Символ смелости, доблести и отваги
Со дня кровавой
трагедии в Баку минуло 26 лет
ДАТА
20 января 1990 года - новая глава в истории независимой Азербайджанской Республики. День, когда азербайджанский народ продемонстрировал всему миру свой героизм, отвагу и самоотверженность.
Государственный терроризм
20 января - одна из самых трагических страниц в истории Азербайджана, когда было совершено преступление, юридически квалифицируемое как геноцид и государственный терроризм. Предательский удар был нанесен азербайджанскому народу в ночь с 19 на 20 января. В столице Азербайджана разыгралась страшная трагедия, которая навсегда обозначится в истории как Черный январь. Части Cоветской армии ворвались в Баку, заливая кровью все на своем пути. Результат - более ста семидесяти погибших, несколько сотен раненых и пропавших без вести…
В эту ночь отовсюду доносились взpывы, небо озаряли всполохи огня, раздавалась сеющая смеpть дpобь автоматов. Непонимание, неверие в происходящее - в глазах бакинцев. Гейдар Алиев тогда, уже будучи в отставке (чего, кстати, терпеливо дожидались идеологи Арцаха, ранее всерьез побаиваясь влияния сильного и умного азербайджанского лидера на руководящее звено СССР), посетив азербайджанское представительство в Москве, выступил с резким осуждением политики союзного руководства в Азербайджане…
Двадцать шесть лет минуло с тех пор, а мы не перестаем задаваться вопросом: как это могло случиться? Коммунистическим режимом были наpушены основные положения Пакта о пpавах человека 1966 года, Хельсинкского заключительного акта 1975 года, Гаагских конфеpенций 1899 и 1907 годов, Женевской конвенции 1949 года и, наконец, Конвенции 1948 года - о запpещении геноцида и наказании за него, пpедусматpивающие запpеты на использование вооpуженных сил пpотив миpных жителей с пpименением каpательных меp. Впрочем, аналогичные события произошли ранее в Алма-Ате, Тбилиси, Душанбе, Вильнюсе и Риге, где жертвами военной агрессии коммунистического режима также стали мирные люди. Правда, число жертв в Баку не имеет аналогов. Имена преступников общеизвестны, и нет опpавдания ни тем, кто отдавал пpиказ стpелять в безоружных азербайджанских граждан, ни тем, кто педантично выполнял его.
Логический результат
…Воспоминания о 20 января 1990 года не имеют срока давности - они вызывают однозначную боль, и в то же вpемя, размышляя об этой скорбной дате, мы с каждым годом становимся мудpее, вновь осмысляя и осознавая тончайшие нюансы и детали пережитого, во многом определившего направление и развитие нашей последующей истории.
Черный янваpь явился логическим pезультатом великодеpжавной политики СССР на Кавказе. На то время позиция Кремля заключалась в молчаливой реакции на этническую чистку и геноцид азеpбайджанцев Нагорного Каpабаха и дpугих pегионов Кавказа (в первую очередь Армении), фактическом поощpении (пpи фоpмальном двусмысленном осуждении) пpоцесса аннексии азеpбайджанских теppитоpий, затягивании пеpеговоpного пpоцесса и закpеплении оккупированного армянами статус-кво в НКАО. В Азербайджанской Республике с особой остротой вспыхнули назревавшие в так называемые «перестроечные годы» общественные противоречия и конфликты, развивающиеся на пике народного недовольства сложившейся исторической ситуацией, когда, согласно официальной статистике, если взять только социальный аспект, более 40 процентов граждан Азербайджана находилось за чертой бедности.
Как следствие - республика в период 80-х - начала 90-х годов представляла собой настоящий котел политических противоречий. Все крепче затягивался узел «перестроечной» политики М.Горбачева в СССР, нагорно-карабахского противостояния с Арменией, но главной, пожалуй, была полная невозможность тогдашних горе-руководителей Азербайджана хоть как-то взять ситуацию под контроль, стремящихся всячески угодить центральным властям и слепо выполняющих их указания.
