В ожидании юбилея
Евгения Невмержицкая: Театр - это мое все!
СЦЕНА
В Русском драматическом театре имени Самеда Вургуна (РДТ) работа кипит, идет полным ходом, и не удивительно – буквально в это воскресенье коллектив готовится порадовать своего зрителя очередной премьерой.
На этот раз это не просто спектакль, а постановка, приуроченная к очередному юбилею заслуженной артистки Евгении Невмержицкой. Спектакль, поставленный к значимому событию, выбирала сама актриса. И хоть помогали ей в этом директор театра Адалят Гаджиев и главный режиссер Александр Шаровский, друзья и коллеги актрисы, решающее слово все-таки оставалось за ней.
«Афинские вечера» стала той самой пьесой, работа над постановкой которой уже завершена, и в ближайшие дни все любители РДТ смогут оценить старания творческой и актерской группы занятой в ней. Режиссером спектакля стал сам Александр Шаровский, а помимо Евгении Невмержицкой в нем заняты ее супруг Сафа Мирзагасанов, Наталья Шаровская и молодые актеры - Олег Амирбеков и Натаван Гаджиева.
Спектакль обещает быть интересным, и хотя до премьеры актеры не раскрывают всех секретов, они уверены, что он может стать одним из любимых для семейного просмотра в репертуаре театра.
А вот что рассказала газете «Каспiй» о своем юбилее и предстоящем спектакле сама Евгения Невмержицкая:
- Выбрать спектакль очень сложно, мы очень долго советовались, перебирая множество пьес, и вдруг совершенно случайно нам попалось то, что надо. Написано произведение очень давно, но Александр Яковлевич его осовременил. Так как там затронуты извечные темы семьи, любви и жизни, оно будет интересно сегодня как никогда. Мне пьеса понравилась очень, при первом же прочтении она легла мне на душу. Надеюсь, что и спектакль наш всем понравится.
- Вы уже больше полувека работаете в РДТ, а помните ваше первое знакомство со сценой, как вы пришли в театр, когда, и почему?
- Это очень длинная история. Я пришла в театр в 1963 году. Меня взяли с первого курса нашего театрального института. Тогда из театра по семейным обстоятельствам ушла одна из актрис, и им срочно нужна была замена на молодую героиню. Представители театра пришли к нам в институт и выбрали меня. Тогда главным режиссером РДТ был Евгений Сахаров. Я продолжала учиться и одновременно стала работать в театре. Так началась актерская судьба.
Премьерой для меня стал спектакль «День рождения Терезы». Мне было всего 17 с половиной лет, и я уже была на профессиональной сцене - мне все время казалось, что это происходит не со мной. Но прошли годы, а я до сих пор в этом театре, это мой дом, моя вторая жизнь, и это мое все. Театр для меня имел, имеет, и, надеюсь, будет еще иметь очень большое значение.
- Вы можете перечислить свои самые значимые роли на сцене РДТ?
- Первой и самой значимой для меня стала, как я уже говорила, роль в спектакле «День рождения Терезы». После этого, в течение всей театральной жизни, у меня было очень много спектаклей и больших ролей, среди которых немало хороших. Я сыграла Жозефину в «Наполеоне», играла Раневскую в «Вишневом саде», в спектакле «Мой муж чокнутый» я была женой этого чокнутого, и так далее. Сейчас мне даже сложно все вспомнить, представьте только, сколько можно переиграть, работая в театре 50 с лишним лет.
- Вас уже не так часто видят поклонники, почему в последнее время вы играете редко?
- Это нормальное явление, ведь достаточно сложно найти пьесу, чтобы она как-то соответствовала и возрасту актрисы, и ее типажу. Но я не могу жаловаться на судьбу, ведь последние несколько лет Александр Яковлевич балует меня в этом смысле и каждую юбилейную дату, неважно круглую или нет, он дарит мне очередной спектакль. Я, конечно же, не в обиде на театр, ведь мне столько всего удалось переиграть. Конечно, актер без работы задыхается, и всегда хочется большего, но я же понимаю, что нас много, а театр один.
- Многие актеры юбилеи не любят, и даже стараются их не праздновать. А как вы относитесь к этому событию?
