С любовью о любимом
Посвящается юбилею
композитора
Кто же она? Композитор, педагог, общественный деятель, директор музыкальной школы искусств… или просто женщина - заботливая мать, верная супруга, преданная дочь, благодарная ученица или творческий человек, способный слепить из своих идей, фантазий и замыслов достойные произведения, внесшие ценный вклад в музыкальную культуру.
Адиля Юсифова - член Союза композиторов, заслуженный учитель Азербайджана, доктор философии по искусствоведению, профессор кафедры «История и теория азербайджанской народной музыки» Бакинской музыкальной академии имени Узеира Гаджибели, директор школы искусств №6 имени Фикрета Амирова.
- Адиля ханым, вы «находите себя» в творчестве. Какая у вас была цель по жизни, и сумели вы ее достичь?
- Я никогда не думала о цели, с детства была упрямой, старалась добиться всего сама, и все же большую роль в моих достижениях сыграли родители, педагоги и окружающие. Когда я была еще ученицей, отец говорил «для того, чтобы стать хорошим музыкантом, надо над собой работать». Будучи девочкой с характером, я решила, что буду гастролировать, меня все узнают… Считаю, что еще не достигла больших высот, но определенных целей, привлекавших меня в последние
30 лет, добилась. Правда, есть еще задумки, и я к этому стремлюсь. Возглавляя школу искусств, думаю, мне удастся создать в Баку детский музыкальный театр, в котором поставят и оперные, и балетные спектакли, и шоу-программы, и синтез различных видов искусства. И, дай Бог, чтобы в этой школе у меня все задуманное получилось.
- Расскажите о ваших родителях, о детстве, о приятных воспоминаниях…
- Семья - очень важный фактор в развитии ребенка. Мама у меня преподаватель английского языка, отец - музыкант-дирижер, ну и лидер в семье. Он, борец по духу, был для меня образцом во всем, и я даже книгу ему посвятила - «Mən bu dünyaya mübarizə üçün gəlmişəm» («Я пришел в этот мир для борьбы»). Когда я была маленькой, помню, мы с ним были в Москве и шли по Красной площади, он меня держал крепко за руку, но в один момент отпустил ее и, оказывается, молча наблюдал за мной со стороны. Это я узнала потом, после того, как потеряла его… Даже перед защитой моей диссертации отец читал ее сигнальный экземпляр в парке перед музыкальной академией. То есть он не принимал активного участия, не стоял над моей головой. И я была так удивлена, когда после того, как он ушел из жизни, однажды открыв его шкаф, увидела папку, где было написано: «Адиля Керимова-Юсифова».
В этой папке были все мои афиши, начиная с 12 лет, когда я впервые выступала в филармонии, и другие афиши с разными дирижерами в различных концертных салонах. Все это он сохранил у себя, тогда как я не придавала этому особого значения. Вот поэтому я всегда подчеркиваю роль отца в моей жизни.
- Вы говорили об оперном театре. В вашем сценическом произведении для детского исполнения «Волшебный сундук» ощущается любовь к народной музыке, чувствуется, что вы старались, чтобы и дети полюбили ее.
- Я работала музыкальным и художественным руководителем спектаклей Ширвани Чалаева «Маугли» (по мотивам знаменитой сказки Р.Киплинга), Бенжамина Бриттена «Давайте ставить оперу», потом мы с Тофиком Кулиевым сделали версию фортепианного цикла «Альбома Джамили» - ожившие странички из жизни Джамили. Далее был концерт-представление «Школе-студии 20 лет». И, естественно, я уже была готова писать вот именно такое сценическое произведение. Конечно, всему нужна подготовка. Произведение никогда не создается вдруг: захотел - написал. Нет. Должны быть определенные этапы - накопление, чтобы потом это вылилось в создание какого-либо произведения.
- Каковы точки соприкосновения и различия между общественным деятелем и композитором? Одно другому не мешает?
