Скажи мне, кто твой герой…

 

 Профессор Рафик Аскеров пишет книги об искусстве любить людей

 

Эти два томика художественной прозы с похожими названиями - «Люди вокруг нас и мы среди людей», а также «Мы среди людей и люди вокруг нас» - издал медик. Профессор кафедры «Анатомия человека» Азербайджанского государственного медицинского университета, заслуженный деятель науки Рафик Аскеров. Издал сам, не отчитываясь ни перед кем, как сейчас это, слава Богу, принято, а скорее всего - уступив настойчивым советам близких.

 

Читавших его очерки друзей и коллег, настоятельно рекомендовавших объединить их в сборники как яркие и искренние, уже ныне волнующие молодых свидетельства прошедших дней, которые наверняка очень пригодятся потомкам. И как же это здорово, что теперь написанные профессором на протяжении нескольких лет для себя и от души, как всплеск эмоциональных реакций на яркие события, как признание в любви и уважении к замечательным соотечественникам сочинения увидели свет. Что волнуют тех, кто счастлив возможностью проникнуть в прошедшие времена, почерпнуть лучшее из глобальной истории, ее традиций и житейской практики. И оценить творческий подвиг искреннего человека, умеющего восхититься и сквозь вызывающие доверие печатные страницы преподнести уроки человеколюбия, добрососедства, потребность чтить память оставивших добрый след.

 

Уроки неравнодушия

 

В предисловии Рафик муаллим пишет: «Эта книга не подходит ни к одному из литературных жанров. Это портреты достойных, порядочных людей… Они разные, во многом не схожи, но их объединяет одно качество - порядочность, культура и достоинство. В разное время мне доводилось общаться с каждым из них. К сожалению, многие из них ушли из жизни, другие же здравствуют. Но каждый из них оставил след в моем сердце. Отдавая им должное, я решил вернуть долг - написать очерки, где постараюсь уловить и показать главную черту их характера. На деле работа эта оказалась нелегкой. Нужно было выверить каждое предложение, расставить правильные акценты. Что получилось? Судить не мне! С надеждой».

 

Первым, не колеблясь, Рафик муаллим включил в книгу очерк, названный «Корифей. Слово об учителе». И, естественно, посвятил его своему наставнику - видному ученому, основоположнику азербайджанской анатомической школы, заслуженному деятелю науки, профессору Камилю Абдуловичу Балакишиеву, 100-летие которого отмечалось в сентябре 2006 года.

 

Это теплый, изобилующий деталями и полный преклонения перед лидером материал, в котором волнуют удивительные подробности, характеризующие и самого автора - тонкого, пишущего с большим вкусом ученого, излучающего чувства признательности и восхищения корифеем. Здесь же и пример из практики тех далеких лет, которые напоминают о стиле отношений, о традициях элитарного вуза. Вспоминая первую лекцию учителя, Рафик муаллим пишет:

 

«По традиции в то время первой в мединституте была лекция по анатомии. Она проходила в большой аудитории в присутствии всех сотрудников кафедры и носила особенно торжественный характер. Профессор говорил не только о предмете, но и о долге врача и привлекательности данной профессии. Помнится, мы уходили с лекции одухотворенными, с большим желанием учиться и достичь тех научных и профессиональных высот, к которым призывал нас профессор… И теперь еще чувствуем, насколько драгоценно каждое его слово, движение, взгляд, в котором светилась его мысль, говорившая о его внутреннем мире, за что ему наша вечная признательность…»

 

Светлой памяти видного ученого-анатома, академика Василия Васильевича Куприянова посвящен очерк «Патриарх». И это душевное, написанное в лучших традициях прозы произведение посвящено человеку, имя которого вошло в историю мировой науки как автора титанических трудов, обогативших ХХ век. «Переписку с Василием Васильевичем бережно храню и перечитываю по сей день, перебирая подробности работы, когда под его руководством готовил диссертацию. Когда творческие беседы и переписка с ним обогатили меня множеством впечатлений от манеры общения, эрудиции, личностной культуры, как счастье потрясающей судьбоносной встречи».

 

Доброй, обогащающей и бесценной оказалась дружба Рафика Аскерова с выдающимся хирургом-новатором Фуадом Эфендиевым, высокоинтеллигентным, неутомимым медиком и впередсмотрящим гражданином. Всего не перескажешь…

 

Посвятив очерк такой уникальной женщине, как замечательный ученый-офтальмолог Умниса Мусабекова, и ее супругу, основоположнику дерматовенерологии в Азербайджане Ибрагимбеку Исмаилзаде, Рафик муаллим с чувством особой признательности и нежностью называет эту героиню Умницей, деликатно оговариваясь, что описку в ее имени допустил сознательно.

