Начало нового пути

 

К 90-летию со дня рождения Назима Аливердибекова

 

ВОСПОМИНАНИЯ

 

Усиленно работая над новыми музыкальными произведениями,

мы должны уделять большое внимание и вопросам преподавания

в музыкальных учебных заведениях.

Узеир Гаджибейли

 

Вот что пишет о нем в своей статье «Вспоминая мастера» музыковед, заслуженный деятель искусств, исследователь творчества Узаджибейли Земфира Сафарова: «Помню, к столетию со дня рождения Узеира Гаджибейли надо было закончить редактирование партитуры оперы «Кероглу». Редактор партитуры Ниязи скончался ранее. В связи с этим мы обращались к нескольким композиторам, однако из-за трудности, большой ответственности и кратчайших сроков они отказались. Наконец, и эту работу взвалил себе на плечи Назим муаллим. Несмотря на болезнь сердца и глаз, бессонными ночами он успел отредактировать партитуру «Кероглу». Вот таким он был человеком».

 

Еще когда был жив Гара Гараев, Земфира ханым часто встречалась с ним в Москве, где в то время маэстро жил и работал. Гараев был назначен главным редактором академического издания музыкальных сочинений Узеира Гаджибейли. Цель издания этих сочинений - увековечение памяти композитора, принятое решением Совета Министров республики 19 февраля 1948 года.

 

В свет вышло три тома из четырех: первые два - партитура и клавир оперы «Лейли и Меджнун», третий - партитура оперы «Кероглу». Музыкальным редактором первых двух томов был Назим Аливердибеков - «по поручению Гара Гараева».

 

З.Сафарова была членом редколлегии этого издания, а также автором вступительных статей и комментариев. При встрече с Г.Гараевым она представила материалы первого тома, маэстро высказал свои замечания и подписал рукопись к печати.

 

В своих воспоминаниях Земфира ханым пишет, что Г.Гараев очень любил и ценил оперу Узеир бека «Лейли и Меджнун» и называл ее «мемориальной ценностью» нашей музыки. Он написал небольшое письмо музыкальному редактору этого тома Назиму Аливердибекову, посоветовав сделать «уточнение штрихов, нюансировки и артикуляции у духовых инструментов». Назим Аливердибеков без возражений принял эти замечания и выполнил их.

 

Первый том вышел в 1983 году уже без его главного редактора Гара Гараева, второй - в 1984-м. В тот год редакционную коллегию покинули еще два ее члена - Фикрет Амиров (скончался 20 февраля 1984 г.) и Ниязи (2 августа 1984 г.).

 

Это академическое издание музыкальных сочинений Узеира Гаджибейли собрало вокруг его имени его учеников - Гара Гараева, Фикрета Амирова, Ниязи, а также племянника - Назима Аливердибекова.

 

Однако с какой болью приходится констатировать, что начало 80-х годов стало для всего азербайджанского искусства большой потерей - ушли из жизни такие выдающиеся композиторы ХХ века, незаурядные личности, как Гара Гараев, Фикрет Амиров и Ниязи.

 

III том (2-я книга) - опера «Кероглу» - вышла в 1989 году без его редактора Назима Аливердибекова (он умер 16 февраля 1986 г.).

 

Истоки

 

Надо сказать, что род Аливердибековых считался одним из знаменитых и уважаемых в Карабахе. Дед - Алекпер Аливердибеков - был молочным братом правительницы Карабаха, ханской дочери Хуршидбану Натаван, а его старшая дочь Ширин ханым была любимицей Натаван и воспитывалась в ее доме. Тут уместно напомнить, что Ширин ханым Аливердибекова - мать выдающегося азербайджанского композитора, основоположника азербайджанской профессиональной музыки Узеир бека Гаджибейли. Плюс к этому и по женской линии бабушка Назима Агалар оглу - Телли ханым происходила из известной семьи потомственных аристократов Везировых. Ее брат - Мирбаба Везиров - один из образованнейших и прогрессивных людей своего времени. Фармацевт по специальности, особый интерес он проявлял к музыке и слыл блестящим знатоком мугама.

 

Из книги Агалар бека Аливердибекова (отец Назима Аливердибекова) «Rəsmli musiqi tarixi» («История музыки в картинках») становится ясно, что именно дядя Агалар бека - Мирбаба Везиров оказал благотворное влияние на формирование мировоззрения юного Агалара - с его помощью он овладел знаниями по теории азербайджанской музыки, полюбил народные песни, мугам. А уже позже эта любовь перейдет и к его старшему сыну, будущему композитору и замечательному педагогу Назиму Аливердибекову.

