Звучи, мой тар!
Рамиз Гулиев в макрокосмосе азербайджанской культуры
РЕЦЕНЗИЯ
Воистину большим подарком поклонникам и ценителям замечательного исполнительского мастерства народного артиста Азербайджана, профессора Рамиза Гулиева стала изданная в миниатюрном формате (50х60 мм) на двух языках - азербайджанском и русском - и вышедшая в свет в типографии Indigo книга «Звучи, мой тар». Инициатором ее выпуска стал Музей миниатюрной книги в лице его создателя, неутомимого энтузиаста и несгибаемого патриота, заслуженного работника культуры Азербайджанской Республики Зарифы Салаховой.
Как всегда с любовью и хорошим вкусом подготовленная к юбилею мастера, книга знакомит читателей с неповторимым и, конечно же, новаторским искусством этого выдающегося исполнителя, в чьих руках тар, азербайджанский национальный музыкальный инструмент, демонстрирует, каким, по словам специалистов, чудом он может стать.
Опубликованные в 300-страничной мини-книге материалы знакомят читателя с высказываниями известных деятелей мировой культуры и науки о творческом таланте ее героя. А в этом ряду - и поэт из Южного Азербайджана Шахрияр, и ученые-музыковеды: алжирец Джидди, француз Жан Дюринг, американец, профессор Земцовский, немецкий искусствовед Штокман; и известный турецкий композитор Аднан Сайгун, и музыкант мировой славы Мстислав Ростропович, и российский академик, руководитель оркестра народных инструментов Николай Некрасов, а также лучшие представители музыкальной культуры нашей страны Фикрет Амиров, Ниязи, Тофик Гулиев, Рауф Гаджиев, Васиф Адыгезалов, Азер Рзаев и Рашид Бейбутов, поэты Бахтияр Вахабзаде, Рамиз Мамедзаде, Вахид Азиз, Ашуг Улдуз Сенмяз, ученые Васим Мамедалиев, членкор Национальной академии наук, и Ариз Абдулалиев, особо подчеркнувший, что Рамиз Гулиев стал первым профессиональным таристом, удостоенным Государственной премии своей родины - Азербайджана.
Выражая восторг и поклонение непревзойденному искусству мастера, авторы посвященных ему публикаций подчеркивают и то, что Рамизу Гулиеву в немалой степени принадлежит заслуга в том, что искусство исполнения на таре включено в Репрезентативный список UNESCO. Получив по своему историческому значению признание широких кругов представителей культуры и искусства ряда стран, международной музыкальной общественности, высокое мастерство исполнения на таре принято как нематериальное культурное наследие мира. И тут, конечно же, как отмечается в статьях, собранных в мини-книге, следует также особо выделить огромную роль президента Фонда Гейдара Алиева, посла Доброй воли UNESCO и ISESCO, первой леди нашей страны Мехрибан Алиевой.
Рассматривая творчество профессора Рамиза Гулиева как явление в азербайджанской музыке, как музыкальный феномен, кандидат искусствоведения Камиля Дадаш-заде по праву называет его создателем новой страницы летописи азербайджанского тара. Говоря о таких замечательных таристах, как Садыхджан, К.Примов, А.Бакиханов, Г.Мамедов, Б.Мансуров и др., вписавших яркие страницы в историю исполнительской культуры, автор предлагаемой в миниатюрной книге статьи представляет признанного ныне во всем мире тариста-исполнителя Рамиза Гулиева музыкантом, которому «удалось совершить прорыв в новое, созвучное времени музыкальное измерение… продолжить начатый великим Уз.Гаджибейли диалог между Востоком и Западом». Действительно, нельзя не согласиться с утверждением авторитетных музыкантов о том, что благодаря гулиевскому мастерству тар преобразился в универсальный инструмент, которому подвластно исполнение как древнейших мугамов, так и самых последних авангардных сочинений.
Что касается мугамов, то, по мнению профессионалов, у Рамиза Гулиева - свой, особый мир мугама, к художественному совершенствованию которого он постоянно стремится…
Две статьи, включенные в миниатюрную книгу, принадлежат профессору Бакинской музыкальной академии имени Уз.Гаджибейли Солмаз Касимовой. В одной из них автор очень проникновенно, с большой теплотой характеризует все более оттачиваемое исполнительское мастерство сына мастера - Эйюба Гулиева, в котором, по мнению С.Касимовой, чуть ли не с детства или, во всяком случае, с ранней юности, «зародилось и зреет странное и сложное чувство под названием «одержимость» - тугая и прочная сила воли, упорство, любовь и вера». Отсюда, видимо, - его искренность, эмоциональность, тонкость и осмысленность исполнения…
К счастью, учиться юному таристу было у кого!
В статье «Рамиз Гулиев в макрокосмосе азербайджанской культуры», также представленной в мини-книге, профессор С.Касимова делится с читателем секретами своего - не профессионала, а просто человека - восприятия исполнительского искусства этого удивительного музыканта. «Его игра на таре,- пишет Солмаз Касимова,- всегда рождает у каждого слушателя… веру в жизнь, в мудрость и душевную красоту нашего народа». Достигается это исполнителем, думаю, отмеченным и автором статьи, феноменальным сочетанием виртуозности - ведь неспроста Рамиза Гулиева называют виртуозом Востока - с редкой поэзией чувства, а глубокой эмоциональности - с мягкой лирикой и искренностью. Помнится, еще маэстро Ниязи, наш выдающийся музыкант, считал, что у Рамиза Гулиева свой, оригинальный почерк в исполнительстве. Его нетрудно узнать с первых же фраз исполняемых им мугамов.
