Концепция созидания Франгиз Ализаде
На соискание
Государственной премии - 2016
МЭТР
В конце апреля в отечественные СМИ разместили на своих страницах сообщение Комиссии Государственных премий по науке, культуре и литературе, в котором был представлен список трудов, выдвинутых на соискание Государственной премии 2016 года. Напомним, что указанная Комиссия была создана на основании распоряжения Президента Азербайджанской Республики от 3 марта 2004 года №113 «в целях оценки лучших произведений в области науки, культуры и литературы и поощрения творческой интеллигенции к созданию произведений высокого уровня, отвечающих современным требованиям». По положению эта почетная премия присуждается решением комиссии (за счет средств государственного бюджета) раз в два года (каждый четный год) в канун 28 Мая - Дня Республики.
Как указывается в Положении Комиссии Государственных премий по науке, культуре и литературе, «премия присуждается авторам, являющимися гражданами Азербайджанской Республики, за произведения, ставшие важным вкладом в развитие науки, культуры и литературы, фундаментальные и прикладные научные исследования, научные открытия и изобретения в области государственности, экономического развития и в других сферах, внедрение передового промышленно-технического опыта и теоретические исследования, а также за создание новых материалов и механизмов».
По традиции список кандидатов и произведений, представленных на соискание премии, публикуется в средствах массовой информации за месяц до ее присуждения. Такое широкое оповещение предполагает определенную реакцию общественности, призванную выразить свое мнение по поводу номинированных на премию трудов.
В общем списке авторских имен - люди знаменитые, широко известные своей творческой или научной деятельностью. В их числе - композитор Франгиз Али Ага гызы Ализаде, являющаяся одной из знаковых фигур в современной музыкальной культуре. Народная артистка Азербайджана, председатель Союза композиторов страны, Артист UNESCO во имя мира, кавалер ордена «Шохрат», профессор Франгиз Ализаде всей своей многогранной деятельностью доказывает безграничную любовь и преданность избранному делу.
Композитор, пианистка, музыковед-ученый, дирижер, педагог, общественный деятель - грани таланта этой уникальной личности взаимно дополняют друг друга, открывая перспективы для новых идей и возможностей их успешной реализации. Представлять Франгиз ханым совсем непросто, так как описание ее деятельности сложно уместить в рамках одной газетной статьи. Да и цель предлагаемой читателям публикации ограничена иными задачами. Речь пойдет конкретно о произведении, номинированном на высокую премию, а именно: о «Mərsiyə» - Концерте для виолончели и симфонического оркестра.
Важно отметить, что музыкальная общественность страны с должным вниманием и уважением подошла к предстоящему событию: состоялись прослушивания и обсуждения произведения-номинанта. С этой целью, в частности, в Государственном музее музыкальной культуры Азербайджана и Доме-музее Леопольда и Мстислава Ростроповичей (оба мероприятия проводились по инициативе руководителей названных музейных организаций заслуженных работников культуры А.Байрамовой и Ш.Гейдаровой). В мероприятиях приняли участие известные представители современного искусства Азербайджана.
Вниманию присутствующих были представлены кадры документальной хроники, рассказывающие о громких успехах азербайджанского композитора, чье творчество признано на широком мировом пространстве. На лучших сценах мира, в интерпретации выдающихся оркестровых коллективов и солистов с мировыми именами звучат произведения нашей соотечественницы. И они не просто звучат - они прославляют нашу страну, они восхищают искушенную европейскую публику, которую трудно удивить. Достаточно всмотреться в кадры видеохроники, чтобы понять, как увлекает слушателей музыка прославленного азербайджанского композитора, какую градацию чувств она вызывает!
Однако музыка Франгиз Ализаде не проста. Она не написана в угоду какой-то определенной прослойке слушателей. Но даже при этом, произведения этого яркого по своему дарованию композитора не оставляют равнодушных. В чем секрет такого признания? Думается, прежде всего, в ее честности перед собой и перед великим искусством Музыки. Нет в ней поклонения новомодным тенденциям, навороченным техникам, где часто надуманное становится самоцелью, нет и искусственного оригинальничания. Она такая, какая есть.