 

Н.Аливердибеков родился 24 августа 1926 года в городе Кисловодск в семье инженера-строителя Агалара Алекпер оглу Аливердибекова. Агалар бек был неустанным пропагандистом азербайджанских народных песен. По свидетельству его сына, Кязима Аливердибекова (дирижер, заслуженный деятель искусств, профессор), им собраны тексты более 700 азербайджанских народных песен. Он обладал блестящей памятью: ему достаточно было взглянуть на текст песни, как сразу вспоминал мелодию и начинал петь. В последующие годы своей жизни Агалар бек занимался педагогической деятельностью, преподавал по классу мугама в музыкальном училище им.А.Зейналлы, воспитал ряд талантливых певцов.

 

Путь в музыку

 

По сведениям о жизни и деятельности Назима Аливердибекова, что хранятся в Мемориальном доме-музее Узеира Гаджибейли, можно проследить тот непростой путь, который прошел он в мире музыки.

 

Музыковед Муниса Абдуллаева в своей работе «Назим Аливердибеков» (Баку, 1981) пишет, что в 1938 году, когда Назиму было 12 лет, он получает начальное музыкальное образование. При музучилище им.А.Зейналлы была организована группа для начинающих. Здесь Назим обучается игре на виолончели, а в конце 1940-х годов пишет сонатину специально для виолончели. В 1940 г. Назим Аливердибеков переходит в музыкальную школу-десятилетку при Азгосконсерватории.

 

Четыре года упорных занятий (1940-1944) дают свои результаты. Он успешно окончил музыкальную школу и поступает в АГК на факультет струнных инструментов.

 

Вначале педагогом Назима Аливердибекова по виолончели был доцент И.Турич, руководитель кафедры камерного ансамбля. Позже - В.Аншелевич, который после смерти Турича возглавил эту кафедру.

 

Из воспоминаний профессора Рамазана Гамзатовича Халилова, журналиста и переводчика: «Помню, на выпускном экзамене в музыкальной школе-десятилетке Узеир Гаджибейли слушал Назима Аливердибекова. Назим исполнил тогда одну из своих ранних пьес на виолончели. Узеир беку понравилось сочинение юноши, и когда тот представил документы в консерваторию, настоятельно рекомендовал ему учиться одновременно на факультете струнных инструментов (виолончель) и композиторском факультете (класс Дж.И.Гаджиева)».

 

Музыковед Муниса Абдуллаева, исследуя творчество Н.Аливердибекова, отмечала, что еще будучи студентом консерватории, он работает виолончелистом в оркестре Театра музкомедии имихали Гурбанова - насколько совершенной была техника его исполнения. То были 1944-1949 годы. К этому периоду относятся такие его значительные произведения для фортепиано, как «Воспоминание» и «Скерцо».

 

В 1947-м на экзамене он выступает с двумя произведениями для фортепиано - «Поэма» и «Пьеса». В том же году пишет романс «Цветок» на слова А.С.Пушкина (к 110-летию со дня смерти поэта). Романс этот был первой попыткой молодого композитора в поиске «органического сочетания камерного жанра с народной интонационной сферой».

 

За год до окончания консерватории Н.Аливердибеков пробует себя и как педагог. То было начало его педагогической деятельности, которое продлится до конца жизни. А начинал он в музыкальной школе-десятилетке, где когда-то учился и сам. В 1952 г. Назим Аливердибеков заканчивает консерваторию по классу композиции.

 

…Пройдет не один десяток лет, и сын Назима Аливердибекова - Самир также окончит Азгосконсерваторию, историко-теоретический факультет, и в конце 80-х станет научным сотрудником Дома-музея Узеира Гаджибейли.

 

Вновь и вновь пересекаются имена Гаджибейли и Аливердибекова. Это - уже новое поколение…

 

Молодой композитор

 

Но вернемся к отцу, Назиму Аливердибекову. На карте Азербайджана появляется новый город - Мингячевир. Начинается строительство самой большой электростанции в Закавказье, и молодой композитор посвящает свою дипломную работу - симфоническую поэму «Мингячевир» (1952 г.) - героическим строителям Мингячевирской ГЭС. Государственная экзаменационная комиссия оценила ее на «отлично». Поэма исполнялась по радио и телевидению, на открытых концертах.

 

Следом за симфонической поэмой идут произведения других жанров. Так, в 1956-1957 гг. Н.Аливердибеков пишет две балетные сюиты для симфонического оркестра. Обе относятся к программной и картинной музыке. А спустя 15 лет, в 1972-м, он пишет хореографическую картину «Мугам» по одноименному мугаму «Баяты-Шираз».

 

Музыка здесь представлена весьма своеобразно: орган, арфа, ударные инструменты, вокал и солисты балета. Впервые «Мугам» был показан в Москве на Всесоюзном конкурсе хореографов и завоевал большую любовь слушателей.

