С музыкой - навсегда
Гюльназ Исмайлова:
Азербайджанская культура приобретает огромное уважение в мире
ТВОРЧЕСТВО
«Музыка - особый мир, заставляющий испытывать счастье или сопереживать, улыбаться или всплакнуть. Но какое бы эмоциональное воздействие ни оказывало это уникальное искусство, оно всегда неразлучно со мной. За что я благодарна музыке? За мое сегодня, за каждый прожитый день. И еще… за мою независимость, ни с чем несравнимое счастье быть на сцене и своим искусством доставлять людям радость», - с некоторым волнением в голосе признается заслуженная артистка Азербайджана, солистка Азербайджанского государственного академического театра оперы и балета, профессор Гюльназ Исмайлова.
Бесконечная влюбленность в музыку, проявившаяся еще в раннем детстве, яркие природные способности, стремление быть профессионалом в избранной специальности - эти ценные составляющие творческой личности во многом объясняют секрет сценического успеха Гюльназ ханым.
- У каждого человека есть своя неповторимая история, начало которой уходит в детство. Гюльназ ханым, а какова ваша история, которая, быть может, и предопределила ваш успех на профессиональном поприще?
- Детство это - волшебство, которое дарят самые дорогие для нас люди. Мне бесконечно повезло родиться в семье, в которой царили любовь, взаимоуважение, постоянное стремление к интеллектуальному росту. Ученые-биологи, научные исследования которых имели серьезное практическое значение, они снискали глубокое уважение к себе не только профессиональными достижениями, но и высокими человеческими качествами, своей готовностью нести людям добро.
Творческое начало составляло важную составляющую их личностной многогранности. Отец - великолепный рассказчик, открывший для нас с сестрой богатый мир сказок и поэзии. Мама хорошо пела, но всегда как-то тихо, казалось, что она боится побеспокоить окружающих.
Что нас объединяло? Взаимоуважение, самоотдача, любовь к искусству - достойный пример родителей, обладающих и ценным талантом семейственности, который позволил им распознать в своих детях судьбоносные профессиональные пристрастия. Моя старшая сестра - врач по профессии и по состоянию души, унаследовавшая от мамы талант заботливой, любящей женщины. А меня, сколько себя помню, всегда влекла музыка. Не знаю, как в отношении успеха, но история моего детства помогла мне полюбить жизнь, научила стремиться к профессиональному росту - это действительно для меня очень важно.
- Я хорошо помню ваше успешное выступление на Закавказском конкурсе пианистов в 1985 году, где вы были отмечены званием лауреата. Мне посчастливилось интервьюировать вашего педагога - всеми уважаемого профессора Намика Султанова, который высоко отзывался о вашем таланте пианиста. Но сегодня вы известны как певица, исполняющая и ведущие оперные партии, и камерную вокальную музыку. Это - еще одна история, о которой я прошу вас рассказать.
- Мой приход в мир музыки явился закономерным результатом, основанным на детских творческих проявлениях. Не имея специальной подготовки, в силу ярких музыкальных данных, была принята в знаменитую Бюльбюлевскую школу (класс фортепиано). Занятия протекали успешно, и вскоре я стала участницей многочисленных концертов, в числе которых особо запомнилось выступление с Азербайджанским государственным симфоническим оркестром им. Уз.Гаджибейли, главным дирижером и художественным руководителем которого был сам Ниязи!
В конце 11-го класса к нам в школу пришли преподаватели консерватории с целью выявления вокальных данных учеников. В результате прослушивания мне предложили поступать на вокальный факультет. Изменить своему роялю? Такой мысли в то время я даже допустить не могла и, конечно же, поступила в Азгосконсерваторию (ныне БМА им.УзГаджибейли) на фортепианный факультет. Судьба преподнесла мне огромный подарок в лице педагога высочайшего класса - профессора Намика Султанова - великолепного музыканта, блистательного пианиста и необыкновенно тонкого наставника, который каждого ученика воспринимал как личность, как яркую звездочку.
Возможно, именно уважительное отношение Намика Гамидовича к своим студентам, вера в их потенциальные возможности способствовали показательным результатам, раскрытию пианистического амплуа каждого из нас. Уже на основе такого отношения составлялся индивидуальный репертуар, отвечающий не только профессиональным данным, но и внутреннему миру, интересам студентов класса.
