Под знаком «Гая»
История ансамбля не утрачивает интереса к себе
на протяжении вот уже 55 лет
ОТЦЫ И ДЕТИ
Мы продолжаем разговор об истории легендарного квартета «Гая», проводимого в рамках новой рубрики - «Отцы и дети». Напомним, в качестве героя первой части статьи («Каспий» №156 от 24 сентября с.г.), озаглавленной «Отцы», был представлен народный артист Азербайджана Рауф Бабаев, рассказавший много интересного о времени становления легендарного квартета «Гая» и этапах завоевания этим уникальным в своем роде коллективом профессиональных вершин.
Вторая часть беседы - «Дети» - посвящена преемникам квартета «Гая» - музыкального коллектива, сыгравшего неоценимую роль в продвижении и пропаганде азербайджанского национального искусства. На этот раз к нашему разговору с Рауф муаллимом присоединятся и участники созданного и руководимого им коллектива - «Гая» нового времени, продолжившего славные традиции своего легендарного предшественника.
- Рауф муаллим, спасая «Гая» от небытия, вы взяли на себя благородную роль Мессии. Ваши соратники громогласно, с чувством глубокой благодарности заявляют: ансамбль «Гая» продолжает жить и творить исключительно благодаря Рауфу Бабаеву. Но после творческого сотрудничества с единомышленниками-сверстниками трудно, наверное, было переключиться на общение с детьми?
- Спасибо за «мессию», спасибо и друзьям за оценку моей работы, которой я занимаюсь с удовольствием. Хотя… не буду скрывать: непросто работать с детьми, непросто работать и с взрослым «Гая», и знаете почему? Слишком высока ответственность - носить славное имя. Здесь все как в жизни, когда детям надо соответствовать своим успешным родителям, а родителям хочется гордиться успехами своих детей. Получается взаимная зависимость - волнующая, но и стимулирующая стремление к новым достижениям.
Отвечая на вторую половину вашего вопроса, подчеркну, что в деле создания нового коллектива большой подмогой для меня стал опыт общения с собственным сыном - Руфатом (в настоящее время он директор «Гая») и, конечно же, знание детской психологии. Не скажу ничего нового, отметив: детей надо любить. Именно в этой безграничной любви и заключен основной секрет удачного с ними общения. Но такое обращение не исключает строгости с моей стороны. К примеру, чтобы создать на базе школы вокальный коллектив, было объявлено прослушивание. На первоначальном этапе из 20 претендентов отобрали 10, из которых чуть позже выбыл еще один.
Так получилось, что новый детский вокальный коллектив, получивший позже название «Bəri bax», был создан из учеников именно музыкальной школы №21 (ныне музшкола имени Мстислава и Леопольда Ростроповичей). Каждый участник ансамбля помимо вокала играл на одном или нескольких музыкальных инструментах, в их числе: фортепиано, гитара, скрипка, кларнет, губная гармошка, национальная гармонь и клавишные.
Спасибо Рафику Азизову - в то время директору школы, создавшему все условия для плодотворных репетиций, а также родителям детей, активно поддержавшим наше начинание. Совершенно искренне, я не думал тогда о результатах, не ставил высоких целей, но, признаюсь, вкалывал так, что довел себя до инфаркта. Выделенный для нас класс мы оборудовали под репетиционный зал, в который по уговору входили лишь в сменной обуви. Я рассказывал детям об истории джаза, различных музыкальных направлениях, проводил с нами беседы о бережном отношении друг к другу, личной гигиене.
Первое выступление «Bəri bax» состоялось во Дворце республики 2 февраля 1996 года. За короткий срок этот детский коллектив, довольно часто выезжая на гастроли, стал широко популярным как в нашей стране, так и за ее пределами. Успешный профессиональный рост подтверждался престижными наградами, в том числе, Гран-при на детском международном конкурсе, проведенном в 2001 году в рамках знаменитого фестиваля «Славянский базар». А в 2009-м Детский вокальный ансамбль «Bəri bax», участники которого уже успели превратиться из подростков в молодых людей, получает официальный статус Государственного ансамбля «Гая», что предполагало продолжение знаменитой музыкальной традиции. Воодушевленный таким успехом, я начал готовить ребят к участию в 50-летнем юбилее ансамбля «Гая».
