Шовкет Алекперова. Элегия жизни

 

Если хочешь победить, надо пройти через все препятствия

 

МЭТР

 

Часть первая

 

Я - океан в спокойных берегах…

Низами

 

Где бы ни появлялась эта красивая женщина, она приковывала к себе полные любви и восхищения взгляды. Было в ней нечто величественное, но не то, что диктовалось самодовольством, а идущее из ее сути, а значит, отмеченное ярким, неповторимым штрихом индивидуальности. Она с легкостью могла бы сыграть роль королевы, но ей не было необходимости изображать великосветскую особу, так как на «королевский престол» ее возвели многочисленные поклонники ее необыкновенного таланта - божественного дара, который ниспосылается лишь Избранным. Она - народная артистка Азербайджана Шовкет Фейзулла гызы Алекперова.

 

Судьба уготовила Шовкет ханым совсем не простой жизненный путь, отмеченный, с одной стороны, необыкновенной радостью творческих свершений, а с другой - предательством близких и страшными потерями самых дорогих и любимых ею людей. Эта мужественная женщина стойко сносила испытания: неизменно красивая во всех возрастных категориях, она выходила на сцену, одаривая слушателей своим высоким искусством. Ее неподражаемый голос - такой мягкий, бархатистый, идущий из глубины души - уводил в мир искренних чувств, заставлял многочисленные сердца биться в едином ритме с исполняемой ею музыкой. Каждый выход на сцену этой блистательной певицы сопровождался настоящим волшебством, магией огромного таланта и любви к делу всей ее жизни. Шовкет ханым пела о жизни - такой разной, волнующей, заставляющей сопереживать или улыбаться, плакать или надеяться на лучшее.

 

Эпизод 1

 

Лето. Загульба. Санаторий IV Управления. Длинная тенистая аллея. Шовкет ханым неторопливо прогуливается, с улыбкой отвечая на приветствия знакомых и незнакомых людей. На вопрос: «Вы здороваетесь абсолютно со всеми. Неужели всех знаете?» - она отвечает: «Конечно же, нет! Большинство из них я никогда не видела, но точно знаю: они питают искреннюю любовь и уважение ко мне. Может ли быть большее счастье, чем такое отношение!».

 

Демократичность этой выдающейся певицы не знала границ и каждый раз поражала даже тех, кто был по жизни с ней рядом и хорошо знал ее привычки.

 

Детство

 

20 октября 1922 года в семье Фейзуллы и Хокюмы Алекперовых родился третий ребенок - очаровательная девочка, которую нарекли Шовкет. Позже у них появится еще трое детей. Родители приложат максимум усилий, чтобы их четыре сына и две дочери выросли достойными людьми. Многодетная семья Алекперовых жила в Баку, в старинном доме, расположенном по улице Мирзы Фатали Ахундзаде.

 

Если обратиться к истории жизни многих выдающихся деятелей азербайджанской культуры, то можно констатировать: на вышеназванной улице и прилегающих к ней переулках выросло немало талантливых музыкантов. Но даже не стоит искать объяснений приведенному факту, тем более что сегодня все старые постройки, расположенные в этой части города, уже сровняли с землей - Баку идет в ногу со временем, а значит, подобных жертв не избежать.

 

В зрелом возрасте Шовкет ханым любила рассказывать (не вдаваясь в подробности) о своих благородных корнях. При этом сокрушалась скудности сохранившейся информации: родители всячески старались избегать разговоров на тему о генеалогии семьи, боясь условностей времени. Куда удобнее и безопаснее в то время было объявлять себя выходцем из рабочего класса, а для женщины - приберечь ни о чем не говорящее «домохозяйка».

 

Родители Шовкет были заметной парой: отец - всегда ухоженный, статный, видный мужчина, а мама - голубоглазая красавица, обладающая тонким художественным вкусом. Надо сказать, что все члены семьи Алекперовых были светлыми, а рыженькие волосы маленькой Шовкет излучали на солнце медовый оттенок. Забегая вперед, отметим, что этот на редкость красивый цвет волос унаследует в будущем и дочь Шовкет ханым - Нателла, судьба которой могла бы сложиться куда лучше, если бы не страшная болезнь, оборвавшая ее жизнь в самом расцвете сил...

 

По воспоминаниям современников, семья Алекперовых была на редкость музыкальной. Фейзулла муаллим - большой поклонник хорошего пения и виртуозного исполнения на народных музыкальных инструментах, а его супруга - Хокюма ханым - обладала ярким исполнительским дарованием. В ее руках тар пел, его откровения не оставляли равнодушным никого: кто-то молча внимал проникновенной игре молодой женщины, другой - украдкой смахивал навернувшиеся на глазах слезы, третий - слушая, прокручивал ленту всей своей жизни. Но все это происходило не в концертных залах, а дома, в кругу родных людей и добрых соседей, которые, заслышав звуки из алекперовской квартиры, отодвигали все дела в сторону, чтобы насладиться музицированием талантливой семьи.

