В свободном полете

 

Его творчество не всегда вписывалось в привычные рамки…

 

ПАМЯТЬ

 

Нелегко писать о человеке, которого не знала лично. Впрочем, это не совсем так. Имя азербайджанского кинодокументалиста Рамиза Ахундова, к величайшей скорби нашей, покинувшего недавно этот мир, мне, конечно же, было известно.

 

Еще в 60-х и 70-х годах прошлого столетия, в самый, можно сказать, пик его режиссерской работы на телевидении, а моей журналистской деятельности в печати, он, помню, прославился, создав по интересному сценарию народного писателя Азербайджана Анара пронизанный глубоким лиризмом документальный фильм о нашем замечательном, ни на кого не похожем своим мироощущением и художественным стилем, идущим вразрез с требованиями социалистического реализма, мастере изобразительного искусства Саттаре Бахлулзаде. По мнению специалистов, этот фильм - кстати, первый цветной в истории азербайджанского телевидения - стал, пожалуй, вершиной творчества талантливого режиссера, продемонстрировавшего тонкое мастерство, художественный вкус, наконец, любовь к своему неординарному герою…

 

Однако как все мало-мальски выходящее за рамки господствовавшей в те годы в нашей тогда большой стране идеологии, он не был принят Центральным телевидением, хотя примерно в тот же отрезок времени показанный на Всесоюзном смотре телевизионных фильмов получил высокую оценку авторитетного жюри, удостоившись учрежденного специально для него диплома «За высокохудожественное отражение работников национальной культуры».

 

Чем же поразила эта работа нашего современника, теперь уже по праву признанная классикой азербайджанского документального кино, членов компетентного жюри? Просмотрев еще раз эту ленту с записью первого и, кажется, все еще единственного кинорассказа о неповторимом творчестве Саттара Бахлулзаде, а также несколько других, по разным причинам прошедших в свое время мимо моего внимания, я, кажется, нашла ответ…

 

Как известно, истинный художник обязательно должен присутствовать в своем произведении и, как Бог во Вселенной, быть и вездесущим, и невидимым… Так вот, думается мне, к ряду таких художников относится и Рамиз Ахундов. И тут я абсолютно согласна с замечательным нашим поэтом Сабиром Рустамханлы, отметившим в своих опубликованных в печати «Размышлениях» о творчестве известного кинодокументалиста, что успех и признание принесли ему, человеку, рассказывают, всегда внутренне свободному от стандартов, не только высокий уровень режиссуры, но и умение найти, придумать и мастерски заснять какую-то чисто кинематографическую деталь, которая словно дорисовывает образ героя фильма, делает его выпуклее и понятнее зрителю.

 

Ярким подтверждением такому подходу служит и фильм «Это - Саттар Бахлулзаде». Кто помнит его - ведь снимался он уже более 40 лет назад, - тот наверняка не забыл и те кадры, где режиссер снимал своего героя через стекло: художник стоит перед залитым красками прозрачным стеклом и словно растворяется в них. По-моему, это была удачная находка режиссера, делавшего фильм о художнике-импрессионисте.

 

Возможно, многим телезрителям бывшего СССР запомнилась картина «Бабушка Зибейда» - рассказ о жизни простой азербайджанской женщины-долгожительницы: ее часто демонстрировали по Центральному телевидению. Это было еще редкое в те годы так называемое «разговорное» кино, когда герой сам рассказывает с экрана о своей судьбе, делится своими проблемами.

 

Прежде чем начать съемки об этой 102-летней бабушке из Губы, рассказывал режиссер, надо было разговорить саму героиню и придумать, как показать ее разросшуюся семью. И возможность такая была найдена. Вот как говорил об этом Рамиз Ахундов: «В фильме есть много интересных эпизодов. Пожалуй, самый интересный - с грушевым деревом. У них там росло огромное дерево. И мы его сделали генеалогическим древом. То есть сначала сняли дерево панорамой вверх - обычное грушевое дерево. А потом - панорама вниз - и под деревом стоит вся семья этой бабушки, человек сто»…

 

Фильм «Бабушка Зибейда», как, впрочем, и некоторые другие киноленты нашего соотечественника, служили впоследствии учебным пособием на московских курсах для работников радио и телевидения.

