Призвание - ученый

 

Ему не хватило двух голосов, чтобы стать лауреатом Нобелевской премии

 

НАУКА

 

«Наука не имеет отечества…». Эти слова, вычитанные мною когда-то из книги мудрых мыслей знаменитых мужчин, принадлежат французскому ученому ХIХ века Луи Пастеру. Они вспоминаются всякий раз, когда жизнь дарит мне возможность встречи с неординарными представителями науки, чьи достижения уже давно перешагнули границы их родины…

 

Одним из таких ученых по праву считается и профессор биологии Неймат Гасымов, много лет успешно возглавляющий кафедру физиологии растений Бакинского государственного университета. Из всего услышанного о нем еще до нашего знакомства меня, естественно, прежде всего заинтересовало следующее: оказалось, что Неймат муаллим – первый азербайджанец, чей научный труд более 15 лет назад был не только представлен для рассмотрения в Нобелевский комитет Международным информационным центром Нобеля в Баку, - кстати, одним из всего лишь пяти в мире, - но и, преодолев несколько серьезных инстанций и получив высочайшую оценку известного в мире ученого из нейтральной страны, дошел до последнего этапа - был выдвинут на голосование высокого жюри…

 

К величайшему сожалению, нашему соотечественнику не хватило всего двух голосов, чтобы быть удостоенным Нобелевской премии: за азербайджанского ученого отдали свои голоса 24 из 50 голосовавших. Потому премия была присуждена немецкому ученому, работающему в США, Гюнтеру Блобелю, набравшему 26 голосов…

 

Впрочем, дело ведь не в премии. Разве не свидетельствует о ценности вклада в мировую науку представителя нашей страны уже и сам факт его выдвижения на премию, более того, разве не говорит об этом и вынесение его научного опуса на голосование?!

 

Скажу и о том, что почти за 20 лет существования в нашей столице Информационного центра Нобеля, созданного специальным постановлением Кабинета министров Азербайджанской Республики, им было представлено на рассмотрение всего 12 научных работ азербайджанских ученых. Но только две из них, одной из которых и стал плод многолетних серьезных исследований Неймата Гасымова, попали в число поставленных на голосование.

 

К удивлению, в азербайджанской печати мне не удалось прочитать ни о факте представления нашего ученого к Нобелевской премии, ни о результатах рассмотрения его научного труда. Как сказал мне вице-президент Международного информационного нобелевского центра в Баку, доктор исторических наук Бейбала Алескеров, куратор также всего Кавказа и Центральной Азии, оглашать детали о деятельности комитета «по горячим следам» в этой международной организации не принято. Всеобщим достоянием они могут стать лишь по истечении какого-то отрезка времени…

 

Воодушевленная услышанным, я и решила теперь, более 15 лет спустя, рассказать о том, чем же заинтересовали исследования профессора Гасымова научную общественность мира…

 

Но прежде - о пути, который привел этого завоевавшего ныне мировое признание ученого в большую науку…

 

…Еще учеником 10-го класса одной из сельских школ Бабекского района Нахчыванской Автономной Республики, где Неймат Гасымов появился на свет, он написал две научные статьи по физике. Делясь воспоминаниями о прошлом, Неймат муаллим рассказывает, что одну из этих статей он посвятил вопросу шаровой молнии, природе явления, о котором имел лишь общую информацию. «Но меня, - считает ученый, - вела, видимо, какая-то научная интуиция. Так как, глядя сейчас на наброски своих тогдашних схем, я вижу, что изобразил плазменное состояние шаровой молнии, хотя о плазме в то время понятия не имел…»

 

Однако «чисто» физиком Неймат Гасымов не стал, хотя, окончив в 1963 году с красным дипломом биологический факультет АГУ, ныне Бакинского государственного университета, занялся, поступив в аспирантуру, биофизикой. Защитив через четыре года кандидатскую диссертацию в этой области, по совершенно новой тогда для азербайджанских ученых проблеме «сверхслабого свечения в растениях», и выступив создателем биофизической лаборатории - в то время такой лаборатории не было даже в академии, - с головой ушел в новую для него работу, приступив к серьезным исследованиям вопросов физиолого-биофизических аспектов механизма действия солей на растения. Этой теме была посвящена докторская диссертация нашего соотечественника, над которой он работал без научного руководителя и которую после обсуждения в Московском институте физиологии растений, где она была единодушно одобрена, успешно защитил в 1975 году.

 

Надо отметить, что к тому времени имя 35-летнего азербайджанского ученого было довольно широко известно в мире. Это подтверждает и тот факт, что именно он, еще даже не став доктором наук, отобранный двумя комиссиями, был назначен докладчиком от СССР на состоявшемся в Ленинграде ХII Международном конгрессе по ботанике. Это был триумф молодого тогда ученого, триумф Азербайджана!

