Жизнь, подобная песне
К 90-летию Гюльага Мамедова
ПАМЯТЬ
Кадры кинохроники… Просматривая их, невольно испытываешь чувство глубокого сожаления о безвозвратно прошедших годах, вместе с которыми уходят и люди, ставшие символом своего времени. В Азербайджане хорошо помнят замечательного певца Гюльага Мамедова.
Голос этого популярного в свое время исполнителя и сегодня привлекает внимание любителей азербайджанского песенного искусства. Яркие вокальные данные вкупе с высокой сценической культурой, хорошим музыкальным вкусом, проявлявшимся прежде всего в строгом отборе репертуара, придают манере Г.Мамедова неповторимость, способную оставить след в сердце каждого, кому дорого настоящее искусство.
Музыка вошла в жизнь будущего исполнителя довольно рано. В его семье не было музыкантов, зато были счастливые случайности, которые помогли юному таланту состояться в профессии.
Семья
А начиналось все в далеком 1925 году в Лянкяране, где 28 июня в семье скромного ремесленника Аллахверди Мамедова родился первенец, которого природа наделила даром, позволившим ему в будущем прославить свою фамилию. В отличие от своего супруга красавица со старинным именем Ненегыз была из обеспеченного, известного рода. Разница в социальном и материальном положении не сулила Аллахверди надежды на брак с полюбившейся ему девушкой, но и отказаться от нее он не мог.
Аллахверди нашел решение проблемы - похитил Ненегыз из отцовского дома. Влюбленные тайно бежали в Баку, где они сняли квартиру по улице Л.Толстого (угол Советской). Ненегыз хлопотала по дому, а ее супруг вскоре открыл мастерскую по починке обуви в районе Кемюр-мейданы.
Надо сказать, навыками отцовского ремесла владел и Гюльага, который мог и каблук подбить, и сумку починить.
Со временем в семье Мамедовых появилось семеро детей: между старшим сыном Гюльага и младшей дочерью Дилярой разница в возрасте составляла 20 лет. Ненегыз ханым в отличие от своего супруга была довольно строгой и даже несколько властной женщиной - муж и жена прекрасно дополняли друг друга. В доме царил мир и порядок: старшие дети помогали ухаживать за младшими, а те в свою очередь дарили им свою искреннюю любовь.
Жилось семье нелегко, приходилось стойко выдерживать материальные трудности, которые еще больше сплачивали их. В доме Мамедовых всегда царили теплые, доверительные отношения, и в создании такой атмосферы большую роль играла Ненегыз ханым, которая была прекрасной хозяйкой, замечательной матерью и преданной супругой.
К несчастью, она рано покинула этот мир, оставив своих детей на попечение мужа. Аллахверди стойко переносил тяжелую утрату, понимая ответственность, которая легла на его плечи. Родственники не раз уговаривали его жениться вторично, но все попытки были безрезультатны - память о любимой супруге он сохранил до конца своих дней.
После ухода матери Гюльага, как старший брат, старался больше внимания уделять семье. Благодаря своему характеру ему удалось завоевать непоколебимый авторитет не только у своих братьев и сестер, но и у отца, который советовался со старшим сыном по многим жизненно важным вопросам. Сказывалась, конечно же, и растущая популярность Гюльага, о таланте которого уже говорили открыто.
Узеир Гаджибейли
Гюльага с раннего детства начал петь. Обладая прекрасным слухом, он буквально на лету хватал звучащие мелодии и воспроизводил их в собственной интерпретации - как чувствовал и понимал. Умение общаться, дружить, рано проявившийся артистический талант притягивали к нему всех вокруг. Мальчику было восемь лет, когда, желая в очередной раз устроить для своих «поклонников» представление, он в качестве концертного зала избрал парадную с хорошей акустикой в доме напротив. Судьбе было угодно сотворить чудо. Именно в тот момент, когда мальчик пел, мимо проходил Узеир бек. Услышав красивый детский голос, он замедлил шаг и стал прислушиваться к пению.
