И грациозна, и стройна
Нигяр Ибрагимова: Нет предела совершенству
Символом настоящей женственности и красоты многие считают балерину. Грациозность ее движений, утонченность фигуры и величественная осанка - это всегда было и остается объектом восхищения мужчин и, конечно же, зависти женщин.
Однако, чтобы достичь таких совершенных форм, балеринам приходится много работать над собой, своим телом и душой.
Наблюдая, как легко и грациозно танцует балерина, невольно начинаешь сам кружиться в такт музыке. Искусство балета очень красиво и притягательно, и многие маленькие девочки, как правило, хотят стать балеринами. Но мечтать - одно, а вот стать настоящей балериной не так-то и просто.
Сегодня газета «Каспiй» беседует с молодой, но очень талантливой солисткой Театра оперы и балета Нигяр Ибрагимовой, которая рассказывает нам о буднях и праздниках этого волшебного мира.
- Расскажи, почему ты выбрала для себя именно балет?
- Мое увлечение балетом уходит корнями в раннее детство. Как-то мама отвела меня на балет «Щелкунчик» и после посещения театра я буквально стала бредить этим искусством. В 7 лет поступила в Бакинское хореографическое училище (БХУ), где в долгих упорных занятиях проходило мое становление именно в этом амплуа. Практика такова, что до четвертого класса мы все учимся вместе - народники и классические танцоры. А после четвертого проходит отбор. Педагоги, на основании природных данных и способностей, делят учащихся на танцоров классического балета и исполнителей народных танцев. Меня отобрали в классику, чему я была несказанно рада, так как всегда хотела танцевать именно классический балет.
- С раннего детства ты проводишь все время в танцевальных классах. Нет ощущения, что детство прошло мимо?
- Нет, потому что занимаюсь, как говорится, не из-под палки, а с большой любовью. Мне нравилось танцевать и репетировать, и я не хотела заниматься ничем, кроме балета. А что касается нагрузок, то ко всему привыкаешь, тем более, если это занятие тебе по душе.
- Балет - это не только красивое зрелище на сцене, но и титанический труд, который остается за кулисами. Как родные отнеслись к выбору такой, не очень популярной профессии?
- Честно говоря, дома не сразу одобрили мой выбор. Пытались даже отговаривать, но я была непоколебима. У нас в роду уже были балерины - тетя, мамина сестра, танцевала на сценах Петербурга.
- А как относятся к твоему увлечению друзья?
- Я не могу назвать свой выбор увлечением. Раньше - может быть, но сейчас это уже моя жизнь. Я провожу на сцене все дни напролет - это и репетиции, и спектакли. Можно сказать, что я тут живу, как, впрочем, и все мои коллеги. Что же касается моих друзей, то, в основном, они так же одержимы искусством, как и я.
- Недавно по одному из телеканалов известная российская балерина рассказывала, как тяжело проходит обучение в хореографическом училище – там, мол, девочки буквально ненавидят друг друга. А какие воспоминания у тебя?
- У нас ничего подобного нет. Может, из-за менталитета, или еще из- за чего-то. У нас учеба - это занятия, здоровая конкуренция и взаимовыручка. Мы дружили и ничего плохого друг другу не желали и, конечно, не делали. Когда выбираешь эту профессию и выкладываешься по полной, ни на что другое сил и времени обычно не остается.
- У тебя есть кумиры в балете?
- Да. Например, это Сильвия Гилен, Светлана Захарова. Вообще, есть много известных мировых имен, перед творчеством которых я преклоняюсь. У Гилен такие внешние и внутренние данные, которые в совокупности встречаются крайне редко.
- Про балерин ходят легенды об их недоедании и постоянном голоде. Как ты с этим справляешься, и как все обстоит на самом деле?
- У меня нет таких проблем. Многое, видимо, зависит от организма. Кому-то приходится сидеть на строгих диетах, а кто-то все сбрасывает во время репетиций. Я, например, не страдаю излишним весом, но и мне приходится держать себя в рамках. Однако в голодные обмороки, по крайней мере, на моей памяти никто пока не падал.
- Сейчас в театре ты танцуешь ведущие партии, а каким был твой путь на сцену?
- Когда я только пришла в театр, мне, конечно, никто первых, да и вторых партий не предлагал. Я, как практически все вчерашние студенты БХУ, танцевала в последних рядах кордебалета. Постепенно стали доверять третьи, а затем уже и вторые партии. И вот, наконец, первая партия - индийской красавицы в балете «Семь красавиц», с которой, наверное, все и началось.