 

Из первых уст

 

Из воспоминаний Шовкет Алекперовой: «Отец был большим любителем музыки. Распознав в своих детях музыкальные способности, он купил для одного из сыновей - Мир Алекпера - тар, для другого - Мир Паши - гавал. Что касается меня, то я играла на кяманче и довольно часто пела, исполняя народные песни. Руководила нашим маленьким ансамблем мама, прекрасно играющая на таре. Когда из наших окон лилась музыка, прохожие замедляли шаг: музыкальная семья для многих ассоциировалась с понятием семейного благополучия и счастья. Собственно, все так и было».

 

Рассказывает Гюльнара Сафарова, заслуженный педагог Азербайджана, директор ДМШ №12 им.Т.Гулиева, невестка Ш.Алекперовой: «Перелистывая странички своей жизни, Шовкет ханым с особой нежностью говорила о своей маме, обязательно подчеркивая ее необыкновенную доброту, граничащую с наивностью. Но что удивительно... По жизни Шовкет ханым так опекала всю родню, что, слушая ее воспоминания, казалось: не дочь, а мать рассказывает о своей семье. Нежное, трепетное отношение к родным стало неким брендом, с достоинством носимым уже ее детьми - сыном Баширом и безвременно ушедшей из жизни дочерью Нателлой».

 

На пути к профессии

 

Определиться в выборе профессии Шовкет помог заслуженный успех на конкурсе молодых исполнителей, состоявшемся в 1937 году в рамках Смотра деятельности центров отдыха профсоюза. Шовкет, успешно пройдя отборочные туры, была удостоена права участвовать в концерте финалистов, который проходил в Азербайджанском государственном театре оперы и балета. Ответственность велика, ведь членами жюри были большие знаменитости: Узеир Гаджибейли, Сеид Рустамов, Бюль-Бюль и другие авторитетные лица.

 

Юная певица, скрывая волнение, вышла на сцену. Ей предстояло исполнить один из популярнейших азербайджанских мугамов - «Гарабах шикестеси». Шовкет начала петь... Она уже не видела заинтересованные лица членов жюри, их одобрительное внимание. Об этом позже кто-то по секрету ей поведает. Она пела, забыв о соперниках, обо всем суетном... Музыка и Шовкет - этот тандем останется неразрывным до конца жизни, до последнего вздоха азербайджанской певицы-легенды.

 

Выступление Ш.Алекперовой оставило самое доброе впечатление у жюри. Доказательство тому - поступившее девушке со стороны Узеир бека предложение присоединиться к созданному им годом ранее Азербайджанскому государственному хору. Это был первый для Шовкет шаг на пути к грандиозному успеху, который ждал ее впереди.

 

Годы учебы. Новые встречи

 

«К успеху, признанию многие идут по непростому пути постоянного самоутверждения, - считает Г.Сафарова. - В случае же с Шовкет ханым можно с уверенностью предположить, что сама природа вложила в нее огромный талант, который проявился в раннем детстве и год за годом крепчал, развивался, открывая все новые и новые грани ее уникальности». Неудивительно, что многие исследователи творческого таланта Шовкет ханым, отмечая уникальность ее голоса, считают, что певице с таким божественным даром можно было вовсе не учиться пению, так как слава пришла бы к ней и без этого. Но Шовкет и думать о таком не смела: она поступает в Музыкальное училище (ныне - Музыкальный колледж при Национальной консерватории) на отделение «Народное пение».

 

Здесь свое природное дарование она совершенствует под руководством фольклориста и педагога Агалара Аливердибекова и оперного певца Гусейнгулу Сарабского, которому выпала почетная историческая миссия - стать первым исполнителем роли Меджнуна в опере Узеира Гаджибейли «Лейли и Меджнун» - первой мугамной опере на всем Востоке.

 

Овладевая профессией, Шовкет ханым параллельно выступает в качестве солистки Азербайджанского государственного ансамбля песни и танца (1938-1945). В процессе работы молодая перспективная певица знакомится с коллегами и вскоре начинает выступать на одной сцене с Бюль-Бюлем, Ханом Шушинским, Рашидом Бейбутовым и другими талантливыми исполнителями. Все они со временем займут почетные места на Олимпе славы, оставив в летописи своего народа яркий неизгладимый след. Попутно отметим, что начало сотрудничества двух талантливейших музыкантов - прославленного композитора Тофика Гулиева и уникального в своем роде певца Рашида Бейбутова - произошло с подачи именно Шовкет ханым, которая, как истинный профессионал, смогла предвидеть колоссальный успех такого творческого союза. И действительно, тандем этих ярких по своему таланту личностей сыграл неоценимую роль в развитии песенного искусства Азербайджана.

