Мультикультурализм неиссякаем
В Азербайджане он
переживает сейчас второе рождение
СОБЕСЕДНИК
Нынешний год распоряжением Президента Ильхама Алиева объявлен в Азербайджане Годом мультикультурализма. Своим мнением насчет развития мультикультурализма в республике, особенностью нашей модели по сравнению с европейскими в интервью газете «Каспiй» поделился руководитель пресс-службы Бакинского международного центра мультикультурализма Тофик Аббасов.
- Как известно, Президент Ильхам Алиев объявил 2016-й Годом мультикультурализма. Каково ваше мнение на этот счет?
- Во-первых, хотя нынешний год и объявлен Годом мультикультурализма, но сам мультикультурализм в Азербайджане как образ жизни нашего народа уже давно сформировался. Тут надо обратить внимание, что когда об этом говорит глава государства и представители его команды, то подчеркивают именно понятие «народ Азербайджана», а не народы. То есть, речь идет об уже состоявшемся политическом продукте - азербайджанской нации, включающей в себя различные народы и конфессиональные группы.
В действующей Конституции Азербайджана, принятой в 1995 году, закреплены равные права и возможности для всех граждан нашей страны вне зависимости от национальной или религиозной принадлежности. Мы видим, как в ряде стран на постсоветском пространстве очень остро стоят вопросы языка, религиозных свобод и прав человека, но в Азербайджане эти проблемы нашли свое решение в силу наличия выбора. В частности, по действующему законодательству у нас в стране школьное образование ведется на трех языках: азербайджанском, русском и грузинском и соответственно функционируют школы не только с азербайджанским и русским, но и грузинским языком обучения. А в местах компактного проживания лезгин и авар есть начальные школы с лезгинским и аварским языками обучения.
- Почему в Азербайджане мультикультурализм удался, а в Европе закончился неудачей?
- Многое зависит от того, что мы вкладываем в понятие мультикультурализм. Удача мультикультурализма у нас связана с его естественным происхождением. В Азербайджан никто людей насильно не переселял, не ассимилировал, все получалось само собой. То есть, никто по своему разумению не пытался сконструировать какую-то модель.
В Европе же все было наоборот. Они пытались создать «плавильный котел», привлекая мигрантов после Второй мировой войны для подъема разрушенной экономики, так как своих рабочих рук не хватало. Но мигранты не ассимилировались, а обособились. Поэтому еще несколько лет назад тогдашний президент Франции Саркози и канцлер Гемании Меркель громогласно заявили, что их планы по развитию мультикультурализма в Европе рухнули.
По моему глубокому убеждению, этот тренд нельзя искусственно формировать или адаптировать под собственные видения. Прибывающий мигрант должен сохранять за собой право на религию, язык, традиции, обычаи. Поэтому в Азербайджане ничего сверху не насаждалось, все получилось естественным путем, исторически на протяжении веков. После обретения независимости в 1991 году в Азербайджане ни разу не возникло вопросов с компактным проживанием тех или иных национальных меньшинств: кто где жил, там и продолжает жить. Просто властные структуры взяли за данность ту среду, которая уже сформировалась в силу исторических, геополитических, социокультурных обстоятельств. Это уже по ходу действа был создан Госкомитет по работе с религиозными организациями, так как религиозное образование играет большую роль в обеспечении атмосферы согласия в любой стране и любом обществе.
Таким образом, мультукультуральная модель в Азербайджане всегда была, только со временем был поднят вопрос о том, что мультикультурализм является важнейшим достоянием нашей страны, это надо знать, этим надо дорожить и надо сделать так, чтобы межнациональные и межрелигиозные отношения в обществе, диалог внутри общеазербайджанского дома был бы постоянно активирован. И самое главное, чтобы он учитывал вызовы времени, не связанные с появлением внутри страны каких-то опасных или вызывающих интерес тенденций. Наоборот необходимо работать на предвосхищение нежелательных трендов, которые рождаются за пределами страны, на том же Ближнем Востоке, который сейчас трещит по швам и еще тиражирует опасные риски и вызовы.
В Европе же различные институты порой рьяно навязывали свою модель развития, обустройства, стиль жизни европейцев - какие они свободные и имеют все возможности для развития. Далее Европа пыталась навязать свой стиль всему остальному миру и очень опрометчиво влезла в дела других государств, разумеется, не без участия США и в итоге получила такую неконтролируемую проблему, как массовая миграция. Поэтому беженцы с Ближнего Востока и не только, которые сейчас приехали в Европу, уже со своим уставом и ни о чем другом слышать не хотят. У них есть какие-то счета, по которым они требуют выплат от европейских правительств компенсаций в виде предоставления статуса беженцев и т.д.
В Азербайджана такого опасного эксперимента не проводили. Поэтому мультикультуральный ход событий, толерантная атмосфера внутри общеазербайджанского дома переживает сейчас свое второе рождение.
- Может ли азербайджанская модель мультикультурализма стать примером для европейцев?
- Действительно, пока страны-члены Европейского союза сообща никак не могут выработать единый алгоритм для разрешения проблем мигрантов, для обустройства внутренних систем с целью обеспечения возможности интеграции пришельцев во внутреннюю систему ценностей, азербайджанская модель таких проблем не знает.
Как следствие, азербайджанская модель мулькультурализма как дисциплина изучается в вузах около 20 стран мира: в Португалии, Италии, Германии, Швейцарии, странах Балтии и бывших советских республиках. Мы предложили ее для изучения и люди сами заинтересовались, но мы эту модель никому не навязываем. Что интересно, молодые люди, особенно студенты, питают большой интерес к азербайджанской модели мультикультурализма. Летом прошлого года впервые прошла Летняя школа мультикультурализма, в феврале состоится Зимняя школа. Налицо рост числа стран-участниц этой школы.
