Откровенный монолог режиссера

 

Творчество Рамиза Гасаноглу - полувековая летопись национального телевидения

 

МАСТЕР

 

Собираясь на встречу с человеком, известным в мире телевидения и кино, я думала о том, что он фактически всем своим творчеством написал полувековую летопись национального телевидения, снимал музыкальные фильмы, которые теперь называют клипами, вписал не одну яркую страницу в историю отечественного телевизионного и документального кино.

 

Солидная фильмография режиссера отражает важные вехи и события, происходившие в нашей республике как в советское время, так и в период независимости. По ней можно судить о широчайшем круге его интересов, об актуальных общественных, музыкальных и литературно-художественных проблемах, которые волновали и продолжают будоражить воображение этого неравнодушного, требовательного прежде всего к себе и живущего высокими идеалами человека. Достаточно назвать несколько телевизионных постановок, чтобы иметь представление о профессиональном мастерстве, широчайшем интеллектуальном кругозоре и творческой интуиции этого режиссера: «Ac həriflər», «Dahilərin divanı», «Topal Teymur»… Каждая из них - телевизионный шедевр, как в плане подбора актеров, так и режиссерских решений. Личность творческая это - прежде всего человек ищущий, читающий и изумляющий окружающих полетом своей мысли, неожиданными аналитическими поворотами, умозаключениями и художественными ассоциациями. Однако, пожалуй, самая главная составляющая - Божья искра и способность превратить ее в яркое пламя художественных образов и творений.

 

С этого и началась наша беседа с народным артистом Азербайджана, известным теле- и кинорежиссером Рамизом Гасаноглу. Наш диалог больше походил на монолог, и долгий путь из одного века в другой, пройденный режиссером, давал ему на это полное право, а мне - счастье невероятно глубокого общения с живой легендой отечественного телевидения. Этот год для Рамиз муаллима юбилейный - он преступил знаменательную черту 70-летия в расцвете творческих сил, полный новых идей и задумок.

 

Человек профессии

 

Недавно я читал интервью с А.Кончаловским, где он привел цитату о том, что «режиссеру очень важно знать, что надо показывать, а еще важнее - чего не надо показывать». Думаю, главная задача творцов в наше время состоит в умении точно отбирать информацию любого плана, знать, что ты хочешь сказать людям, иметь свой взгляд на происходящее в рамках того, что ты предлагаешь зрителям, и вообще, уметь разбираться во многом, что может заинтересовать. Режиссура - одна из сложнейших профессий, если учесть, что сейчас происходит бум повального увлечения ею людей, не всегда подготовленных к этому. Это немного настораживает меня: похоже на то, как если бы дать в руки оружие человеку, не знающему как им распорядиться. Становится грустно, а порой даже страшно. Жизненный опыт в нашем деле играет не последнюю роль, ведь он дает точное видение, расставляет приоритеты. Имеет значение и то, где ты находишься и чем занимаешься, свободный ли ты художник, или являешься частью большого организма. Человек нашей профессии должен соответствовать многим стандартам.

 

«Сабах»

 

С 1993 года я руковожу творческим объединением «Сабах». За это время, находясь в структуре АzТV, мы успели кое-что сделать. Прежде всего это относится ко мне, как к режиссеру, и к тем, чей творческий дебют состоялся у нас. Очень успешные режиссеры азербайджанского кино и театра, например, Эльхан Джафаров, Камран Шахмардан, начинали именно у нас.

 

Помню, в 1995 году совсем еще юный Камран Шахмардан, чей творческий путь по всему миру я отслеживаю очень внимательно, вошел в мой кабинет и сказал, что хочет ставить. Когда я спросил, а что же он хочет поставить, он назвал «Игру» Бекета. Он и поставил его потом, но тогда мне понравилась его решительность: он убедил меня в том, что сможет реализовать задуманное и имеет на это полное право.

 

Дальнейшая его биография в кино и театре свидетельствует о том, что это не случайный в искусстве человек. Я приветствую таких людей. К нам в «Сабах» приходили и сложившиеся режиссеры, которые в силу тех или иных обстоятельств были свободны от работы в театре или кино. Если проследить все, что сделал «Сабах» за эти годы, можно увидеть огромный диапазон нашей работы.