- Что касается композиторского, я очень хотела бы, чтобы здесь был класс композиции, и Франгиз ханым Ализаде возглавила бы этот класс. Это была бы экспериментальная композиторская школа. Конечно, надо обдумать, как это сделать. У нас много талантливых детей, со всеми надо работать, направлять для того, чтобы было будущее. И потом, зачем скрывать: я хочу делиться своими знаниями. Правда, на определенном этапе моей жизни я не хотела преподавать композицию, так как это мне мешало. Но сегодня думаю иначе.
- Ваша школа носит имя выдающегося композитора Фикрета Амирова, и, естественно, коллектив с особенной любовью готовился к фестивалю, приуроченному к 94-летию со дня его рождения. Его сын, Джамиль Амиров, подарил книгу и диски своего отца для вашего музея. Какие еще задумки впереди?
- Есть две основополагающие цели, которые стараюсь претворить по жизни, - просветительская и учебная. Во-первых, все у нас скопилось в центре города - театры, концертные залы, а те же Баладжары остались как-то в стороне. Поэтому первое мероприятие, которое я провела в этой школе, - было просветительство. Я пригласила исполнителей, композиторов и музыковедов, и мы провели эту встречу с концертом для учащихся и педагогов этой школы. Мы показали новые ноты, которые нам подарили. По-моему, все прошло удачно. Следующим шагом была встреча с Франгиз ханым. Это тоже было необычно для детей и родителей, которые потом просили мне дать им фильм, посвященный ей, - перед ними была легенда. Большинство детей не знает композиторов в лицо, и вдруг перед ними - мировая известность. На них встреча произвела большое впечатление. Потом у нас в гостях был Октай Раджабов на концерте, посвященном его 75-летию, Назакет Римази, которая дала концерт со своим классом, Ислам Манафов, игравший произведения Ф.Шопена. Самое же большое мероприятие тут состоялось в День защиты детей. Мы впервые вышли на улицу с тем, чтобы зрители наблюдали за праздничным концертом со стороны, даже с балконов. Был сюрприз детям в виде огромного подсолнуха - виньетка школы с фотографиями всех учеников и педагогов. Я не выделила отличников, как на доске почета, ведь мы все - одна семья - от директора, педагогов до технического персонала и детей. Ну и в завершение отмечу упомянутый фестиваль памяти Фикрета Амирова 22 ноября.
- Вы пропагандируете азербайджанскую музыку за рубежом. Продолжаются ли ваши культурные связи?
- Конечно, недавно здесь состоялся фестиваль-конкурс «Звезды будущего» с участием коллег из Грузии. Мы дружим с коллективом школы искусств № 6 имени Ипполитова-Иванова, с председателем Союза композиторов Грузии Кахой Цабадзе. Хотим сделать проект, где произведения грузинских авторов играем мы, а азербайджанских - они. Я дала им ноты новых произведений для ознакомления.
- Вы написали книгу «Джевдет Гаджиев. Хроника жизни. Статьи. Высказывания». Вы работаете также над книгой, посвященной вашему отцу - известному дирижеру Ниязи Керимову.
- До книги «Джевдет Гаджиев» у меня были написаны «Обработка и аранжировка азербайджанских мелодий», «Солтан Гаджибеков», но эта книга… она особенная и неповторимая. Я пользовалась неиспользованным архивным материалом и выложила все, как положено ученице и музыковеду, что для меня очень важно.
- Расскажите немного о педагогической деятельности.
- Я разделяю творческие дни, когда закрываюсь и работаю над произведениями, и педагогические - когда занимаюсь с учениками и студентами. Работа с детьми очень интересная, кропотливая, требует терпения, но в итоге, когда все получается, можно порадоваться. Со студентами работа иная, требуется иной подход. Так, перед фестивалем Фикрета Амирова мы много занимались с детьми, чтобы они не просто играли по нотам, а видели, слышали и чувствовали музыку: может, в цвете или пейзажем - каждый по-разному. Отделение хореографии показало танцевальный номер по музыке «1001 ночи» Ф.Амирова, а ученики-художники - свои работы.
- Расскажите о ваших разносторонних интересах.
