Счастлив неутомимой творческой самоотдачей

 

Почетного звания «Заслуженный деятель искусств» удостоен дирижер Фахреддин Атаев

 

ИСКУССТВО

 

В самом названии этой высокой правительственной награды как-то уж очень емко и добротно выражены смысл и самоценность поощрения, степень благодарности общества и даже право удостоенного ее на гордость, раз уж отныне он именуется «Заслуженным деятелем искусств». И тем более удостоен этого звания «за заслуги в развитии азербайджанской национальной музыкальной культуры».

 

Читая официальную хронику и всякий раз разделяя понятную радость награжденных, все-таки испытываю чувство особого волнения, встречая в распоряжениях Президента Азербайджанской Республики Ильхама Алиева фамилии соотечественников, с которыми знакома лично. С каждым по-разному…

 

…Январь 2014 года выдался особенно снежным, так что успевшие превратиться в ледяные кочки густые охапки поначалу пушистого снега напрочь связали даже лестницы, соединяющие подъезд с двором, обездвижив хоть кого, а мне доставляли нестерпимое огорчение. Дело в том, что на эти дни в Театре оперы и балета была назначена премьера впервые в Баку поставленной зарубежными мастерами оперы Джакомо Пуччини «Иль табаро» («Плащ»), на которую я обещала прийти, - вот уж поистине преданность слову и театру…

 

Придумав выход из положения, я попросила дирижера премьеры Ялчина Адыгезалова зайти за мной по дороге на спектакль, а он, сославшись на то, что пойдет в театр задолго до начала, пообещал, что по его просьбе меня проводит «его студент». Студент действительно пришел, и поход мой состоялся в лучшем виде. При том, что «студентом» оказался Фахреддин Атаев - 42-летний дирижер с большим стажем, который и в самом деле чтит профессора Ялчина Адыгезалова своим учителем.

 

С новым знакомым мы сразу же стали друзьями - вместе слушали оперу, беседовали в антракте, когда он скромнейшим образом как бы между прочим упомянул, что достаточно давно служит в Азербайджанском государственном музыкальном театре… дирижером. Бережно доставив до самой квартиры на второй этаж, Фахреддин пригласил меня на спектакли своего театра, на что я очень скоро откликнулась…

 

Что-то в разговорах, его просвещенных комментариях и моем любопытстве сделало нас единомышленниками, и когда спустя год Фахреддин счел нужным поделиться со мной новостью о новом, уникальном проекте театра, я с удовольствием откликнулась на приглашение. Ибо вместе с режиссером Ирадой Гезаловой они проявили доверительную готовность посвятить меня в то, как происходит самое первое собеседование, когда робко выстраиваются контуры будущего сценического произведения, уже по задумке обещавшего быть самобытным и весьма креативным. Кстати, собеседование, на которое в театре, как правило, «посторонним вход запрещен»...

 

В канун премьеры я уже многое знала о спектакле «999-я ночь», делающемся по одной из сказок «Тысячи и одной ночи» в сочетании с музыкой народного артиста СССР Фикрета Амирова, но понять, как он будет сделан в плотном, органичном единстве с музыкой, смогла только после терпеливых комментариев Фахреддина Атаева, на долю которого в данном случае выпала роль дирижера-постановщика.

 

И не случайно, настраиваясь на рецензию, долго обходила стороной такую особенность новой постановки, как ее жанр музыкального спектакля, - все-таки это тема особого разговора. Хотя такого разделения в театре, а тем более - музыкальном - по определению существовать не может.

 

Помню, при первой встрече Ирада рассказывала, что задумала в который раз сказать актерам и нам, зрителям, что сказка ценится не только захватывающим сюжетом, запоминающимися образами героев и счастливым концом, но более всего тем, что восходит к временам сотворения мира, а значит и библейских ценностей, восходящих к понятиям о нравственности. Где все гораздо глубже и восходит к временам сотворения мира и библейских ценностей, о которых так важно почаще вспоминать.