 

Свежие идеи

 

В Аздраме уже два года идет мой спектакль «Generalın son əmri» Вaгифа Самедоглу, в театре YUĞ поставил «Sonuncu» по мотивам повести А.Чехова «Лебединая песня» о судьбе актера, которая во все времена была нелегкой. Судьба актера - это судьба творца. Я всегда говорю, что актер - венценосный пик искусства, главное лицо на сцене. Покойный Вагиф Ибрагимоглу в то время пожелал, чтобы к его 70-летию была поставлена именно эта вещь, и мы с энтузиазмом принялись за работу. Спектакль уже третий сезон в репертуаре, и это о чем-то говорит.

 

В настоящее время получил предложение от Иреванского драматического театра поставить документальную пьесу с элементами художественного вымысла о Назыме Хикмете, которую написал Агшин Бабаев. Работа уже началась, в следующем году будет отмечаться 115-летие Хикмета, и, надеюсь, мы покажем ее.

 

Незадолго до этого на сцене Аздрамы поставил спектакль по пьесе Гасана Гасанова «Brüssеldən məktublar», заслуживший лестную оценку критики. На АzТV мною снято несколько документальных фильмов. Для большого экрана снял два полнометражных художественных фильма - «Cavid ömrü» и «Sübhün Səfiri». Я занимаюсь своим делом, и для самовыражения мне этого достаточно. Другое дело - хотелось бы, чтобы это происходило интенсивнее, регулярнее, чаще. Конечно, режиссерский труд включает в себя и сценарий, и подбор актеров, постановочную группу, декорации, костюмы эпохи, музыку. Сегодня приоритеты несколько изменились, приходится тщательнее делать свой выбор. Тем не менее, новые идеи появляются, мысль не останавливается.

 

Время

 

Время в чем-то работает на нас, а в чем-то - против нас. Ведь человеческая жизнь состоит не только из профессиональной деятельности. Я - глава семьи, у меня есть дети, внуки, заботы, друзья, круг общения, и это тоже моя жизнь. Например, внук в этом году окончил институт кораблестроения в Турции, и это наполняет меня огромной радостью.

 

Каждый человек стремится к тому, чтобы были запряжены все его кони, которые пронесут вперед весь его жизненный груз, но не всегда это удается и не всегда совпадает с желаниями. Есть направления, где я выражаюсь полнее, - думается, если бы была возможность сделать свою работу в большем объеме, я был бы более счастлив. Несмотря на то, что я достиг возраста, когда многие уходят на заслуженный отдых, у меня есть большое желание реализовать массу своих идей или хотя бы часть задумок... Я строю планы, которые все сложнее и сложнее претворять в жизнь. Говорят, медленно работаю, но все, что за эти годы «медленно сработано», из года в год регулярно показывают по многим телеканалам страны.

 

Количество и качество

 

Многие отмахиваются от сериалов, и иногда по праву - чаще всего количественные координаты привлекают создателей больше, чем качественные. Но… мир изменился. Люди хотят смотреть серьезные вещи - мы же смотрим хорошие фильмы, - так и сериалы. Должно измениться отношение к ним, и в целом ситуация оставляет желать лучшего. Многие приводят в качестве довода низкий уровень зрительского вкуса. Ничего подобного: надо подниматься до уровня развитого зрителя, а не опускаться до массы. Ведь зритель - понятие очень широкое, среди них есть люди с высочайшим интеллектом и тончайшим вкусом, именно они и подтягивают общество. Надо делать качественную продукцию, и тогда зритель будет смотреть не турецкие сериалы, а наши. Нередко в сериалах задействовано много случайных людей, которые соглашаются на все условия продюсеров, и здесь, я считаю, надо принимать кардинальные меры: прежде всего - привлекать профессионалов, способных привнести новые идеи. Только профессиональный подход к проблеме сериалов даст возможность в ближайшей перспективе смотреть на это с надеждой.

