Художник-поэт

 

Грустная судьба поклонника прекрасного

 

Произведения искусства нередко называют окном во внутренний мир художника. В лучах струящегося через такие окна света очень часто реальность и грезы причудливо переплетаются, меняются местами, образуют смешение. К таким произведениям относится и «Портрет молодой женщины» Леонида Флориановича Жодейко, который хранится в Национальном музее искусства Азербайджана и с первого же взгляда производит глубокое впечатление на каждого посетителя.

 

Наряду с этим приходится признать недостаточную осведомленность о картине и ее авторе азербайджанской общественности, включая и любителей искусства. На изменение этой парадоксальной ситуации и нацелена настоящая статья, которая написана на основе сведений, которые автор собрал еще в студенческие годы в различных российских архивах.

 

Л.Жодейко родился в 1826 году в Москве в дворянской семье польских корней. Уже в детстве он всерьез увлекался живописью, учился в школе живописи, скульптуры и архитектуры, где брал уроки у С.Зарянко. В 1849 году Леонид отправился для продолжения учебы в Петербург, где до 1854 года занимался в Академии художеств у профессора Л.Маркова, постигая секреты реалистического искусства. По окончании учебы остался в городе на Неве, где и прожил до конца своих дней. За короткий срок молодой Леонид Жодейко зарекомендовал себя как талантливый живописец и, в частности, виртуозный портретист. В 1858 году за картину «Умывающаяся девушка» был удостоен звания академика живописи.

 

Очень скоро картины Жодейко украсили императорский дворец, его заказчиками стали преимущественно представители высшего света. В 50-60-е годы XIX века Л.Жодейко был однозначно самым влиятельным в Петербурге художником, на академических выставках первым почти всегда находили покупателя его картины, причем по баснословным ценам. В отчетах Академии художеств напротив его портретов записано слово «бис». Излишне говорить, что в таком городе с прочными художественными традициями, как Петербург, не каждому выпадает уже молодым завоевать столь высокую репутацию. Поэтому неудивительно, что у Жодейко хватало и завистников, и недоброжелателей.

 

Красноречивым свидетельством высокого авторитета Л.Жодейко может служить неполный перечень созданных им портретов: Али Ага Мохаммади (советник персидского посольства, 1855), князь К.А.Суворов-Румынский (1860), князь В.В.Волконский, его сын и супруга, княгиня Орбелиани, княгиня Долгорукая (все - 1870), княгиня Трубецкая (1872). Благодаря широкому кругозору и своеобразным художественным приемам Жодейко удавалось мастерски передавать в портретах характеры людей самого различного сословия и образа жизни. Сегодня его картины украшают музеи и коллекции Москвы, Твери, Санкт-Петербурга, Пензы, Саратова, Ставрополя, Баку. Необходимо учесть, что многие из работ художника в свое время находились в частных собраниях Петербурга (Ленинграда), который, как известно, подвергся блокаде и сильно пострадал в годы Великой Отечественной войны.

 

Среди портретных работ Л.Жодейко широкое место занимают женские образы. Но экспонирующаяся в Баку картина «Портрет молодой женщины» (1856), созданная в пору подъема таланта художника, без преувеличения может быть охарактеризована, как один из шедевров мастера. Эта картина размером 50x39 см выполнена масляными красками на холсте. Героиня изображена в черном, с печальным и задумчивым выражением лица, на темном фоне, и все это создает тревожную атмосферу. Темные тона одежды и фона переключают внимание наблюдателя на ее лицо с печатью переживаний и душевных потрясений. Интересно и даже парадоксально, что во взгляде героини присутствует некое очарование. Все это вместе взятое делает композицию запоминающейся, производя на зрителя сильное впечатление.

 

Стоит отметить, что композиция картины, особенно лицо героини, как бы освещена неким внутренним светом, что роднит эту работу с творениями художников Возрождения.

 

Личность прототипа героини Жодейко неизвестна. Хотя однажды жительница Москвы по имени Лидия Давыдова, увидев репродукцию картины в календаре «В мире прекрасного», приняла изображенную на ней женщину за свою близкую родственницу, супругу ректора Академии художеств. Действительно, художник дружил с этой семьей, но сравнение портрета с фотографией той женщины говорит о том, что различий между ними все же больше, чем сходства.

 

Картина была продана музею в 1940 году неким жителем Баку. Одно время автор хотел разыскать этого человека с тем, чтобы собрать какие-то сведения о картине, но безуспешно. Удалось лишь узнать, что он сам в свое время купил картину в Москве. Долгое время находясь в частных домах, то и дело меняя владельца, картина нуждалась в реставрации, которая и была осуществлена в 1948 году в Москве. Но с тех пор полотно хранилось недостаточно бережно, при переменчивой температуре, и вследствие этого заметно потрескалось.

 

Разыскать фотографию Жодейко или тем более его «Автопортрет» до сих пор никому не удалось.

 

Необходимо указать, что наряду с изобразительным искусством Л.Жодейко периодически сочинял стихи. На некоторые из его стихотворений написаны романсы, многие из которых долгое время занимали почетное место в репертуаре известных русских певцов. Как ни парадоксально, но сам он не придавал поэтической стороне своего творчества особого значения, и о его стихосложении были осведомлены даже не все родственники.

 

Художник-поэт пристально следил за всеми новостями как в искусстве, так и в политике. Его суждения о произведениях изобразительного искусства отличались меткостью и объективностью. Возможно, по этой причине он и снискал немало недоброжелателей. Тем не менее Л.Жодейко пользовался неизменным авторитетом в культурной среде Петербурга.

 

Так и не создав семьи, Л.Жодейко последний отрезок жизни провел в нужде, поскольку спрос на его работы существенно упал. К тому же здоровье художника сильно пошатнулось, и большая часть скромного заработка уходила на лекарства. Долгая болезнь не только подорвала силы, но и лишила его почти всего достояния. Летом 1878 года он переселился на дачу в деревне Тентелеев близ Петербурга, а вернуться назад у него уже не было ни сил, ни денег. Поэтому он прожил на даче до середины ноября и в тяжелом состоянии был доставлен в Александровскую больницу, где началась изнурительная борьба за жизнь.

 

На склоне лет художник стал обидчив и брюзглив, и по этой причине от него отошли многие друзья и знакомые. Одинокий, почти всеми брошенный и позабытый, Л.Жодейко умер 25 ноября, а 2 декабря петербургские газеты поместили некролог следующего содержания: «Русское искусство понесло очень тяжелую утрату. В больнице скончался Л.Ф.Жодейко, прославившийся своими женскими портретами. Художник скончался в 52 года в острой нужде. Такова судьба большинства людей талантливых».

 

У находящегося при смерти у художника нашли всего-навсего 80 копеек денег, и расходы на его похороны взяли на себя друзья и коллеги.

 

Приходится сожалеть, что биография и творчество этого замечательного художника фактически были обойдены вниманием исследователей истории российского изобразительного искусства. Его фамилия встречается лишь в музейных каталогах и справочных изданиях.

 

Зиядхан АЛИЕВ,

заслуженный деятель искусств Азербайджана,

доктор философии по искусствоведению

Каспiй.-2017. - 14 апреля. - С. 13.