Роль Узеира Гаджибейли в судьбе многих азербайджанских музыкантов неоценима. Великий композитор был человеком неравнодушным, заинтересованным в каждом новом даровании. Так, талантливых юношей из Шуши - Ашрафа Аббасова и Сулеймана Алескерова - Уз.Гаджибейли не только пригласил приехать в Баку для обучения в консерватории, но и выделил им комнаты в самой консерватории. В будущем творческая деятельность А.Аббасова, и С.Алескерова была отмечена званием народного артиста Азербайджана, а их песни прочно вошли в репертуар Гюльага Мамедова…
Узеир бек познакомился с юным Гюльага, узнал, где он живет и кто его родители. Ему удалось убедить Аллахверди и Ненегыз в том, что их сыну необходимо серьезно заниматься музыкой. Гаджибейли предрек мальчику успешное будущее, что со временем оправдалось в полной мере.
На пути к профессии
Учеба в музыкальном училище в классе выдающегося азербайджанского музыканта, актера, режиссера и педагога Гусейнгулу Сарабского стала для Г.Мамедова отправной точкой на пути к профессии. Г.Сарабский воспитал целое поколение ярких по дарованию режиссеров и исполнителей. Среди его учеников были такие прославленные личности, как Ш.Алекперова, С.Кадымова, М.Багиров, Г.Гаджибабабеков, Т.Исмайлова, А.Рзаева, А.Садыхов, Ф.Мехралиева и др.
В семейном архиве Диляры ханым - младшей сестры Г.Мамедова - хранится фото, на котором запечатлен юный Гюльага в национальной одежде, с маленьким сазом в руках и кинжалом за поясом. Эту фотографию с полным правом можно считать исторической, так как снимок был сделан в 1938 году, в преддверии выступления талантливого мальчика в рамках Декады азербайджанской литературы и искусства в Москве.
После успешного исполнения арии Кероглу из одноименной оперы Уз.Гаджибейли на столь престижном форуме Гюльага Мамедову была назначена хорошая стипендия, и он смог помогать своей семье. А чуть позже юношу вместе с некоторыми другими участниками декады вызвали на прием к главе республики того времени Мир Джафару Багирову, который дал указание об улучшении жилищных условий, в том числе и юных участников.
Уроки выдающегося педагога Г.Сарабского нашли свое реальное воплощение в период работы Гюльага Мамедова в Шекинском театре (1944-1946), в Азербайджанском театре музыкальной комедии (1947-1949). Широкому признанию таланта молодого певца способствовало его успешное участие в постановках музыкально-сценических произведений Узеира Гаджибейли, в которых перспективному, подающему большие надежды молодому певцу поручались главные роли.
С 1952 года и до конца своей жизни Гюльага Мамедов был солистом Государственного оркестра азербайджанских народных инструментов, которым руководил видный азербайджанский композитор, дирижер и педагог Сеид Рустамов.
Сеид Рустамов
Гюльага муаллим всегда с особой теплотой и благодарностью говорил о творческом общении с Сеидом Рустамовым, которого также считал своим наставником и педагогом. Житейская мудрость, высокий профессионализм, трепетное отношение к талантливой молодежи снискали С.Рустамову почет и уважение в среде деятелей музыкального искусства Азербайджана.
По собственному признанию Гюльага Мамедова, он воспринимал Сеид муаллима не только как творческого наставника, но и как заботливого отца, являющего собой пример высоких человеческих качеств. Вызывающие уважение дисциплинированность, беспощадная требовательность по отношению к себе и своей работе, безупречная пунктуальность, коммуникабельность - эти важные и далеко не всегда присущие творческим людям качества Г.Мамедов воспитал в себе, видя достойный для подражания пример в лице С.Рустамова.
Но была и другая сторона. «Жизнь каждого произведения зависит от исполнителя. Это очень важно для композитора, - констатировал народный артист Азербайджана Тофик Гулиев. - В этом смысле мы завидовали Сеиду Рустамову, потому что свои песни он писал для Гюльага Мамедова».