Да и только ли мугамов?! Где бы ни выступал наш соотечественник, какую бы программу ни представлял - а она зачастую состоит не только из мугамов, но и из произведений композиторов разных времен и национальностей, - его исполнение всегда вызывает восторг и волнение. Объясняют это специалисты тем, что игра Рамиза Гулиева при каждом последующем выступлении содержит что-то новое и непривычное, вызывающее удивление. Тар в его руках превращается в некий «говорящий» инструмент, способный подарить слушателям самые высокие, самые красивые чувства. Это подтверждают многочисленные слушатели…
В каком только уголке родного Азербайджана не звучал тар Рамиза Гулиева! Однако неоднократно восхищались искусством мастера и его поклонники в зарубежных странах, где ему доводилось гастролировать. Нашему земляку восторженно аплодировали в Турции, Иране, Египте и Ираке, в Тунисе, Алжире, Пакистане и Индии, в Германии, Голландии, Швеции, Румынии, Франции, Болгарии и Швейцарии, своим неординарным искусством он завоевывал сердца слушателей США, Японии, Китая… И совсем не удивительно, что во многих публикациях, посвященных азербайджанскому музыканту, его называли «Паганини тара», ставя в один ряд с великим скрипачом…
Следует заметить, что помимо исполнительского таланта, благодаря которому Рамиз Гулиев достиг редкого технического мастерства и пластики звучания тара, привлекает и правильный подбор исполняемых произведений, умение передать творческий замысел авторов. В репертуаре мастера - Моцарт, Мендельсон, Россини, Лист, Дворжак, Брамс, Рубинштейн, Рахманинов, а также концерты азербайджанских композиторов для тара с оркестром, сольные пьесы, обработки вокальных сочинений и т.д. Словом, ему, его природному таланту, несомненно, обогащенному и отточенному непрекращающимся трудом во имя достижения совершенства, в самом деле подвластен, как видно, любой репертуар. И все же на необычайную высоту он, продолжив традиции мастеров прошлого, поднял искусство исполнения мугамов. С особым трепетом звучит тар при исполнении Рамизом Гулиевым мугама «Сейгях», того самого, кусочек которого, как говорят специалисты, имеет в сердце каждый азербайджанец. Ведь погружаясь в его звуки, ты словно слышишь голос своего сердца, своей души…
И тут я полностью присоединяюсь к словам, высказанным когда-то нашим замечательным, любимым народом композитором Тофиком Гулиевым, назвавшим героя миниатюрной книги, которую читаю с огромным интересом и благодарностью к ее издателям, первым или лучшим таристом не только Азербайджана, но и всего Ближнего Востока…
…Музыка вошла в жизнь Рамиза Гулиева с раннего детства: ведь родом он из Агдамского района, музыкальность жителей которого широко известна. Потому первой ступенькой в мир большой музыки стала для него местная музыкальная школа, где будущий мастер изучил традиции народного творчества. Затем была в его жизни консерватория, учебу в которой он завершил по классу народных инструментов. Буквально влюбившись в тар, молодой музыкант стремится отшлифовать свое мастерство, расширить возможности инструмента. Этому немало помогало общение с известными исполнителями - мастерами музыкального искусства, знакомство с творчеством Узеира Гаджибейли, М.Магомаева, Г.Гараева, Ф.Амирова, Дж.Гаджиева, С.Рустамова и др.
Окончив консерваторию, Рамиз Гулиев, одновременно с исполнительской деятельностью начинает свой путь педагога. Уже многие годы он с огромной заботой готовит молодых исполнителей, заботясь не только об их игре на таре, но и формировании музыканта в целом… Готовя своих учеников к большой творческой жизни, он создает для них специальную учебную литературу, составляет программы, помогая таким образом росту исполнительских кадров… Недаром многие его воспитанники становятся лауреатами различных фестивалей, призерами конкурсов. А о сыне мастера - Эйюбе тонкий знаток народной музыки Тофик Гулиев сказал как-то после его концерта: «Это более чем талантливо. Это - чудо!»…
…Миниатюрная книга, рассказывающая о нашем земляке, народном артисте Азербайджана, выдающемся таристе, профессоре Рамизе Гулиеве, завершается почти тридцатью цветными фотоиллюстрациями, на каждой из которых запечатлен какой-то очень важный момент из жизни музыканта…
В заключение хотелось бы обратиться к словам великого индуса Рабиндраната Тагора, приведенным в одной из публикаций миниатюрного издания.
«…Нация обязана, - сказал Р.Тагор, - сделать всеобщим достоянием то лучшее, что есть у нее…». Если исходить из этого утверждения, можно считать, что с очень доброй и полезной инициативой выступил Музей миниатюрной книги Зарифы Салаховой, новым своим изданием еще раз привлекший внимание к творчеству нашего, несомненно, выдающегося современника, чье талантливое искусство дарит нам радость и счастье…
Эльмира АЛИЕВА,
заслуженный журналист
Азербайджана
Каспiй.-2016.- 21 мая.- С.19.