Прекрасно владея современными композиторскими техниками, Ф.Ализаде не порывает со своими генетическими культурными корнями. Мугам как философия, как источник мысли, творческого вдохновения органично вплетается в музыкальную ткань ее произведений. И это особо ценно, так как сегодня мы нередко сталкиваемся с неоправданной «эксплуатацией» мугама, когда, отдавая дань «моде», мугамные элементы, вставки «заплаткой» ложатся в том или ином произведении. Возможно, даже такое несовершенное, мало профессиональное отношение может быть оправдано, если оно продиктовано исключительно любовью к родному искусству, желанием научиться познавать и проникать в его великие тайны. Но…
Другое дело, когда речь идет о большом Мастере как Франгиз Ализаде, одним из главных завоеваний которой является, бесспорно, крепкая опора на национальные музыкальные традиции в их органичном синтезе с лучшими достижениями современной культуры. Результат такого симбиоза - собственный творческий стиль, придающий музыке композитора яркость и узнаваемость. Собственно, все сказанное можно определить одним емким словом - почерк, индивидуальность которого прочитывается в каждом из многочисленных произведений Ф.Ализаде.
Не исключение в этом отношении и номинированный на соискание Государственной премии Концерт для виолончели с симфоническим оркестром, названный композитором «Mərsiyə». Это произведение, посвященное трагическим событиям, произошедшим в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года, есть не что иное, как проявление активной гражданской позиции Ф.Ализаде, неоднократно декларируемой ею в своем творчестве, доказывающей, что в отражении человеческой трагедии для нее нет никаких границ.
Если обратиться к истории азербайджанской музыкальной культуры, то на память приходят лишь два сочинения, в основу которых положены инонациональные социально-общественные проблемы. Это - гениальный балет «Тропою грома» Гара Гараева и поставленный в Алжире малоизвестный нам балет «Три революции» Рауфа Гаджиева. Тем большую значимость приобретает произведение современного азербайджанского композитора, продолжившего традиции своего великого Учителя - Гара Гараева.
Как оценить истинную значимость того или иного произведения? Что позволило представить произведение Франгиз Ализаде на столь высокую номинацию?
История знает немало примеров, когда забытые на века сочинения по воле случая обретали вторую жизнь. Судьба же «Mərsiyə» оказалась счастливой. Произведение завоевало широкое признание со дня премьеры, состоявшейся в 2005 году в Лиссабоне (сравнительно недавно композитором была сделана вторая редакция сочинения, которая с успехом была исполнена в ряде концертных программ). Первым исполнителем «Mərsiyə» стал выдающийся виолончелист современности Иван Монигетти, с искусством которого многие бакинские меломаны знакомы не понаслышке.
Более того, именно Монигетти исполнил Виолончельный концерт на сцене Дворца Гейдара Алиева в 2006 году в рамках авторского концерта Ф.Ализаде. Если обратиться к концертной жизни «Mərsiyə», то можно совершить «виртуальное» турне, «посетив» знаменитые концертные площадки, «побывать» на престижных фестивальных форумах. Этот увлекательный маршрут отмечен «остановкой» в немецком городе Бонне, затем «последуем» на фестиваль Zeitgenossische muzik в швейцарский Листаль и дальше: Аугсбург (Германия) - Лиссабон(Португалия) - Баку (Азербайджан) - Тбилиси (Грузия) - Киев и Львов (Украина) - Санкт Петербург (Россия) и вновь Баку. В каждом отдельном случае рассматриваемое произведение исполняли знаменитые солисты и дирижеры, в числе которых Юлиус Бергер, Раймонд Корипп, Александр Румпф (Германия), Иван Монигетти, Мариус Лазис (Швеция), Девид Герингас (Израиль), Александр Пириев (Украина), Сергей Стадлер (Россия), Му Хай Танг (Китай), Вольдемар Зваровски (Чехия), Марио Вензаго (Италия) и другие.
