Визитная карточка скульптура

 

        Фуад Абдурахманов - веха в истории азербайджанского монументализма

 

МАСТЕР

 

Есть деятели искусства, чье творчество теснейшим образом привязано к родной земле, которая служит для них всеобъемлющим источником творческого вдохновения. Именно таков замечательный мастер резца, лауреат Государственной премии и народный художник Азербайджанской ССР Фуад Абдурахманов (1915-1971).

 

Не случайно созданные им скульптуры с момента появления на публике становятся духовным достоянием народа, входят органической частью в систему мировосприятия каждого из нас. Таковы изваянные им памятники Низами Гянджеви, ставшие незаменимым элементом пейзажа Баку и Гянджи, украшающие столицу памятники Самеда Вургуна и Мехти Гусейнзаде, монумент Свободы, которые благодаря силе художественного воздействия без преувеличения вошли в число вневременных творений искусства.

 

Фуад Абдурахманов родился в старинном городе Шеки. В 1932 году окончил отделение живописи Азербайджанского государственного художественного техникума, затем учился на факультете скульптуры Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им.И.Репина (1935-1940), где осваивал секреты скульптурного искусства у ведущих мастеров пластики того времени В.Синайского, В.Богатырева, М.Манизера. Примечательно, что по окончании учебы на живописца на родине молодой Фуад успел создать ряд скульптурных портретов, ставших для него «пробой резца» и наглядно отразивших пластический вкус и степень зрелости автора в этой области. Это портреты выдающихся личностей Азербайджана - писателя и мыслителя М.Ф.Ахундзаде (1932), драматургов Джжаббарлы и А.Хаквердиева (1933), актера Г.Араблинского (1934), композиторов У.Гаджибейли, М.Магомаева, А.Зейналлы (1934), которые ныне хранятся в Азербайджанском государственном театральном музее. При всей реалистичности этих работ в них заметны своеобразная работа с пластикой и тяга автора к художественным обобщениям, что необходимо записать в его бесспорный актив.

 

В 1934 году Ф.Абдурахманов представил на выставку, проведенную по случаю 1000-летия великого поэта Востока Фирдовси, скульптуру «Стрелок», наглядно продемонстрировавшую обширный потенциал юного скульптора в передаче характера персонажа методами пластики.

Конец 30-х годов ознаменовался яркими достижениями в творчестве Фуада Абдурахманова. Этот взлет связан с подготовкой к торжествам по случаю 800-летия великого азербайджанского поэта и философа Низами Гянджеви: в 1939 году правительство объявило конкурс на создание официальных живописного и скульптурного портретов Низами. В конкурсе приняли участие как известные, так и начинающие скульпторы, среди авторов почти 60 проектов были М.Аникушин, В.Петров, В.Синайский, К.Мотовилов, К.Мерабишвили, А.Мануйлов, П.Сабсай, Джарьягды. Конкурс проводился в несколько этапов, открытых и закрытых, и к удивлению многих завершился победой молодого и малоизвестного тогда еще азербайджанского скульптора Фуада Абдурахманова. Автор сумел уловить и передать в своей работе морально-психологическую составляющую образа гениального поэта. Ему удалось отлить в бронзе тот образ Низами, который жил в душе народа. Статуя служит ярким пластическим воплощением богатейшего духовного мира персонажа. Отметим, что при работе над лицевой частью статуи скульптор воспользовался портретной картиной художника Газанфара Халыгова, победившей на живописной секции конкурса.

 

Известно, что начало Великой Отечественной войны вынудило отложить все запланированные мероприятия, и торжества по случаю юбилея Низами были проведены только в 1947 году. В Гяндже (тогда Кировабад) состоялось открытие подготовленного Ф.Абдурахмановым второго варианта статуи Низами, за который был удостоен Государственной (Сталинской) премии СССР (1948 г.). Открытие же первого варианта статуи, победившего на правительственном конкурсе, состоялось буквально в следующем году. В обеих статуях автор удачно передал поэтический гений своего персонажа.

 

В 50-е годы знаковым произведением Ф.Абдурахманова, несомненно, является статуя Свободы, или, как ее иначе называют, Свободной женщины Азербайджана. Такое название соответствует господствовавшей в то время коммунистической идеологии и встречало практически всеобщее понимание. Но следует указать, что скульптор в своей работе не столько подлаживался под официальную идеологическую установку, сколько передал дух свободы, значимость факта раскрепощения женщины на Востоке. Будь эта статуя перегружена идеологическими моментами, думается, вряд ли она пережила бы бурные события 80-х годов, прошедшие именно под знаком отрицания коммунистической идеологии и ее символики, - известно, что многие статуи и памятники этой категории позднее загадочно исчезли с улиц и парков.

 

Творчество Фуада Абдурахманова 40-50-х годов отмечено целым рядом портретов известных людей, в которых мы видим способность автора проникать во внутренний мир своего героя, раскрывать характерные черты его личности. Наглядными примерами в этом отношении могут служить скульптурные портреты художников Саттара Бахлулзаде и Рустама Мустафаева (оба -1947), знатного комбайнера Бести Багировой (1951), опять же великого мыслителя Низами Гянджеви (1953), выдающегося поэта Самеда Вургуна (1957).

 

Итак, азербайджанский скульптор, который к 34 годам стал автором двух замечательных статуй великого Низами и был за них удостоен высшей государственной награды СССР, и в дальнейшем создал монументальные произведения, проникнутые высокими художественными ценностями. За статую «Пастух», изготовленную в 1950 году, Ф.Абдурахманов был вторично удостоен Государственной премии СССР (1951).

 

Его творчество снискало авторитет не только в Азербайджане, но и далеко за его пределами, что нашло выражение в группе скульптурных работ, появившихся на главных площадях многих городов. Это памятники Самеда Вургуна (1961) и Мехти Гусейнзаде (1973) в Баку, Сухэ-Батору и Х.Чойбалсану (оба - 1954) в Улан-Баторе (Манголия), Ибн Сине (1975) в Бухаре, статуя Рудаки и бюст С.Айни (оба - 1964) в Душанбе. Наглядным показателем высокой оценки творчества азербайджанского скульптора стала золотая медаль Академии художеств СССР, которой он был удостоен в 1966 году за статую Али Абдуллы Рудаки.

 

60-е годы прошлого века отмечены в творчестве Фуада Абдурахманова наряду с монументальными статуями также работами станковой скульптуры. Среди таковых необходимо упомянуть портретные работы «Молодой рабочий» (1961), «Кубинец Хесус» (1963), «Портрет отличника профессионального училища Халилова» (1962), «Портрет таджикского поэта Рудаки», «Портрет Садреддина Айни» (оба - 1965), «Портрет героя Советского Союза Мехти Гусейнзаде» (1966), «Автопортрет» (1969) - здесь мастер сумел найти запоминающуюся пластическую трактовку каждого образа. Не последнюю роль сыграло также удачное сочетание автором этих портретов различных материалов - гипса, мрамора, бронзы.

 

Фуад Абдурахманов принадлежал к ведущим мастерам резца не только Азербайджана, но и всего СССР. Он работал в различных жанрах скульптуры, однако его творчество отличается цельностью - качеством, которое явилось своего рода визитной карточкой этого незаурядного мастера, навсегда вписавшего свое имя в историю азербайджанского искусства.

 

Фаган ГАСЫМОВ,

член Союза художников Азербайджана

Каспiй.-2016.- 4 ноября.- С.13.