В принципе, наша модель завоевывает сердца людей. Видя насколько гармонично развивается азербайджанское общество, видя стабильность и динамичное развитие, молодые иностранцы охотно посещают курсы азербайджанского мультикультурализма, а потом получают возможность в рамках Летней и Зимней школ посетить саму страну и на практике убедится в том, что изучали в своих странах теоретически.
Поэтому Азербайджан, на мой взгляд, ведет правильную политику. Мы у себя дорожим этим достоянием. Доказательством тому создание Международного центра мультикультурализма. То есть, в каком-то смысле это лаборатория, которая открыта для всех желающих, для научно-практического диалога. Собственно говоря, центр сам проповедует активную политику взаимодействия, обмена опытом, изучения европейских моделей мультикультурализма (германской, итальянской и т.д.). Обнадеживает то обстоятельство, что профессура ведущих европейских вузов охотно идет на контакт с азербайджанскими коллегами.
Наш центр предоставляет живую площадку для дискуссий, проведения конференций. На стыке мнений, активного взаимодействия появляется активное поле для исследований и для научных работ с тем, чтобы все лучшее перенимать и практиковать на деле. Полагаю, что наш Центр мультикультурализма в скором времени станет мобильным актором международных процессов. В связи с этим появится возможность на его основе изучать азербайджанскую модель, смело смотреть в будущее, так как в мире набирают темпы на только позитивные, но и вызывающие опасения процессы: массовая миграция, столкновения культурно-цивилизационных кодов.
Для того чтобы избежать этих катаклизмов надо данные процессы упреждать. Тем более что мы знаем о наличие в мире сил, которые системно работают над выработкой концепций перманентных столкновений, войн. Для того чтобы этого всего не было, необходимо создавать условия для наращивания межцивилизационного диалога. Диалог идет, хотя мы видим, как на Ближнем Востоке некоторые государства стараются разжечь войну мазхабов. С целью предотвращения этой войны важно постоянно держать в активном состоянии поле для диалога, использовать мыслительный потенциал нации, различных религиозных конфессий, чтобы они всегда были на связи между собой и сообща предпринимали бы какие-то направленные действия на предотвращение самых нежелательных явлений.
К примеру, при Президенте Азербайджана функционирует фонд «Bilik» («Знание»). Этот фонд в прошлом году предпринял интересную инициативу, когда при Русской православной церкви открыли бесплатные курсы для желающих изучать азербайджанский язык. Эти курсы посещали члены Русской общины и первый выпуск уже состоялся.
- Как будет проходить Год мультикультурализма в Азербайджане?
- В принципе, уже известны те государственные ведомства, которые по долгу службы должны направленно работать для активации атмосферы мультикультурализма, чтобы в нашей стране каждый гражданин ощутил, что это не только простое желание, а именно прикладная сфера, где от каждого человека будет зависеть многое. Тут имеется широкое поле для всех и каждого, чтобы ощутить себя частью азербайджанского общества, а с другой стороны сделать все возможное, чтобы в рамках проекта «Азербайджанский народ» были бы достойно представлены все меньшинства, как национальные, так и религиозные. В этом смысле мы не можем ограничиться только своей страной, так как не только в Азербайджане проживают авары, лезгины, а и в соседней России. Им интересно, чем живут их соплеменники по ту сторону границы. С одной стороны они хотят чувствовать себя частью исторической родины, а с другой - частью большой общности.
Кроме этого, мы понимаем, что набирает обороты в мире глобализация. Прежде чем говорить об экономической глобализации, следует отметить культурно-цивилизационную глобализацию, которая подразумевает пропаганду идей, которые как раз таки подавляют ненависть, как расовую, так и национальную. Мягкую борьбу с такими негативными проявлениями, как мракобесие, религиозная и национальная ненависть, шовинизм. Потому что, если представители разных религий и народов находят точки соприкосновения в ходе встречного движения, то они могут сообща предотвращать нежелательные вызовы, планы зловещих сил, пытающихся создать очаги напряженности, спровоцировать столкновения и тем самым реализовать собственные планы.
Мы прекрасно осведомлены, что по всему миру сейчас набирают обороты такие зловещие тенденции, как трафикинг, массовый оборот наркотиков, незаконная торговля оружием, незаконное пересечение границы и т.д. Для предотвращения всего этого нежелательного в стране и за ее пределами мы не должны сидеть сложа руки, а должны быть в активном тренде, чтобы находить новые площадки для гуманитарного, культурного взаимодействия и тут имеется много возможностей.
Самое важное, как мне кажется, работать над поиском новых источников мультикультурализма. Дело в том, что нам все время кажется, что мы уже все сделали, исчерпали предмет. На самом же деле предмет мультикультурализма неиссякаем. Мы его находим в историческом прошлом, нынешнем, и в будущем. К примеру, если читать произведения наших азербайджанских классиков - Низами, Физули и даже эпос «Деде Горгут», то там часто встречаются мотивы толерантности, терпимости. Это те самые мосты, которые создают надежду на будущее. То есть это и есть мосты в будущее, так как люди начинают думать не только о том, что им самим интересно, но и о том, что может быть интересно для носителей других культур, ценностей. На этой почве создается благостная, гармоничная атмосфера.
Роман ТЕМНИКОВ
Каспiй.-2016. - 28 января.- С. 5.