Выдающийся во всем

 

К 100-летию со дня рождения Джовдета Гаджиева

 

Джовдет Гаджиев вошел в азербайджанскую музыку как органическая закономерность, рожденная всем ходом ее исторического развития. Начав творческую биографию с непосредственного освоения накопленного национального музыкально-художественного опыта, он, по примеру великих современников, стремился в творчестве слиться с доминирующими процессами современной музыки. За ним прочно закрепилась репутация композитора, преимущественно склонного к инструментальной, и особенно симфонической музыке.

 

Слава с первого шага

 

Звание выдающегося композитора современности классик завоевал по исполнении первой же симфонии, следующая за ней симфоническая поэма «За мир», а затем 3-я и 4-я симфонии еще более утвердили славу. Будучи уроженцем Шеки, с 1924 года и до конца своей жизни он жил в Баку, потому в формировании его как музыканта огромную роль сыграла, с одной стороны, атмосфера народной музыки, на которой он рос, с другой - городская бытовая музыка, звучавшая вокруг. Завершив начальное образование, а затем рабфак при Азербайджанской консерватории (ныне Бакинская музыкальная академия) по классу скрипки, Джовдет муаллим в 1935 году поступил на теоретико-композиторский факультет, где в его судьбе огромную роль сыграл Узеир бек Гаджибейли, в классе которого он впервые постигает основы народной музыки.

 

Еще в студенческие годы он написал ряд оригинальных сочинений, принесших ему всеобщее признание, в числе которых одночастная симфония, симфоническая поэма «Азербайджан», «Послание в Сибирь» и другие. В его биографии особое значение имели годы учебы вместе с другим выдающимся азербайджанским композитором, Гара Гараевым в Московской консерватории, развившей музыкально-эстетическое восприятие молодого в ту пору музыканта.

 

Оглядываясь на творческий путь классика в преддверии его юбилея, отметим, что в многогранном творческом «багаже» композитора наличествуют 9 симфоний, симфонические поэмы, оратория, опера, камерно-инструментальные и камерно-вокальные сочинения. Уже из этого перечня созданных работ очевидна широта его творческих интересов - и жанровая, и тематическая. Но сама по себе широта еще не есть индивидуальное качество художественного дарования, так как свойственна каждому крупному таланту. Каковы же характерные приметы творческого почерка и движения творческой мысли Дж. Гаджиева? Прежде всего следует отметить его устойчивый интерес к большим, объемным темам, к проблемам острым, напряженным, нередко психологическим.

 

Эпохальность и монументальность

 

Вспомним еще раз в этой связи наиболее крупные произведения Джаджиева теперь уже в хронологической последовательности, чтобы яснее представить, сколь сложные задачи ставил каждый раз перед собой автор. Ведь контрастная смена их - серьезный фактор, требующий и психологической перестройки, и умения противостоять, а иногда преодолеть самого себя. И интересно то, что окончательного, единственно найденного решения нет ни в одном из его сочинений. Его произведения отражают самые разные грани духовного опыта человека. Так, 1-я симфония входит в список «военных симфоний», написанных под воздействием принципов мышления идейно-композиционного строения 7-й симфонии Шостаковича. Это резкое расширение образной сферы, восприятие «войны и мира» глазами национального художника, первый отклик азербайджанского композитора на тему о войне и одно из первых симфонических полотен в истории отечественного симфонизма.

 

Сегодня мы вправе называть Джаджиева основоположником азербайджанской классической симфонии. В русле героико-патриотической тематики современного искусства военного периода находится и написанная им совместно с Гара Гараевым опера «Ветэн», значение которой состоит в том, что эта была первая значимая работа после «Кероглу» Уз. Гаджибейли, продолжившая традиции самобытного оперного шедевра, изложенного великим композитором в духе европейской оперы большого типа. Да и сам отец-основатель, высоко оценивая «Ветэн», подчеркивал в качестве главного достоинства музыкального развития этой оперы элементы народно-песенного творчества.

 

Кстати, после войны неразлучная пара продолжает обучение в Московской консерватории в классе выдающегося музыканта современности Дмитрия Шостаковича, подлинными поклонникам таланта которого они и были до последних дней. «Замечательные это были годы, - говоривал композитор,- когда мы необычайно много узнавали, жадно впитывая то, что открывал нам Учитель». Под руководством мастера Джовдет муаллим работает над 3-й симфонией, которую успешно представляет в качестве дипломной работы, высоко оцененной государственной экзаменационной комиссией, а по окончании московской альма-матер возвращается в Баку, где с 1947 года работает на кафедре композиции консерватории, ведя класс полифонии, инструментовки и сочинения.