 

Творчество Рамиза Ахундова еще раз подтверждает, что документальное кино это авторское кино. И делать его может и должен тот, кому есть что сказать, и кто знает, как это сделать. К счастью, Рамиз Ахундов был из этого ряда, о чем и свидетельствуют, по мнению помнящих его работы телезрителей, фильмы, всегда вызывавшие интерес, восторг и нередко - изумление. В числе таких документальных лент - «Бакинский архипелаг», «Сады Ордубада», «Шамахинские пехлеваны» да и более ранние, снятые еще в 60-е годы: «Идущий и море перейдет» (это был первый фильм будущего мастера режиссуры, его дебют на поприще документального кино), «Граница на замке», «Секрет НРВ», посвященный академику Имаму Дашдамир оглу Мустафаеву, создавшему из нефти стимулятор роста растений. Этот фильм получил высокую оценку на кинофестивале в Волгограде.

 

Но, естественно, по-прежнему далеко не всегда творения талантливого документалиста получали одобрение тех, от кого в то время зависела их судьба. Трудно было закованным в цепи официальной советской идеологии деятелям принять и понять свободомыслие этого, несомненно, одаренного свыше человека. Ведь свобода, если верить Бисмарку, это - роскошь, которую не каждый может себе позволить. Но Рамиз Ахундов, всегда живший в свободном полете, позволял себе быть внутренне свободным, хорошо помня, однако, и о том, что свобода это еще и ответственность. Потому вовсе не он повинен в том, что снятые им документальные фильмы не всегда встречали понимание «узколобых» чиновников, вершивших их судьбы.

 

В связи с этим хочу вспомнить о фильме «Руки и краски», созданном по очень глубинному по сути своей сценарию Эльчина. О нестандартности картины говорит уже само название. Да, это фильм-символ, фильм, рассказавший о руках, обыкновенных человеческих руках, могущих принести много добра, но способных, увы, и на страшное зло. Естественно, в середине 70-х такой фильм не мог быть принят. Но непременно отмечу и то, что было у него и тогда немало сторонников. К сожалению, взять верх над теми, кто увидел в этом замечательном фильме формализм, примиренчество и прочие не укладывавшиеся в разум «грехи», им не удалось…

 

В конце 80-х годов, когда только началась Карабахская война и миллионы наших соотечественников в отчаянии покидали родные очаги, Рамиз Ахундов в творческом сотрудничестве со своим единомышленником и другом, народным поэтом Азербайджана Сабиром Рустамханлы, ставшим автором сценария, сделал запомнившийся всем, проникнутый, по общему мнению, любовью к родному краю, трогательный документальный фильм «Возвращение» («Qayıdış»). Режиссер, завоевавший, как уже отмечалось, славу мастера интересных кинематографических приемов и деталей, со свойственным ему лиризмом и с большой грустью показал опустошенные птичьи гнезда на деревьях, покинутые людьми полуразвалившиеся и разоренные деревенские дома. И тут же рядом - муравейник, обитатели которого оказались, увы, более привязанными к родной земле…

 

Обратившись к этой теме, авторы документального фильма, по их собственному признанию, стремились хотя бы коснуться больного, наверное, для каждого гражданина Азербайджана в то время вопроса - сущности антиазербайджанской политики, которая планомерно проводилась во второй половине 80-х годов прошлого столетия московскими властями.

 

Одной из последних работ Рамиза Ахундова - он ушел с телевидения в начале 90-х и вскоре тяжело заболел - стала документальная лента о народном художнике Азербайджана Расиме Бабаеве «Размышления» («Düşüncələr»). У этого фильма своя и очень непростая история, ставшая, можно сказать, «пробным камнем» на порядочность мастера кино. Он, заручившись поддержкой своего героя, категорически отмел подготовленный по заказу тогдашнего руководства республики (был 1989 год) и не соответствовавший действительности сценарий и сделал свое, как всегда, правдивое кино о прекрасном живописце, человеке, далеком от политической грязи…

 

Когда в 2007 году отмечалось 70-летие Рамиза Ахундова, который, как явствует из двухтомного каталога киноведа Айдына Кязимзаде, снял до 30 интересных телефильмов и который, несомненно, навсегда останется в истории документального кино нашей страны как талантливый мастер режиссуры, ему был посвящен ряд газетных публикаций, а его коллега по телевидению, великолепный тележурналист Лиля Юсупова подарила юбиляру фильм о нем и его ярком творчестве под названием «Воплощение», сделанный по ее с любовью написанному сценарию.