 

Война

 

Разразившаяся внезапно Великая Отечественная война серьезно изменила привычное течение жизни. Практически не было семьи, которая не испытала бы на себе тягот военного времени. Алекперовы не стали исключением: их четверо сыновей были мобилизованы в действующую армию. Трое из них вернулись. Мир Башир после увиденного и пережитого на войне решил посвятить себя служению Родине: он долгое время работал в системе госбезопасности. Иную сферу деятельности избрал для себя Мир Паша, который не захотел расставаться со своим гавалом, и потому становится участником ансамбля, сопровождающего выступления Шовкет ханым. Мир Шафи, отличающийся большим трудолюбием и интересом к жизни, пробовал найти себя в различных сферах, и ему многое удавалось. Судьба же Мир Алекпера оказалась не столь удачной. Он был призван на фронт в тот период, когда в его семье с нетерпением ожидали первенца. Но у войны свои законы: Мир Алекпер пропал без вести, а его супруга покинула этот мир во время родов. Маленькую Валиду воспитала Шовкет ханым, заменив ребенку и мать, и отца.

 

Гражданская позиция

 

Рассказывает Гюльнара ханым Сафарова: «Меня помимо прочего всегда восхищала профессиональная скромность Шовкет ханым, ее высокие человеческие качества. Она никогда не афишировала страницы своей, не побоюсь сказать, героической биографии. В тяжелые военные годы без страха и каких-либо сомнений эта мужественная женщина выезжала с гастролями на фронт, где исполняла патриотические и народные песни, поддерживающие в солдатах веру в светлое мирное завтра. Пела она без устали, достаточно сказать, что порой количество концертов с ее участием доходило до 50 в день. Но ни в одном из своих многочисленных интервью, выступлениях в СМИ она даже не упоминала ни о таком напряженном графике, ни о контузии, полученной во время одной из поездок на прифронтовую полосу. И только среди близких людей Шовкет ханым позволяла себе нотки гордости, когда рассказывала, к примеру, как во время войны пластинки с записью ее голоса продавались в восточные страны за валюту. Записанные в Москве, эти пластинки отличались чистотой звучания и максимально возможным воспроизведением богатого голосового тембра уникальной певицы».

 

В продолжение сказанному приведем и другой показательный факт. Во время трагических событий 20 января 1990 года Ш.Алекперова находилась на лечении в Германии. Но, узнав о случившемся, она, несмотря на свое нездоровье, с целью помощи пострадавшим и их семьям выступила в двух благотворительных концертах, проведенных в Берлине и Гамбурге.

 

О личном

 

В 40-е годы Ш.Алекперова вышла замуж. Ее избранником стал врач по профессии Исмаил Абдуллаев. Но брак оказался кратковременным, так как, узнав о второй семье мужа, Шовкет ханым не смогла простить ему обмана и без колебаний расторгла брак. На руках у молодой женщины остались дочь Нателла и племянница Валида.

 

Она работала... Работала много, стараясь заглушить боль предательства, обиду. К тому же молодая женщина остро ощущала чувство ответственности за настоящее и будущее своих девочек, ради которых была готова преодолеть любые трудности на своем непростом жизненном пути....

 

Спустя время, в 1955 году, Шовкет Алекперова вновь выходит замуж. Ее избранник - заслуженный деятель искусств Азербайджана, талантливый режиссер Лятиф Сафаров.

 

ДОСЬЕ

 

Лятиф Башир оглу Сафаров родился в Шуше 30 сентября 1920 года. Первые шаги в кино делает в семь лет, снявшись в фильме «Дочь Гилана» (по мотивам романа Ю.Слезкина «Бронзовая луна»). В последующие четыре года юного Лятифа приглашают сниматься в фильмах «Севиль», «Лятиф», «Дорога на восток», «Золотой куст». После окончания Гянджинского педагогического техникума Л.Сафаров возвращается в Баку, где начинает работать сначала актером в отделе дубляжа, а затем - ассистентом режиссера (озвучивал на азербайджанский язык такие известные фильмы, как «Чапаев», «Ленин в Октябре», «Мы из Кронштадта» и др.).

 

Желание стать профессиональным кинематографистом приводит Лятифа Сафарова во ВГИК, на факультет режиссуры, где секреты профессионального мастерства он постигает в мастерской Г.Козинцева. Прерванная в годы ВОВ учеба возобновляется в 1946 году. С 1950-го Л.Сафаров начинает работать на Бакинской киностудии. С течением времени он снимает ряд документальных фильмов, в том числе киноочерк «Баку и бакинцы». В 1955 году появляется его первый художественный фильм - «Бахтияр» (в главной роли с Рашидом Бейбутовым), затем - «Под знойным небом», «Лейли и Меджнун», «Сельский врач» и др.

