То ли люди, то ли куклы
Тамилла Гурбанова: Любая
моя работа несет глубокий философский смысл
ПРОФЕССИЯ
Она создает не игрушки для детей, а уникальные произведения искусства, среди которых не встретишь двух одинаковых. Куклы - почти как люди, только не говорят и не двигаются.
Зато все понимают, что кукла, которой не играют, - настоящее произведение, в котором сочетаются живопись и графика, скульптура и декоративно-прикладное искусство. В куклу вкладывается частичка души художника, его эмоции, между ними существует прямая взаимосвязь. В отличие от игрушек с конвейера ее куклы - будто живые. Они вроде бы для взрослых, но без «ребенка в душе» воспринимать их сложно, потому и образы все больше сказочные, волшебные…
У нас это искусство - редкость, а людей, занимающихся созданием авторской куклы, можно по пальцам пересчитать. Но они все-таки есть. Корреспондент газеты «Каспiй» встретилась и поговорила о профессии кукольника с известным мастером - Тамиллой Гурбановой.
У нее дома, пока мы беседовали за чашкой чая, со всех сторон на нас смотрели любознательные глаза ее творений. Они словно изучали гостью и могли бы, наверное, присоединиться к беседе, и лишь хорошие манеры не позволяли этого...
- Ваша профессия не совсем обычная. Расскажите, с чего все началось?
- Наверное, с детства, когда я из обычной шпильки могла сделать крокодила, а из крышек и баночек - человечков и животных. Уже в те времена я любила мастерить. У моей сестры была кукла Козетта, и меня очень привлекали ее глаза: хотелось проверить их на ощупь, но мне не разрешали, а когда все же удалось до них добраться, я надавила на них, и они выпали. Помню, как я тогда плакала и рассказывала домашним, что «глазки у куклы упали в животик». С этого, наверное, и началось мое познание этого прекрасного искусства - изготовления авторских кукол. После восьмого класса я поступила в художественное училище на факультет скульптуры. Мои способности к этому виду искусства еще в детстве определили такие известные художники, как Тогрул Нариманбеков и его жена Эльмира Гусейнова. Я хорошо чувствовала форму и объем и могла с точностью их воссоздать, поэтому выбор факультета был очевиден. Проучилась четыре года и поступила в Академию художеств. Но тогда там не было скульптурного отделения, и я пошла на факультет промышленной графики и дизайна. После окончания я почти десять лет не работала, занимаясь семьей, а лет с тридцати начался мой трудовой путь. И вдруг неожиданно для всех, и в первую очередь для самой себя, начала делать куклы. Синтезировав все свои знания, я решила заниматься именно куклами. Наверное, меня всегда подсознательно к этому тянуло. Даже не знаю, почему. Но один раз попробовав, остановиться не могу до сих пор. Я считаю, что у меня счастливая судьба художника: дело пошло и стало расти как снежный ком.
- У вас в роду были художники или творческие люди?
- Из всех родственников творческая профессия была только у дедушки. Народный артист Азербайджана Али Гурбанов был корифеем азербайджанской сцены. Много лет прослужил в Азербайджанском драматическом театре, снимался в кино и был очень известным артистом. Изобразительным искусством в роду никто не занимался.
- С чего началась ваша переквалификация из скульптора в кукольники?
- Я преподавала и до сих пор преподаю в художественном колледже. Как-то повела студентов в детскую художественную галерею, при которой существовал детский кружок игрушки. На занятиях они изготовляли разные поделки, в том числе и мягкие игрушки. Меня этот кружок заинтересовал, и я решила поучаствовать в его работе. Потом директор галереи попросила меня к Новруз байрамы сделать куклу Кесы. С нее, пожалуй, все и началось. Я тогда сделала большую куклу из губки и подручных материалов, и эта первая работа доставила мне столько радости и наслаждения, что кукольное мастерство я решила превратить в свою профессию. Это стало моим любимым и главным делом в жизни.
- В каком направлении вы работаете и какие куклы создаете?
- Работаю в различных стилях: это и классическая коллекционная кукла, и фольклорная, и фэшн-долл, и кукла как арт-объект, и, наконец, портретная кукла, создание которой я считаю высшим пилотажем, поскольку не каждый может передать портретное сходство с оригиналом, даже именитые художники, и те не всегда этого добиваются.
- Можно об этих куклах подробнее?
- Портретная кукла - очень сложный вид, ведь приходится изучать не только лицо человека, но и его мимику, фигуру. Таким образом создается цельный образ человека, а это намного труднее, нежели создать простую копию. Я стараюсь вдохнуть в такую куклу жизнь и свое видение образа. Как правило, вручая такой заказ, мне предоставляют множество фотографий и видеороликов, изучая которые, я и создаю образ. Сейчас могу похвастать восемью портретными куклами, сделанными на заказ и преподнесенными в дар их прототипам. Все остались довольны своими маленькими двойниками.
- Много ли у нас кукольников и общаетесь ли вы между собой?
- Нас буквально несколько человек. Начинала кукольное дело в Азербайджане Луиза Дагестанлы. Далее на арену вышла Эльмира Аббаслы, очень грамотный художник, я люблю ее творчество и считаю настоящим корифеем. Она добилась больших успехов, представляя нашу страну за рубежом, ее куклы поистине уникальны. После, с разницей в десять лет, иду я. Много лет также работают кукольные мастера Пярвиз Гусейнов и Ирина Гундорина - супружеская пара, которые впервые представили концептуальную куклу и куклу как арт-объект.