Под руководством Намика Гамидовича я готовилась и стала лауреатом Закавказского конкурса пианистов, прошла ассистентуру-стажировку. Сегодня со всей благодарностью хочу в очередной раз подчеркнуть, что мое становление, формирование многих взглядов на жизнь и творчество, к великому счастью, состоялось в процессе общения с таким потрясающим человеком и специалистом.
Казалось бы, моя профессиональная судьба была решена, но в музыке для меня не существует границ. Хотя кто знает, как бы сложилась моя профессиональная карьера, если бы не случай... Работая концертмейстером вокальной кафедры в Музыкальной академии, я, указывая студентам на их ошибки, пыталась голосом показать свое видение произведения. Одна из вокалисток-студенток, услышав мое пение, настоятельно посоветовала мне прослушаться у Хураман Касимовой, что я, наконец, и сделала. Так я попала теперь уже на вокальный факультет консерватории в класс легенды нашей оперной сцены. В обретении новой специальности очень помогал тот факт, что я не только училась, но и одновременно работала в качестве концертмейстера в классе Хураман ханым, что давало дополнительную возможность общения с этим высокопрофессиональным преподавателем, а значит и накопления исполнительского опыта. Таким образом произошло слияние двух специальностей, что нашло отражение в моей дальнейшей творческой и педагогической деятельности.
- Гюльназ ханым, сцена - что значит она для вас?
- Соприкоснувшись вплотную с вокалом, я поняла, что моя дальнейшая жизнь невозможна без сцены, а вершиной счастья для себя считала возможность петь в оперном театре. Это была моя тайная мечта, которая жила во мне, стимулировала к постоянной работе над собой. Но только спустя шесть лет после окончания консерватории я решилась наконец подступиться к осуществлению своей мечты. Попытаюсь объяснить: высокая требовательность к себе, ставшая неотъемлемой частью моей жизни, была привита мне родителями и педагогами. Я имела возможность неоднократно убеждаться в положительной результативности такого качества, хотя… моя нерешительность сослужила мне плохую службу - я потеряла шесть лет. Надо было наверстывать упущенное.
Итак, что значит сцена для меня? Смысл жизни, образ жизни… Сцена - особое вдохновение и особая ответственность. Зрителя надо захватить, повести за собой, чтобы не получилось, как в известном анекдоте: «Вахтер говорит опоздавшему на оперный спектакль зрителю: «Проходите, только тихо, а то все уже спят»...
Я никогда не боялась сцены. И вот что интересно: перед концертом, казалось бы, все до мелочей продумано, все знаю в деталях, а во время концерта раскладываю все по-иному. Знаменитая триада Станиславского - здесь, сегодня, сейчас - оправдана временем. Знаю на собственном опыте: выходя на сцену, надо создавать, а не воссоздавать! Только в этом случае исполнитель будет интересен зрителю.
- «Играйте, не подлаживаясь к публике. Кстати, это лучшее средство заслужить ее расположение», - считал выдающийся французский композитор Морис Равель. Прокомментируйте, пожалуйста, эту фразу.
- (полушутя-полусерьезно) Кому-кому, а Равелю можно доверять. Я позволю себе высказать собственное мнение по этому поводу. В некотором смысле установки, связанные с выходом на сцену, я проецирую на свою земную жизнь, ведь каждый новый день - это тоже для всех нас премьера, во время которой возможно столько непредсказуемого. Жить в изоляции от творчества? Я не представляю себе такого! Помнится, шла активная подготовка постановки «Риголетто» Джузеппе Верди, где мне была поручена роль Джильды. Неожиданно у меня воспаляется десна, врач запрещает мне петь в течение трех месяцев! А я через неделю все же вышла на сцену и спела свою партию, кульминация которой падает на ми бемоль третьей октавы. Поверьте на слово - это очень высоко, а потому и сложно.
Я счастлива, что мне удалось создать много интересных образов, в каждом из которых нахожу частичку себя и потому столь искренне проживаю их жизнь на сцене. Сегодня в моем творческом багаже партии Виолетты («Травиата» Дж.Верди), Мюзетты («Богема» Дж.Пуччини), Розины («Севильский цирюльник» Дж.Россини), Царицы Ночи («Волшебная флейта» В.Моцарта), Дильбер («Севиль» Ф.Амирова), Гюльчохры («Аршин мал алан» Уз.Гаджибейли), Мелек («Интизар» Ф.Ализаде) - всего не перечислишь, и за это я благодарна судьбе.
