Два учителя Гара Гараева

 

Узеир Гаджибейли и Дмитрий Шостакович

 

ПАМЯТЬ

 

Учитель, позволь, перед именем твоим

Смиренно преклонить колени.

 

Н.А.Некрасов

 

Учителя и ученики. Еще учась в институте наш педагог говорил: «Ученик - это как глина, из него можно вылепить все. И от тебя зависит, каким он станет человеком: умным, образованным, честным, трудолюбивым или же… Если вы в себе не чувствуете призвания быть хорошим педагогом, лучше уйдите, найдите себе другое ремесло».

 

И сегодня, вчитываясь в страницы книг о жизни и творчестве одного из удивительных композиторов, чье творчество вызывало в свое время немало споров, как и творчество его учителей (Узеира Гаджибейли и Дмитрия Шостаковича), Гара Гараев писал: «Ученики - наши самые строгие судьи. Если учитель говорит одно, а в жизни поступает по-иному, то это - крах педагогики».

 

Гара Гараев остался до конца верен этому важному принципу в педагогике, как и его учителя Узеир Гаджибейли и Дмитрий Шостакович - полное соответствие слов и дел.

 

Абульфаз Фарадж оглу Гараев не мог и подумать, что его сын, как они с супругой его ласково называли Карик, не пойдет по стопам отца, выдающегося деятеля медицины Азербайджана, не станет врачом, не продолжит его дело, не сделает новые открытия в области медицины, а выберет себе иной путь.

 

Иной путь - это музыка.       

 

На первый взгляд кажется, что может быть лучше и прекраснее всего, как любить музыку, слушать ее. Человек может любить и слушать музыку, но сочинять, написать ее так, чтобы слушатель мог полюбить и слушать не раз - это особый дар, это труд, который неведом простому слушателю.

 

Вот что больше всего беспокоило доктора Абульфаза Гараева и его супругу Сона ханым. Под силу ли это будет их сыну?

 

Из биографии композитора мы узнаем, что еще в школьные годы он больше всего любил и занимался музыкой. Первым учителем музыки (1930) был Владимир Козлов, тонкий музыкант и чуткий педагог. Козлов вел «класс слушания музыки», занятия в котором чрезвычайно расширяли кругозор будущего композитора, приобщали его к лучшим творениям мирового музыкального искусства.

 

В одном из своих воспоминаний Г.Гараев пишет: «Я ходил в этот «класс» и слушал музыку. Своеобразные занятия по «слушанию» вел Вл.М.Козлов - человек, которому я обязан многими, а главное своей любовью к искусству. Будучи настоящим энтузиастом он, замечательный русский педагог и талантливый музыкант, определил мою судьбу. Именно он объяснил мне однажды то, о чем я лишь смутно догадывался, то, что волновало меня и требовало своего выражения, - поэтическую, глубоко лирическую сущность музыки».

 

Пройдут годы и Гара Гараев посвятит памяти своего первого учителя одно из своих интереснейших сочинений - Сонату для скрипки и фортепиано. Первое исполнение этого произведения состоялось в Баку, в ноябре 1964 года. Партию скрипки исполнял С.Ганиев, фортепиано - З.Адыгезалзаде.

 

То было начало 60-х. А до этого были трудные годы учебы, сначала в Бакинской консерватории, затем - в Московской.

 

В 1935 году он поступает в Азербайджанскую консерваторию. Первым его учителем, который вел класс по основам азербайджанской народной музыки, был сам великий Узеир Гаджибейли.

 

В 1975 году в газете «Советская культура» Г.Гараев напишет о своем учителе: «В классе этого талантливого педагога, обладавшего какой-то особой чуткостью в подходе к каждому из своих воспитанников многие из нас впервые осознали, что за обаятельностью бесхитростных лирических народных песен, за и изысканностью структуры мугама кроются чуткая система и красота не только эстетического, но и логического порядка. И тогда же под впечатлением глубоких и мудрых суждений учителя, как и на примере творчества самого Гаджибейли перед многими из нас раскрылся новый мир, мир смелых поисков, дальнейших новаторских открытий».

