Вернем шедевры Азербайджану,
или Как трон Ширваншахов оказался в Эрмитаже
ИСКУССТВО
Выставка старинного кавказского холодного оружия на прошедшей в начале октября ярмарке-выставке art-Bazel вновь подняла актуальный вопрос о судьбе азербайджанских произведений искусства за границей - ведь не менее половины представленных работ принадлежало отечественным мастерам XVIII-XIX веков.
Событие государственной важности
Интерес европейских ценителей антиквариата к выставке-распродаже холодного оружия свидетельствует о важности сбора материалов о подобных шедеврах. За последний год накопилось много информации для возобновления проведенного в прошлом году музеем «Ичери шехер» в Art Garden («Кичик каравансарай») выставки «Азербайджанское искусство в музеях мира». Историки, искусствоведы и дипломаты давно ждали ее. Сказать, что она вызывала большой интерес, - ничего не сказать. Произошло событие государственной важности. В десятках ведущих музеев Европы и Америки произведения азербайджанских мастеров преподносятся как чаще всего как Made in Iran. Персидские ковры, чеканка, рукописи, миниатюры, ювелирные изделия…
Организатора выставки - сотрудницу музея «Ичери шехер», искусствоведа Ираду Касумову - постоянно приглашают в вузы, школы с лекциями и репродукциями уникальных произведений азербайджанских мастеров в музеях мира. Ее инициатива активизировала сотни студентов и нашу диаспору в странах ЕС. Список этих произведений благодаря энтузиастам все время пополняется. К работе присоединились сотни бывших граждан Азербайджана. Ознакомление посредством интернета с этой выставкой сделало их охотниками за работами азербайджанских мастеров. Идет сбор информации о сотнях произведений искусства, представленных чаще как работы иранских мастеров. Сейчас начата подготовка ко второй выставке, которая состоится в одной из галерей «Ичери шехер».
- Многолетние усилия профессора искусствоведения Расима Эфенди, других экспертов Министерства культуры, сотрудников наших посольств начали давать результаты, - считает И.Касумова. - Например, сейчас на табличке рядом со знаменитым ковром «Шейх Сефи» в лондонском Музее Виктории и Альберта значится: «Ковер создан в Южном Азербайджане, город Ардебиль», а раньше была надпись «Персия». Но это только начало сложного процесса. Надо бороться за каждый экспонат, доказывать его принадлежность нашей культуре. Наши эксперты должны привести убедительные для администрации ведущих музеев мира доказательства, и сейчас дело, наконец, сдвинулось с мертвой точки.
Приведу пример, насколько это трудоемкий процесс и с какими сложностями, очень медленно арт-дилеры и дирекция ведущих музеев избавляются от штампов. Азербайджанские искусствоведы аргументированно и грамотно выстраивают тактику работы и помогают избавляться от стереотипов. За каждое значимое произведение идет борьба. Допустим, в знаменитом музее «Метрополитен» (Нью-Йорк) выставлен не менее прекрасный азербайджанский ковер, долгие годы числившийся за Ираном. На табличке написано: «Иран, государство Аг гоюнлу». А ведь это азербайджанское государство, и теперь надо представить музею историческую справку, предстоит длительная работа по восстановлению справедливости. Мы доказываем не только древность традиций ковроткачества в данном случае, но и уникальность других произведений многовековой истории азербайджанской государственности. Например, трон азербайджанских правителей, хранящийся в стамбульском музее «Топ капы».
В этом смысле проведение таких выставок и издание книг об азербайджанских шедеврах в музеях мира имеет большое политическое значение. Эта работа призвана наращивать усилия экспертов, дипломатического корпуса и нашей диаспоры в сборе информации и систематизации материалов об азербайджанских произведениях в зарубежных музеях и частных коллекциях, а заодно - и может быть, даже в первую очередь - предоставлять информацию об азербайджанском авторстве экспонатов дирекции музеев.
От Сефевидов до наших дней
Во многих ведущих музеях Грузии, Армении, Ирана, Турции, России, Англии, Франции демонстрируется большое количество таких артефактов. Например, экспозиция проведенной выставки состояла из десяти фотостендов, всего 80 экспонатов. Два стенда представляли фотографии произведений азербайджанских мастеров в музеях США, два - Англии, два - России, ну, и по одному музею во Франции, Турции, Иране. Были также экспонаты из хранилищ произведений искусства в Грузии, Голландии, Швейцарии, Италии. В основном это ковры, на втором месте - миниатюры, на третьем - работы ювелиров, краснодеревщиков, оружейников, а также чеканка по металлу. Все экспонаты хранятся в ведущих музеях столиц вышеперечисленных стран, причем количество выявленных произведений растет изо дня в день.