- Мне довелось присутствовать на этом юбилейном событии, воссоздавшем на сцене Дворца Гейдара Алиева незабываемый дух Баку второй половины прошлого века. Декорации, видеоряд, наряды артистов, но главное - звучащая со сцены музыка - все было подчинено именно этой задаче.
- К великому сожалению, далеко не все удалось реализовать. Я очень надеялся, что нам четверым, так сказать, основоположникам «Гая», удастся собраться и снова вместе выйти на сцену. Мы созванивались, подбирали репертуар, планировали спеть свою «лебединую песню». Мечтали, чтобы на сцене выступили и «отцы», и «дети» «Гая», но... Увы! Судьба распорядилась иначе: собраться вчетвером мы уже больше никогда не сможем... Что поделаешь, такова жизнь! Радует, что история «Гая» не оборвалась, что ансамбль, пусть и в новом качестве, но продолжает жить.
Часть вторая. Дети
Озаглавив вторую часть «Дети», было бы несправедливо не дать права голоса участникам ансамбля «Гая» нового времени, а потому каждому из них был задан вопрос: каково это - жить под знаком «Гая»?
Самый обстоятельный ответ был дан солисткой ансамбля Шолей Сафаралиевой, что совсем не удивительно, ведь именно она является единственным из исполнителей-вокалистов участником довольно длительного процесса: от возникновения и становления ансамбля «Гая» XXI века до его признания на широком географическом пространстве, о чем мы и узнаем из первых уст.
Шоля Сафаралиева: Отвечая на ваш вопрос, вернусь к событиям истории нашего знакомства с Рауф муаллимом. Хорошо помню день нашей первой встречи, ставший этапным в моей жизни - 2 октября 1995 года, воскресенье. Я была на занятиях в хоровом классе, когда по школе разнесся слух, что знаменитый участник ансамбля «Гая» Рауф Бабаев с целью создания детского вокального коллектива собирается прослушивать способных к пению детей. Испросив разрешения у ожидавшего нас папы, мы с братом, затаив дыхание и набравшись смелости, решились пройти отбор. И у нас получилось. Брата, правда, хватило всего на два месяца, а я вот уже 21 год своей жизни неразрывно связана с коллективами, созданными Рауф муаллимом, обладающим, помимо прочего, и ярким созидательным талантом. Уже первый его опыт по созданию вокального коллектива оказался настолько успешным, что для широкого признания потребовалось всего несколько месяцев.
Наше первое выступление на большой сцене состоялось в рамках форума, посвященного Дню молодежи. К тому времени наш коллектив из девяти человек уже имел свое название, которое возникло в некотором роде спонтанно. Как-то Рауф муаллим, обратившись к нам, сказал: «Вы приковываете внимание: красивые, талантливые, хорошие. На вас будут смотреть все!». С этого момента наша группа и стала называться «Bəri bax», что в переводе на русский означает «Посмотри на нас».
После успешного выступления на форуме о нас начали говорить, была хорошая пресса. Мы много выступали, выезжали на гастроли. Рауф муаллим ставил перед нами все более и более серьезные задачи: постоянно усложняя репертуар, он открывал нам красоту и тайны многоголосного исполнительства. Наконец, наступил тот день, когда нам сообщили радостную весть: нашему коллективу присвоен статус «Государственный ансамбль «Гая».
До сих пор вспоминаю этот период своей жизни с некоторым волнением. Оглядываясь в прошлое, с гордостью могу констатировать: лишь мне выпало огромное счастье пройти все этапы пути, начиная от момента зарождения «Bəri bax» до ныне здравствующего «Гая». В том, что состав ансамбля постоянно обновлялся, нет ничего удивительного - срабатывал так называемый человеческий фактор.
