Шовкет - значит величие

 

Первой азербайджанской оперной певице посвящается

 

ПАМЯТЬ

 

Стык эпох - время всегда непростое. Серьезные социально-общественные катаклизмы, устрашающие явления природы и в то же время - яркие открытия в науке, создание бессмертных произведений искусства, появление исключительно талантливых творческих деятелей. Именно к этой когорте незаурядных личностей с полным правом можно отнести Шовкет Гасан гызы Мамедову - первую азербайджанскую оперную певицу, сыгравшую основополагающую роль в становлении и развитии национального оперно-исполнительского искусства.

 

Пройдя великую школу итальянского вокального искусства, прочувствовав до мельчайших элементов особенности азербайджанского национального пения, а также русской певческой культуры, Шовкет ханым на основе столь ценного симбиоза создала свой новаторский стиль оперного пения. С позиции современных определений ее деятельность может быть рассмотрена как убедительное доказательство непреходящей ценности идей мультикультурализма, об истинной значимости которых активно говорят наши современники.

 

Шовкет

 

Бытует мнение, что имя, данное ребенку при рождении, многое определяет в его судьбе. Такое утверждение не является аксиомой, но в случае с главным персонажем данного повествования имеет довольно основательное подтверждение. Значение имени Шовкет истолковывается как «величие», «великолепие», «блеск». А разве не этими эпитетами можно охарактеризовать личность Шовкет Мамедовой - величественной в своих достижениях, блистательной в творчестве певицы, слава о которой разнеслась далеко за пределами ее родной страны!

 

Шовкет Гасан гызы Мамедова родилась 18 апреля 1897 года в Тифлисе (ныне - Тбилиси). Ее отец (сапожник по профессии) был родом из селения Гоша Кимле Борчалинского уезда Тифлисской губернии, а мать - Хуршуд Султанова - из самого Тифлиса. Хуршуд вела хозяйство, воспитывала дочь, а со временем у четы Мамедовых появился и сын Мугбиль. Шовкет обладала богатым слухом и прекрасной памятью. Не удивительно, что, разговаривая дома на родном азербайджанском, она еще в детстве усвоила русский и языки народов Закавказья, на которых совершенно свободно изъяснялась. Такое ценное приобретение позволило Ш.Мамедовой в будущем исполнять инонациональные оперы на языке оригинала.

 

Жизнь. Контрасты

 

Событием для семьи Мамедовых стало появление в доме фортепиано, купленного одним из братьев Хуршуд ханым. За полгода под руководством молодой пианистки Левиной (впоследствии - супруга дирижера А.Самосуда), Шовкет достигла значительных успехов, что позволило ей поступить в Тифлисское музыкальное училище. Девочке было 10 лет, когда на гастроли в Грузию приехала известная итальянская певица Аида Гонзака (колоратурное сопрано). Шовкет посчастливилось услышать «Риголетто» Джерди и «Лакме» Л.Делиба с участием этой замечательной певицы, и именно тогда у нее зародилось желание учиться в Италии и посвятить себя сцене.

 

После смерти Гасана Мамедова, последовавшей в 1910 году, его семья практически лишилась средств существования. Положение было крайне тяжелым, но, видимо, сама Высшая Сила взяла на себя заботу о талантливой девочке, которой уготовила особую миссию - стать первой азербайджанской оперной певицей.

 

Отдельные эпизоды жизни Шовкет ханым складываются в панораму ее становления как яркой, многогранной личности. Первым шагом на пути к будущей славе можно считать ее выступление (21 марта 1910 года) на благотворительном вечере, проводимом Тифлисским артистическим обществом под патронатом супруги наместника царя на Кавказе графа Воронцова-Дашкова. Именно эта знатная дама обратилась к генералу Каджару с просьбой отыскать исполнительницу-мусульманку для участия в концертной программе вечера. Выбор пал на Шовкет.

 

В роскошном зале перед высокой аристократической аудиторией она исполнила старинный итальянский романс, а также «Арзу» А.Рубинштейна и азербайджанскую народную песню. Публика, восхищенная уникальным талантом тринадцатилетней певицы, встретила ее выступление овациями. Видя такой успех, графиня предложила спонсировать учебу Шовкет в Петербурге, но семья девочки, по совету близких друзей, отказалась от столь щедрого предложения, опасаясь в будущем возможной зависимости от влиятельных покровителей.