- А какая партия самая любимая из того, что ты танцуешь?
- По состоянию на сегодня я станцевала уже во многих балетах. Но самая любимая - это Одетта-Одиллия в «Лебедином озере». Вообще, этот балет считается самым сложным и самым престижным в балетном мире. У нас его, в основном, танцуют гастролеры. И лишь в прошлом сезоне поставили этот балет с танцорами нашего театра. Мне очень нравиться танцевать в нем.
- Балетмейстер ставит танец, могут ли танцоры вносить свои изменения?
- Мы можем вносить что-то новое в создаваемый образ, но не менять хореографию балетмейстера. Мне кажется, что талант в балете как раз и проявляется в умении вносить что-то свое в образ, который ты представляешь в данный момент. Поверьте, не у каждого это получается.
- А время на отдых остается? Как ты вообще проводишь свободные часы?
- Читаю, слушаю классиков, люблю Шопена, Моцарта, хотя, думаю, нет человека, равнодушного к его волшебной музыке. Из современных композиторов мне нравится Дэвид Гетта.
- А какую литературу предпочитаешь?
- Мне интересны восточные философские произведения, люблю рубаи Омара Хайяма. Сейчас читаю Ницше… В его трактатах я нахожу много интересного.
- Участвуешь ли в светской жизни столицы, посещаешь ли концерты, выставки?
- К сожалению, редко. Из-за банальной нехватки времени. Но если выдается свободный вечер, стараюсь попасть в филармонию или театр, благо у нас в городе богатая культурная жизнь.
- Говорят, танец - это язык любви, а ты уже нашла свою вторую половинку?
- Нет, пока еще нет.
- Ты бы хотела, чтобы он оказался твоим коллегой?
- Честно говоря, нет. Я даже хотела бы, чтобы он был далек от мира балета. Потому что эта профессия сама по себе очень тяжелая, и если мы оба будем посвящать себя этому занятию, то мне кажется, это будет не совсем то.
- Значит, ты не захочешь, чтобы и дети пошли по твоим стопам?
- Насчет детей не знаю. Тут главное, чтобы у них были способности. Если они будут пригодны для балета, то такая перспектива не исключена.
- У вас бывают стажировки от театра?
- Да, но меня пока никуда не посылали.
- А гастроли?
- На гастролях часто бываем. Танцевали в московском Большом театре, ездили в Турцию.
- Каков сегодня зритель?
- В последнее время молодежь все больше начинает интересоваться балетом. Но большая часть зала - это, конечно, зритель старшего поколения. Не знаю, с чем это связано. Может, культура отдыха у молодежи другая, а может, они плохо информированы о культурной жизни. Мои знакомые, которые к театру и балету не имеют прямого отношения, всегда спрашивают о спектаклях и стараются посещать наши постановки.
- Что должна делать юная балерина, чтобы добиться успеха в этой сложной, но очень красивой профессии?
- В балете самое главное - природные данные. На сцене все видно как на ладони. Если нет природных данных, этого ничем не скроешь. А если повезло и данные есть, то нужно работать, работать и еще раз работать. Если ты исполнил главную партию в балете, а после расслабился, то успеха не жди. Балерина должна постоянно трудиться.
- У тебя на сцене есть постоянный партнер?
- К сожалению, у нас не так много танцоров. Мне не повезло, постоянного партнера у меня нет. К каждой партии подбирают нового
- Насколько я знаю, ты закончила недавно Институт иностранных языков. Чем было вызвано желание учиться?
- Интересно было попробовать себя в чем-то новом. Я думала, это меня увлечет так же, как балет. У нас в училище преподавали французский, потому и отдала ему предпочтение.
- Не хочешь еще чему-нибудь научиться?
- Мне нравится учиться. Сейчас много работы, но если позволит время, я бы хотела освоить специальность режиссера. Мне всегда нравилось кино, поэтому хотелось бы попробовать себя и в этой стихии.
- Какие новые партии в твоих планах на ближайшее будущее?
- Каждый новый образ требует большого труда. Но, несмотря на это, я готова работать и работать. Ведь каждая новая разученная партия - это еще один шаг к мастерству, а предела у совершенства нет.
Виктория ТРЕТЬЯКОВА
Каспiй.-2016. - 14 января.- С. 13.