 

Разделение телеканалов

 

Разделение телеканалов - обязательно! Мир уже идет к этому, и примеров множество. Когда еще не было канала «Mədəniyyət», мы - несколько деятелей культуры - написали письмо Президенту. Думаю, рейтинг этого канала, исключая новостные каналы, достаточно высокий и эта тенденция будет возрастать. В нынешнее нелегкое время человеку иногда нужно расслабиться, уйти от проблем в нечто возвышенное, настоящее и чистое. Хотелось бы, чтобы к этому вопросу подходили продуманно, чтобы кадры были подобраны профессионально. У нас настолько богатый видеофонд, что даже не делая новых программ, на этих материалах можно подготовить великолепные передачи. Экран имеет способность завораживать, он притягивает к себе, но интерес должен быть взаимный - и со стороны экрана, и со стороны зрителей. Только в таком случае возможно взаимообогащение. Шоу-бизнес захлестнул экраны как стихийное бедствие, и противостоять этому может продуманная политика на государственном уровне. На смену идут новые поколения зрителей, и что они заберут с собой в будущее - забота и боль каждого профессионала, интеллигента и патриота.

 

Кладезь сюжетов

 

Художнику, чтобы выразить время, современный материал вовсе не обязателен. Например, поднятые в постановке «Dahilərin divanı» проблемы актуальны и сильны во все времена. В этом проекте, который остался незавершенным, были задействованы выдающиеся актеры, и по нынешним меркам расходы были не столь велики. Времена изменились, и при наличии финансирования проект можно продолжить в еще лучшем качестве. Планировалось довести этот проект из 50 серий до эпохи Мирджафара Багирова. К сожалению, для серьезных вещей возможностей или спонсоров всегда трудно найти. Ждем благоприятных времен в плане финансирования. И потом, сегодня я уже в том периоде своей жизни, когда то, что можно было сделать 30 лет назад, сегодня для меня не столь актуально. Прошлым летом я прочел огромный пласт нашей современной азербайджанской литературы, всю прозу Анара, и подумал, что это гениальный материал для сериала - 50-70-е годы прошлого века, о которых современная молодежь понятия не имеет. Хотелось бы вернуться в те времена и запечатлеть их…

 

Новые поколения

 

У нас хорошая творческая молодежь, которую неопытной не назовешь. Скажем, Эльчин Мусаоглу с его фильмом «Набат», который всем нам очень понравился, тот же Эльхан Джафаров… Они практически подошли к своему пятидесятилетию, уже достаточно зрелые профессионалы. Эпизодически яркие успехи, конечно же, радуют. Пугает другое: люди, управляющие искусством, верят, что сегодня все в искусстве нужно делать с молодыми. Это глубочайшее заблуждение. Скидывать со счетов целое поколение состоявшихся профессионалов высочайшего уровня - в корне неправильно. Достаточно взглянуть на мировое кино: известнейшие мастера искусства работают до глубокой старости и продолжают радовать мир новыми шедеврами, отточенным мастерством и доведенным до совершенства талантом.

 

Просветительское кино

 

Мы не должны забывать о том, что в азербайджанском кино есть такая личность, как Анар, который заложил основу просветительского кино, - фильмы об Узеире Гаджибейли, М.Джалиле, Гусейне Джавиде... Да, эти фильмы можно было снять по-другому, но изначально было задано именно то направление и ракурс, которые мы и осуществили. Все идет от задумки и замысла, основа фильма - сценарий, все начинается отсюда. Жизнь показывает, что картины такого рода приносят больше пользы, чем фильмы для элиты. Имена, внесшие вклад в отечественную культуру и историю, наша молодежь должна знать. Года три назад я был приглашен на приемные экзамены в университет искусств. 18 абитуриентов хотели поступить на факультет режиссеров телевидения. Я задал всем им лишь один вопрос: кто эти люди, фотографии которых висят на стене? Это были, кстати, наши классики. Ни один из ребят не смог назвать ни одного имени! Поэтому просветительское кино имеет право на существование, и эту сторону своей деятельности я считаю не менее важной.