«Песни Сеида Рустамова занимают достойное место в репертуаре замечательных азербайджанских певцов. Но особую популярность в свое время вокальные сочинения нашего замечательного композитора приобрели прежде всего благодаря двум исполнителям - выдающейся певице Шовкет Алекперовой и большому мастеру вокальной интерпретации Гюльага Мамедову, - отмечает известный музыковед, исследователь песенного творчества азербайджанских композиторов Джейран Махмудова. - В свою очередь эти блистательные певцы вдохновляли Сеида Рустамова на создание новых песен. Мне довелось быть свидетелем несколько необычного эпизода, возможно, для многих оставшегося незамеченным. На одном из творческих вечеров Шовкет ханым Алекперовой ведущий объявил песню Сеида Рустамова «Oxu, gözəl» в исполнении Гюльага Мамедова. Оркестр народных инструментов под управлением автора песни заиграл вступление. Гюльага муаллим запел. Публика, затаив дыхание, слушала любимую песню.
Было в этом исполнении нечто особенное, согретое душой певца, который «проживал» на сцене песню… И вдруг вместо «Oxu, gözəl» («Спой, красавица»), исполнитель спел «Oxu, Şövkət» («Спой, Шовкет»). Надо сказать, что подобные «вольности» в то время не были приняты. На лице Шовкет ханым мелькнуло удивление, но, посмотрев на дирижера и не увидев недовольства, она улыбнулась и с интересом продолжила слушать песню, теперь уже как бы посвященную ей…»
Творчество
Шли годы. Популярность Г.Мамедова росла день ото дня. Активная творческая деятельность певца была оценена присвоением ему звания заслуженного артиста, а позже - народного артиста Азербайджана. Его творчество было любимо и востребовано не только на родине, но и далеко за ее пределами. С неизменным успехом проходили гастроли певца в арабских странах, Турции, Германии. С особым удовольствием он выступал в городах и районах Азербайджана, где его знали, любили, ждали.
Репертуар певца и сегодня поражает своим диапазоном: он мастерски исполнял не только народные и авторские песни, арии из мугамных опер и оперетт Узеира Гаджибейли, но и мугам, природу которого удивительно тонко чувствовал. Гюльага Мамедов сотрудничал со многими композиторами, которые довольно часто создавали свои песни именно для него, доверяя его таланту исполнителя и интерпретатора. Сеид Рустамов, Тофик Гулиев, Джангир Джангиров, Ашраф Аббасов, Сулейман Алескеров, Шафига Ахундова, Гаджи Ханмамедов, Эмин Сабитоглу, Эльза Ибрагимова - таков далеко не полный перечень композиторов, к творчеству которых обращался народный артист Азербайджана Гюльага Мамедов. Для него каждая песня была отдельной историей, требующей к себе особого внимания и отношения.
О том, как тщательно велась работа над новым произведением, можно понять из следующего эпизода. В 1969 году была завершена работа над фильмом «Кура неукротимая» режиссера Гусейна Сеидзаде. Оставалось лишь записать в Москве песню (музыку к фильму написал талантливый азербайджанский композитор Джангир Джангиров), исполнение которой было поручено Г.Мамедову. Уже было записано несколько, казалось бы, удачных вариантов, но в них чего-то недоставало. Будучи хорошо знакомым с певцом, зная о его огромной любви к природе и умению восхищаться ее красотами, режиссер попросил повесить в студии экран и, обратившись к исполнителю, сказал: «Смотри на эти кадры и пой!». На экране пошли титры, а затем во всем своем величии предстала река Кура. Зазвучала музыка, и Гюльага запел... Прозвучавшие в студии восторженные аплодисменты вернули певца с берегов Куры, вдохновившей его на блестящее исполнение…
С тех пор песня «Ana Kür» («Мать Кура») заняла особое место в душе ее первого исполнителя. Не случайно под занавес проведенного в Азербайджанской государственной филармонии юбилейного концерта, посвященного 90-летию большого мастера азербайджанского песенно-исполнительского искусства Гюльага Мамедова, с экрана, оживившего образ любимого народом певца, прозвучала в его исполнении песня «Ana Kür».
Артистизм
Сценический имидж Гюльага Мамедова соответствовал общепринятым для его времени требованиям. При минимуме открытых эмоциональных проявлений во время исполнения ему удавалось заставить слушателей сопереживать, стать невольными участниками создания того или иного образа. Наблюдая за певцом на сцене, трудно было предположить, что в обычной жизни Гюльага муаллим был очень веселым человеком, способным на совершенно непредсказуемые поступки.