 

А более всего помню недоумение, вызванное ошеломляюще прозвучавшей новостью о том, что сказка станет сюжетом, своеобразным либретто для партитуры из объединенных вместе произведений выдающегося композитора Фикрета Амирова, в творчестве которого «Тысяча и одна ночь» занимает особое место. Хотя бы потому, что написанный им одноименный балет не только удостоился в 1980 году Государственной премии СССР, но и часто ставится на сцене Азербайджанского государственного театра оперы и балета и по сей день проходит с неизменным успехом у зрителей.

 

Тогда она была более чем убедительна, а дирижер-постановщик Фахреддин Атаев, не скрывая волнения, подтвердил, насколько задумка оригинальна, оправданна и своевременна, назвав множество произведений уважаемого маэстро, которые тогда показались далеким друг от друга списком. Когда об оригинальности и правомерности «списка» можно было предположить лишь по тому, как с воодушевлением дирижер Ф.Атаев говорил о чести, какой называл доверие и право прикоснуться к такому материалу. И вот сегодня… Когда с успехом прошли премьерные показы, когда заполнявшая зал музыка звучала в унисон с происходившим на сцене и у всех, волнуя, вызывала явный душевный отклик, так понятно и естественно желание расспросить, в общем-то, молодого маэстро о том, как все это случилось. И почему в сочетании друг с другом и со сказкой так проникновенно и волнующе звучат не связывавшиеся между собой прежде номера, логично украсившие спектакль и определившие общее от него впечатление…

 

- Из балета мы взяли несколько отрывков, объединяющих отдельные эпизоды, каждый из которых живописует образы одной из сказок Шехерезады, - рассказал Фахреддин муаллим. - В основном это тема ночи, проникновенным образом витающая над округой. Но у нас активно используются отрывки из симфонических мугамов Фикрета Амирова - «Кюрд овшары», «Шур», каждый в своем ладу, со своей темой, настроением и эмоциональной окраской. Мы привлекли несколько отрывков из музыки Амирова к известным кинофильмам. У нас в спектакле звучат написанные им в разные годы самые популярные по сей день его песни - например, «Nə еləmişəm?», «Тоy маhnısı», «Səni apararam»… А еще - теперь уже, после премьерного просмотра, - не удивитесь - номера из модной сегодня мейханы. Слышали?

 

- Все это очень трудно так мастерски уложить в единое полотно…

 

- Старались.

 

- Чем стала эта работа для вас?

 

- Делом чести. И… как говорят, сладкими муками. Прежде всего окрыляло доверие - с таким материалом работать - дело чести.

 

- А технически?

 

- И технически. Хотя очень не просто. Где дело касалось симфонических произведений, приходилось редактировать нотный текст с учетом того, что у нашего театра значительно меньший состав оркестра.

 

- Это трудно?

 

- Непросто. Но песенный материал требовал иного подхода. Кое-какая музыка звучала на слуху, и тогда приходилось переводить запись на нотную бумагу. Что-то было записано для конкретных инструментов - нужно было «оркестровать».

 

- А театру нужна партитура для всего оркестра?

 

- Естественно.

 

- Я обратила внимание на исполнителей - в этом театре не такой уж большой выбор солистов вокала…

 

- Но разве вы не заметили, как мы тщательны были на сей раз в распределении ролей, чувствуя особую ответственность перед наследием и памятью нашего корифея Фикрета Амирова?

 

- Конечно, заметила! Когда Мехрибан Залиева - исполнительница роли Рейхан, дочери падишаха, - проникновенно пела свою арию, зал слушал ее затаив дыхание.

 

- Все поняли, что здесь эта ария - песня «Gecə keçdi» («Ночь прошла») из кинофильма «Böyük dayaq» («Великая опора»)… это что-то!

