Ее звали Гюварой

Дочь Азербайджана - первая в бывшем СССР женщина-металлург

В издательстве «Şərq-Qərb», при поддержке Министерства культуры и туризма Азербайджанской Республики, вышла в свет книга, рассказывающая о яркой, но, увы, очень короткой жизни нашей замечательной соотечественницы, выпускницы Ленинградского политехнического института, инженера-металлурга Кировского (ранее Путиловского) завода города на Неве Гювары Нуриевой… Однако прежде об авторе книги…

Лауреат международной литературной премии имени Великого князя Юрия Долгорукого Георгий Заплетин - человек, влюбленный в свою Родину, в Азербайджан, всегда с особой гордостью подчеркивающий, что он - коренной бакинец, да еще из Ичери шехер. Думаю, именно привязанность к родной земле и объясняет тот факт, что смолоду тяготевший к литературной деятельности, активно занимавшийся журналистикой Георгий Павлович, нефтяник по образованию, но большую часть жизни занимавшийся комсомольской и партийной работой, а затем политическим воспитанием в системе внутренних дел (кстати, он -полковник полиции в отставке), ряд написанных им произведений посвящал своим землякам, рассказывая о них всегда тепло, с любовью. И чаще всего его героями бывали люди, о которых даже на их родине знали мало или вовсе не слышали о них.

Одним из таких героев и стала уроженка Гянджи Гювара Джахангир гызы Нуриева, первая женщина не только в Азербайджане, но и во всем бывшем Советском Союзе, обретшая профессию инженера-металлурга и успешно работавшая в конце 30-х и первой половине 40-х годов прошлого столетия в области сталелитейного производства.

Страница за страницей листая изданную недавно книгу о нашей неординарной соотечественнице, понимаешь: совсем не случайно она называется «Гювара. Жизнь, как факел». Тщательно изучившему непростую биографию своей героини автору удалось показать, какой же нелегкий, полный борьбы за справедливость жизненный путь прошла она, преодолевая, казалось бы, самое непреодолимое…

…После окончания в Гяндже средней школы Гювара обучалась на курсах машинисток и бухгалтеров. Одновременно работала счетоводом. В многодетной семье трудились все ее взрослые члены: у Гювары было два брата и четыре сестры. В 1930-м по рекомендации городского Совпрофа она была направлена на учебу в Закавказский химико-технологический институт в Тбилиси. А спустя два года для продолжения учебы ее перевели в Ленинградский политехнический, на третий курс металлургического факультета. В ту пору Гюваре было 19 лет. К занятиям она относилась добросовестно. По словам однокурсников, читаем у Г.Заплетина, отличалась глубокими знаниями, трудолюбием и упорством, чем и завоевала уважение не только своих товарищей-студентов, но и преподавателей, среди которых были и выдающиеся ученые, академики. Кстати, один из них - Александр Михайлович Павлов - оказался земляком Гювары, родом из Азербайджана, чем, рассказывают, девушка очень гордилась. Это был выдающийся металлург, основатель советской школы доменщиков, Герой труда, лауреат государственных премий.

 

Годы учебы юной азербайджанки в Ленинграде, совпавшие с тяжелыми временами массовых репрессий в стране, не были безоблачными: ей, представительнице одной из ветвей карабахского бекского рода с отцовской стороны и дочери матери-дворянки, о чем, как видно из опубликованных в книге документов, Гювара открыто писала во всех опросных листах, то и дело приходилось опровергать необоснованные, заведомо ложные обвинения в адрес свой и своего отца Джахангир хана Нурибекова, трижды вступала она в борьбу за восстановление права на учебу в институте. И, к счастью, побеждала. На высоком уровне завершив учебу, успешно сдав экзамены по всем дисциплинам и защитив дипломный проект, добилась присвоения ей квалификации инженера-металлурга.

В книге прослеживается трудовой путь молодого специалиста, начавшийся на Ленинградском Кировском заводе, одном из крупнейших машиностроительных и металлургических предприятий бывшего СССР, где Гювара Нуриева работала инженером-технологом еще студенткой выпускного курса. Представленный Георгием Заплетиным фотоснимок трудовой книжки нашей соотечественницы свидетельствует о том, что незадолго до своей так и оставшейся загадкой кончины в последний день апреля 1945 года, за девять дней до Великой победы над фашизмом, она, 33-летний инженер, пройдя серьезные этапы производственной деятельности, вследствие чего углублялись знания, оттачивалось мастерство, была назначена на весьма ответственную должность начальника смены мартеновского цеха, занимать которую ей, однако, суждено было лишь полгода…

Все, кто работал рядом с Гюварой, кто видел ее, эту хрупкую черноволосую девушку с горящими глазами у мартена, невольно становился свидетелем необыкновенной человеческой самоотверженности и, прямо скажем, бесстрашия - ведь она стояла у полыхающей пламенем печи. Такой и запомнилась Гювара, женщина с мужским характером, настойчивая, ответственная, решительная, не умевшая отступать, своим друзьям и коллегам, вызывая их восхищение. О Гюваре писали в стенгазете, ей, организатору и активному участнику движения за скоростные плавки, объявлялись благодарности, ее труд поощрялся специальными приказами в трудовой книжке…

И, наверное, в том, что Кировский завод Ленинграда, эвакуированный в начале войны с фашизмом в Челябинск, внес в тот трудный период солидный вклад в развитие почти всех отраслей машиностроения нашей большой тогда страны и, в первую очередь, в производство боевой техники, а потому, в конечном счете, и в победу над врагом в 1945-м, в ряду других его тружеников, есть и заслуга славной дочери азербайджанского народа Гювары Нуриевой.