Мы были детьми, когда создавался «Bəri bax», самому младшему из нас было всего шесть лет. Разве кто-то мог тогда предположить, как сложится наша жизнь, какие приоритеты станут для каждого из нас главными. Одни уходили из коллектива, на смену им приходили новые ребята. Что ж в этом удивительного! Мы не теряем друг друга из виду, до сих пор сохраняем добрые отношения, и знаете почему? Нас сплачивала музыка, творческая аура, царившая на репетициях и, безусловно, личность Рауфа Бабаева, уважение и восхищение которым было и остается всеобщим. Дай Бог Рауф муаллиму здоровья и терпения, он - неиссякаемый источник новых идей, вдохновения, юмора и отеческой заботы. Расскажу лишь один эпизод из многих.
Как-то в день празднования Новруз байрамы выдалась холодная погода, а мы должны были выступать на открытом пространстве в легких костюмах, изящных туфельках. Недолго раздумывая, Рауф муаллим каким-то только ему известным способом нашел для нас не только теплое укрытие, но и напоил чаем, рассказал очередной смешной анекдот, подняв нам настроение и бойцовский дух. Со стороны казалось, что заботливый отец опекает свое семейство. И таких примеров немало. Вы спрашиваете, каково это - жить под знаком «Гая»? Я настолько сроднилась с этим престижным «знаком», что могу смело сказать: «Гая» для меня - образ жизни, если только не сама жизнь…»
Айгюн Мехтиева: Я вошла в состав «Гая», уже имея некоторый опыт сценических выступлений, но девять лет работы в этом коллективе многое дали мне в плане профессионального и личностного роста. А по-другому и быть не может. «Гая» это - уровень, и уровень высокий, ко многому обязывающий. Но при всем своем желании мы не можем, а быть может, и не хотим заниматься творческим «ксероксом», ведь мы живем в другое время, у нас другие голоса, в зале другая публика… Иное дело, если речь пойдет о традициях стиля, вокальной и сценической культуре, отношении к профессии - здесь у нас общие цели, и потому мы всячески стремимся идти по стопам наших профессиональных «отцов» - держим курс на квартет «Гая», являющийся признанным эталоном мастерства ансамблевого пения. По этому пути ведет нас Рауф муаллим, в котором сочетается так много доброго, светлого, но и принципиального. Его требовательность не знает границ, собственно, как и его человечность. На репетициях он точно знает, когда пошутить или поговорить на, казалось бы, отвлеченные темы, чтобы дать нам отдохнуть, а потом вновь - работать, работать и работать.
Будучи глубоко интеллигентным человеком, он, защищая свое детище, то есть нас, может быть и устрашающе активным, восклицая: «Не смейте! Это мой коллектив!». Отцовское начало в нем ярко проявляется, и за это мы бесконечно благодарны нашему дорогому наставнику.
Гюнай Ахмедова: «Гая» - моя мечта с детства, которая казалась мне недосягаемой. Но благодаря протекции моего педагога - народной артистки Азербайджана Натаван Шейховой - мне удалось попасть на прослушивание к Рауф муаллиму. Когда узнала, что прошла отбор, моему счастью не было предела! Но жизнь под знаком «Гая» - дело непростое, так как «Гая» - признанный бренд, которому надо очень и очень постараться соответствовать. Зато сколько приобретений!
Общение с Рауфом Бабаевым заставило меня на многое посмотреть иными глазами, изменило мои художественные приоритеты, научило быть в коллективе, уважать мнение своих коллег, а главное - прочувствовать необыкновенную красоту ансамблевого пения и безгранично полюбить свою профессию».
Джахангир Паришани: Я, пожалуй, уже старожил «Гая» - восемь лет работаю в этом коллективе и вне его себя даже не представляю. Здесь все как в семье: со временем все больше и больше ощущаешь родство устремлений, желание быть достойным заложенных традиций, не подвести тех, кто рядом, кто вместе с тобой идет по пути искусства и жизни. Исток такой семейственности - наш руководитель, наш дорогой и глубокоуважаемый Рауф муаллим. В этом человеке самым удивительным образом слились воедино забота и беспокойство отца, преданность друга, мудрость наставника, талант педагога. Под руководством такого неординарного человека мы постигаем искусство ансамблевого пения. Поверьте, это нелегкий труд: исполняя свою партию, ты в то же время должен быть частицей единого целого. Я благодарен судьбе за то, что мне выпала счастливая возможность стать причастным к легенде по имени «Гая».