70 книг - в общем-то, немалая толика, и это в одной только библиотеке Ватикана. Именно столько рукописей азербайджанских авторов, исторических документов и договоров между правителями Азербайджана и Италии в XI-XVII веках за время работы в архивах выявил профессор Фарид Алекперли. А ведь эти документы - основа для написания истории азербайджанской дипломатии в период до вхождения в состав Российской империи. Об интенсивности контактов правителей азербайджанских ханств с Ватиканом, с городами Италии свидетельствует продемонстрированные музеем «Ичери шехер» фотографии портретов шаха Исмаила и его деда - шаха Узун Гасана, подлинники которых находятся в музеях Флоренции. Оба портрета преподнесены в дар азербайджанскими правителями. Ответные подарки их итальянских партнеров были вывезены из Азербайджана и по сей день хранятся в музеях Ирана и России, что еще раз доказывает важность освещения проблемы возвращения Азербайджану произведений наших мастеров.
Неоднократно искусствовед Расим Эфенди поднимал вопрос о возвращении шедевров на родину и создании копий самых известных произведений, в числе которых знаменитый трон шаха Ибрагима I из династии Ширваншахов (1382-1417). Это одно из самых популярных в мире произведений азербайджанских мастеров, изготовленное из орехового и железного дерева. Высота трона - 1,7 метра, вес - 60 кг, а сам он был украшен мастером-ювелиром Гаджи Сульхеддином Ширвани золотом и 200 алмазами, мозаика выложена сурами из Корана. Трон представляет собой образец тонкой мозаики по дереву, разной по тону и текстуре, с применением перламутра, драгоценных камней и золота. Из них Гаджи Ширвани создал великолепные узоры, превратив трон в подлинное произведение искусства.
Позже придворный мастер Людовика XIV Андре Буль (1642-1732) разовьет этот стиль и добавит в узоры слоновую кость, панцирь черепахи, бронзу и медь, сохранив главное: великолепие трона правителя подчеркивается богатой цветовой палитрой. А.Буль создает самый популярный стиль мебели в эпоху классицизма и рококо. В основе так называемого «маркетри» - работа Гаджи Ширвани.
В 1501 году шах Исмаил Хатаи наносит поражение внуку Ибрагима I - Фарруху Ясару, после чего трон был перевезен в Тебриз и позднее преподнесен в дар правителю Фарахабада - Музаффар хану. Казаки Степана Разина (1630-1671) разграбили Фарахабад и вывезли трон в Самару, а в начале XX века его приобретает миллионер-меценат Савва Морозов и преподносит царю Николаю II в честь 300-летия правления дома Романовых. В настоящее время трон Ширваншахов находится в Эрмитаже.
«Прихватизации» не подлежит
Произведения искусства позволяют точнее осветить историю азербайджанской дипломатии эпохи Ренессанса. Во всех столичных музеях соседних стран в изобилии выставлены произведения азербайджанских мастеров средневековья. Ни в одном из государств не преодолен соблазн присвоить эти произведения путем их «национализации». Достаточно рассказать только об одном экспонате, чтобы обозначить государственные масштабы работы экспертов и искусствоведов, стоящей за выставкой.
Ковер «Шейх Сафи» был создан по заказу Тахмасиба I - сына шаха Исмаила, основателя азербайджанской династии Сефевидов. Площадь уникального ковра - 56 квадратных метров. Именно таковой по размерам была усыпальница шейха Сафи ад-Дина в Ардебиле. Уникальность ковра - в главном критерии его качества - плотности узлов, она составляет 340 узлов на квадратный дюйм, и это непревзойденный результат. По краям его мастер выткал строки из бейта Хафиза: «Нет у меня пристанища в мире, кроме порога твоего. Нет защиты мне, кроме этого места. Работа раба святого места Макуда Кашани». В 1892 году ковер, названный «чудом Востока», был выставлен на аукцион в Лондоне. Приобретен Музеем Виктории и Альберта по астрономической по тем временам цене - 2000 фунтов стерлингов. Выставляется в зале «Ислам-арт» под бронированным стеклом.