 

Нефтяной бум

 

В начале ХХ столетия Баку охватил «нефтяной бум», преобразивший город в мощный промышленный центр. Именно в этот период появляется целая плеяда знаменитых бакинских нефтепромышленников и меценатов, оставивших яркий след в истории своей страны: Г.З.Тагиев, А.Нагиев, А.Асадуллаев, А.Мухтаров и др. Было бы несправедливо в данном контексте умолчать о замечательных женщинах-аристократках, деятельность которых была ориентирована на просветительство. Так, благотворительные акции, осуществляемые на рубеже веков супругами названных меценатов, способствовали бурному культурному подъему Баку. В числе этих благороднейших представительниц бакинской знати была и Сона ханым Тагиева-Араблинская - супруга и сподвижница Гаджи Зейналабдина Тагиева.

 

У истоков профессии

 

Завершив в 1911 году учебу в Тифлисском музыкальном училище, Шовкет с бабушкой переезжают в Баку, где останавливаются в доме известного врача и публициста Абдулхалыга Ахундова. Услышав пение Шовкет и узнав о ее мечте учиться в Италии, супруга А.Ахундова - Сурайя ханым - решила сделать все возможное, чтобы помочь талантливой девушке. С этой целью она обратилась к Соне ханым, и буквально на следующий день Шовкет была назначена аудиенция в Тагиевском дворце…

 

Сона ханым с доброжелательной улыбкой выслушала взволнованную речь Шовкет, растерявшуюся от великолепия дворца. Еще больше смутило девушку появление самого Тагиева. Узнав о стремлении Шовкет к образованию, он предложил ей учиться в основанной им гимназии. Поблагодарив за участие и лестное предложение, девушка, пересилив смущение, стала говорить о своем горячем желании учиться музыке, не забыв упомянуть и об Италии. Она была столь убедительна, что меценат без всякого колебания дал положительный ответ. И уже на следующий день Шовкет получила 200 рублей (на то время - большие деньги), а также устное заверение в том, что ежемесячно ей будут пересылать пособие в размере 40 рублей. Благодаря такой поддержке Шовкет смогла продолжить свое образование в знаменитой Миланской консерватории. На тот момент ей было всего 14 лет.

 

Под руководством Дотти Амброзио - некогда знаменитой солистки театра La Scala - Шовкет делает серьезные успехи, шаг за шагом овладевая профессиональными секретами избранной профессии. Ее голос (лирико-колоратурное сопрано) звучит все увереннее, с легкостью преодолевая технические и выразительные сложности разучиваемых сочинений. Однако спустя несколько месяцев прекратилось поступление тагиевского пособия. Лишившись финансовой поддержки, Шовкет ничего другого не оставалось, как вернуться домой…

 

Замужество

 

В период пребывания в Италии Шовкет познакомилась со студентом Миланского политехнического института Яковом Любарским, который привлек ее внимание своей широкой образованностью и яркими музыкальными способностями. Забегая вперед, отметим, что дружба, возникшая между молодыми людьми, в скором времени перерастет в сильное чувство и в 1915 году они поженятся.

 

Любарскому, как молодому инженеру, предстояло пройти дополнительный курс обучения в одном из вузов Киева, и молодые супруги уехали в Украину. Пребывание в Киеве, занятия (в качестве вольнослушателя) в Киевской консерватории, в классе профессора А.Н.Шперлинг (1917 - 1921), под руководством которой Шовкет разучила значительную часть своего внушительного оперного репертуара, благотворно сказались на росте ее исполнительского мастерства.

 

Много позже в своих воспоминаниях Ш.Мамедова неоднократно будет говорить о той поддержке и внимании, которые она постоянно ощущала от своего супруга на протяжении 21 года их совместной жизни. Внезапная смерть мужа от кровоизлияния в мозг (Я.Любарскому было всего 44) тяжело отразилась на Ш.Мамедовой, отказавшейся от выступлений на сцене на протяжении всего текущего сезона…

 

Но все это было позже. А пока, оставшись без тагиевского пособия, молодая певица искала способ вернуться домой. Благодаря поддержке друзей она в скором времени ступила на бакинскую землю.