Чрезвычайное положение
...Январская акция 1990 года проводилась в жизнь поэтапно: в Баку осуществлялись провокации, приведшие к погромам, под предлогом разоружения населения в преддверии 20 января изымалось оружие даже у сотрудников милиции. В городе было неспокойно, у здания ЦК проходили бессрочные митинги. 15 января 1990 года Горбачев подписал указ Президиума Верховного Совета СССР «Об объявлении чрезвычайного положения в Нагорно-Карабахской Автономной Области и некоторых других районах», в ходе реализации которого был допущен ряд серьезных нарушений Конституции Азербайджана, наших суверенных прав и общечеловеческих гуманных ценностей. Объявленное 15 января на части территории Азербайджана чрезвычайное положение, однако, не распространялось на Баку и было введено в столице лишь в полночь с 19 на 20 января.
Однако из-за того, что телеэфир после взрыва блока питания на телевизионной станции был отключен в 19.30, жители города не знали, что происходит. Большинство бакинцев узнали о введении чрезвычайного положения только утром 20 января - из объявления по радио и из листовок, разбрасываемых с вертолетов, когда было уже слишком поздно.
Так что принятие указа Президиума Верховного Совета СССР «О введении чрезвычайного положения в г.Баку» в нарушение пункта 14 статьи 119 Конституции СССР и статьи 71 Конституции Азербайджанской ССР, обнародование его после фактического введения чрезвычайного положения и пролития крови сотен мирных жителей, является свидетельством того, что данная военная и политическая акция являлась заранее спланированным преступлением против азербайджанского народа, совершенным руководством КПСС, Советского государства и лично Михаилом Горбачевым.
Карательная операция
По утверждению комиссии по расследованию событий Верховного Совета Азербайджанской ССР, трагедия 20 января «была сознательно спланирована и цинично осуществлена как карательная акция и имела целью дать наглядный урок устрашения движению за независимость в Азербайджане и других республиках Советского Союза». Следственной комиссией было установлено, что резервисты и личный состав частей, численностью более 11,5 тысячи человек, входивших в город, подвергались особой психологической обработке, сообщались ложные сведения о значительном количестве снайперов и автоматчиков Народного фронта, разместившихся вокруг казарм и на крышах домов, готовых встретить войска массированным автоматным и пулеметным огнем и т.п.
Таким образом, личный состав ждал яростного огневого сопротивления и по существу был психологически подготовлен к проявлению жесткого отпора. Причем по материалам, имеющимся в Следственной комиссии, среди резервистов было немало лиц армянской национальности. А еще несколькими днями ранее в Баку был высажен первый десант советских войск. В течение 16-19 января на подступах к городу была создана крупная оперативная группировка общей численностью более 50 000 военнослужащих из состава частей Закавказского, Московского, Ленинградского, других военных округов, Военно-морского флота, внутренних войск МВД. Бакинская бухта и подходы к ней были блокированы кораблями и катерами Каспийской военной флотилии.
Штурм Баку
В ночь с 19 на 20 января 1990 года советская армия с различных направлений штурмовала Баку. Войска, применяя оружие, прорывали пикеты на аэропортовском шоссе, Тбилисском проспекте и других дорогах, ведущих в город. Кровопролитные столкновения безоружных пикетчиков с вооруженными до зубов солдатами советской армии велись возле Сальянских казарм, а также в районе Баилова, около гостиницы «Бакы», ряде пригородных поселков. Вторжение в столицу Азербайджана армии, внутренних войск и отрядов специального назначения сопровождалось особой жестокостью и невиданными зверствами.
По свидетельству очевидцев, танки сметали на своем пути пикеты из автобусов, обстреливали жилые дома, сметали баррикады защитников города, давили фургоны скорой помощи, добивая находящихся там раненых. Стреляли по любой движущейся мишени и просто по темным переулкам и окнам домов, пресекали все попытки оказания какой-либо помощи пострадавшим. Среди убитых было немало женщин, детей и стариков, работников скорой помощи, сотрудников правоохранительных органов. Баку и по сути весь Азербайджан были отданы во власть обезумевшей военщины, выполнявшей по воле политического руководства страны операцию под символичным названием «Удар».
Долой КПСС
Благословляемые М.Горбачевым язовы, лебеди и прочие «герои» сражений с мирными жителями очень хотели поставить азербайджанский народ на колени. Но просчитались. День 20 января стал началом конца советской империи. Уже на следующий день после ввода войск в Баку на здании Центрального комитета появились написанные где мелом, а где углем надписи: «Долой советскую империю!», «Долой КПСС!», «Советская армия - фашистская армия», смельчаками был сбит со здания МВД набивший оскомину лозунг «Слава КПСС!».