 

Этапы большого пути

 

В числе этапных сочинений, созданных маэстро в 50-е годы, можно назвать симфоническую поэму «За мир» и 4-ю симфонию. В первой ярко проявились черты зрелого музыкального стиля композитора, потому она и получила широкое признание музыкальной общественности, а также широкую известность далеко за пределами нашей страны. Далее следует 5-я симфония, знаменующая собой также новый этап его творчества и покорившая слушателей логикой музыкально-драматургического развития, основанного на взаимодействии контрастной образной сферы. Это фактически роман о преодолении трудностей при высокой степени человечности. Его творчество всегда находилось в процессе развития, так как он чутко откликался на все знаковые общественно-политические события.

 

Как известно, 90-годы прошлого века в истории нашего народа были одним из самых трагических периодов - кровавый Январь, атмосфера хаоса и войны, в итоге потеря части наших исконных земель, террористические акты оказали огромное воздействие на деятелей культуры и искусства. Известия об убитых, горестные вести с Нагорного Карабаха больно отозвались в сердце творца, найдя яркое воплощение в двух его симфониях - 6-й «20 января» и 7-й «Памяти шехидов». Выражение глубоких душевных переживаний, вызванных страшными событиями военного времени, находится в центре внимания этих симфоний. Ему удалось доказать, что национальная композиторская школа, несмотря на тяжелое трагическое время, продолжала поступательное развитие. Эти симфонии вновь продемонстрировали верность незыблемым художественным эстетическим принципам своего педагога.

 

Напряжение сил и самоотдача

 

Среди симфоний Джовдета Гаджиева есть сочинение, посвященное образу нашего общенационального лидера Гейдара Алиева, перед личностью которого композитор преклонялся до конца своей жизни. Как известно, эта феноменальная личность всегда была в центре внимания деятелей литературы и искусства. Образ любимого президента неоднократно находил воплощение в творчестве азербайджанских композиторов. Среди симфоний Джадж­иева, посвященных этой актуальной теме, особое место занимает 8-я симфония. В этом сочинении сказались наблюдения и любовь композитора к личности, всегда в нем живущего восхищения человеком такого огромного масштаба, каким был Гейдар Алиев. И так каждый раз, задачи труднейшие решались Джаджиевым в максимальном напряжении творческих сил. Надо ли подчеркивать, что маэстро при этом, как правило, ставил перед собой в профессиональном композиционно - технологическом плане цели чрезвычайно сложные. По глубине драматизма и трагедийности образов и по силе воплощаемых переживаний его инструментальные сочинения являют собой яркие создания не только азербайджанской, но и современной музыки XX века. Джаджиев был образцом художника нового типа, рожденного современной действительностью, в котором органически синтезировались творец и общественный деятель. Он был секретарем Союза композиторов Азербайджана и секретарем правления Союза композиторов бывшего СССР. На протяжении ряда лет был ректором консерватории. Автору этих строк посчастливилось учиться и начать свою преподавательскую деятельность в консерватории в бытность Дж. Гаджиева в качестве ректора вуза. Вспоминается, как он смело привлекал на ответственные участки молодые преподавательские силы, исходя прежде всего из их потенциальных и индивидуальных способностей. Какая царила творческая атмосфера в вузе, который действительно был для всех священным храмом музыкального искусства, средоточием самых авторитетных «музыкальных мозгов», а главное, родным очагом, где существовала прежде всего личность его руководителя, который видел в своих коллегах, учениках товарища, собрата по искусству и разговаривал с ними на равных!

 

Знаменательный юбилей

 

2017-й - юбилейный год Джовдета Гаджиева, композитора, педагога и общественного деятеля, потому неслучайно при подписании распоряжения о проведении 100-летнего юбилея выдающегося гражданина современности Президент Азербайджана Ильхам Алиев отметил, что «творчество Джовдета Гаджиева, воспевающее духовную красоту человека в новаторском единстве традиций национального и мирового музыкального искусства, всегда характеризовалось высокой гражданской идеей и глубоким эстетическим содержанием».

 

Министерство культуры и туризма Азербайджанской Республики с учетом предложений Союза композиторов Азербайджана планируют в этом году провести ряд мероприятий, посвященных 100-летнему юбилею Джовдета Гаджиева. В области изучения творчества композитора сделано немало. Авторы ряда работ о нем раскрыли основные тенденции идейно-творческой деятельности композитора, ее общественную направленность, этический смысл. Однако есть такие художественные явления, которые не будут до конца исчерпаны теми, кто их воспринимает в качестве слушателя, зрителя, читателя, и теми, кто их анализирует. Думается, музыка и общественная деятельность композитора, педагога, лауреата государственных премий СССР, народного артиста, профессора Джовдета Гаджиева принадлежит к числу таких выдающихся явлений современности.

 

Земфира КАФАРОВА,

секретарь Союза

композиторов Азербайджана,

заслуженный деятель

искусств, профессор

Каспiй.-2017. - 7 апреля. - С. 12.