 

Возвращение

 

Знания и профессиональный опыт, которыми были отмечены годы пребывания Шовкет в Тифлисе, Милане и Киеве, составили высококачественный образовательный уровень, позволивший ее дарованию обрести неповторимую индивидуальность, ярче засверкать уникальному таланту. К тому времени в Баку уже знали об успехах молодой певицы. Передовая творческая интеллигенция во главе с композиторами Узаджибейли и М.Магомаевым с нетерпением ждала ее возвращения. По законам шариата выход женщины на сценическую площадку считался страшным грехом, и потому все надежды на преодоление такого пережитка связывали с Шовкет - певицей, соприкоснувшейся с западноевропейским образованием и сценическим искусством.

 

Из воспоминаний Ш.Мамедовой: «Наша первая встреча с Узеир беком произошла в 1912 году и оставила глубокий след в моей жизни. Узнав, что из-за недостатка средств я была вынуждена прервать свое музыкальное образование, Узеир бек предложил организовать спектакль и на вырученные деньги отправить меня в Италию для продолжения учебы».

 

В появившихся в городе афишах извещалось, что 13 апреля 1912 года на сцене бывшего Тагиевского театра (ныне - Азербайджанский государственный музыкальный театр) будет проведен благотворительный показ музкомедии «Муж и жена» Узаджибейли. После спектакля Шовкет должна была исполнить несколько вокальных номеров под аккомпанемент Я.Любарского (весь сбор от спектакля предполагалось передать Ш.Мамедовой).

 

Ничто не предвещало скандала, но оказалось, что среди публики находилась группа ортодоксов, пришедших в театр с целью не допустить выхода на сцену мусульманской женщины. Угрозы, оскорбления сыпались в адрес «вероотступницы», «нечестивой девчонки». Дело принимало опасный оборот, и Узеир Гаджибейли вместе с друзьями, укутав Шовкет в чью-то чадру, вывели ее через черный ход.

 

Разъяренная толпа громила театр. Кассу опечатали, а выручку в 1500 рублей, предназначенную для оплаты учебы Шовкет в Италии, конфисковали. Спустя несколько дней в журнале «Ишыг» появилась заметка, в которой говорилось, что Шовкет Мамедова - ужасный пример для жен и дочерей, который может привести к тому, что «наши женщины начнут танцевать в балете!». Такие «опасения» были не напрасны. Пройдет всего лишь немногим более полутора десятка лет, и на сцене появится первая балерина-азербайджанка - блистательная Гамэр Алмасзаде.

 

Оставаться в Баку для Шовкет стало небезопасно. Под покровом ночи ее удалось посадить в поезд, следующий в Тифлис. В Баку она вернется лишь спустя восемь лет, успев за эти годы завершить свое среднее образование, как уже отмечалось, выйти замуж за Я.Любарского и продолжить учебу в Киевской консерватории.

 

Рейнгольд Глиэр

 

С Рейнгольдом Морицевичем Глиэром Шовкет Мамедова познакомилась в Киеве. В тот период Глиэр был ректором и преподавателем Киевской консерватории. Он неоднократно аккомпанировал на концертах Шовкет, и через нее многое узнал об азербайджанской музыкальной культуре.

 

«Жизнь меня сталкивала со многими интересными и выдающимися людьми, но в моей памяти особое место занимает Р.М.Глиэр - бесконечно скромный и бескорыстный человек, - вспоминала Шовкет ханым. - Глиэр полюбил наш народ, высоко ценил нашу народную музыку и сделал многое для развития азербайджанского оперного искусства».

 

Возникшая у Шовкет ханым мысль о написании Р.Глиэром национальной оперы, созданной в европейских традициях, нашла поддержку у Наркомпроса, который и обратился к знаменитому композитору с таким предложением. Важным эпизодом в период начала работы над оперой явилась поездка Глиэра в Карабах. С большим вниманием он знакомился здесь с искусством мугама и его профессиональными исполнителями. Новые впечатления и знания помогли композитору создать историческую по своей значимости оперу «Шахсенем» (1934), которую он посвятил блистательной Шовкет Мамедовой.

 

Деятельность

 

С 1921 года Ш.Мамедова ведет активную концертную деятельность: гастролирует в Москве, Ленинграде, Париже, Милане, Тебризе и Тбилиси. В ее репертуаре - лучшие образцы западноевропейского, русского и азербайджанского оперного искусства. Почетным для певицы было участие во Всемирной выставке декоративного искусства (1925), проводимой в Сорбонне (Франция). Уже на тот период репертуар Шовкет ханым поражал своим масштабом, значимостью его каждой единицы.