Театр - иллюзорный мир, который манит, притягивает, завораживает и... не отпускает. Раз почувствовав его необыкновенную ауру, ощутив всю неповторимую сладость сценического успеха, начинаешь понимать и чувствовать всем своим существом: жизнь без сцены невозможна.
- Ваша концертная деятельность столь же значима для вас, как и оперные спектакли?
- Для творческого человека его востребованность - жизненно-важный фактор. Камерная музыка для меня имеет ничуть не меньшее значение, чем участие в оперных спектаклях. Причем, я не дифференцирую значимость моих выступлений, так сказать, по географическому принципу. Азербайджанские сцены для меня столь же значимы, как и участие в международных концертных проектах. География моих выступлений достаточно широка: США, Германия, Франция, Швеция, Греция, Турция, Китая, страны СНГ. Мне посчастливилось выступать на лучших концертных площадках, с лучшими симфоническими оркестрами Европы и Америки. Особая страница моей творческой биографии - ставшие традиционными Международные музыкальные фестивали в Габале и Шекинские фестивали «Шелковый путь» Союза композиторов Азербайджана, в рамках которых я неоднократно выступала с сольными камерными концертами, а также в сопровождении оркестровых коллективов. Меня бесконечно радует, что наша азербайджанская культура сегодня приобретает огромное уважение в мире. Чувствовать себя пусть крошечной, но частью этой культуры - непередаваемое счастье.
- Насколько вы зависимы от критики?
- К общественному мнению подхожу всегда трезво. Возможно, прозвучит несколько самонадеянно, но, поверьте, мой самый строгий критик - я сама. Как я уже отмечала, мне посчастливилось пройти школу замечательных педагогов - исключительно требовательных высоких профессионалов. С большим вниманием воспринимаю конструктивную критику, направленную на добро, на лучший результат. Другое дело, если критика продиктована иными мотивами. Самое неприемлемое, когда дилетант берется судить то, что ему неведомо, и обходится общими словами: «мне не понравилось», «это так не поют» и т.д. А на поверку - ничего не сможет объяснить, показать, посоветовать. Критика должна быть профессиональной и деликатной. К такой критике необходимо прислушиваться, хотя бы ради того, чтобы в очередной раз проанализировать свои действия и убедиться в правильности или ошибочности трактовки того или иного произведения.
- Какие ассоциации вызывает у вас слово «карьера»?
- Свою карьеру я представляю в виде бесконечной лестницы. Такой образ дает четкую установку: всегда есть ступень более высокая, чем та, на которой ты стоишь. И чем выше поднимаешься, тем труднее достичь следующую планку. Главное, воспринимать эту лестницу именно как нечто бесконечное… Если ты веришь в этот образ, возникает желание идти только вперед.
- Мы обошли молчанием еще одну грань вашей деятельности - педагогическую. Не мешает ли это вашему исполнительскому творчеству?
- Скорее наоборот. Здесь все взаимосвязано, ведь постижение профессии никогда не прекращается. Общение с творческой молодежью, талантливыми музыкантами вдохновляет на интересные решения. С Бакинской музыкальной академией им.Уз.Гаджибейли, где я преподаю на двух кафедрах (фортепианной и вокальной), связаны годы моей жизни. Здесь я училась, постигала секреты профессии, которыми в настоящее время с готовностью делюсь со своими студентами. Они все разные: кто-то способнее, более трудолюбивый, другим образование дается сложнее. Но я не опускаю руки, стараюсь открыть перед ними необычайную красоту избранной специальности. Мне нравится работать с молодежью, у которой все еще впереди.
- Было бы интересно узнать о последних по времени проектах, в которых вы принимали участие, и о ваших ближайших планах.