Садых Агамалыев: Я с детства занимался эстрадным вокалом, но окончил факультет «Народное пение». Соединение этих двух направлений открыло мне необъятную красоту вокального исполнительства, а участие в «Гая» еще больше укрепило меня в правильности избранной профессии. Для всех нас большая честь носить имя легендарного квартета, к традициям которого мы относимся с глубочайшим уважением, воспринимая их как ценнейший пласт музыкального искусства, и не только национального. Рауф муаллим выполнил высокую историческую миссию, не дав уйти в небытие тому ценному, что было создано квартетом-легендой «Гая», чье творчество и сегодня воспринимается как истинно современное высокое искусство».
Борис Байрамов: Я - относительно новый человек в «Гая». Мой стаж работы в этом коллективе исчисляется лишь одним годом, но даже за этот короткий срок удалось многое для себя открыть и понять. Мне есть с чем сравнивать. Став участником ансамбля «Гая», я попал в иной мир, отличный от того, который называется «шоу-бизнес». Совершенно иные цели, отношения, взгляды, другой уровень профессионализма - здесь всех объединяет стремление к самосовершенствованию, профессиональному росту, желание соответствовать высокой планке, которой достигли в свое время основоположники прославленного квартета «Гая».
Когда я попал на первую репетицию, которую вел Рауф муаллим, меня поразили не только чистота и красота многоголосного пения участников ансамбля, но и их лица - одухотворенные глубинными чувствами, вызванными исполняемой музыкой. Все происходящее было настолько искренним, что для меня стало ясно: здесь царит настоящее искусство! С того дня прошло время, но, к счастью, у меня так и не появилось повода усомниться в своем первоначальном восприятии этого замечательного коллектива и его руководителя - большого мастера своего дела, настоящего профессионала и отличного человека, искренне преданного искусству.
***
Думается, многое из сказанного артистами современного «Гая» будет воспринято уважаемым Рауфом Бабаевым как впервые услышанные откровения. Так уж повелось, что люди по-настоящему творческие, лишенные «печати» конъюнктуры, мало заботятся о том, как к ним относятся и что о них говорят. В том, что Рауф муаллим относится именно к этой категории личностей, - сомнений нет. Вспомним хотя бы начало первой части нашего повествования, когда его достойные ответы на несколько провокационные вопросы, связанные, на первый взгляд, с какими-то мелочными обстоятельствами (размеры букв фамилии, аккуратность почерка), выдали в нем человека бескомпромиссного, не стремящегося к показной значимости. Такой личностный типаж, ориентированный на самое серьезное, вдумчивое занятие избранным делом, стремится, как правило, к лучшим результатам, потому что просто не может иначе. А все остальное - награды, почести, звания - для него принадлежит к разряду «как получится»: будет - хорошо, нет - переживем.
В этом отношении интересно послушать размышления Рауф муаллима о перфекционизме:
- Во времена нашей молодости мы не стремились к созданию идеализированного образа, не бравировали перфекционизмом. Стремление к лучшим результатам диктовалось преданностью профессии и, что скрывать, уважительным отношением к собственному имени. Представьте, нам пачками предлагали деньги, приглашая под видом гостей выступать на свадьбах. И хотя мы не были богаты, отказывались. А в настоящее время все сильно изменилось. Я тоже на многое смотрю уже иными глазами: бываю рад, если моим ребятам выпадает возможность пополнить семейный бюджет, выступая на торжествах. При этом точно знаю, что они по той же причине, что и мы когда-то, не изменят своему имиджу - ни в творческом плане, ни во внешнем облике.
Окончание следует
Рая АББАСОВА
Каспiй.-2016.- 1 октября.- С.12-13.