 

Высокий творческий потенциал этой неординарной личности проявлялся не только в исполнительском искусстве, но и в ее вызывающей уважение многогранной деятельности. По инициативе и при непосредственном участии Ш.Мамедовой в 1923 году был создан первый в Азербайджане Театральный колледж (ныне Азербайджанский государственный университет культуры и искусств), который она и возглавила. Буквально на следующий год Шовкет ханым основала в Баку Республиканское нотное издательство. Как руководитель, в числе первостепенных задач издательства она рассматривала публикацию обработок азербайджанских народных песен. Тем самым были созданы благоприятные условия для более широкой популяризации и изучения музыкального фольклора Азербайджана.

 

Будучи максимально требовательной к себе, Ш.Мамедова, несмотря на такую масштабную и ответственную деятельность, решает совершенствовать свое исполнительское мастерство в Милане и Париже (1927 - 1930). Успешно выполнив поставленную перед собой задачу, она возвращается в Баку, где продолжает работать в Азербайджанском государственном театре оперы и балета. В 1939 году ей поручают руководство этим театром, а несколько позже - и Театральным обществом Азербайджана (ныне - Союз театральных деятелей).

 

Большой сценический и педагогический опыт, аналитический взгляд на проблемы музыкального искусства позволили Ш.Мамедовой раскрыть еще одну грань своего дарования. В 1931 году выходит в свет ее книга «Пути развития азербайджанского музыкального театра», в которой автор рассматривает специфические особенности подготовки вокалистов для оперной сцены, декларирует идеи мультикультурализма, ратуя за взаимосвязь музыкальных культур разных народов.

 

Одна из ярких страниц биографии блистательной певицы - ее участие в Декаде азербайджанского искусства и литературы в Москве (1938), в рамках которой была показана и опера Р.Глиэра «Шахсенем» с Шовкет Мамедовой в главной роли. В том же году по итогам Декады первой азербайджанской оперной певице Ш.Мамедовой присвоено высокое звание «Народный артист СССР».

 

Покинув сцену (1948), Шовкет ханым переключает все свое внимание на педагогическую деятельность. С 1946 по 1950 год она заведует вокальной кафедрой Азербайджанской государственной консерватории (ныне - БМА им. Узаджибейли), где преподает до конца жизни. Чтобы понять, сколь высоким был педагогический талант Ш.Мамедовой, достаточно назвать ее прославленных учеников: Франгиз Ахмедова, Муслим Магомаев, Хураман и Фидан Касимовы и многие другие. Творческая и преподавательская деятельность Ш.Г.Мамедовой были высоко оценены: кавалер двух орденов Ленина, орденов Трудового Красного Знамени и «Знак почета», ряда медалей СССР.

 

Величие

 

Народная артистка СССР, лауреат Государственной премии, профессор Шовкет Гасан гызы Мамедова покинула этот мир, не дожив до своего 84-летия всего два месяца. В последние годы она занималась со своими учениками дома. Несмотря на солидный возраст, ничто не предвещало ее ухода. Она жила музыкой, работой, продолжая заниматься учениками (теперь уже не в консерватории, а дома), которые были для нее неиссякаемым источником вдохновения. Казалось, время забыло о ней. А может быть, всем, кто ее знал, кто общался с этой удивительной женщиной, хотелось верить в такое чудо? Но… Как и обычно, утром 8 июня 1981 года, ничего не подозревая, на занятия к любимому педагогу пришли студенты…

 

С того печального момента прошло немало времени, но и сегодня в Азербайджане с чувством гордости и благодарности говорят о первой азербайджанской оперной певице Шовкет Мамедовой. Ее подвиг длиною в жизнь имеет свое начало - 13 апреля 1912 года, когда пятнадцатилетняя девушка, ломая стереотипы отжившего прошлого, рискуя своей жизнью, вышла на театральную сцену, став глашатаем идей нового периода развития музыкального театра в Азербайджане.

 

На фасаде одного из архитектурных домов, расположенных в центре Баку, установлена мемориальная доска, на которой указано, что здесь жила великая певица Шовкет Мамедова. Люди, проходя мимо, невольно замедляют шаг. Вглядываясь в это посмертное посвящение, они испытывают гордость за свою землю, за свой народ, подарившие миру бессмертное искусство по имени Шовкет Мамедова.

 

Рая АББАСОВА

Каспiй .-2016.- 21 мая.- С.10-11.