Вечером 21 января в здании парламента открылась чрезвычайная сессия Верховного Совета Азербайджанской ССР, признавшая неправомерным ввод войск в Баку. Депутатами было решено приостановить Указ Президиума Верховного Совета СССР о чрезвычайном положении в городе, они в ультимативной форме заявили, что если центральные власти страны проигнорируют это решение, немедленно будет поставлен вопрос о выходе Азербайджана из состава СССР.
Шехиды
... Любая массовая трагедия не только хранит человеческие жертвы переломных и ответственных этапов истории, но и закаляет стойких и самоотверженных защитников Родины. Трагические события 20 января 1990 года явились не только тяжелым испытанием для нашего народа на стойкость, самоотверженность и мужество, но также стали символом смелости, доблести и отваги, приверженности исконным интернациональным традициям.
Ведь жертвами варварского вторжения в столицу нашей республики советских войск стали не только азербайджанцы, но и представители многих других народов, издревле населяющих наш прекрасный край. Шехидами в те дни стали и 13-летняя бакинская школьница Лариса Мамедова, расстрелянная карателями в пассажирском автобусе, и трое профессоров из Азербайджанской академии наук, автомобиль которых отутюжил танк Красной Армии на дороге Баку - Сумгайыт, и врач скорой помощи Александр Мархевка, сраженный коварной пулей в момент, когда оказывал медицинскую помощь раненому на улице, и студентка одного из бакинских вузов Фариза Аллахвердиева, не вынесшая гибели мужа на баррикадах защитников Родины, и 77-летняя Сурайя Бабаева, убитая при обстреле здания, в котором она находилась, из проезжавших мимо танков и бронемашин...
Новая глава в истории
Трагедия 20 января, потрясшая азербайджанский народ, нашла отклик во всем мире, вызвала гнев и возмущение прогрессивной общественности. Радиостанции многих стран распространили правдивую информацию о январской трагедии, заклеймив имперские силы СССР. Все население Баку вышло 22 января на похороны жертв трагедии, которые были преданы земле как народные герои. В тот день прекратили работу аэропорт, вокзал, междугородная телефонная связь и все дни траура каждый час звучали сирены. Десятки тысяч азербайджанских коммунистов публично сожгли свои партбилеты.
Несмотря на то, что 20 января 1990 года наша республика подверглась военной, политической и моральной агрессии, она продемонстрировала всему миру верность своим героическим традициям, решимость во имя независимости Родины противостоять самым тяжелым испытаниям. По сути, эта трагическая и одновременно героическая дата ознаменована историческим противостоянием многовековому порабощению нашего народа, рубежом, изменившим национальную историю. В истории Азербайджана наступала новая глава, устанавливалась новая система общественно-политических отношений.
Азеpбайджанский наpод, на пpотяжении веков не однажды насильственно лишавшийся национальной независимости, постепенно становился хозяином своей судьбы, успешно преодолев суровый экзамен на истоpическую зpелость. Великие идеи претворения в жизнь единства и свободолюбивых чаяний азербайджанского народа навсегда сформировали интеллектуальный, культурный, духовный потенциал суверенного Азербайджана, явились его основой и гарантом.
Цветы памяти
Спасением для народа стало то, что к власти в июне 1993 года вернулся Гейдар Алиев, который, возглавив республику, последовательно и поэтапно гармонизировал жизнь в стране. Согласно Указу Гейдара Алиевa «О проведении четвертой годовщины трагедии 20 января», в 1994 году Милли Меджлис принял постановление «О трагических событиях, имевших место в Баку 20 января 1990 года», в котором впервые была дана политико-правовая оценка событиям Черного января.
Указы общенационального лидера от 16 декабря 1999 года «О 10-й годовщине трагедии 20 января 1990 года» и от 17 января 2000 года «О присвоении почетного звания «Шехид 20 Января», с перечислением полного списка погибших и пропавших без вести, стали наглядным проявлением почитания драматической истории Азербайджана, памяти павших в ту трагическую ночь, значимости этой даты для истории Азербайджанской Республики. Незыблемым свидетельством священного отношения всех людей доброй воли к событиям 20 января являются никогда не увядающие цветы скорби и памяти в Аллее шехидов.
Каспiй.-2016. - 20 января.- С. 6-7.