- Сравнительно недавно, а точнее - 4 ноября, по приглашению директора Государственного симфонического оркестра «Çukurova» господина Окану Уршану (Турция), мне, как и моей коллеге - заслуженной артистке Азербайджана, солистке Государственного академического театра оперы и балета Сабине Асадовой, посчастливилось принять участие в вечере Моцарта, проведенном в Государственной филармонии Аданы (Турция). В исполнении моцартовского «Реквиема», обозначенного в программе концерта, помимо названного оркестра приняли участие Государственная хоровая капелла Анкары, а также солисты Анкаринского оперного театра Айхан Уштук и Измирского оперного театра Тейфик Родос. Дирижер - Джеми Джан Делиормана. Концерт прошел успешно, была хорошая пресса.
Руководство Азербайджанского Государственного академического театра оперы и балета всегда открыто к межгосударственным диалогам в духе идей мультикультурализма, ведущим к созданию единого культурного пространства, что в очередной раз было продемонстрировано постановкой оперы «Кармен» Жоржа Бизе. Так, 12 ноября на сцене нашего театра выступили известные солисты Польши, Украины, Азербайджана, в том числе и одна из самых востребованных и популярных в настоящее время в Европе оперных певиц, солистка Вроцлавского оперного театра Ирина Житинска (Польша), признанная лучшей исполнительницей партии Кармен на Международном фестивале оперного искусства в Лиссабоне (Португалия).
В спектакле также приняли участие солист Большого театра России, наш прославленный соотечественник Эльчин Азизов (партия Эскамильо), в роли Хозе выступил народный артист Украины Андрей Романенко, остальные партии были распределены между солистами нашего оперного театра. Мне была поручена роль Фраскиты - подруги Кармен. Дирижер спектакля - лауреат международных конкуров, талантливый музыкант Эйюб Гулиев. Без ложной скромности могу сказать, что спектакль прошел на высоком уровне, с чем от души поздравляю своих коллег.
- «Жизненное кредо Гюльназ Исмайловой» - вы пытались сформулировать такое понятие?
- Будет экспромт… Внутренний мир художника всегда высвечивается в его творчестве, поэтому добрые деяния, отношение к людям заряжают положительной энергией, независимо от того, оценивается это или нет. Для меня и в жизни, и в творчестве важен уровень качества. Точно знаю, что никогда не скажу «я достигла!», другое дело - «я расту», «передо мной есть цель». Такая позиция научила меня дорожить временем, а иначе его просто не будет хватать. Приобрела с годами ценный навык - умение совмещать полезное с приятным.
К примеру, сцена требует хорошей физической формы, поэтому аэробика, фитнес постоянно присутствуют в моем расписании. Люблю слушать музыку, под звуки которой и работаю, и отдыхаю. Есть у меня хобби - с удовольствием развожу цветы, получая от этого положительный заряд энергии и эстетическое удовольствие. По своей природе я коммуникабельный человек, но шумные компании - не для меня. Куда интереснее и полезнее общение с умным собеседником, близким тебе по духу, или имеющим иную точку зрения, но всегда обоснованную, пропущенную через призму собственного мышления.
Наши журналисты-современники так любят задавать вопрос о «формуле успеха», что я тоже задумалась, какова же моя, личная формула, если не успеха, то движения по жизни. Попыталась ее вычислить, и вот что приблизительно у меня получилось: успех равен сумме таких слагаемых, как талант, призвание и бесконечная всепоглощающая любовь к избранной специальности. Эта «формула» - своеобразный ключ, помогающий преодолеть многие препоны на пути в мир большого искусства, войти в который дано далеко не всем.
- Гюльназ ханым, вы провоцируете меня спросить вас о том, о чем еще никогда никого не спрашивала: а как насчет формулы счастья?
- (улыбаясь) Здесь все настолько лично! Формулы формулами, а в реальной жизни я остаюсь женщиной во всех ее проявлениях: люблю красиво одеваться, быть заметной, при всей занятости стараюсь оставаться хорошей матерью для своих двоих детей, с удовольствием делюсь профессиональным опытом с учениками. Все это, конечно же, счастье. Но есть еще и абсолютное счастье, когда, уходя со сцены под громкие овации благодарной публики, испытываешь чувство удовлетворения и в то же время ощущаешь, что это далеко не все, на что ты способна, что жизнь продолжается, и настоящий твой успех еще впереди - в каждом следующем выступлении…
Рая АББАСОВА
Каспiй.-2016.- 26 ноября.- С. 16-17.