Разыгрывая театрализованные представления в домашних условиях или на даче, он брал на себя самые выразительные роли. В семейном альбоме хранится немало фотографий, на которых практически невозможно узнать хорошо знакомого певца, представшего в женских образах, прямо скажем, с непростым характером.
Известен рассказ знаменитой в свое время в Азербайджане певицы Тукезбан Исмайловой о поездке группы исполнителей в один из азербайджанских районов. На званом ужине в честь приехавших гостей звучала громкая музыка, одна композиция сменяла другую. Дошел черед до традиционно женского танца. На середину зала вышла женщина в талышской национальной одежде и начала танцевать. Ее движения были пластичны, изящны. Все любовались красотой танца. Каково же было удивление, когда, скинув с себя платок, танцовщица превратилась… в Гюльага Мамедова!
Он был истинным артистом, умеющим перевоплощаться, создавать настроение, скрывая личные переживания. И в то же время, по воспоминаниям самых близких ему людей, было достаточно одного его взгляда, чтобы навести порядок в семье.
Любовь
Гюльага муаллим с большим вниманием и уважением относился к семейным ценностям, принятым в отцовском доме, а позже перенес эту схему в созданную им самим семью. Свой выбор юноша сделал в 14 (!) лет. К этому времени семья Мамедовых переехала в более просторную квартиру. Увидев впервые свою новую соседку Алию, юноша сразу же решил: эта девушка станет его спутницей жизни. Молодые люди были ровесниками. Алия училась в Художественной академии. Гюльага без устали провожал и встречал соседку, с удовольствием и гордостью неся ее этюдник. Постоянное общение молодых людей беспокоило родителей Алии, которые воспротивились этой дружбе. Но никакие препятствия не могли разлучить влюбленных.
Когда Гюльага исполнилось 20 лет, он решился на активные действия. Объявив соседям, что в ЖЭКе требуют паспорта, молодой человек вызвался отнести их сам. Воспользовавшись доверчивостью соседей, он поторопился… зарегистрировать свой брак с Алией, приведя в ЗАГС вместо нее одну из своих знакомых, отдаленно напоминающую любимую девушку. Паспорт со штампом о регистрации поверг в шок не только родителей Алии, но и саму девушку, которая даже не подозревала о планах любимого. Надо ли говорить, какой скандал устроила семья Алии! Родители попытались спрятать свою дочь у родственников в районе, но Гюльага и там ее нашел и вернул в Баку…
К тому времени он уже пел на сцене, у него появились друзья из артистической среды, которые приняли самое активное участие в свадебном торжестве. Судьба уготовила молодым еще одно испытание: семь лет у них не было детей. Долгожданное известие застало Гюльага за границей, откуда он привез целый чемодан детских вещей. Один из его близких друзей - Гасан Дадашев - дал зарок: когда родится ребенок, он босиком, играя на таре, пройдет от роддома до квартиры молодых. Свое слово он сдержал 24 октября 1956 года, когда появилась на свет Гюляра - единственная дочь четы Мамедовых.
Эпилог
Гюльага Мамедов любил проводить свободное время дома, в кругу семьи. Жили они скромно, в небольшой двухкомнатной квартире на Южно-Советской. Для своего аккомпаниатора ему удалось выхлопотать квартиру, а для себя просить не стал. Но разве могли какие-то материальные блага сравниться с тем счастьем, которое дарили ему родные люди! Ни о чем большем Гюльага муаллим и мечтать не мог, если бы…
Последние годы жизни знаменитого певца были омрачены тяжелым недугом: душившая его астма переросла в диабет и, как следствие этого, - потеря зрения. Но собственные страдания отступали на второй план, когда он слушал информацию о карабахских событиях, о Ходжалинской трагедии… Он плакал. Это были первые в его жизни слезы…
Народного артиста Азербайджана Гюльага Аллахверди оглу Мамедова не стало 7 июня 1994 года. «Жизнь песни сродни жизни человека. Она возникает только по зову сердца», - произнося эти слова, Гюльага Мамедов вряд ли задумывался о том, что придет время, когда его собственную жизнь будут сравнивать с песней, идущей от сердца.
Рая АББАСОВА
Каспiй.-2016. - 9 января.- С. 12-13.