В отдельной главе автор представил нам воспоминания о своей героине людей, знавших эту мужественную женщину, оставившую о себе светлую память как о творческом человеке, специалисте высокой квалификации, всегда готовом делиться с другими тем, что умеет сама, так и как о добром, сердечном человеке, никогда не остававшимся равнодушным к чужой беде…

Читая книгу Георгия Заплетина, знакомясь с целым рядом приведенных в ней официальных документов, придающих повествованию особую достоверность, чувствуешь, с какой заинтересованностью работал автор, стремясь донести до читателя то главное, что составляет суть его героини, - ее безмерную любовь к Родине, преданность избранному делу, желание приносить пользу людям…

 

И еще об одном. Мне показалось вполне допустимым содержание в книге информации, на первый взгляд, не имеющей прямого отношения к героине рассказа. К примеру, предложенную читателю краткую историю города Гянджи, переименованного в 1935 году в Кировабад, а ныне, в годы независимости нашей страны, вернувшего себе прежнее название. Ведь именно здесь, в этом древнем городе, родине великого Низами, в большой и дружной семье Нуриевых, о каждом из членов которой - мы видим их на фотографиях - автор тоже довольно обстоятельно рассказывает, шло формирование личности будущего мужественного металлурга Гювары Нуриевой.

Жизнь этой женщины, преданно служившей своей совсем неженской профессии, хоть и не часто, но все же нет-нет, да становилась объектом интереса. К примеру, в 70-х годах прошлого столетия в издательстве «Азернешр» вышла в свет книга «Стальной узел дружбы», посвященная почти столетним связям Путиловского завода с рабочим классом Баку и дружеским узам русского и азербайджанского народов. Так вот, одному из авторов этого издания, инженеру-металлургу Надыру Касумзаде, получившему образование в Ленинградском политехническом институте и некоторое время работавшему в этом городе, как выяснилось, и принадлежит включенный в книгу материал «Металлург Гювара Нуриева». Гораздо позже, уже в годы независимости Азербайджана, нашей соотечественнице была посвящена также публикация в одной из местных газет. Наконец, коротенькая информация о ней есть в 7-м томе Азербайджанской энциклопедии. И вот теперь - книга Георгия Заплетина

По признанию автора, рассказать о жизни Гювары ханым Нуриевой ему было и просто, и сложно. «Просто» потому, что целеустремленный человек, его героиня твердо знала, чего хочет и как этого добиться. И надо было попросту суметь интересно построить свое повествование. Сложность же заключалась в отсутствии материалов о жизненном пути человека, прожившего так немного лет…

И тут фортуна, прямо скажем, улыбнулась Георгию Павловичу: он познакомился с живущей в Санкт-Петербурге внучкой своей героини Еленой Михайловной, инженером-физиком, кандидатом технических наук, которая и передала автору материалы о жизни, учебе и работе Гювары Нуриевой в Ленинграде, подлинники ряда принадлежавших ей документов. Помогли автору и другие родственники героини - племянники и племянницы, поспешив проявить уважение к памяти своей знаменитой тетушки… Свой вклад в пополнение сведений о жизни Гювары внесла также доцент Азербайджанского Государственного Славянского университета, доктор философии по биологии Ирина Ивановна Кадымова, ставшая редактором книги, и ее живущая в Санкт-Петербурге дочь Лала ханым… Спасибо всем им!..

… Уже более семидесяти лет покоится на Волковском кладбище Санкт-Петербурга прах отважной дочери азербайджанского народа, первой женщины-металлурга Гювары Нуриевой. Она любила Ленинград, ставший ей второй родиной, она защищала его в грозные дни великой битвы с фашизмом. Здесь, в этом городе, она была счастлива, построила семью, родила сына…

Ей не суждено было ступить на родную азербайджанскую землю, не суждено было состариться здесь. Но она всегда любила свою Отчизну, свою Гянджу, где увидела свет, свой народ, взрастивший ее. Во имя их блага она жила и трудилась, с гордостью называя себя азербайджанкой.

Как бы хотелось, чтобы книга Георгия Заплетина, посвященная славной дочери Азербайджана, большому патриоту Гюваре Нуриевой, нашла читателей прежде всего среди представителей нашей молодежи! И как бы хотелось, чтобы жизнь героини этой книги стала для них добрым примером!..

 

Эльмира АЛИЕВА

Каспiй.- 2016.- 1 сентября.- С.14.