 

- А песня слепого араба из музыки к драме Гусейна Джавида «Шейх Санан», что поет Новруз Алиев, исполняющий роль падишаха…

 

- По-моему получилось весьма органично…

 

- Безусловно! А как трогает Ариозо из музыкальной комедии «Gözünüz aydın» Фикрета Амирова в исполнении главного героя - артиста Ниджата Али…

 

- Да, все это - безусловные шедевры, украшение национальной культуры! В единстве с музыкой - не той, что «сопровождает», а с той, что ведет, трогая, волнуя, радуя, запоминаясь. И совсем не случайно превращаясь в партитуру. Так что, несмотря на предполагавшуюся кое-кем лоскутность, достигает души каждого актера и зрителя, давно уже поселилась в горделивом центре национальной культуры.

 

- Как здорово, что незабываемые, всегда востребованные, они звучат в вашем сегодняшнем спектакле…

 

- По-моему, включенным в наш спектакль произведениям Фикрета Амирова оказалось уютно в одной партитуре…

 

- Как здорово вы это сказали! - говорю дирижеру-постановщику, думая теперь уже о своем. О том, с какой самоотдачей работают все участники проекта, с каким увлечением исполняют свои номера хор и балетный коллектив театра. И о том, не лучшее ли такая любовь к своей профессии, частые премьеры и такие вот сложные акции свидетельство того, что театр, оберегая народное достояние, обращаясь к народной мудрости и фольклору, юмору и иронии, воспевает в своих работах душевные качества самых одаренных.

 

Да, голосуя за тонкость натуры, изысканный вкус и доброту, автор музыки, конкретной партитуры обращается к собственной истории и сокровищнице памяти как к способу беречь чувство собственного достоинства, просит нас не забывать о том счастье, которое приносит чувство национальной гордости.

 

В Музыкальном театре Ф.Атаев дирижировал многими сошедшими со сцены спектаклями, такими как «Qonşular» («Соседи») Р.Гаджиева, «Kələkbazlar» («Аферисты»), «Hərənin bir ulduzu» («У каждого своя звезда») С.Алескерова, «Qızıl toy» («Золотая свадьба») О.Казыми, «Bankir adaxlı» («Жених-банкир»), «Qırmızı Papaq» («Красная Шапочка) Э.Сабитоглу, «Qısqanc ürəklər» («Ревнивые сердца») Р.Миришли, «Əlin cibində olsun» («Будь щедрым») О.Раджабова, «İddiaçı qaraçı» («Цыган-претендент») И.Калмана, дирижирует сейчас «Аршин мал алан», «O olmasın bu olsun» («Не та, так эта») Узаджибейли и другими спектаклями все расширяющегося здесь репертуара.

 

Вспоминая волнение, с которым проходила тогда, после премьеры, наше интервью, понимаю, что очень престижная работа над «999-й ночью» стала серьезной вехой удачи и доверия дирижеру. Неизбывно помню, что в эти дни звание заслуженного деятеля искусств Ф.Атаев получил как член Азербайджанского государственного ансамбля песни и танца имени Фикрета Амирова Азербайджанской государственной филармонии имени М.Магомаева, где работает хормейстером с 2010 года. Ансамбля, под руководством видного деятеля искусства Агаверди Пашаева, активно и много делающего для развития и пропаганды азербайджанской музыки и достойно представляющего нашу страну на различных международных мероприятиях, Днях азербайджанской культуры в различных странах.

 

Именно Фахреддин Атаев это время, полностью обновляя репертуар коллектива, обработал десятки народных и композиторских песен для хора. В 2010 году он написал сценарий концерта-спектакля под названием «Новруз» и вместе с коллективом ансамбля подготовил его показ на публике. Талантливый, увлеченный, щедрый на отдачу музыкант, Фахреддин Атаев увлекся музыкой и, пройдя сложный путь, достиг больших успехов на многих поприщах. Он неутомимо работает как композитор, дирижер, автор больших публичных программ.

 

Когда хочется подчеркнуть, что в заслугу удостоенного награды мастера входят многие из перечисленных свершений его личной биографии, не кажутся малозначительными и упоминания о выборе им профессии, о верности ей в часы трудностей и испытаний. Тогда уверенно называешь заслугами и детское упорство, и веру в силу труда, и оправданность армейских испытаний. То, с чего все начиналось и вело по жизни к цели, которую ясно представляют с юности только избранные, гордые и находящие смысл в служении достойным идеалам люди.