 

Выступление Неймата Гасымова заинтересовало, можно сказать, весь научный мир. И особенно американских ученых. А среди них Макк Робби, женщину-исследователя, и ученого из Оклахомы Гленна Тодда, который вскоре приехал в Баку и прошел четырехмесячную стажировку у своего азербайджанского коллеги.

 

А чуть позже гостями ученого стали профессора университетов Иллинойса и Монтаны.

 

Научные связи нашей страны с учеными мира в области биофизики все более расширялись. Чаще для прохождения научно-педагогической практики на биофак бакинского университета приезжали американские коллеги, совместно с которыми проводились интересные и всегда результативные исследования.

 

Признанием больших заслуг азербайджанского ученого стало и избрание его в 1986 году действительным членом Иллинойской академии наук. Диплом, подтверждающий этот факт, был вручен Неймат муаллиму двумя приехавшими в нашу столицу профессорами университета этого американского штата. А чуть позже в Баку на имя азербайджанского биофизика пришло приглашение в Северо-Иллинойский университет. Профессор Неймат Гасымов принял его и, выступив в США с лекцией, вновь удивил своих слушателей, доказательно опровергнув попавшее в научную литературу ошибочное утверждение шведского ученого об интенсификации «дыхания» растений под влиянием солей.

 

Следует непременно подчеркнуть и то, что исследования азербайджанского ученого всегда отличались новизной взгляда на изучаемый вопрос. Вот и представленный на Нобелевскую премию фундаментальный научный труд, посвященный проблеме так называемого энергетического голодания, а точнее - биофизического механизма, связанного с солевой интоксикацией растений, являет собой совершенно новую концепцию, новый угол зрения. Исследований в этой области нигде в мире не проводится на таком высоком уровне, какой достигнут в нашей стране нашими учеными.

 

В связи с этим - интересная информация. Работа над проблемой «энергетического голодания» растений сопровождалась также изучением процесса резкого снижения участия аминокислот в синтезе белка. Это научно обоснованное профессором Гасымовым и его последователями утверждение опровергало гипотезу английского исследователя Питера Митчелла - а ведь он еще в 1978 году получил за нее Нобелевскую премию…

 

Что ж, бывает и так!

 

Естественно, научная деятельность доктора биологических наук, профессора Неймата Аббасали оглу Гасымова, участника ряда авторитетных международных конференций, прошедших в различных городах мира, автора многочисленных статей в печати и более 100 научных трудов, изданных также в зарубежных странах, получила после обретения Азербайджаном независимости новый импульс. 90-е годы прошлого столетия и весь период нынешнего - время весьма плодотворной деятельности ученого, удостоенного в 2000 году почетного звания «Заслуженный деятель науки», а в 2009-м ставшего кавалером ордена «Шохрат» - высокой награды Родины.

 

Именно в тот период вышла в свет напечатанная в России немецким издателем монография нашего соотечественника «Механизм действия солей на растительный организм», в которой ученый еще раз доказывает не только теоретическое, но и практическое значение изучения этого механизма. Ведь, как сообщает автор научного издания, около 25% почв земного шара в 25 государствах в той или иной мере засолены, а в нашей стране общая площадь засоленных почв превышает 1,3 миллиона гектаров.

 

Неймат Гасымов, по общему признанию, - прекрасный лектор, замечательный педагог. Им создана целая научная школа. Только за последние пять лет он дал путевку в жизнь шести докторам наук, из которых пятеро успешно работают в Иране. Кроме упомянутой монографии выпустил два учебника и одно учебное пособие.

 

Что касается исследовательской деятельности, то она продолжается, и, как всегда весьма интенсивно. В качестве подтверждения назову разработанный им в последние годы метод обработки семян окислителями, в связи с чем ученый получил патент. А совместно с москвичами Неймат муаллим стал автором предложенного ими черного байхового чая с листьями амаранта - полезного для здоровья полифункционального пищевого продукта нового поколения…

 

…В кабинете заведующего кафедрой физиологии растений БГУ я увидела много полученных этим большим ученым наград. А среди них - «Золотую статуэтку» Института биографии США и «Золотую звезду» Международного биографического центра Кембриджа, диплом и серебряную медаль «2000 выдающихся людей ХХ века»…

 

Но особенно потряс меня подаренный Неймату Гасымову благодарными соотечественниками барельеф из чистого золота, в сопроводительном письме к которому я прочла: «Желаем Вам достичь таких же высот в науке, каких достиг в политике Гейдар Алиев».

 

Можно ли не присоединиться к такому пожеланию?!

 

Эльмира АЛИЕВА,

заслуженный журналист Азербайджана

Каспiй.-2016.- 26 ноября.- С. 10.