Неизвестное об известном
Азербайджан - родина древнейшего экслибриса
ИССЛЕДОВАНИЯ
Слово «экслибрис» - латинское ex-libris переводится как «из книг (такого-то)» и обозначает книжный знак, удостоверяющий владельца книги и наклеиваемый или проставляемый печатью на внутренней стороне переплета. Экслибрисы появились еще в средние века, и связано это в первую очередь с началом нового этапа развития культуры книгопечатания на Востоке. До этого принадлежность рукописей определялась надписью, а потом надписи уступили место художественно-символическим знакам. В Европе такие знаки известны с XV века, а название «экслибрис» стало использоваться несколько позже, в XVI веке.
Нужно заметить, что во всех имеющихся в нашем распоряжении литературных источниках утверждается, что такие знаки появились в Европе. Однако проводимые автором этих строк начиная с 80-х годов прошлого века изыскания свидетельствуют об ошибочности этой устоявшейся точки зрения. В результате проведенной работы выяснилось, что родиной экслибриса является не Европа, а… Азербайджан. Остается лишь удивляться, почему многовековая и весьма интересная история экслибриса в Азербайджане до сих пор не стала предметом внимания и тем более исследования российских и европейских ученых. Вследствие этого утвердилось совершенно ошибочное мнение о том, что экслибрис в Азербайджане появился якобы только в советский период. Однако общеизвестно, что еще в XIII веке при знаменитой Марагинской обсерватории, возглавляемой великим Насиреддином Туси, существовала богатейшая библиотека. Позже, в XVI веке обширная библиотека имелась при дворе основателя империи Сефевидов Исмаила I в Тебризе. В XIX веке известны богатые личные библиотеки выдающихся азербайджанских писателей Аббасгулу ага Бакиханова и Мирзы Фатали Ахундзаде.
Все это неопровержимо свидетельствует о многовековой книжной культуре Азербайджана. Подтверждением могут служить рукописи и другие письменные памятники, помеченные тиснеными печатями, туграми. Еще со времени зарождения ислама существовали печати в виде колец и четок, изготовленные из драгоценных металлов и камней. Многие из таких печатей, принадлежавших частным лицам, украшены изысканным орнаментом и гравировкой, представляя собой настоящие произведения искусства.
Древнейшие азербайджанские экслибрисы, дошедшие до наших дней, относятся к XIII-XIV векам. Замечательным произведением искусства достоин быть признанным экслибрис на рукописи XIII века «Манафи-ал-хайван» («Польза животных»), переписанной в Мараге азербайджанскими мастерами и ныне хранящейся в нью-йоркской библиотеке Моргана. На знаке обозначено имя заказчика - Шемседдина ибн Зияддина Зушеки. Имя выведено каллиграфической надписью внутри узора в форме двенадцатилучевой звезды. Наряду с этим, необходимо упомянуть экслибрисы на переписанном в XV веке тебризским мастером экземпляре поэмы Саади «Гюлистан» из библиотеки Байсунгура Мирзы, тебризского наместника, ныне хранящемся в дублинской библиотеке Честер Битти, на экземпляре поэмы Низами «Хостов и Ширин», переписанном в XV веке и хранящемся в вашингтонской галерее Фрир, на экземпляре священной книги мусульман - Корана, написанном в XIV веке в Мараге и также хранящемся в Дублине.
Следует указать, что для старинных азербайджанских экслибрисов характерны различные надписи высокопарного характера, призванные подчеркнуть мудрость или просвещенность их владельца. Например, в экслибрисах на книгах из библиотеки принца Бахмана Мирзы Каджара (XIX в.) читаем надпись «единственная жемчужина в море шахства», на некоторых книгах уже упоминавшегося выше А.Бакиханова - «нет бога кроме Аллаха», в надписях, относящихся к Исмаилу Сефеви, - «Исмаил сын Гейдара - раб царя мужей (Али, основателя шиизма - Авт.)», а в книгах, принадлежавших А.Бакиханову, - «книга - достояние, открывающее сердца».
В конце XIX - начале XX века книголюбы пользовались главным образом печатями - штемпелями простой формы, надписанными, как правило, на русском и арабском языках. Среди упомянутых экслибрисов известны такие, которые находились в личных собраниях выдающегося государственного деятеля и писателя Наримана Нариманова, видного просветителя Солтан Меджида Ганизаде, замечательного живописца Бахруз бека Кенгерли, генерала Ибрагима ага Векилова, ученого-фольклориста Абульгасыма Гусейнзаде, выдающегося деятеля азербайджанского сценического искусства Мирзага Алиева.
После советизации азербайджанские художники создавали экслибрисы, отличающиеся как тематическим разнообразием, так и оригинальностью и богатством в художественном отношении. На выставках различного масштаба экспонировались экслибрисы, созданные художниками разных поколений и наглядно демонстрировавшие всю широту и безграничность художественно-эстетического потенциала данной сферы искусства. Если прежде активно работали в области книжных знаков такие мастера, как Алекпер Рзагулиев, Михаил Власов, Джамиль Муфитзаде, Алтай Гаджиев, Евгения Щалыгина, то в последующем в результате систематических творческих поисков интересные экслибрисы были созданы такими художниками, как Ариф Азизов, Ариф Гусейнов, Байрам Гасымханлы, Фаик Ибрагимов, Гасанага Мамедов, Физули Ахундов, Октай Гулиев, Яшар Самедов… Их экслибрисы, посвященные известным личностям, отличаются новаторством, лиризмом и оригинальной символикой. Композиционное построение этих экслибрисов включает в себя характерные элементы, благодаря чему заставляет наблюдателя задуматься и запоминается. Вообще азербайджанским художникам советского времени, систематически работавшим в области книжных знаков, принадлежит заслуга популяризации азербайджанского экслибриса благодаря его неповторимым художественным достоинствам.
Необходимо подчеркнуть большую роль в популяризации и широком распространении азербайджанского экслибриса председателя правления Республиканского общества «Книга», заслуженного деятеля искусств Зарифы ханым Салаховой. Можно смело утверждать, что это привело в конечном итоге к подъему азербайджанского искусства графики и его обогащению во всех смыслах.
Знакомство с азербайджанским экслибрисом показывает, что в этой сфере, как и других областях графики, созданы произведения, характеризующиеся высокими художественно-эстетическими достоинствами, тематическим разнообразием и актуальностью. Благодаря перечисленным достоинствам экслибрис занял достойное место в национальном изобразительном искусстве.
Зиядхан АЛИЕВ,
заслуженный деятель
искусств,
доктор философии по
искусствоведению
Каспiй.-2016.- 29 сентября.- С.13.