 

Именно в стенах Азербайджанской государственной консерватории в 1937 году для Гара Гараева началась школа композиторского мастерства. В том же году он становится членом Союза композиторов Азербайджана.

 

В 1937-м, когда исполняется 100 лет со дня смерти великого русского поэта А.С.Пушкина, 19-летний студент консерватории пишет первое свое музыкальное произведение «Царскосельская статуя» - музыкальная картина для фортепиано.

 

И 10 февраля на концерте, посвященном 100-летнему юбилею со дня смерти поэта, Гара Гараев исполняет свое произведение. И тут необходимо отметить неоценимую роль Узеира Гаджибейли в становлении наших выдающихся композиторов, который справедливо считал, что способной молодежи (Г.Гараев, Джаджиев, Ф.Амиров) большее может дать учеба в Москве, где были сконцентрированы лучшие творческие силы страны, где музыкальная жизнь била ключом.

 

Это было дальновидное и мудрое решение. Прошедшие «московскую» закалку, они возвращались в Баку зрелыми, сложившимися композиторами, разносторонне образованными музыкантами.

 

Так, по напутствию своего учителя Гара Гараев в 1938 году становится студентом Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского. Заканчивает консерваторию в 1946 году по классу композиции Дмостаковича.

 

В 1941 году в связи с началом Второй мировой войны Гара Гараев на время прерывает учебу и возвращается в Баку.

 

Такое уже произошло с его учителем Узаджибейли, когда он учился в 1913-1914 гг. в Петербургской консерватории. Тогда же война, только Первая мировая, помешала закончить консерваторию и он вернулся в Баку. Позже по сложившимся обстоятельствам, вернуться в Петербург и закончить консерваторию он не смог.

 

Учитель (Узеир Гаджибейли) в начале 40-х годов, точнее, в 1941-м, заложил основу нового музыкального жанра в азербайджанской музыке. Жанр романса. Им было написано два романса на стихи классика азербайджанской поэзии Низами: «Без тебя» («Sənsiz») и «Возлюбленная» («Sevgili canan») и посвящалось это 800-летию со дня рождения поэта.

 

Г.Гараев продолжил традиции своего учителя и в 1949 году в связи со 150-летием со дня рождения А.С.Пушкина пишет два романса на его стихи «На холмах Грузии» и «Я вас любил». Г.Гараев относится к тем художникам, который пробует свое перо во всех жанрах музыки. Для него не существует жанров больших и малых, трудных и легких: будь-то симфония или массовая песня, или музыкально-сценическая композиция - все создается композитором самой высокой требовательностью к себе.

 

Дмостакович (учитель Г.Гараева): «Я никогда не понимал людей, относящихся подобным образом к кинематографической и так называемой «легкой музыке» никогда не видел в ней легкого дела. Работа в кино требует от композиторов серьезных познаний», - это высказывание композитора, написавшего музыку к 35-ти фильмам.

 

Достаточно вспомнить такие фильмы, как «Великий гражданин», «Зоя», «Молодая гвардия», «Трилогия о Максиме» и др. Не говоря уже о музыке к фильмам «Гамлет» и «Король Лир», где музыка Шостаковича так точно раскрывает замысел Шекспира и создавшего эти шедевры мирового кино - режиссера Григория Козинцева. Он становится соавтором.

 

«Я не представляю себе современного композитора, не работающего в кино, ибо по своему характеру - большая современная композиторская школа», - говорил Гара Гараев.

 

Учитель и ученик. Как удивительно точно пересекаются их взгляды.

 

Г.Гараев начинает писать музыку не только для кино, но и для театральных постановок. Он считал, что композитор, пишущий музыку для кино или театра, должен поддерживать тесную творческую связь со всеми его создателями: режиссером, оператором, автором сценария или же драматургом. Вот один из таких примеров сотрудничества Г.Гараева. Работая над музыкой к фильмам «Покорители моря» и «На дальних берегах» он тесно сотрудничал с одним из авторов сценария Имраном Гасымовым.