Востребованность произведения - немаловажный факт его значимости. А если произведение исполняют музыканты, чей авторитет высок и непререкаем на широком мировом пространстве, то здесь речь может идти о широком признании его художественной ценности. Обратившись к страшной трагедии 11 сентября, композитор не идет по пути звуковой описательности, создания звуковых эффектов разрушения и ужаса, вызванного терактом, реакцией на который и стало написание «Mərsiyə». Ф.Ализаде избирает иной путь, стремясь передать через музыку богатейшее эмоционально-психологическое состояние, вызванное людской трагедией. Именно этот «путь» позволяет автору достучаться до сердец слушателей, призвать их задуматься над глобальными вопросами, которые композитор ставит во главу угла в своем емком, многожанровом творчестве.
«Как искоренить дьявола в человеческой душе?», «как убедить человечество в бессмысленности мести?», «как примирить религии и народы?», «как достичь мира и благоденствия?», «как направить усилия людей на защиту планеты Земля?» - поиск ответов на эти и многие другие жизненно важные вопросы активизируют творческую мысль Ф.Ализаде, ориентируют на новаторские решения.
Что касается Концерта, то избегая программных параллелей, переводя его «содержание» на язык интеллектуального осмысления развития идеи, композитор персонифицирует инструменты оркестра, максимально расширяет эмоционально-выразительные возможности солирующей виолончели, звучание которой приобретает оттенок душевного откровения или, наоборот, «замыкается» в себе. В моменты же острого драматизма реплики «главного героя» тембрально приближаются к проникновенному голосу кяманчи. До глубины души трогает робкий диалог солирующего инструмента с челестой, открытым трагизмом веет от речитатива-плача, звучащего на фоне настойчивых, порой воинствующих литавры и там-тама. Но образная сфера произведения куда шире!
Есть здесь и грозная наступательная сила, и сила (так и напрашивается сказать «сопротивления», как в VII симфонии Дм.Шостаковича, но - нет, здесь все по-иному), призванная убедить, доказать, переродить «минус» в прямо противоположное: «уметь прощать и не отвечать злом на зло?» - и это тоже один из вопросов, ответ на который пытается дать композитор.
Вслушиваясь в звучащую музыку произведения, понимаешь: здесь есть все - все человеческое: хорошее, и плохое, доброе и злое. Но это - не сказка, которая по закону жанра должна завершиться победой светлых сил… Далеко не сказка… Это предупреждение, призыв к осмыслению той необратимости, которая может навлечь самая страшная стихия - человеческая алчность, глупость, жестокость («как искоренить дьявола в своей душе?»). Это - сама жизнь, которая отстаивается ценой трагических потерь, крушения надежд, горя, слез…
Но на каком-то интуитивном уровне начинаешь осознавать: в музыкальную ткань Виолончельного концерта поначалу как-то незаметно «вплетаются» тонкие «нити» вполне определенного начала: интонации и характерные обороты лада чаргяха, выразительность которого Узеир Гаджибейли в своем капитальном труде определил, как «чувство возбуждения и страстности», приобретают по ходу драматургического развития значение лейтобраза (или лейтладовости). Что это: голос разума, философского осмысления жестокой действительности, а может быть - надежда на лучшее? Ответ… Он в каждом из нас, и дай-то Бог, чтобы он был нацелен на жизнь, а не…
За дни, отведенные на обсуждение произведений-номинантов, «Mərsiyə» послушало много людей. Были среди них профессиональные музыканты, были и те, для которых музыка - увлечение, ставшее важной частью жизни. Наверное были и третьи, кто пришел на встречу с профессором Франгиз Ализаде, чтобы воочию увидеть «звездную» соотечественницу. Но то, как аудитория внимала Виолончельному концерту, как «отходила» от услышанного, как благодарила автора за творчество, за попытку осмыслить и привлечь в очередной раз внимание к остро стоящей проблеме дестабилизации мирового порядка, говорит о многом.