 

Музыка, творчество - удел избранных. Тех, для кого участие в акциях и мероприятиях высокого и ответственного государственного уровня - счастье. Ну, если речь идет о таком, как церемония открытия в 2001 году квартиры-музея Леопольда Ростроповича и всемирно известного музыканта Мстислава Ростроповича, а в 2002 году - о том, что оркестр сопровождал Государственную капеллу в «День музыки Узеира», исполнив «Qalx ayaga millət» («Вставай, народ»), увертюру к опере «Кероглу» Узеира Гаджибейли и марш «RV-8» М.Магомаева, два из озвученных произведений Ф.Атаев лично оркестровал в самый короткий срок.

 

Начиная с 2000 года Государственный духовой оркестр успешно выступал под руководством Ф.Атаева в рамках торжеств по случаю Дней Гянджи, а с 2005 года каждый год - на торжествах открытия и закрытия учебного года в новом Образовательном комплексе имени Гейдара Алиева. А 9 мая каждого года - на поминальной церемонии на Братском кладбище, в открытиях театральных сезонов, в массовых мероприятиях, связанных с Новруз байрамы, в магистерских выпусках Дипломатической академии, на церемонии открытия Международной книжной выставки, а также проведенной в Ичери шехер и транслировавшейся по Общественному телевидению на празднике «Üzüm» («Виноград»). При том, что часть произведений, имеющихся в репертуаре оркестра, неизменно оркеструется Ф.Атаевым.

 

Судьба привела Фахреддина и в оперу. Дебютировал он в «Ашыг Гариб» З.Гаджибекова в 1999 году, а в 2000-2004-м работал дирижером симфонического оркестра Театра оперы и балета. Пришел он и в систему образования и науку: с 2004-го возглавил «класс оркестра» на кафедре дирижерства Азербайджанской национальной консерватории. А сейчас является главным педагогом этой консерватории. Он - автор методических работ и учебных пособий по таким предметам, как дирижирование симфоническим оркестром и оркестром народных инструментов. Его научные статьи по музыковедению и фольклористике периодически публикуются в «Hərbl bilik» («Военное знание»), «Tədqiqlər» («Исследования»), «Qobustan», «Деде Горгуд» и других журналах. Является участником международных конференций.

 

Он первым выдвинул предложение о создании оркестра «Национальных духовых инструментов» и в течение трех месяцев создал таковой, с составом из 21 исполнителя национальных духовых инструментов, при Национальной консерватории со своей концертной программой.

 

А еще с 2007 года работает дирижером симфонического оркестра имени Ниязи закрытого акционерного общества Азербайджанского государственного телевидения и радио. За это время участвовал как дирижер в записи симфонических и хоровых произведений многих азербайджанских и зарубежных композиторов. А еще как композитор также был участником ряда конкурсов. В 1996 году стал третьим призером конкурса за лучший «Патриотический марш», организованного закрытым акционерным обществом Азербайджанского государственного комитета радио и телевидения, а в 2004-м - дипломантом конкурса «Золотой марш», организованного Фондом Национального героя Чингиза Мустафаева.

 

Ф.Атаев написал предназначенную для исполнения во время массовых хореографических и спортивных представлений увертюру-балладу «Олимпиада» для симфонического оркестра, хора и солистов. Получившее положительный отзыв Национального олимпийского комитета Азербайджанской Республики, произведение 26 декабря 2007 года было награждено специальным сертификатом НОК.

 

Если уж говорить о наградах, никак не умолчишь о том, что дирижером представленного Музыкальным театром и удостоенного приза «Zirvə» («Вершина») по итогам театрального сезона 2011-2012 года спектакля «Evlənmə» («Женитьба») был Ф.Атаев.

 

Есть у него много других причин называться и заслуженным, и деятельным - разве нет?

 

От души поздравляем!

 

Галина МИКЕЛАДЗЕ

Каспiй.-2016.- 1 октября.- С.16-17.