 

Как отмечает М.Абдуллаева, в Москве «Мугам» представили Р.Исмайлова (орган), А.Зейналова (арфа), К.Гусейнов (ханенде) и солисты балета - Т.Ширалиева и В.Плетнев.

 

В творческом содружестве Н.Аливердибекова и балетмейстеров Р.Ахундовой и М.Мамедова родилась эта оригинальная музыкально-хореографическая миниатюра. И действительно, в этом мини-спектакле органично слились и народная поэзия, и музыка, и вокал, и танец, взаимно обогатив друг друга. И как далекое эхо слышится мелодия народной песни «Кüçələrə su səpmişəm», которая так органично влилась в ткань «Мугама».

 

Где бы ни был показан «Мугам» - у нас или в зарубежных странах: Италия, Швеция, Иордания, Франция - везде он неизменно имел успех.

 

Так, во Франции на международном фестивале современного танца - в Тулузе, Ницце «Мугам» прозвучал в исполнении артистов Е.Максимовой и В.Васильева - солистов Большого театра оперы и балета. Французские газеты писали: «Музыка «Мугама» содержит нечто магическое, таинственное, драматургически она так прекрасна, что могла бы лечь в основу развернутого балетного спектакля, посвященного большим человеческим страстям».

 

Любовь к народным песням Назима Аливердибекова передалась ему от отца, Агалар бека. И начавшееся в 60-е годы творческое содружество с руководителем Азербайджанской государственной капеллы приносит свои плоды. Народные песни «Qül baxçaları» и «Аlmanı atdım xarala» прочно вошли в репертуар капеллы.

 

Помимо обработки народных песен композитор работает и над классическими произведениями. Обработка им для хора a capella Второй части Сонаты №8, До минор, оп.13. великого немецкого композитора Бетховена, приуроченная к 200-летию со дня его рождения, вызвала большой интерес у поклонников его творчества.

 

Педагогическая деятельность

 

Мы не всегда осознанно идем по пути наших родителей. Учись и учи, студент - педагог. Какие же чувства должен был испытать молодой педагог, входя в класс той самой школы, где когда-то и сам учился? Волнение, радость, гордость…

 

Знакомясь с материалами о педагогической деятельности Назима Аливердибекова, понимаешь, насколько он был требователен к себе и своим ученикам.

 

В 1957 году в Азербайджанской госконсерватории имени Узаджибейли создали кафедру азербайджанской народной музыки, где Н.Аливердибеков преподавал вместе с композиторами С.Алескеровым, Б.Гусейнли и др. Назим Аливердибеков должен был вести основы азербайджанской народной музыки, а также инструментовку и чтение партитур.

 

За время своей работы здесь он выпустил 12 студентов. Наиболее способные из них работали в педагогическом институте, преподавали в музучилище им.А.Зейналлы, в средней музыкальной школе имюль-Бюля. Особо хочется остановиться на музыкальной школе имени Бюль-Бюля. Здесь Н.Аливердибеков проработал более 20 лет, и именно тут у него проявился интерес к детской музыке. Как отмечают авторы книги «Специальная средняя музыкальная школа имени Бюль-Бюля-70», за годы руководства школой Назимом Аливердибековым (с 1964-го по февраль 1986-го) все проводимые здесь реформы были связаны с его именем.

 

Большая работа проводилась отделениями: фортепиано, теория музыки, струнные и народные инструменты. Так, в 60-х годах в классе «Детское творчество» работали педагоги-композиторы Назим Аливердибеков и Адиля Гусейнзаде. Строго соблюдая традиции школы, они старались направлять творческий потенциал детей. В 1970 году школа приняла активное участие в «Неделе музыки для детей и юношества Закавказских республик». Н.Аливердибеков написал кантату «Октябрьские песни школьников». Ее исполняли учащиеся школы, хор из 300 человек в сопровождении струнного квартета.

 

Листая страницы книги, в разделе «1978-1988» среди талантливых учащихся школы можно встретить такие имена, как Фарах Алиева и Зумруд Дадашзаде (теоретики), Ялчын Адыгезалов (дирижер), Фарид Адыгезалзаде (фортепиано), Назим Миришли (композитор), Лала и Азиза Мустафазаде (фортепиано), Ляман Аливердибекова (фортепиано; дочь Назим муаллима)... Все они достойно представляли школу на международных, всесоюзных, закавказских и республиканских конкурсах.