 

К преподаванию, признаться, тяготею не очень. С 1993 года, когда был создан «Сабах», можно сказать, что практически этим я занимался в стенах студии. Из «Сабах» вышло много режиссеров, мои воспитанники работают на всех телеканалах, снимают фильмы, поэтому я не считаю, что обделен педагогикой. Что же касается открытия своей режиссерской мастерской, то какое-то время разговоры об этом велись, но конкретного предложения пока нет. Мы с Анаром задумали очень интересную тему о Джафаре Джаббарлы и некотором периоде его жизни. Очень хотелось бы воплотить этот проект в реальность...

 

Я - счастливый человек, мне удалось работать в команде надежных и высокопрофессиональных людей.

 

Наедине с собой

 

Книги и интернет заполняют свободное время. В этом году много читал русской классики, перечитал Толстого, Чехова, Бунина, Куприна - в них я нахожу то, чего нет у других писателей. Очень интересует современная азербайджанская поэзия, дружу с некоторыми поэтами, например, Рамиз Ровшан - мой близкий друг. В свое время я снял документальный фильм «Üç çinar yarpağı» о трех поэтах - Р.Ровшане, В.Самедоглу и В.Баятлы. По тем временам это была интересная работа, и Анар говорил, что этот фильм нужно показывать каждый день, чтобы привить людям вкус к поэзии.

 

Я не скучаю в собственном обществе, переключаюсь. Повторюсь: режиссер должен уметь отбирать для себя то, на чем нужно фиксировать внимание, чтобы потом показывать. Я мечтаю о том времени, когда одаренные люди не будут озираться по сторонам, а, опираясь на собственный талант и благодаря ему, занимать в жизни достойное место. Хотя очень часто мы наблюдаем исключения из этого правила...

 

Режиссер - не судья

 

В истории, которую ты хочешь рассказать, есть ярко положительные, менее положительные и конкретно отрицательные персонажи. Когда работаешь над ними, к каждому индивидуально подбираешь ключ. Классики об отрицательном герое говорили так: «Ищи, где он добр» - то есть во имя чего и почему он стал отрицательным.

 

В моих постановках было достаточно сильных отрицательных персонажей, в том же «Тopal Teymur». Режиссер - не судья, он интерпретатор, брать на себя роль судьи очень ответственно и опасно, можно ошибиться. А интерпретация - это рядом, это другое. В нашей профессии очень много нюансов, которые не объяснить словами.

 

Убежден, что человек - существо неземное, это привнесенное на землю создание. Верю в судьбу, верю, что мир спасет красота!

 

Хрупкий сосуд

 

Люди, творящие историю, получают истинную ее оценку. Но в истории немало фальсификаций. Скорее всего, надо уметь выверять источники, чтобы иметь относительно точное представление. Поэтому все произведения, поставленные по историческим материалам, вызывают у меня осторожное и бережное отношение. В молодости этой осторожности вроде не было, но со временем понимаешь, какой это хрупкий сосуд - история. Осторожность вызывается еще и тем, что в разные периоды времени по разным причинам люди воспитываются в кардинально противоположных идеологиях.

 

Человек по природе противоречив, особенно это касается людей, в руках которых сосредоточена большая власть: разные прочтения, разные толкования, ракурсы исследований, исходящие из разности интересов. В конечном итоге вся их деятельность становится достоянием потомков. Что они сделали, что осталось после них и во что выплеснулось - это дает потомкам основание судить о той или иной личности.

 

Очень хотелось бы поставить или сделать сериал об Иреванском ханстве - если не мне, то кому-то другому. Вещи, которые снимались 30 лет назад, создавались в других условиях… мир ушел далеко вперед. Жаль, что в то время не было нынешних возможностей. Тем не менее, если из снятого 30-40 лет назад что-то до сих пор актуально, это может только радовать. Я с равным интересом готов действовать и на телевидении, и в театре, и в кино, и у меня для этого есть посылы…

 

Афет ИСЛАМ

Каспiй.-2016.- 19 ноября.- С. 12-13.