты состоялись в годы учебы в музыкальной школе?

 

- В годы учебы у нас не было сольных концертов, но были отчетные - зачеты, экзамены. Мы волновались, переживали. На сцену выносилось все то, чему нас учили в классе. Творчества как такового не было, мы просто обучались игре на скрипке. Нарабатывали тот багаж, который нужен музыканту, когда он по окончании учебы отправляется в свободное плавание. А первые мои самостоятельные выступления состоялись гораздо позже. Никогда не забуду первый республиканский конкурс в Баку, который проходил в филармонии. Насколько не изменяет мне память, это был 1991 год… Мне было 15 лет, я был самым маленьким участником конкурса. Члены жюри оценили мою игру: я оказался в числе шести скрипачей, которые прошли в третий тур. И я был удостоен чести стать дипломантом первого республиканского конкурса после распада СССР.

Это был первый серьезный опыт публичного выступления, который положительно сказался на моем дальнейшем творчестве.

 

- Дальнейшее образование вы продолжили в Ростовской консерватории…

 

- В тот период ситуация не только в Азербайджане, а на всем постсоветском пространстве было непростая. Очень многие преподаватели уезжали из страны. Уехал и мой наставник Азад Алиев. А я всегда мечтал получить музыкальное образование в России, российская скрипичная школа - одна из самых признанных в мире. Она подарила миру плеяду блестящих виртуозов-скрипачей - Давид Ойстрах, Яша Хейфец, Леонид Коган, Владимир Спиваков, Виктор Третьяков. И мне всегда хотелось пройти эту школу.

Судьба распорядилась так, что я познакомился с талантливым музыкантом, педагогом, профессором Ростовской консерватории Соломоном Борисовичем Куцовским. И он дал мне то, что я недополучил в Баку. Это знакомство и предопределило мою дальнейшую судьбу - я переехал в Ростов и продолжил обучение в консерватории. Сейчас живу в Москве. Этот переезд был обусловлен тем, что надо было продвигать свои проекты, а это возможно только в столице.

 

- Бытует мнение, что искусство требует жертв. Чем вам пришлось пожертвовать ради скрипки?

 

- Знаете, если честно, ничем. Я просто занимался и занимаюсь своим любимым делом. Если музыкант, артист хочет поделиться с публикой позитивными эмоциями, подарить им приятные ощущения, это не жертва. Да, конечно, это колоссальный труд, который требует полной самоотдачи. Безусловно, приходилось чем-то поступиться, особенно в детстве, когда хотелось погонять в футбол со сверстниками, а вместо этого я сидел и часами упорно занимался. И сейчас я сознательно иду на определенные жертвы - отдых, сон, развлечения - для получения ощущения счастья после удачно исполненного концерта. Я считаю, что оно того стоит, в этом главная задача музыканта.

 

- Что вдохновило вас на создание собственных проектов - таких как «Золотая скрипка» и «Времена года - времена джаза»?

 

- Что касается моего первого проекта шоу «Золотая скрипка», то особого вдохновения не было. Я просто искал себя, хотел заниматься творчеством. Но это был тот период, когда мне, как и многим другим музыкантам, нужно было зарабатывать деньги. Это было в трудные 90-е, когда музыкантам приходилось играть в ресторанах, чтобы заработать на хлеб. Этим занимался и я. Исполняя изо дня в день один и тот же репертуар, причем зарабатывая хорошие деньги, в один прекрасный день я вдруг понял, что деградирую. Надо было что-то делать, спасать себя как музыканта. И я ушел из ресторана и придумал шоу «Золотая скрипка». Этот проект был с успехом показан почти в 30 городах России. Однако нужно было развиваться дальше. Меня увлекла джазовая музыка, так как она, на мой взгляд, имеет свободу мышления, сиюминутное выражение чувств и эмоций. Я долго думал о том, что же можно сделать в джазовом стиле. На ум пришел цикл «Времена года» Антонио Вивальди. Буквально за год я смог переаранжировать весь этот цикл, собрать коллектив, сделать официальную презентацию в Москве. В России мы оказались первопроходцами в этом жанре. Мы очень старались сохранить авторский текст Антонио Вивальди, деликатно вкрапляя в него элементы джазовой музыки. Презентация проекта «Времена года - времена джаза» состоялась 4 марта прошлого года, в день рождения великого Вивальди. Это не было специально задумано, просто получилось экспромтом. За год мы дали очень много концертов почти во всех ведущих джазовых клубах Москвы и во многих городах России.