 

В своем воспоминании о композиторе И.Гасымов писал, что «работая над музыкой к фильмам, Г.Гараев выступал в них не только как музыкальный оформитель, а становился соавтором смело вторгающимся в постановку фильма, решая одну из труднейших задач не простого иллюстрирования, а «насыщения ее музыкальной драматургией».

 

Уже с 1950-х годов творчество Г.Гараева раскрывается новой стороной - как кинокомпозитор. Он пишет музыку к самым различным жанрам кино: документальное - «Огни Баку», «Повесть о нефтяниках Каспия», «Вьетнам», «Покорители моря»… и художественное - «Урок истории», «На дальних берегах», «Двое из одного квартала», «Ее большое сердце», «Лейли и Меджнун», «Дон Кихот» и др.

 

В киномузыке Г.Гараева то слышатся мужественные нотки, когда начинают звучать медно-духовые инструменты, то спокойная, лирическая - это значит звучат струнные, становится тепло и спокойно. Такая музыка выражает эмоциональное состояние романтической мечтательности, она вступает в свои права.

 

После выхода на экран киномузыка Г.Гараева начинает свою самостоятельную жизнь. Ее включают в программы концертов симфонического оркестра, а певцы в свой песенный репертуар. В те годы особенно была популярна песня главного героя Ахмеда из фильма «Двое из одного квартала». И не зря, в 1968 году, когда Гара Гараеву исполнилось 50 лет, при составлении плана мероприятий по проведению юбилея композитора был включен пункт об организации кинофестиваля фильмов с музыкой композитора.

 

В девятнадцати фильмах звучала музыка Гара Гараева. Последним фильмом был «Гойя». К работе над музыкой к этому фильму он привлек своего сына - ученика Фараджа Гараева. Позже Ф.Гараев в своих воспоминаниях напишет о предложении отца о совместной работе («…собственно говоря никакой совместной работы не было» Ф.Гараев) над фильмом «Гойя». Как ему не хотелось писать музыку для кино. «И все-таки согласился… человеческий удел - накопление знаний… Лишь много позже мне стало ясно, что это был единственно верный способ пробудить во мне интерес к музыке (кино), знание которой понадобилось в дальнейшем. Много предвидя заранее отец не ошибся и на этот раз. Как всегда… Я сел за рояль. И хотя мы не работали, сидя за одним столом, я уверен, что не всякий музыковед возьмет на себя смелость определить авторство того или иного куска музыки к «Гойе». И этому я несказанно рад».

 

В 1972 году фильм вышел на экраны. Прошли годы со времени создания музыки «Гойя» и Г.Гараев «пишет только ту музыку, какую не может писать, и его можно понять».

 

Оставшиеся десять лет своей жизни (Гара Гараев скончался 13 мая 1982 г.) композитор писал иную музыку? Какую же музыку имел в виду Фарадж Гараев?

 

Разве все, что было создано Г.Гараевым, будь то его знаменитая Третья симфония или Скрипичный концерт, музыка к балетам «Семь красавиц» и «Тропою грома», симфоническая поэма «Лейли и Меджнун» и многое другое - не есть его музыка - гараевская, совсем иная, которую нельзя спутать с музыкой какого-либо другого композитора.

 

Гара Гараев - выдающийся композитор современности. И какое это было счастье, когда доктор Абульфаз Фарадж оглу Гараев вместе супругой Сона ханым около оперного театра увидели афишу: «Семь красавиц». Балет. Композитор Гара Гараев.

 

Премьера балета состоялась 6 сентября 1952 года в Азербайджанском государственном театре оперы и балета имени М.Ф.Ахундзаде. Спектакль имел колоссальный успех.

 

В один миг исчезли все тревоги, все сомнения за судьбу сына.

 

25 октября 1952 г. не стало доктора Абульфаза Гараева. Он ушел из жизни спокойным за будущее своего сына.

 

Бытовало мнение, якобы Г.Гараев отошел от традиций народной музыки, заложенные его учителем Узеиром Гаджибейли, стал писать авангардную музыку, непонятную народу.