Возможно, данная статья предполагает протокольный формат с озвучиванием хорошо знакомых в нашей стране имен, цитированием множества восхищенных мнений, вызванных музыкой Виолончельного концерта Франгиз Ализаде. Но хочется порой уйти от «трафарета», ограничиться лишь констатацией вызывающего уважение факта: представители творческой интеллигенции Азербайджана, признанные профессионалы с громкими научными титулами, высокими званиями резюмировали свое профессиональное мнение по поводу номинированного на Государственную премию произведения «Mərsiyə» Ф.Ализаде вердиктом «Браво!»
Мы часто произносим слово «профессионализм». Но существует ли «мерило» этому понятию, гибкость которого дает возможность награждать таким эпитетом, часто совершенно неоднозначные по своей значимости достижения. Так, как же определить истинный профессионализм творческой личности? Конечно же, по его творениям, в которых мы обязательно услышим и прочувствуем мастерство, вкус, интеллект, характер, эмоциональный строй автора, его творческие приоритеты, т.е. все то, что отображает внутренний мир художника.
Деятельность Франгиз Алиага гызы Ализаде, поражающая своим размахом, ее творчество, отмеченное смелостью идей и высоким профессионализмом их воплощений, признание ее таланта выдающимися деятелями современного мирового искусства, широчайшая география звучания ее музыки - все эти и многие другие достижения нашей соотечественницы дают основание утверждать, что Франгиз Ализаде, с честью продолжая традиции своих великих учителей Узеира Гаджибейли, Гара Гараева, занимает сегодня ключевую позицию в азербайджанской композиторской школе.
Неслучайно после прослушивания «Mərsiyə» многие присутствующие, делясь своими впечатлениями, говорили о той гордости, которую они испытывают от сознания, что азербайджанской женщине-композитору удалось завоевать столь громкий мировой успех. Эти многочисленные голоса созвучны мнению маститых представителей музыкальной культуры и науки. Напомним все же некоторые из них:
Рейнмар Вагнер: (внучатый племянник великого Рихарда Вагнера, музыковед): «Кто принес новые сочетания, новые идеи, новую окраску, новые тембры в такое явление, как музыка ХХI века? Появилась абсолютно новая волна - восточноевропейская, привнесшая свежие идеи. И тогда, когда широкая публика уже отвернулась от современной музыки, эта волна смогла вновь притянуть ее к себе. Речь идет о музыке Арво Пярта, Софьи Губайдулиной и Франгиз Ализаде».
Мстислав Ростропович: «Талантливейший композитор, завоевавший мировое признание, обладатель одного из самых высоких композиторских рейтингов - это настоящая азербайджанка Франгиз».
Эдисон Денисов: «Такого исполнения моего произведения «Знаки на белом» я никогда не слышал. И это не случайно, так как Франгиз Ализаде не просто пианистка, а пианистка-композитор. Именно поэтому она тонко чувствует идею автора. В ее игре слышна богатейшая тембровая палитра».
İrish Times: «В огромном океане современной музыки творчество Франгиз Ализаде узнаваемо. У нее есть свой неповторимый «голос», который невозможно спутать ни с чем».
Гюльрух Алибейли: «Она (Франгиз Ализаде) принадлежит к редким натурам, о которых говорят: «Я преклоняюсь перед теми, кто даже в самые невыносимые времена способен творить. В эти мгновения они будто возносятся над развалинами, говоря со звездами».
В одном из интервью автору данной публикации Франгиз ханым поделилась своей жизненной позицией: «А вот мне близка концепция не конца света, а созидания». Что ж, подтверждением сказанному может служить все творчество Ф.Ализаде, ее славные деяния, направленные на процветание национального искусства страны, вносящие весомый вклад в создание высокого имиджа Азербайджана на безграничном мировом пространстве.
Рая АББАСОВА
Каспiй.-2016.- 19 мая.- С.10-11.