Маленькое чудо

 

Юлия Налчабасмаз: Мои творения несут людям радость и добро

 

ПРОФЕССИЯ

 

Она создает милых и трогательных куколок и зверушек, которые радуют не только детей, но и взрослых. Они - нежные и характерные, а сама автор утверждает, что ее создания не только приносят радость и добро своим хозяевам, но еще и оберегают их. Сегодня в гостях у газеты «Каспiй» - рукодельница Юлия Налчабасмаз.

 

- Давайте знакомиться. Первое, что нам было бы интересно узнать, кто вы про профессии и где и когда получили образование?

 

- Родилась я в Баку, чем очень горжусь, поскольку считаю его самым красивым городом мира! В школу я пошла в шесть лет и даже имею почетную грамоту за хорошую учебу и примерное поведение с 1-го по 3-й класс. В детстве бабушка много занималась со мной, поэтому проблем с учебой в начальных классах у меня не было. К тому же мне повезло: у нас был замечательный классный руководитель. А вот позже к учебе я охладела. Мне были симпатичны не все педагоги, и соответственно предметы, которые они преподавали, - так сказать, взаимная нелюбовь.

 

Окончив 9 классов, я ушла из школы и поступила в Бакинский профессиональный лицей, о чем ни разу не пожалела. Специальность - бухгалтерский учет на основе ЭВМ со знанием английского языка. На протяжении четырех лет училась, а после занятий работала - мне очень хотелось иметь свои деньги. Дело не в том, что домашние мне их не давали, - верх брало желание быть самостоятельной. Поэтому работаю я с 16 лет, чем очень горжусь.

 

Не могу сказать, что работала постоянно, случалось и так, что работы не было, и тогда я преподавала английский язык школьникам, получая от этого огромное удовольствие. Мне нравилось делиться знаниями, и я всегда с уважением относилась ко всем своим ученикам, старалась быть справедливой. По образованию я филолог (турецкий язык и литература), в 2007-м окончила факультет востоковедения Бакинского государственного университета.

 

В том же году поступила в магистратуру Азербайджанского государственного педагогического университета и одновременно по контракту преподавала в БГУ турецкий язык. Я и в магистратуру-то поступила именно для того, чтобы в дальнейшем иметь возможность преподавать, но как-то не сложилось... По окончании магистратуры вынуждена была работать, хотя мне очень хотелось продолжить образование. И вот сейчас, спустя столько лет, я наконец поступила в докторантуру - в Институт востоковедения имени Зии Буниятова при Национальной академии наук (специализация - турецкая литература).

 

- А как в вашей жизни появилось рукоделие?

 

- В далеком 2000-м я увлеклась бисероплетением, правда, делать простые украшения и вышивать я начала еще раньше. Всегда неровно дышала к бусинкам, но именно тогда я сплела свое первое бисерное дерево. До сих пор помню свой восторг: ходила вокруг него и удивлялась своей работе. Причем сделала я его я не после какого-нибудь мастер-класса, а сама - просто села и сплела. Будучи в гостях у своих знакомых, увидела бисерное деревце и… влюбилась в него. Они привезли его из России. Помню, дала тогда себе слово, что обязательно сплету такое же, только не зеленое, а желтое - уж очень люблю осень. И сплела, потом еще одно...

 

Так и пошло - делала их для себя и близких. Позже появились заказы. Я плела деревья, цветы... Помню, цветная проволока тогда была в дефиците, и я использовала медную - обмотку от старой техники, которая уже отслужила свой век. Потом - работа, учеба, времени на мое любимое занятие практически не оставалось, но всякую свободную минутку посвящала плетению. Я считаю, что маленькое чудо способен создать каждый, было бы желание.

 

Как-то по телевизору увидела игрушки из шерсти и загорелась новой идеей. Шерсть нашла не сразу: сначала, помню, увидела в магазине четыре пакетика и все купила, а иголок для валяния у них не было. Около года, если не больше, эти пакетики с шерстью пролежали дома вместе с другим добром. Я в то время опять вернулась к бисеру. Пробовала себя в пейп-арте (техника декорирования разнообразных предметов с помощью обычных бумажных салфеток - Авт.), а потом нашлись иголки и шерсть других оттенков. Вспомнила, что как-то просматривала в интернете мастер-класс в фотографиях по созданию феи из шерсти, но на тот момент мастерить ее мне не хотелось, и я сделала куклу. Две ночи просидела, а когда закончила - поняла, что нашла себя. Ну и пошло. Игрушки-мотанки мне тоже очень нравятся.

 

- Пользуются ли ваши изделия спросом?

 

- Мои куклы нравятся далеко не всем. Многие спрашивают, почему я делаю их безликими? Отвечаю - издревле безликие куклы исполняли роль оберегов. Может быть, поэтому они мне так нравятся, хотя наверняка не знаю, почему так лежит к ним душа. У меня есть персонажи и с лицами. В свои игрушки я вкладываю частичку своей души. Порой продадут мою куколку, а я хожу и смотрю на место, где она стояла, и очень скучаю... Повторить работу или сделать точную копию у меня никогда не получается, а может, и не очень хочется. Все они неповторимые и любимые.

 

- Как долго вы создаете своих куколок?

 

- Игрушки-мотанки делаю за два дня. Ну, не целыми днями работаю над ними, конечно, а как время появляется: поскольку у меня маленький ребенок, творить могу лишь в свободное время. В первый день делаю каркас и намотку, а во второй - уже продумываю детали. С валяными куклами немного сложнее. Изделие появляется дней за пять.

 

Мотанкой называется игрушка, для которой сначала создается каркас, а затем на него наматываются нитки. Это только со стороны кажется, что легко, - нужно, чтобы все было очень аккуратно. К тому же случается и так, что сделаю игрушку, а результат не нравится, и тогда начинаю все заново. Я стараюсь, чтобы мои игрушки говорили. Наличие или отсутствие лица здесь ни при чем - каждый видит свое. Например, что вы чувствуете, глядя на фигурку девушки в положении? Она такая ранимая, беззащитная, я даже в руки беру ее очень осторожно. У нее на лице написано, как она счастлива! Посмотрите, как трогательно сложила ручки на животике. А вот венок для нее сплела, наверное, недели через две. Я все ходила, смотрела на нее и понимала: чего-то не хватает для полного образа, есть какая-то незавершенность... И такое случается очень часто. Порой сделаю игрушку и отложу - возвращаюсь к ней через определенное время, когда почувствую, что и как надо сделать.

 

- Кто или что чаще всего становится прообразом вашей куклы?

 

- Я сажусь за работу, и уже в процессе создается образ, хотя задумок, как правило, много. Мои игрушки похожи и на людей, и на свойства их характера. Сколько бы ни длилась работа над игрушкой, с самых первых минут я мысленно разговариваю с ней. И всегда надеюсь, что она принесет радость и добро своему обладателю. Не важно, купят мою работу или нет, - точно знаю одно: если она создана, то непременно для кого-то. Как и все в этом мире.

 

- Что самое сложное и самое приятное в вашей работе?

 

- Самое приятное - видеть искреннее восхищение людей, знакомящихся с моими изделиями. Кропотливая работа, исколотые пальцы - ничто по сравнению с удовольствием, которое доставляет рукоделие. В будущем планирую начать лепить миниатюры из глины, чтобы изделия были полностью рукотворными. А самое неприятное - когда кто-то грубо обращается с моими игрушками: для меня они значат слишком много. И самое трудное - расставание с ними.

 

Виктория ТРЕТЬЯКОВА

Каспiй.-2016.- 14 мая.- С.19.