 

Собирая материал для этой статьи, я узнала, что Рамиз - сын долгие годы работавшего в Союзе писателей Азербайджана Габиба Ахундова, водившего дружбу со многими известными представителями азербайджанской литературы, чьи произведения ему доводилось редактировать. Выросший в этой, можно сказать, литературной среде и должен был, наверное, стать таким, каким будут помнить Рамиза Ахундова все знавшие его. Слыл он человеком образованным, общение с ним было интересно, доставляло удовольствие. К тому же был он жизнерадостен и весел даже в самые трудные дни, любил и знал музыку. Умел найти общий язык со всеми. Люди, которых он снимал, привязывались к нему, искали общения с ним. Рамиз Габиб оглу отвечал им взаимностью - он искренне любил людей. А еще, говорят, был он удивительно скромен. Хотя ему было чем гордиться!

 

Мне было приятно узнать, что Рамиз Ахундов родом из абшеронского села Амирджан, к которому и я имею некоторое отношение, породнившись с выходцами из этого села, и происходит из именитой семьи ученого-богослова, авторитетного на всем Ближнем Востоке Гаджи Мирзы Абу Тураб Ахундзаде, человека, владевшего пятью языками, выступавшего с проповедями в самых известных мечетях мира. Он активно писал в прогрессивные газеты, пропагандируя просветительство и патриотизм. Ныне на его могиле в поселке Шувелан воздвигнут мавзолей, являющийся архитектурным памятником. Здесь же покоится прах нефтепромышленника и мецената Гаджи Зейналабдина Тагиева, который завещал похоронить его у ног Мирзы Абу Тураба, своего друга и духовного наставника.

 

Из статьи Сабира Рустамханлы, послужившей мне источником информации о роде, из которого произошел Рамиз Ахундов, я узнала и о том, что охраняемый государством архитектурный комплекс «Axund Abu Тurab Тürbəsi» по распоряжению Президента Ильхама Алиева отреставрирован, приведена в порядок вся близлежащая территория…

 

Наверное, именно происхождение, прежде всего на генетическом уровне, формирует личность, наделяя ее теми или иными качествами. Отношение к людям, доброта, умение дарить любовь, широта души, готовность к самопожертвованию, отказ от чего-то во имя другого - все это идет откуда-то изнутри. Не могу утверждать, но мне почему-то кажется, что таким и был покинувший нас Рамиз Ахундов, спутник жизни моей коллеги, талантливого писателя-публициста Эльмиры Ахундовой, которую, несмотря на разницу в возрасте, смею считать своей подругой и очень люблю.

 

…Не всякий сын, едва закончивший среднюю школу юноша, по сути, еще ребенок, способен взять на себя после смерти отца заботу о матери и сестре. Рамиз сделал это. Чтобы иметь возможность заботиться о семье, продолжить учебу, он не чурался никакого труда. Довольно длительный период жизни, к примеру, увлекался (ведь он все делал с увлечением!) пошивом модных в то время кепок, на деньги от реализации которых содержал дом. Более того, он столько работал, что сумел накопить и на свой первый автомобиль. Несмотря на трудности, Рамиз окончил Институт искусств, стал актером театра и кино. Глядя на его фото тех лет, я думаю: а не потеряло ли наше искусство в лице этого привлекательного молодого человека с умными, выразительными глазами служителя Мельпомены?!

 

Увы, жизнь свою Рамиз Ахундов на три десятка с лишним лет связал с телевидением. Ему не нужны были высокие должности, и в компартию ради получения этих должностей он не вступал, хотя когда работал некоторое время главным режиссером Театра кукол, ему предлагали и даже уговаривали стать членом партии. Словом, удивительный это был человек, никак не вписывавшийся в ту нашу действительность…

 

Может, потому и жил он всегда словно в свободном полете? Жил, поддерживаемый близкими ему по духу людьми - друзьями, единомышленниками, членами семьи. Теми, кто любил его и кого любил он. Он был счастливым человеком, несмотря ни на что - ни на болезни, ни на тяжелые операции, ни на то, что в последние годы не слушались ноги… Счастливым потому, что рядом с ним всегда была женщина, носившая его фамилию, разделявшая все его беды, женщина, преданная связавшей их много лет назад любви…

 

Почему-то считается, что каждый человек это мир, который с ним рождается и с ним умирает. Уверена, это не так: разве, уходя из жизни, человек не оставляет кусочек себя в тех, кого любил, ради кого жил? Наконец, разве не оставляет он людям все то доброе, что успел сделать за свою жизнь?!

 

25 января нашему славному земляку, талантливому режиссеру документального кино Рамизу Ахундову исполнилось бы 79. Он не дожил одного месяца до этого дня и одного года до своего 80-летнего юбилея…

 

Так распорядилась судьба…

 

Пусть же земля будет ему пухом!

 

Аllah rəhmət eləsin.

 

Эльмира АЛИЕВА,

заслуженный журналист

Каспiй.-2016. - 23 января.- С. 14-15.