 

Да, много теплоты, восхищения, признательности и просто впечатлений от спонтанных встреч и дружбы вообще, дающей благодарным потомкам и современникам право на гордость, выразил в своих литературных трудах наш неутомимый исследователь человеческой сути, отдавая должное памяти о достойных. И не только о медиках…

 

Вот портрет и текст о замечательном пианисте, лауреате Первого Закавказского конкурса, искусного джазмена, профессора Рафика Кулиева, подарившего всем нам океан чувств, оставшегося в памяти одним из символов азербайджанской столицы с тех пор, как у бакинцев появилась ставшая традиционной привычка прохаживаться вечерами по густонаселенной и ярко освещенной Торговой улице, подчас не без желания продемонстрировать нечастые обновы, менявшие внешний имидж.

 

Читая о проказах и достоинствах щедрого на крепкое словцо юного Кулиева, так и вижу себя в фойе кинотеатра «Араз», где между сеансами выступал небольшой оркестр, балуя зрителей так удававшимися молодому пианисту джазовыми импровизациями, звучавшими наперекор официальным запретам. И еще слышу приглушенные голоса переговаривающихся участников кругового дефиле во время антрактов в фойе Театра оперы и балета, особенно многолюдного в дни премьер. Там, где тогда мы на всю жизнь постигали масштабы гениальности таких творцов, как Верди, Чайковский, Моцарт, Узеир Гаджибейли, Магомаев, Гараев, Амиров, Россини, Пуччини, Шостакович, Прокофьев. Музыка которых всякий раз становилась глотком свежего воздуха, своим для каждого кодексом чести, готовившим к взлету в свободное парение.

 

И в фактах-воспоминаниях Рафик муаллима, и в том, как он это вкусно описывает и располагает в книгах, радуют метод, выбор. Выбор героев и качеств, которые импонируют ему и нам, особенно нужных сегодняшней молодежи, как противоядие от вещизма, пошлости, падения нравов, явно нацелившихся отбросить общество назад. Профессор-медик ярко показывает, что шутник и завсегдатай студенческих «тусовок», Рафик Кулиев - ушедший от нас современник эпохи - научил нас умению отдавать себя любимой работе, достигать высоких целей в профессии, воспитывать талантливую молодежь, способную вопреки трудностям следовать извечно достойным способам существования.

 

А вот и очерк об Агабеке Султанове, главном психиатре города, оказавшемся на редкость востребованным у пациентов в годы всеобщего кризиса 90-х годов, когда именно он - медик в профессии и философ в жизни - стал душеприказчиком переживавших стрессовое состояние людей. Помню, как внимательно выслушивал пациентов, приходивших к нему на прием со своими отнюдь не медицинскими проблемами, как одолевали психиатра корреспонденты с необычными вопросами для интервью. На редкость востребованными оказались его встречи с интересными личностями в учрежденном телевидением цикле передач.

 

В тот период, с его андеграундом и самиздатом, с лавиной новых газет, журналов и книг, возникших после отмены цензуры, и пришедшей в издательское дело свободы, многое у нас именно активизировалось, как и интерес к истории, к личностям, делавшим ее. Не потому ли стал активно писать, а потом и издаваться профессор Рафик Аскеров… Не потому ли рукопись его второй книги не заставила себя ждать….

 

Кто в дружбу верит горячо

 

Конечно же, не случайно у Рафик муаллима довольно скоро собрался материал на вторую книгу, предваряя которую, он отметил живой интерес читателей к его литературному труду и к уважаемым личностям, хорошо знакомым ему. Как говорится, лиха беда начало, а число достойных внимания и благодарности людей стало особо ярко проявляться на фоне перемен в мировом пространстве. А если кто и высказал некое несогласие с автором, то ими оказались и оценившие честь быть героем этого публициста, но те, кого он пока не успел (или не счел нужным) удостоить своим вниманием в книге, которая еще в большей степени обрела характер знакового произведения художественной прозы.

 

И лучшим доказательством его разборчивости стал открывающий вторую книгу и названный автором «Яркое обаяние таланта» пронзительный очерк о нашей замечательной звездочке, писателе Натаван Фаиг. Очерк, который надо непременно читать, ибо пересказать невозможно ни его, ни то, что и как пишет сама Натаван.

 

По писательским меркам, вторая книга вышла довольно скоро после первой. Но вчитаемся в нее, и станет ясно, что она давно уже жила своей жизнью и делала свое дело уже тогда, когда автор приглядывался к ее будущим героям. Когда витал в облаках того времени, в котором все мы формировались, и по-своему оценивал проблемы человеческого общежития, как и образцы творческой культуры тех лет, не сразу поняв, что пережитое и переосмысленное прошлое вооружает нас, приглашая дорожить ценным опытом неординарных первооткрывателей.

 

Книга Рафика Аскерова - человека, выбравшего лучшие из лучших приоритеты и достойнейших учителей, коллег и друзей, воодушевляет и учит именно этому искусству. Говорят же: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты», а я уточняю по-своему: «Скажи мне, кто твой герой, писатель…».

 

Очерки Рафика Аскерова воспринимаются как проявление истинного неравнодушия к окружающему миру. И, конечно же, знаком личной благодарности за возможность встречаться с неординарными личностями. Рассказывать о них всем, чтобы многие не прошли мимо счастья общения с лучшими, кому отдает должное он сам - человек наблюдательный, способный восхититься достойнейшими из окружающих, интересный рассказчик и очень талантливый литератор.