- А как обстоит дело с молодежью - есть ли у вас последователи?
- У меня нет, а вот Пярвиз с Ириной открыли свою студию, где обучают молодых и даже тех, кому за 40. Сейчас как раз и начинается настоящий кукольный бум в Азербайджане, поэтому появляется все больше желающих научиться этому делу.
- Интересуетесь ли вы дальнейшей судьбой своих кукол?
- Да, конечно, когда они покидают мой дом, я всегда интересуюсь их дальнейшей судьбой. Ведь куклы - как дети, всегда хочется, чтобы они попали в добрые руки и продолжили свою жизнь в доме, где царит покой и позитивная энергетика. Грамотно сделанные куклы могут иметь долгую жизнь, но только при условии правильного хранения.
- Они требуют особого ухода?
- Конечно, они требуют ухода, заботы и внимания. Их нельзя оставлять на солнце, на ветру, они не любят влагу, а главное - домашнюю пыль. Желательно хранить их в специальном футляре из оргстекла. Если придерживаться этих несложных правил, они простоят десятилетия. Если в вашем доме появилась авторская коллекционная кукла, бережно храните ее.
- Сколько времени в среднем вы тратите на изготовление одной куклы?
- Каждая кукла имеет свою судьбу, однако рождение не каждой из них дается легко и быстро, в течение месяца, например. Иной раз муки творчества продолжаются долго, а некоторые образы рождаются в один миг. Так было с моей куклой «Домовенок». Я его вообразила вдруг - ни с того ни с сего, и так же быстро, как возник образ, и создала его. Таких кукол я называю удачливыми. Но бывают и неудачники. Если не все идет гладко или приходится переделывать, я понимаю, что это - неудачник. Но в среднем на каждую из них у меня уходит месяц-два.
- У вас так много кукол... Расскажите историю создания какой-нибудь из них.
- Вот, например, кукла «Шахматная королева». Идея ее создания возникла у меня спонтанно. Когда директор Музейного центра Лиана Везирова предложила мне поучаствовать в необыкновенно интересном проекте «Белое и Черное», я шла из музея домой, а это буквально в нескольких метрах, и образ королевы уже стоял у меня перед глазами. Это дама, платье которой сделано в виде шахматной доски, а на поясе висят пешки - солдаты королевской армии. В руках королева держит шахматного короля. Как и в жизни, в шахматах игра без нее не состоится: невозможно выиграть без участия королевы.
- В свои куклы вы вкладываете какой-то смысл помимо эстетического?
- Конечно, любая моя кукла несет глубокий философский смысл. Вот, например, моя работа «Превратности судьбы». Молодая и красивая в прошлом женщина, которая имела все и наслаждалась жизнью, постарела, а вместе со старостью пришло одиночество...
- Вы вкладываете в каждую работу огромный труд и частичку души - не жалко расставаться со своими творениями?
- Я считаю, что любой художник должен расставаться со своими произведениями и продолжать творить дальше. Только постоянная работа и кропотливый поиск новых форм самовыражения может вывести на новый уровень.
- Сколько в среднем стоит одна кукла?
- Недешево - от тысячи манатов и выше. Портретные куклы и того дороже - от пяти тысяч.
- И есть спрос?
- Знаете, да. Порой ко мне и поздно вечером могут прийти за очередной куклой для VIP-подарка.
- Вы делали портретные куклы очень влиятельных персон - первой леди страны Мехрибан Алиевой, президента ГНКАР Ровнага Абдуллаева, президента Всемирной ассоциации таможенников Мишеля Дане... Не боялись, что работа не понравится?
- Вначале такой страх у меня был. Первой моей портретной куклой была актриса Насиба Зейналова. Заказ пришел из шоу-бизнеса, и сроки установили невероятно короткие - две недели. Вот тогда я очень переживала, потому что впервые делала портретную куклу. И во второй раз, когда выполняла заказ для азербайджанской таможни, тоже присутствовал страх. При создании куклы первой леди волновалась жутко. Волнение присутствует всегда, а тем более, когда изображаешь таких известных людей. Тут есть доля риска: пан или пропал.
- При создании портретной куклы вы учитываете чье-либо мнение?
- Я сама себе строгий судья. Иногда, правда, прошу посмотреть свежим взглядом дочку, которая для меня самый главный критик и ценитель. Она прекрасно разбирается в искусстве и ее мнение для меня очень важно. Дело в том, что в процессе работы у художника взгляд, как говорится, замыливается, иной раз ускользают какие-то нюансы. Однако я так устроена, что если мне что-то не нравится, я не успокоюсь, пока не переделаю, даже заново начинаю работу, когда что-то не ладится.
- Ваши куклы могут похвастать не только выразительной мимикой и сюжетной линией, но и потрясающими костюмами. Кто работает над их созданием?
- Для портретных кукол у меня есть костюмер, к которой я обращаюсь. Я им и ювелирные украшения делаю на заказ, чтобы все выглядело грамотно и профессионально. А для персонажных кукол все костюмы создаю сама.
Виктория ТРЕТЬЯКОВА
Каспiй.-2016. - 22 января.-
С. 13.