- Они связаны прежде всего с куклами и народно-прикладным искусством, причем мне важны не только азербайджанские, но и другие национальные выставки, ярмарки, музеи, храмы, церкви, мечети, которые посещаю во время поездок. Я не ставлю для себя какие-то грани, просто черпаю мысли. Мы все люди под одним небом, у всех нас один Бог. У меня есть произведение, которое представляет именно это видение - там я использовала мотивы из Библии, Торы и, конечно же, Корана. Вообще, к написанию любого произведения нужен толчок, например, несправедливость, как у меня в «Параллелях». В этом произведении третья часть - «Небоскребы» не получалась. И когда перед нашим домом решили построить небоскреб, народ собрался на улице в знак протеста - это и стало для меня толчком. Я включила балабан, который пел, кричал, но его никто не услышал. Все равно там построили этот небоскреб…
- Вы предпочитаете в основном камерные и хоровые жанры, любите необычно подбирать состав инструментов, используете цвета.
- В этом плане интересно «Milli naxışlar» («Национальные узоры») - произведение, где в звуках фортепиано воплощены многоцветье и гармония красок азербайджанского прикладного искусства. Каждая из пьес имеет название, определяющее ее образ, - «Карабахский ковер», «Оживляя хасир», «Кукла», «Легенда одного дерева», «Красочный каприз тканей», «Цветы в рамке» и т.д. Причем ни один из авторов, вошедших в этот сборник, не знал меня, а я их, мы познакомились после написания произведения.
Для того, чтобы выразить ту или иную мысль, мне нужен тот или иной состав. Вот сейчас я написала «Adsız əsər» («Безымянное произведение») для тара и фортепиано. Это вроде пьеса, но не в традициях мугама. На юбилейном концерте прозвучат три моих новых произведения. Это «Он и Она» - два голоса - для виолончели и фортепиано, «Фреска» для органа и произведение пока без названия. Может, во время репетиций у меня возникнет идея, и я придумаю название. Не знаю... Пока написана лишь музыка.
- Еще один экскурс - в произведение, написанное в Париже. Как оно создавалось?
- «Одна в Париже» - так я назвала свой монолог для скрипки соло и CD, в музыке которого переплелись фольклор, классика, эстрада и джаз. К написанию этого произведения подвел новый толчок. Я была одна в Париже и попала на День музыки. Кто я такая в этой стране? Никто. Звучала музыка контрастная, совершенно необычных стилей, смешиваясь с шумом города.
- Что дала вам общественная деятельность на должности директора?
- В моей жизни было несколько этапов - школа, училище, консерватория, работа, защита диссертации и затем преподавательская деятельность. Сегодня дело моей жизни - это школа. Считаю, что директор школы должен быть лидером. Это работа больше менеджерская, то есть думать о будущем школы. Директор должен работать на перспективу - это и есть успешный менеджмент. Мы решаем здесь текущие проблемы, которые у нас возникают, но думаем всегда о будущем. Будущее - это наши дети, которые должны быть образованными, так как основная задача - эстетическое воспитание. Это наша каждодневная работа. Я очень хочу, чтобы наши дети участвовали в конкурсах, чтобы об этой школе заговорили, чтобы она была конкурентна. А когда есть конкуренция, есть хороший стимул. Здесь крепкий педагогический «костяк», талантливые дети, у которых большое будущее. Есть способные дети-художники, которых хотим отправить на выставки за пределами страны. У нас имеется гастролирующий танцевальный ансамбль «Оdlar yerdu». Он был в Туркмении, Турции, России. В школе есть потенциал, который надо развивать. Конечно же, проблемы тоже есть, как и везде, но думаю, у нас должна быть основная линия. Я хочу соединить все отделы школы и направить усилия к одной-единственной цели - созданию Детского театра, где дети сами могут быть исполнителями, танцевать, рисовать, играть. Но это не самодеятельность - все будет под руководством профессиональных педагогов.
- В юбилейный год Адиля ханым полна творческих идей, новых интересных проектов и замыслов. Желаем вам удачи на этом сложном пути. Спасибо за беседу.
Айтен ИБРАГИМОВА
музыковед, доктор
философии по искусствоведению
Каспiй.-2016.- 30 ноября.- С. 12-13.