 

И вновь о личном

 

Лятиф был безгранично влюблен в Шовкет. Он мог часами простаивать у ее дома и смотреть на балкон в надежде увидеть любовь всей своей жизни. В то время Ш.Алекперова со своей матерью и детьми жила на знаменитой в Баку Торговой улице (ныне - Низами) в доме, на нижнем этаже которого в настоящее время располагается маркет «Континенталь».

 

1955 год. Лятифу Сафарову - 35, а Шовкет Алекперовой - 33 года, когда они поженились. Уважение к мужу у Шовкет ханым было искренним, неподдельным - до последних дней жизни Лятифа она обращалась к нему исключительно по имени-отчеству. Все бы хорошо, но, по свидетельству очевидцев, Лятиф был страшно ревнив.

 

«Его можно было понять: в 50-е годы Шовкет Алекперова была признана одной из самых популярных певиц Азербайджана. Она много гастролировала и была действительно красивой женщиной. Ею восхищались, ей посвящали стихи, с нее писали картины - она была настоящей звездой», - констатирует Гюльнара ханым.

 

Рождение сына, которого в честь деда нарекли Баширом, было счастливым событием. Лятиф мог подолгу стоять у кроватки, испытывая самые нежные чувства к своему ребенку. Но справедливости ради надо отдать должное его чуткому отношению и к малышке Нателлочке, которую он любил как родную дочь.

 

Казалось, ничто не предвещало беды, но в душе Лятифа зрело потайное чувство беспокойства - сказывалось пережитое: в 1937 году его отца репрессировали, и ему, тогда еще юноше, пришлось на собственном опыте испытать все тяготы клейма «сын врага народа». Не давала покоя мысль о болезни: во время съемок фильма «Лейли и Меджнун» (1962) у Л.Сафарова обнаружили туберкулез костей. С тех пор он жил под страхом, боясь, что болезнь может передаться самым дорогим для него людям, которых он любил больше жизни. Беспокойство усугублялось и проблемами на профессиональном поприще. Талантливый режиссер ощущал в себе серьезный творческий потенциал. Он вынашивал планы, ориентированные на классику, но получить добро на съемку фильма не мог.

 

Ко всему сказанному добавлялась и растущая популярность супруги - уже народной артистки Азербайджана, в то время как Лятиф Сафаров оставался все еще заслуженным деятелем искусств. Нет, это была не зависть, а нечто другое… Быть может, творческая неудовлетворенность, постоянная необходимость кому-то что-то доказывать, искать справедливость, объективность, закрывать глаза на предательство друзей, коллег? Кто знает! Душа творца закрыта для посторонних. Это - особый мир, где правят иные законы.

 

Утрата

 

12 декабря 1963 года Лятиф Сафаров покончил жизнь самоубийством, выстрелив в себя из своего же охотничьего ружья. Это печальное известие взбудоражило город, вызвало немало толков. И если обыватели, активно пытаясь «разобраться» в причинах такого шага успешного режиссера, выдвигали самые противоречивые версии - от ревности до психического расстройства, то передовая общественность понимала: азербайджанский кинематограф потерял одного из самых талантливых, перспективных режиссеров. В это время появляется ряд поэтических посвящений безвременно ушедшему Лятифу Сафарову, в том числе и знаменитая поэма Расула Рзы, в которой выдающийся поэт с позиции своего видения воссоздал последние мгновения жизни талантливого режиссера.

 

Пытаясь проникнуть в тайну суицида, неожиданно для всех совершенного Лятифом Сафаровым, киновед Айдын Кязимзаде отмечает: «Это был человек, который всегда бился за правду и не боялся острых высказываний с самых высоких трибун, в том числе и на съездах кинематографистов СССР. Правдивость, смелость Лятифа оборачивались для него сильным давлением. Он не выдержал этого давления и... покончил с собой».

 

Л.Сафаров оставил предсмертную записку, где просил никого не винить в его смерти. «Случайность это или нет, но он решился на столь трагический шаг после того как снимать фильм по его же собственному сценарию было поручено другому режиссеру, - рассказывает Гюльнара ханым. - Именно тогда Лятиф муаллим и произнес роковую фразу: «Когда офицер попадает в окружение, он не сдается». До наших дней дошли его дневники… Покончив с собой, он заполнил последнюю страницу своей жизни…».

 

Окончание следует

 

Рая АББАСОВА

Каспiй.-2016.- 15 октября.- С.14-15.