 

По мне, каждый образованный профессионал обязан четко выражать свои мысли и впечатления - в устной речи и на бумаге. А потому не удивилась, увидев и заинтересовавшись первой книгой уважаемого медика. Как иначе, если сразу же видно, что он, находясь в материале, постоянно размышляет о происходящем в мире и неудержимо стремится делиться наблюдениями. А владея чувством слова, остается самим собой и не рассчитывает на особые признания. Ну как, к примеру, никто не считает героем профессора, который, не будучи дипломированным водителем, классно водит автомобиль, готовит шашлыки или печет пироги. Но здесь… Что же взволновало здесь? Имена! Конечно, имена героев Рафик муаллима. Ярких личностей, рядом с которыми прошла и проходит интереснейшая жизнь в профессии и в повседневности. Героев, с некоторыми из которых и мне довелось встречаться, чтобы по-своему объясниться в своих очерках и беседах с ними - людьми, делающим наше существование осмысленным, возвышающим в гражданском статусе.

 

Знаю, о таких между прочим не написать. Тем более автору, одаренному талантом видеть мир во всей его яркой значимости, владеющему художественным словом и способностями мудреца.

 

Рафик Аскеров неизменно пишет так, чтобы донести во всей полноте значимость своих героев. Пишет давно - не мог не писать. Потребность делиться не только знаниями, но и чувствами - его генетическая предопределенность. Как и дар сделать иконами, воздать должное и удержать в памяти тех, кого так естественно полюбил. Узнав, что я заинтересовалась его очерками и попросила знакомых на время одолжить его первую книгу, он принес мне в подарок такую же, а еще и вторую, где уже новые герои в новом времени. И перо ярче, и рука тверже. Плюс некое ощущение веры в себя. Что постепенно пришло на смену такому замечательному качеству, как сомнения, - ведь еще недавно уверенно заявлял, что его труды не отнесешь к какому-либо официально признанному жанру, а теперь…

 

Читаю сегодня книги Р.Аскерова и восхищаюсь, сравнивая в его пользу новые открытия и находки талантливого наблюдательного человека с аналитическим умом, и радуюсь, что, на любовь свое сердце настроив, растем, развиваемся. Тем более когда речь идет о самой нежной грани тонкой души, о выборе кумиров, взглядов, манеры, толстовского видения обстоятельств и самоценности жизни.

 

По мне, профессор Рафик Аскеров и сам герой своей книги. На примерах жизни своих коллег и соотечественников рассказывающий о лучших и достойных. Один из них - ведущий, выбравший и характеризующий достоинства лучших. Тех, кто с молодости выписывал и цитировал изречения великих, добывал на два-три дня интересную книгу и, избавляясь от обывательщины, устремлялся к достойным вершинам.

 

Тем увереннее следует говорить о достоинствах того, что пишет Рафик Аскеров, по-писательски поднимаясь над обыденностью, подтверждая, что большое видится на расстоянии, а литература начинается с зорких наблюдений неравнодушных талантливых современников каждой эпохи, чаще всего оборачивающихся обильным плодоношением. Вот и то, что 1-й том в 2013 году доктор Аскеров выпустил тиражом 150 экземпляров, а 2-й - в 2015-м - уже 300, говорит о многом. И о том, в частности, что издание содержательных книг - один из лучших поводов пересказывать их содержание, грамотно и верно отсылать читателей к первоисточнику. Даже при тех малых тиражах, которыми ныне выходят из печати издаваемые самими авторами книги, в условиях бесцензурного существования и материального бескорыстия они приносят неоценимую пользу обществу. Имея пусть внешне только нравственное, но по сути - прямое и главное отношение к такой дисциплине, как «Человеческое здоровье». Лечащей недуги и дающей уроки по таким вот предметам, как активная жизненная позиция, сила настоящей благодарности. Как потребность делиться, бескорыстно помогать, учить, щедро делясь накопленным и отобранным за жизнь опытом, развивающим умение и потребность любить и дружить. Так, чтобы все знали о тех, кому такое удается сполна и кто и обеспечивает героям возможность жить после жизни. В памяти грядущих поколений, помня имя свое и тех, кому ты обязан лучшим в себе. Росли же мы под великим изречением: «Всем хорошим во мне я обязан книгам»!

 

Очерки Рафика Аскерова оказались для меня проявлением истинного неравнодушия к окружающему миру. И, конечно же, знаком личной благодарности за возможность встречаться с неординарными личностями. Рассказывать о них всем, чтобы многие не прошли мимо счастья общения с лучшими, которым сегодняшний герой нашей публикации отдает должное, - сам профессор, заслуженный деятель науки. Человек, способный восхититься достойнейшими из окружающих, интересный рассказчик и очень талантливый литератор.

 

Галина МИКЕЛАДЗЕ

Каспiй.-2016.- 15 марта. - С.11-12.