- Да и я не могу сказать, что прямо в восторге от юбилеев. Годы летят, а мне все время кажется, что мой физический возраст в раздоре с состоянием души. Недаром же говорят, что актрисе всегда 18 лет.
- Как вы попали в театр, мы уже знаем, а почему вы выбрали именно эту профессию?
- Это не был случайный выбор. Мои родители были медики, и они, конечно же, хотели, чтоб я тоже пошла в медицинский институт. Но, начиная с трех лет, я надевала мамины туфли на каблуках, заворачивалась в тюлевую занавеску, вставала на стул, и говорила: «Выступает артистка Евгения Невмержицкая». Учась в школе, я принимала активное участие во всех вечерах и школьных постановках, и со временем мои родители просто смирились с мыслью о том, что дочка у них будет актрисой.
- А как-то повлиять на вас они не пробовали?
- Нет. Вот за что я им безмерно благодарна, в этом плане они вели себя очень корректно, и наоборот даже поддерживали меня. Когда я поступала, и мама, и папа переживали вместе со мной.
- В душе, наверное, надеясь, что вы все же не поступите...
- Ну, может быть, но так уж случилось, что я поступила, и потом они всегда приходили на мои премьеры. Все мои коллеги и друзья знали моих родителей хорошо, и наш дом всегда был открыт для них. И все праздники, в особенности 9 мая, так как и мама, и папа были участниками ВОВ, мы отмечали всем театром у нас. Всегда накрывались огромные столы, и театр как-то вошел в нашу семью. Театр невозможно не любить, и когда входишь в эту профессию, выйти из нее невозможно.
- Наверное, на вашем творческом пути были не только взлеты?
- Конечно. Были и взлеты, и падения, были и простои. Когда по нескольку лет не было ролей, а потом вдруг сразу наплыв. Но это нормальное явление. Без этого не бывает. Возьмите любых известных актеров, даже ту же Людмилу Гурченко, которая просидела много лет, ничего не делая, после «Карнавальной ночи». Так бывает. И потом, репертуар ставится не под каждого актера, это сейчас мне повезло - на меня взяли пьесу, но так бывает очень редко.
- А депрессии по этому поводу вам знакомы?
- Нет, никогда. Потому, что кроме этого я всегда была занята и участвовала в творческих вечерах, читала стихи и так далее. То есть, я всегда была в процессе и очень активна.
- Что вас интересует в жизни помимо театра?
- Я очень люблю читать, и все современные новые книги непременно должна знать. Сейчас у меня дома столько книг, что я не знаю, куда их девать, но все равно, когда внук летит из Москвы, я всегда диктую ему, какие книги нужно привезти. Люблю смотреть кино. И сейчас все чаще смотрю фильмы возрастные, вспоминаю маминых любимых артистов и пересматриваю их репертуар. Еще у меня есть увлечение - я собираю хохлому. Мне безумно нравятся эти изделия, и вся кухня у меня заставлена хохломой. А в какой-то момент я заразилась любовью к подсвечникам и их у меня тоже очень большая коллекция. А вот Сафик собирает свинюшек. Он по гороскопу кабан, так у нас их уже некуда ставить. Со всего мира, со всех концов земли друзья привозят ему такие сувениры.
- Евгения Степановна, какое актерское амплуа вам ближе всего?
- Когда я только пришла в театр, играла молодых девушек, затем стала исполнять роли мам и молодых женщин, а сейчас играю бабушек. Недавно я сыграла новую русскую, а еще одна их последних ролей - 80-летняя женщина, в которую влюбился молодой мальчик.
Одно время я очень боялась играть комедийные роли, и когда мне впервые дали комическую героиню, сомневалась, что осилю ее. Но все получилось, и спектакль прошел блестяще. Были потрясающие рецензии и отзывы зрителей.
Сейчас мне нравится играть и драматические, и комедийные роли. Я не ставлю себя в рамки. И, скажу вам, комедию играть намного сложнее, чем драму, мелодраму или трагедию. Заставить зрителя смеяться очень сложно.
Виктория ТРЕТЬЯКОВА
Каспiй.-2016. - 15 января.- С. 13.