 

Но совершенно иного мнения о своем воспитаннике был Дмостакович. Вот что он пишет: «Семи красавец» тесно связна с родной композитору национальной культурой. В произведении постоянно ощущаются характерные для азербайджанской народной музыки мелодические обороты, ритмы и лады».

 

Это же отмечает и другой русский композитор Р.Щедрин. Говоря об особой роли Г.Гараева в зарождении и развитии различных жанров азербайджанской профессиональной музыки, имея в виду развитие у нас симфонической, балетной, камерно-инструментальной, вокальной музыки, музыки к кинофильмам и сценическим спектаклям, он подчеркивает «Истоки творчества Гара Гараева неразрывно связаны с национальным фольклором и народной музыкой… Несмотря на мировую славу он остается азербайджанским композитором».

 

Однако надо понять и другое. Ведь когда Г.Гараев работал над балетом «Тропою грома» (по заказу руководства Ленинградского академического театра оперы и балета) по одноименному роману южноафриканского писателя Питера Абрахамса о трагической повести о Ромео и Джульетте в современной писателю действительности, он обратился к напевам южноафриканского народа. В изучении фольклора народа неоценимую помощь оказал автор сценария Ю.О.Слонимский. Так, в письме от 23 марта 1953 года из Ленинграда Г.Гараев сообщает, что в хранилищах ленинградских библиотек он нашел очень интересные и ценные нотные материалы, связанные с мотивами танцев негритянского народа и это перепечатывается специально для него с отправкой в Баку для изучения.

 

Спустя где-то около двух десятков лет Фарадж Гараев, работая с отцом-учителем Г.Гараевым над музыкой к фильму «Гойя», должен был более близко ознакомиться с испанской народной музыкой. Материалами снабжал режиссер К.Вольф.

 

Изучение сборника песен и танцев «вдоль и поперек» полностью перевернуло «ложное» представление Фараджа Гараева о музыке Испании. Отец-учитель был доволен. Работа увенчалась успешно. Так на своем жизненном опыте учитель направлял ученика.

 

Однако вернемся к балету «Тропою грома». В 1957 году после четырех напряженных лет Г.Гараев завершил работу и 4 января 1958-го состоялась премьера балета в Ленинградском академическом театре оперы и балета.

 

Премьера прошла с колоссальным успехом. Много писалось и говорилось не только о балетах Г.Гараева, но в целом о всем творчестве композитора. При этом отмечалась одна важная черта композитора: «Его искусство плоть от плоти его народа, его национального характера и вместе с тем необычайно современна».

 

И действительно, композитор всем своим творчеством доказал, что национальная ограниченность чужда ему. Он с равной любовью обращался как к творчеству классика азербайджанской литературы Низами («Семь красавиц», «Лейли и Меджнун»), так и наследию великого испанца Сервантеса («Дон Кихот»), или же южноафриканского писателя П.Абрахамса («Тропою грома»).

 

Г.Гараев приводит один интересный факт: «Я пишу музыку на испанские, болгарские, вьетнамские темы, а мне говорят, что на ней лежит отпечаток моей национальности, моих азербайджанских рук. Как это происходит - я не могу объяснить и не задумываюсь над этим».

 

13 мая 1982 года… Прошло чуть больше 30-ти лет как нет Гара Гараева. Но его музыка и по сей день звучит на концертных залах многих стран мира, его балеты идут с неизменным успехом. Он отдал всего себя музыке и остался жить в ней.

«А музыке его суждена долгая жизнь», - сказал балетмейстер К.Сергеев.

 

 

Нежданно наступил разлуки миг…

 

Но музыка, что создано тобою, -

 

На светлых крыльях облетела мир

 

И стала нашей жизнью и судьбою.

 

Она дыханью смерти не подвластна…

 

написал Хикмет Зия в своем реквиуме, посвященном светлой памяти Гара Гараева.

 

 

Тамилла ХУДАВЕРДИЕВА

Каспiй.-2016.- 17 мая.- С.11-12.