Нашим искусствоведам предстоит большая и сложная работа - обнаружить и доказать азербайджанское авторство экспонатов. Здесь масса проблем: например, одна из ценнейших прижизненных книг Низами «Хамсе» находится в хранилище библиотеки им.Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербурге, а вырезанные из нее миниатюры - в лондонском Музее Виктории и Альберта. С двумя государствами вести переговоры об одном и том же экспонате гораздо труднее. Сложность обмена подлинниками в том, что каждый из них стал легендой в стране пребывания. В Грузии железные ворота Гянджи хранятся в Гелатском монастыре в Кутаиси как символ воинской победы грузинского царя.
Под этим предлогом их ни разу не позволили вывезти на выставку в Гянджу, тем более - произвести обмен. Между тем грузинская легенда о военной победе далека от реальности. Когда землетрясение 30 сентября 1139 года полностью разрушило Гянджу, войско грузинского царя Деметре IV вывезло из покинутого ханом и жителями города железные ворота...
Во Флоренции находятся портреты шаха Исмаила и Узун Гасана; портрет шаха Аббаса - в России. Выставка портретов этих государственных деятелей и азербайджанских рукописей из библиотеки Ватикана - давняя красивая мечта Баку. Если уж эта фотовыставка вызвала такой интерес, то стократ выше он будет к вернисажу подлинников. Долгие годы ведутся переговоры о выставке азербайджанских работ из коллекции музея «Топ капы» в Стамбуле.
- Публикации об азербайджанском искусстве в музеях мира призваны обратить внимание на важную проблему, - говорит директор музея «Ичери шехер» Эльхан Ахвердиев. - Долгие годы происходило преднамеренное искажение, произведения культуры Азербайджана приписывались другим странам. Например, знаменитый азербайджанский ковер «Шейх Сафи» был представлен как «персидский». Источник информации и фотодокументы для выявления работ наших мастеров - замечательная книга Расима Эфенди «Искусство Азербайджана в музеях мира», где приводятся поразительные факты. Например, создание знаменитого глобуса звездного неба, хранящегося в Дрезденском музее, приписывается арабским мастерам, изготовившим его под руководством арабских астрономов. На самом деле этот глобус был выполнен для созданной астроном Насиреддином Туси обсерватории в Мараге азербайджанским мастером Мухамедом Мювяйидом аль-Уруди в 1279 году.
Одна из самых интересных работ - боевой щит, силой воображения мастера XVI века Мухамеда Зернишана превращенный в произведение искусства. Он преподнесен шамахинскими купцами в дар российскому царю Михаилу Федоровичу. На щите мастер изобразил сцены охоты со знаменитой миниатюры азербайджанского художника Солтана Мухаммеда «Шахская охота». Карнавальная идея превратить боевой щит в художественное произведение как вызов войне в свое время вдохновил десятки оружейных мастеров на создание бытовых сценок именно на рыцарских щитах. Сейчас щит «Шахская охота» хранится в Оружейной палате в Москве, а одноименная миниатюра - в библиотеке им.Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербурге. Возвращение этого шедевра Азербайджану важно, поскольку речь идет об авторе - создателе великолепной традиции: художественная чеканка на боевых щитах превращает доспехи рыцарей в протест войне. Такие щиты заказывались знатью, но ими никогда не использовались на поле брани.
За каждым экспонатом выставки - интересная, драматичная судьба и не менее драматичная и сложная работа замечательного искусствоведа, академика Расима Эфенди, о котором Тур Хейердал в свое время написал следующие строки: «Материалы исследований Расима Эфенди доказывают, что художественная культура Азербайджана занимает достойное место в мировом искусстве».
Специалисты музея «Ичери шехер» дали старт необходимому для восстановления исторической справедливости процессу. Выставки « Искусство Азербайджана в музеях мира» должны носить регулярный характер не только в Баку, но и в городах Западной Европы. Следует подключить диаспору к трудоемкой работе по систематизации и составлению каталога произведений азербайджанских мастеров и предметов искусства, принадлежавших правителям и коллекционерам Азербайджана, хранящихся в музеях мира, арт-галереях, частных коллекциях, а также выставляющихся на известных мировых аукционах.
Ширин МАНАФОВ
Каспiй.-2016.- 5 ноября.- С.16-17.