Недавно вернулись из Казахстана, где выступали с гастролями в Усть-Каменогорске, в сентябре этого года у нас намечается там же еще несколько концертов. С 13 по 16 марта дадим четыре концерта в Свердловской области. А в самом Екатеринбурге наш концерт, который состоится 15 марта в большом зале филармонии, будет транслироваться онлайн. Для нас это, конечно, большой успех. Всю информацию о предстоящем концерте можно найти на моем официальном сайте anarmusic.ru и на моей станице в Facebook. По бакинскому времени концерт будет транслироваться в 17.30. Хотелось бы, чтобы мои друзья, родные, одноклассники, все, кто меня знает и поддерживает, нашли время насладиться этой музыкой. Я очень надеюсь, что именно за этим концертом последует новый виток развития.

 

- Планируете ли вы приехать с этим проектом в Баку?

 

- Это моя мечта, чтобы бакинская публика увидела проект не только онлайн, но и вживую. Мне бы очень хотелось показать своему коллективу красивейший город, где прошло мое детство, побродить по узким улочкам Ичери шехер, насладиться красотами Бакинского бульвара. Я очень надеюсь, что мечта осуществится в этом году.

 

- На кого рассчитана ваша музыка?

 

- Я часто задавал себе этот вопрос: кто мой слушатель? Те, кого я видел на концертах - публика самая разная: дети, музыканты, любители скрипичной музыки, просто меломаны. Это люди, которые приходят просто отдохнуть от повседневной суеты. Но на концерт приходят и те, кто хочет услышать и увидеть настоящее творчество. На музыкальном рынке сейчас очень много низкопробного материала, публика соскучилась по истинному искусству.

 

- Какое впечатление производит на профессиональных скрипачей ваша современная интерпретация классической музыки?

 

- Профессионалы-музыканты относятся к моему творчеству по-разному. Есть те, кто очень сильно критикует, есть, кто понимает, что это - творчество, самовыражение. А есть и завистники, которые сами не смогли этого сделать. На критику я, конечно же, не обижаюсь. Мы живем в свободном мире, где каждый пытается реализовать себя. Для музыканта самое главное - реализация тех творческих способностей, которые даны свыше.

 

- Скрипка, на которой вы играете, не совсем обычная. Она, насколько мне известно, была изготовлена Джованни Гусетто в 1862 году. Как она попала к вам?

 

- Хороший инструмент - залог успеха музыканта. У меня всегда были хорошие инструменты, но мечтать о скрипке работы итальянского мастера я даже не мог. И вот 7-8 лет назад мой друг предложил мне посмотреть скрипку. Это была работа итальянского мастера Джованни Гусетто - сына знаменитого итальянского мастера по изготовлению скрипок Николо Гусетто. Она сделана в форме маленькой гитарки, капризна, подвержена переменам погоды, особенно хорошо звучит в ясный солнечный день. Я стараюсь относиться к ней как можно бережнее и находить общий язык.

 

- Помимо творчества занимаетесь преподавательской деятельностью?

 

- Я думал об этом. Но сейчас у меня тот период, когда я занят своими проектами, нарабатываю тот внутренний ресурс, который могу передать молодому поколению. Я думаю, что приду к этому уже в более зрелом возрасте, лет в 60-70. Вообще, считаю, что артист должен вовремя уйти со сцены.

 

- Есть ли у вас свободное время и чем вы его заполняете?

 

- Все свое свободное время я посвящаю семье. У меня двое детей, сыну - 16, дочке - 4 года. Сыну скоро поступать в вуз, возникает много вопросов, нюансов, для решения которых требуется мое участие. Дочка уже ходит в подготовительную школу. Когда позволяет время, хожу вместе с ней в школу, чтобы она понимала, что есть отец, поддержка. Я считаю, что для маленькой девочки авторитет отца очень важен.

 

- Какую музыку слушаете сами?

 

- В годы учебы в школе и в вузе основным направлением, которое я слушал, была классика. На сегодняшний день слушаю абсолютно все, и этно, и джаз, и классику, и даже рок.

 

- Не поделитесь планами на будущее?

 

- Сейчас я со своими партнерами разрабатываю социально-благотворительный проект. Его суть в том, что к музыкальной деятельности будут привлечены дети из неблагополучных семей, оставшиеся без попечения родителей. Они будут не просто присутствовать на моем концерте, но и выступать со мной. Я хочу чтобы они почувствовали, каково это - стоять на сцене. Они должны знать, что они не одни и их кто-то поддерживает. Очень надеюсь, что проект поможет многим детишкам в дальнейшем найти себя в жизни.

 

Александра БАБКИНА

Каспiй.-2016.-5 марта.-С.18.