 

В 1983 году в Самарканде проходил III Международный симпозиум музыковедов, в работе которого также принимали участие музыковед Земфира Сафарова и Назим Аливердибеков. Темой доклада З.Сафаровой были теоретические проблемы в творчестве Мир Мохсуна Навваба как музыковеда. «Надо были найти ответы на некоторые вопросы. И здесь Назим муаллим оказал мне помощь, - вспоминает Земфира ханым, - посоветовав обратиться к таристу Бахраму Мансурову. Назим муаллим вместе со мной пошел к нему, и тот внес ясность в интересующие меня вопросы. Доклад вызвал большой интерес у участников. И это несмотря на то, что учащиеся руководимой им музыкальной школы имени Бюль-Бюля также должны были выступить в концертной программе».

 

Не отказать, сославшись на нехватку времени, на волнение, связанное с выступлением своих подопечных, а оказать максимум внимания и терпения - это характерная черта Назима Аливердибекова, роднящая его с дядей - Узеир беком.

 

А вот еще один факт. З.Сафарова далее вспоминает: «В Самарканде я стала свидетельницей одного случая. В вестибюле гостиницы, где ждала тариста Бахрама Мансурова, увидела как Назим муаллим, взяв одного из детей, ушел в магазин. Вскоре он вернулся с коробкой. На мой вопрос Назим муаллим, стесняясь, ответил, что у одного из его учащихся была очень старая обувь. Вечером он должен выступать на сцене, стыдно ведь, вот и купил ему новую. А когда мы летели в Самарканд, в портфеле у Назима муаллима была еда и фрукты для детей. Что касается выступления его подопечных, то они каждую часть мугама исполняли с таким мастерством, так талантливо, что у многих на глазах появились слезы».

 

Опера для детей

 

Сказки - пожалуй, самый любимый детский жанр. И не случайно, обращаясь к написанию оперы для детей, Н.Аливердибеков использовал сюжет сказки «Джыртдан», хорошо знакомый каждому азербайджанскому ребенку. Опера была написана в 1973 году. Автор либретто - Р.Багиров. И композитор, и либреттист все действие как бы подразделяют на два мира: современный и сказка.

 

Современный мир - пионеры, лагерь, вожатая. То были 70-е годы, когда страна жила в советскую эпоху. И надо было показать в образе пионервожатой Лалы воспитателя нового поколения. Это был пролог. Далее в опере действие разворачивается уже в мире сказки. И здесь сказочный герой Джыртдан приходит на помощь пионервожатой, помогая ей своим примером: показывает, как не спасовать перед опасностью, не растеряться, быть собранной, умной и находчивой. Он хоть и маленького роста, за что бабушка и прозвала его Джыртданом, но смог победить злого Дива, спасая себя и своих товарищей.

 

Определяя идею оперы как борьбу Добра и Зла, композитор раскрывает различные проблемы юного поколения. Используя занимательный сказочный сюжет, он языком музыки поучает своих юных зрителей: только настоящий человек может пройти через опасные испытания, сумеет открыто противостоять несправедливости, злу и коварству.

 

…И заключительный хор-апофеоз («Народ прославляет тебя, страна героев»), где расколдованные после гибели Дива люди восхваляют не только ум и смелость Джыртдана, но и воспевают свободную жизнь народа в своей прекрасной стране, а звучащая «тема горна» утверждает основную идею оперы - победу Добра над Злом.

Нельзя не согласиться с музыковедом Зулейхой Байрамовой, которая в конце своей статьи «Роль азербайджанских сказок в создании детских опер» справедливо отмечает: жаль, что сегодня эта опера не идет на нашей сцене, ведь прекрасная музыка и красивая народная сказка, если немного поработать над либретто, снова найдет своих юных слушателей.

 

Детская опера «Джыртдан» композитора Назима Аливердибекова была поставлена в 1978 году на сцене Азербайджанского государственного театра оперы и балета имени М.Ф.Ахундзаде. Режиссер-постановщик - А.Нейматзаде, дирижер - Кязим Аливердибеков (брат Н.Аливердибекова), балетмейстер - Г.Алмасзаде, художник - Э.Алмасзаде. Главные партии исполняли Д.Бабаева, Х.Гасымова, С.Азими, Ф.Мехтиев.

 

Назим Аливердибеков ушел, не дожив до 60 лет. Он оставил после себя произведения, к которым по сей день обращаются музыковеды, а постановочная труппа Театра оперы и балета работает сегодня над новой постановкой его всемирно знаменитого «Мугама».

 

Он ушел, но оставил после себя прямых продолжателей своего дела - сына и дочь.

 

Кто скажет, что 1986 год - конец его жизненного пути? Нет, это начало нового. Пути композитора и педагога.

 

Тамилла ХУДАВЕРДИЕВА

Каспiй.-2016.- 12 ноября.- С.18-19.